Научная статья на тему 'Сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства университета'

Сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурность / образовательное пространство / поликультурное образовательное пространство / межкультурная коммуникативная компетентность / характеристики поликультурного образовательного пространства / толерантность / поликультурная личность. / multicultural / educational space / multicultural education space / intercultural communicative competence / characteristics of multicultural educational space / tolerance / multicultural personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Журлова

В статье представлены теоретико-методологические подходы к определению сущности понятия «поликультурное образовательное пространство», выделены его основные характеристики. Обосновано содержание межкультурной коммуникативной компетентности как ведущей характеристики поликультурной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCEAL CHARACTERES OF MULTICULTURAL EDUCATION SPACE OF UNIVERSITY

The article presents the theoretical and methodological approaches to defining the essence of the notion of "multicultural educational space", its main characteristics are emphasized. The content of the intercultural communicative competence is found as the leading characteristics of a multicultural personality.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики поликультурного образовательного пространства университета»

УДК 378.013.21

И. В. Журлова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА

В статье представлены теоретико-методологические подходы к определению сущности понятия «поликультурное образовательное пространство», выделены его основные характеристики. Обосновано содержание межкультурной коммуникативной компетентности как ведущей характеристики поликультурной личности.

Ключевые слова: поликультурность, образовательное пространство, поликультурное образовательное пространство, межкультурная коммуникативная компетентность, характеристики поликультурного образовательного пространства, толерантность, поликультурная личность.

Введение

На современном этапе вопросы педагогики многообразия и поликультурности образовательной среды приобрели актуальность в мировом масштабе, так как мы живем в многополярном мире, что находит своё проявление не только в геополитическом, но и в образовательном пространстве. В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания и самосознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции ее включения в поликультурное образовательное пространство.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «поликультурное образовательное пространство» на данный момент не является устоявшимся. Оно интегрирует сложные междисциплинарные теоретические проблемы культуры и образования. Обратимся к рассмотрению сущности термина «поликультурное образовательное пространство», исходя из родовых в этом случае понятий - «образовательное пространство» и «поликультурность».

Основополагающим в формулировке этого термина является «пространственный» подход, который в современных условиях приобретает особо важное значение, о чем свидетельствуют вошедшие в терминологию педагогической науки понятия «информационное пространство», «культурное пространство», «единое образовательное пространство», «социальное пространство» и др.

Пространство, являясь собственно философской категорией, обозначает некоторую протяженность, имеющую определенные границы, площадь или объем, то, что занимает определенное место. Например, в исследовании Г. Д. Костинского пространство характеризуется, с одной стороны, как территориально-предметная организованность объектов и явлений окружающего мира, с другой - как продукт мысленного расчленения человеческого чувства при восприятии объектов [1].

В этом отношении вызывает интерес значение термина «образовательное пространство». На современном этапе существует несколько подходов к трактовке этого понятия:

• пространство, в котором происходят процессы образования, воспитания, обучения (Л. И. Новикова [2], Е. В. Бондаревская [3], А. В. Мудрик [4]);

• часть среды, в которой действует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю. С. Мануйлов [5] и др.);

• динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных объектов различного уровня (В. И. Слободчиков [6] и др.);

• результат деятельности созидательного и интеграционного характера (Н. Л. Селиванова [7] и др.);

© Журлова И. В., 2017

• временное сочетание источников энергии, способных обеспечить развитие личности в соответствии с определенными целями (И. А. Колесникова [8] и др.);

• сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности (Г. М. Коджаспирова [9] и др.);

• целостность с системообразующими предпосылками, факторами, способствующими ее формированию и создающими необходимые условия для взаимного обогащения каждого из вступающих во взаимодействие компонентов и для возникновения новых, интегративных качеств системы в целом (В. А. Мясников [10] и др.).

Обобщая представленные взгляды и основываясь на научной позиции А. В. Хуторского [11], считаем возможным отметить, что образовательное пространство, в котором пребывает личность (субъект образовательных отношений) есть не что иное, как интегральное целое, состоящее из образовательных сред (сфер, областей) и внутреннего мира конкретной личности.

В этом отношении правомерно обратиться к концепции Г. Н. Серикова [12], в которой образовательное пространство рассматривается как сложная интегральная целостная система, состоящая из разнородных подсистем, выполняющих функцию образования (воспитания, обучения и развития) личности и характеризующаяся таким качествами, как формируемость, полицентричность, концентричность, культуросообразность, гуманистическая направленность.

Еще одним термином, входящим в смысловую структуру понятия «поликультурное образовательное пространство», является термин «поликультурность». Обратимся к его значению.

Поликультурность - 1) сохранение и умножение всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов поведения в образовательных системах; 2) становление культурной идентичности подрастающего поколения, понимание им культурного разнообразия современных сообществ, осознание неизбежности культурных различий людей [13].

Поликультурность образовательного пространства сегодня обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнедеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовности к поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

Осуществленный анализ понятий позволяет нам сделать следующее смысловое обоснование поликультурного образовательного пространства. Основываясь на позиции В. А. Мижерикова, мы трактуем его как единство образовательного и культурного пространств, взаимосвязь и взаимовлияние которых основывается на принципе государственной образовательной политики, обеспечивающей защиту и развитие образовательных систем, национальных культур, региональных и национальных традиций в условиях многонационального государства [14].

Одним из самых распространенных толкований поликультурного образовательного пространства является его определение, сделанное О. В. Гукаленко [15], трактующее искомый термин как территориально определенную среду, включающую учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования молодого поколения (детские сады, школы, училища, техникумы, институты и др.), а также социальные системы и явления (люди, учреждения, социальные и политические институты, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации), в целом, все то, что обусловливает сущностные изменения в организации многокультурного общества.

Опираясь на позицию О. В. Гукаленко [15], можно заключить, что в условиях поликультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде. Это возможно в условиях постоянного нахождения человека на грани культур, его умения говорить на разных культурных языках, проживать различные культурные модели жизни, сопрягать в своем сознании различные типы мышления. К тому же поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

Необходимо отметить, что в научной литературе встречаются разные дефиниции поликультурного образовательного пространства. Так, В. Погребняк говорит о поликультурной воспитательной среде и определяет ее как социально детерминированный комплекс условий

жизнедеятельности, результат формального и неформального взаимодействия различных культур, обусловливающий личностное развитие их представителей [16]. На этой основе поликультурное пространство учебного заведения - это социокультурный продукт взаимодействия субъектов воспитания, представляющих многообразие культур в определенной социальной среде (стране, регионе, местности) в отдельном учебном заведении, определяющий специфику реализации задач обучения, воспитания и всестороннего развития личности.

В этом отношении интересно мнение И. В. Колоколовой [17] и В. И. Бондаренко [18] о сущности поликультурного пространства образовательного учреждения, под которым авторы подразумевают объективно существующую систему межкультурных, социальных и образовательных взаимоотношений, способствующую интеграции национальной культуры, формированию общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования; социально-воспитательную категорию, отличающуюся особенностями структуры и функционального назначения.

Учитывая рассмотренные выше научные исследования, мы трактуем поликультурное образовательное пространство высшего учебного заведения как территориально определенную среду, в которой есть межкультурные, социальные и образовательные взаимоотношения и взаимосвязи субъектов учебно-воспитательного процесса, представляющих многообразие культур, и явления (общественные процессы, образовательная политика, ценностные ориентации и т.д.), которые определяют специфику реализации цели обучения, воспитания и всестороннего развития личности в поликультурном обществе. При этом поликультурное образовательное пространство университета, как правило, включает поликультурный состав педагогов, поликультурный состав обучающихся, различные социокультурные структуры, созданные с учетом запросов поликультурного контингента педагогов и студентов (образовательно-культурные центры национальных сообществ - землячеств; культурно-досуговая инфраструктура и т.д.), материальное и нормативное обеспечение [19].

Исходя из сказанного выше и учитывая возрастающее количество иностранных студентов в белорусской высшей школе, сегодня целесообразно говорить об актуальности формирования у обучающихся межкультурной коммуникативной компетентности, В определении сущности понятия «компетентность» целесообразно обратиться к мнению А. В. Хуторского, который относит к нему достаточно обширный диапазон личностных качеств, уточняя, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [11]. Следовательно, компетентность всегда персонифицирована и реализуется через качества определенного человека. Ученый также указывает на то, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Отсюда межкультурную коммуникативную компетентность мы определяем как опыт взаимодействия представителей различных этнических групп, предполагающий их включение в другую культуру и позволяющий им лучше и глубже понять ее этнические стереотипы, проявляя при этом эмпатию и толерантность.

В связи с этим формирование межкультурной коммуникативной компетентности ориентировано на решение следующих задач в рамках поликультурного образовательного пространства высшей школы:

- глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование представлений о многообразии национальных культур;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности;

- приобщение к основам мировой культуры.

Важнейшей задачей здесь является привитие идей альтруизма и уважения к другим культурам, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии иной самобытности, способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах, что способствует личностному росту всех студентов университета, их саморазвитию и самоактуализации.

В этом отношении мы считаем целесообразным принять во внимание мнение Д. С. Батарчука, согласно которому результатом становления и развития личности в

поликультурном образовательном пространстве является поликультурная личность, которую исследователь определяет как «творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [20, 153].

Сказанное выше позволяет заключить, что поликультурная личность характеризуется осознанием, осмыслением своего поведения во взаимодействии с представителями различных культур, которое строится на взаимоуважении, взаимопринятии и взаимопонимании, что и проявляется в функции этнотолерантности.

Согласно Декларации о принципах толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 г., толерантность трактуется как единение в многообразии. Этот принцип позволяет ослаблять различные виды и уровни межэтнической напряженности, стабилизировать межличностные и межгрупповые взаимоотношения. В основе этнической толерантности лежит социальное познание -познание людьми самих себя, других людей и социальных ситуаций. Отсюда социальное познание -это познание повседневности, которое чаще всего осуществляется в процессе межкультурной коммуникации. Как показывает исследование, эффективность межкультурной коммуникации обучающихся снижается, если они проявляют низкий уровень социального познания, проявляющийся в следующих характеристиках:

- низкая способность к сочувствию (отсутствие межличностной эмпатии), эмоциональная «холодность», отстраненность;

- наличие стереотипов, предрассудков, «когнитивная простота», категоричность и склонность к «черно-белому» восприятию, пониманию и толкованию мира;

- низкая коммуникативная культура, неумение корректно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; отсутствие навыков сотрудничающего и ненасильственного поведения, конфликтной компетентности.

Названные дефекты межкультурной межличностной коммуникации свидетельствуют о важности осуществления поликультурного образования студентов в рамках поликультурного пространства университета. Наиболее содержательное определение поликультурного образования дал Х. Томас: «Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремиться в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры [21, 83]. Поликультурное образование в целом предполагает учет культур разных национальных и этнических меньшинств, предусматривает адаптацию личности к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, определяет принципы взаимодействия между людьми с разными традициями, стимулирует диалог культур и отказ от монополии в отношении других наций и народов, развивает способность и умение жить в многонациональной среде. Следовательно, поликультурное образование основывается на признании наличия множества разнообразных и равноценных между собой культур и благотворного их взаимодействия друг с другом в рамках учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, что опирается на проявление этнотолерантности всеми субъектами этого процесса.

Анализ практики подтверждает, что необходимым условием воспитания этнотолерантности студентов как основной составляющей их межкультурной коммуникативной компетентности является организация социокультурного пространства университета, позволяющего развивать у них культурно-формирующую способность к поликультурной рефлексии, которая, в свою очередь, выступает необходимой предпосылкой развития способности обучающихся понимать культуру (ценности, традиции и т.д.) как своего народа, так и других народов. В этом отношении для создания благоприятного поликультурного образовательного пространства педагогического вуза, а также формирования межкультурной коммуникативной компетентности студентов большое значение имеет обеспечение сотрудничества университета с различными социокультурными институтами региона (национальные культурно-образовательные общества, семьи студентов, общественные организации и др.), которые влияют на реализацию поликультурного образования на микроуровне. Тесные связи с учреждениями культуры и искусства (музеями, выставочными залами, театрами, библиотеками), с общественными

организациями (диаспорами, землячествами и т.д.), с профессиональными и любительскими коллективами (ансамблями, хорами), участие в различных акциях и мероприятиях способствуют консолидации преподавательского и студенческого сообществ, воспитанию студентов в духе толерантности, взаимоуважения, эффективной межкультурной коммуникации.

Таким образом, основой решения образовательно-воспитательных задач в многонациональном поликультурном пространстве учреждения образования является принцип активизации внутренней готовности обучающегося каждой представленной в данном пространстве национальности познать, учесть и тактично отнестись к этническим особенностям представителей других национальностей, находящимся в данном сообществе. Разнообразные формы сохранения, накопления и обогащения традиций, интеллектуального и духовного потенциала этноса составляют уникальный вклад каждой нации в общечеловеческую цивилизацию. Как носитель культурного начала человечество может сохраняться и развиваться только при условии сохранения, взаимодействия и прогресса составляющих его этносов, их языков и культур. Такое взаимодействие культур порождает общение, диалог, емко охарактеризованный известным философом М. М. Бахтиным: «Единство культуры - это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше)» [22, 229].

Следовательно, поликультурность образовательного пространства предоставляет человеку выбор опыта культурных практик и способствует развитию толерантного сознания, а также позволяет создавать индивидуальную образовательную траекторию развития межкультурной коммуникативной компетентности.

Выводы

Проведенный теоретический анализ позволяет заключить, что сущностными характеристиками поликультурного образовательного пространства в условиях высшей школы являются следующие:

- всеобщность и всеобъемлемость в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи; антирасизм, антисемитизм, исключение этноцентризма, лингвисизма, русофобии и всех других форм дискриминаци по национальному признаку;

- формирование сознания обучающихся, ориентированного на восприятие многополярности мира с пониманием уникальности культур различных народов;

- принятие принципов ненасилия в отношении других людей, толерантности, эффективного сотрудничества, социальной справедливости;

- возможность реализации компромиссного решения в проблемных ситуациях взаимодействия, осознание последствий принимаемых решений как в настоящем, так и в будущем;

- поликультурное образование, ориентированное на формирование полиментальности, эмпатийности, принятии и усвоении ценностей других культур;

- развитие и культурное взаимообогащение всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, система высшего образования как организованный социальный институт,

обеспечивая поддержку этнокультурных запросов обучающихся, должна выступать в качестве фактора восстановления их этнической культуры и удовлетворения этнокультурных потребностей, реализации межэтнической толерантности студентов и приобщения их к межкультурному опыту, а также базовым средством представления и развития их межкультурных коммуникативных компетенций. Для реализации этого необходимо, чтобы все субъекты педагогического взаимодействия понимали и учитывали ценности поликультурного образовательного пространства, умели правильно и эффективно их использовать, что, в свою очередь, предполагает разностороннюю поликультурную компетентность всех субъектов образования и в первую очередь профессорско-преподавательского состава.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Костинский, Г. Д. Пространственность в человеческом сознании / Г. Д. Костинский // Мир психологии. - 1999. - № 4. - С. 116-129.

2. Новикова, Л. И. «Воспитательное пространство» как открытая система / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 132-143.

3. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. - 560 с.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания / А. В. Мудрик. -М. : Nota bene, 2008. - 218 с.

5. Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. - 2008. - Выпуск № 4, Том 14. - С. 21-27.

6. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

7. Селиванова, Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н. Л. Селивановой. -М. : Педагогическое общество России, 2001. - С. 105-120.

8. Колесникова, И. А. Педагогическая праксеология / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. - Москва : Академия, 2005. - 256 с.

9. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Гардарики, 2005. - 287 с.

10. Мясников, В. А. Постсоветское образовательное пространство в контексте педагогических измерений / В. А. Мясников, Н. И. Найденова. - М. : ИТИП, 2006. - 480 с.

11. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос», 2005. - 1 сентября. - Режим доступа : http: //www. eido s.ru/j oumal/2005/0901 .htm.

12. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган : «Зауралье», 1997. - 464 с.

13. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. - Москва : Педагогика, 2006. - 172 с.

14. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Сфера ТЦ, 2004. - 448 с.

15. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование: теория и практика : монография / О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.

16. Погребняк, В. Организационно-методические условия педагогического сопровождения поликультурного пространства в высшем образовании Канады / В. Погребняк // Педагогические науки : сб. науч. ст. Полтавского нац. пед. университета им. В.Г. Короленко. - 2012. - Вып. 56. - С. 55-61.

17. Колоколова, И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колоколова Инна Валерьевна. - Ростов-на-Дону, 2001. - 198 с.

18. Бондаренко, В.И. Социально-педагогическая деятельность «открытой» школы в поликультурной среде : дис. ... канд. пед. наук:13.00.07 / Бондаренко Валентина Ивановна. - Владивосток, 2005. -175 с.

19. Гуренко, О. I. Полжультурна освгга майбуттх сощальних педагопв: теоретико-методичний аспект : [монографiя] / О. I. Гуренко. - Бердянськ : Видавець Ткачук О.В., 2014. - 588 с.

20. Батарчук, Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды Д. С. Батарчук // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 34. - С. 153-159.

21. Thomas, H. Interkulturelles Lemen im Schüleraustausch. Saarbrücken u. Fort Lauderdale, 1988. - P. 83.

22. Бахтин, М. М. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - С. 227-231.

Поступила в редакцию 16.03.17

I. V. Zhurlova

ESSENCEAL CHARACTERES OF MULTICULTURAL EDUCATION SPACE OF UNIVERSITY

The article presents the theoretical and methodological approaches to defining the essence of the notion of "multicultural educational space", its main characteristics are emphasized. The content of the intercultural communicative competence is found as the leading characteristics of a multicultural personality.

Keywords: multicultural, educational space, multicultural education space, intercultural communicative competence, characteristics of multicultural educational space, tolerance, multicultural personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.