УДК 37.013.78 ББК 74.005.24 Ш 18
Р.Н. Шалумова
Соискатель кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Е.В. Дёмкина
Доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Актуальность статьи определяется происходящими в обществе социально-экономическими, политическими, идеологическими процессами. Центральной проблемой современной отечественной педагогики является сохранение общечеловеческих и национальных ценностей. Перед образованием стоят задачи по формированию общегражданской идентификации человека и вместе с тем сохранения национальной идентичности и личностной уникальности. В связи с этим актуален выбор оптимальных условий для развития полиэтнического взаимодействия с представителями разных культур и национальных традиций. Смысл проблемы, поставленной и решённой в данном исследовании, заключается в том, что вопросы систематизации научных знаний в области теоретических, методологических, методических и технологических основ эффективного воспитания поликультурной личности младшего школьника в полиэтнической образовательной среде в настоящее время недостаточно изучены.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурная личность, общегражданская идентификация, полиэтническая образовательная среда.
R.N. Shalumova
Applicant of Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
E.V. Demkina
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Social Psychology of Faculty of Social Technologies and Tourism, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
ESSENCE OF THE MULTICULTURAL PERSONALITY IN THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL THEORY
AND PRACTICE
Abstract. The relevance of this paper is defined by the social, economic, political and ideological processes happening in society. The central problem of modern domestic pedagogy is preservation of universal and national values. Education is faced by problems of formation of all-civil identification of the person and at the same time maintaining national identity and personal uniqueness. In this regard the choice of optimum conditions for development of multiethnic interaction with
representatives of different cultures and national traditions is relevant. The sense of the problem put and solved in this research is that questions of systematization of scientific knowledge in the field of theoretical, methodological, methodical and technological bases of effective education of the multicultural identity of the younger school student in the multiethnic educational environment are insufficiently studied now.
Keywords: multilevel of culture, multicultural personality, all-civil identification, multiethnic educational environment.
Осуществление социального взаимодействия человека с другими людьми невозможно вне культуры. В современном мире, с одной стороны, продолжается совершенствование этнокультурных общечеловеческих отношений, с другой, происходит возврат к культурным традициям, религии и т.д. В ходе взаимодействия личности с культурой общества складывается и развивается культура отдельного человека. Усвоение культурного опыта поколений происходит в процессе культуротворческой миссии самого человека. По отношению к человеку и человеческому сообществу культура выполняет комплекс социальных функций: трансляции социального опыта, регулирования деятельности человека, аккумулирование опыта человечества, формирования человеческих потребностей и ценностных ориентаций.
Организация объединенных наций (ООН) и другие организации декларируют признание ценности культурного многообразия стран, народов и этносов. «...Культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни» [1, 2].
В современной социальной ситуации преобладает парадигма гуманизации культуросообразности, онтогенетического и личностного подходов. В середине 60-х годов XX века вышла книга Т. Куна «Структура научных революций», которая провозгласила выделение комплекса социальных парадигм -символических обобщений, характерных для конкретного научного
направления и задающих принципы и ценности миропонимания.
Современные гуманистические парадигмы в образовании ориентируют личность на активное освоение и присвоение культурных достижений, прежде всего, своего народа. Важным методологическим принципом современного образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на его диалог с культурой, на развитие субъекта, способного к культурному саморазвитию.
Современная мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур. Культура XXI века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этнических культур. В результате в современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности понимания, достижений своего этноса. Это способствует проявлению уважения к культурной идентичности других людей. Таким образом, методологическим основанием данного исследования является культурологический подход (Е.С. Бабуно-ва, Е.П. Белинская, Э.Р. Хакимов, В.Ю. Хотинец, Л.А. Энеева и др.).
Нравственное и духовное развитие личности занимает ведущее место в системе педагогических задач в поликультурном обществе. Приоритетные формы и виды педагогической деятельности направляются на сохранение и развитие этнической культуры. В условиях сохранения и уважения этнических ценностей важно формирование общегражданской идентичности. В исследованиях
Л.И. Божович (1968), Л.В. Лидак (2001), В.С. Мухиной (1988) и др. установлено, что на ранних этапах онтогенеза происходит этническая социализация и освоение человеком общегражданских ценностей, позволяющих ему консолидироваться с обществом. Перед образованием стоят задачи по формированию общегражданской идентификации человека и вместе с тем сохранения личностной уникальности. В связи с этим внимание к проблемам практики поликультурного воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности приобретает особую актуальность.
В преамбуле к «Концепции поликультурного образования» авторы отмечают, что основную актуальность проблемы поликультурного воспитания и образования приобретают в многонациональном регионе Северного Кавказа (З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова). Основными идеями, представленными авторами многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, являются: формирование навыков межличностного взаимодействия в поликультурном пространстве, развитие толерантного культурного плюрализма. Концептуальные положения находят подтверждение в практической деятельности и педагогических концепциях других авторов. Так, в коллективной монографии «Введение в этнопедагогику» раскрыты сущность этнокультурной коннотации [3].
Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является проблема формирования личности в условиях поликультурной среды (Л.Н. Бережно-ва, А.Г. Бермус, В.П. Борисенков, И.С. Бессарабова, С.В. Иванова, Н.Б. Крылова, Т.В. Поштарева, Н.Е. Сидорова и др.). Современная цивилизация стремительно продвигает человеческое общество в новое качественное и количественное информационное измерение, которое
требует развития «целостного» человека, обладающего поликультурным мировоззрением (С.В. Гридин, Э.Р. Хакимов, А.В. Хуторской и др.). Для педагогической науки и практики важно положение о том, что поликультурная среда обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию и саморазвитие личности.
В настоящее время государством на законодательном уровне предпринята успешная попытка сформулировать основные подходы к реализации задач развития поликультурной личности в полиэтническом пространстве Российской Федерации. Принятый Государственной Думой РФ «Закон об образовании в Российской Федерации» 21 декабря 2012 года определяет право и свободу человека в части получения образования независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности. В Российской Федерации образование осуществляется на русском языке, но при этом гражданам гарантировано право изучения родного языка, изучения литературы народов России «на родном языке из числа языков народов Российской Федерации...» [4].
Переход на новую законодательную базу был осуществлен с 1 сентября 2013 года, были приняты новые образовательные стандарты, провозглашающие в числе важнейших принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования следующие:
- единство образовательного пространства Российской Федерации и развитие этнокультурных традиций;
- гуманистический характер;
- демографический характер;
- светский характер образования.
В Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования подчеркивается, что под поликультурной личностью понимается личность, «воспринимающая себя в качестве субъекта полилога культур,
имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством толерантности, эмоциональной устойчивостью, способная к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [5]. В исследованиях Д.С. Батарчука, А.Я. Данилюка и др. под поликультурной личностью понимается «творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными куль-турообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства» [6: 10].
Поликультурная личность - это субъект, обладающий этнокультурной идентичностью и позитивной Я-концепцией. Ее отличает чувство внутреннего равновесия и положительное отношение к себе и другим (К.А. Абульханова, Ш.А. Амонаш-вили, Л.И. Анцыфирова, А.В. Петровский, И.Б. Котова и др.). Наиболее важными личностными качествами являются отзывчивость, терпимость, открытость, доброжелательность, толерантность. Вместе с тем она осознает себя представителем одновременно нескольких культурных групп: этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.; легко вступает в межкультурный диалог, с пониманием относится к культурным особенностям других и воспринимает культурное разнообразие как норму их сосуществования.
Качества поликультурной личности формируются и совершенствуются в течение всей жизни. Предпосылки поликультурной личности закладываются на ранних этапах онтогенеза. Признано, что наиболее сензитивными периодами для освоения богатства культуры этноса и общечеловеческой
культуры являются ранние этапы онтогенеза.
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение обучающихся младшего школьного возраста к этнокультурным ценностям, осуществление пропедевтической работы с детьми в период ранней социализации [7]. Главной целью поликультурного компонента в образовании является выработка уже на этапе младшего школьного возраста навыков межкультурного взаимодействия и предпосылок формирования межкультурных компетенций. К ним относятся осознание культурных различий, уважение, терпимость, принятие уникальности каждого народа, позитивное отношение к традициям, готовность реагировать на изменения, гибкость в межэтническом общении и в выборе альтернативных решений, отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти компетенции способствуют урегулированию конфликтных ситуаций, закладывают основу культуры межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами, формируют поликультурную компетентность личности (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Т.В. По-штарева, Л.И. Максимова и др.).
Поликультурную компетентность человека следует рассматривать как сложное интегративное образование, включающее аксиологический, личностный, когнитивный и организационно-деятельност-ный компоненты. Аксиологический компонент представляет собой совокупность общечеловеческих и национальных (этнических) ценностей в структуре личности. Общечеловеческие и национальные ценности, с одной стороны, обусловливают формирование личностных качеств, необходимых человеку для жизни и деятельности в поликультурном социуме, а с другой - сти-
мулируют овладение системой культурологических знаний и умений межнациональногои межкультурного взаимодействия (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). К системообразующим качествам личностного компонента относят гуманизм, толерантность, национальную идентичность, этническое самосознание и гражданственность, которые обеспечивают в личностной структуре человека гармонию общечеловеческих, гражданских и этнических начал. В структуру когнитивного и организационно-деятельностного компонентов принято включать культурологические компетенции о национальных традициях народов, которые обеспечат позитивное сотрудничество и взаимодействие с представителями других национальностей [8: 58].
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностным идеалам, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Поликультурная личность в структуре общечеловеческой культуры - личность, воспринимающая себя в качестве субъекта диалога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии, толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с представителями разных культурных групп, способная к продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества.
Рабочее определение поликультурной личности выступает отправной точкой данного исследования. Поликультурная личность ориентирована на уважение, интерес, позитивное отношение к представителям различных этносов, культур, конфессиональной принадлежности другого человека. Процесс
модернизации российского образования происходит в условиях социокультурной трансформации и изменений федеративного устройства государства. Федеративность Российского государства предполагает ориентацию социальных институтов на социально-экономические, культурно-образовательные, этнические, исторические, экологические, производственные и другие особенности конкретного региона. Все субъекты современной России ориентированы на реализацию как Федерального, так и национально-регионального компонентов образования, а вместе с тем на поиск путей совершенствования поликультурного взаимодействия. Поскольку процессы регионализации затрагивают, прежде всего, образовательные институты, возникает необходимость в переосмыслении роли развития системы образования в условиях «глобальной регионализации» общественной жизни всей страны. Совершенствование системы образования в Северо-Кавказском регионе происходит через взаимодействие федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Федеральный компонент в стандарте образования обеспечивает усвоение мировой и общероссийской культуры. Региональный компонент образования отражает культурные достижения региона. Его освоение позволяет человеку получить возможность беспрепятственно включаться в различные области этнокультурной практики и формы организации совместной деятельности с представителями разных этнических сообществ региона. На этой основе у субъекта развиваются любовь к родному краю и уважение к другим народам.
Программа развития воспитания в системе образования России указывает: «Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им
имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны» [9: 3]. Система образования является одним из важнейших факторов в удовлетворении потребности подготовки поколений к воспроизводству культурных ценностей. Решение указанной задачи не может быть обеспечено только предметной, специальной подготовкой: образование становится полноценным лишь в том случае, когда его смысл определяется воспитательными целями. Важным моментом становления личности молодого человека является его нравственно-эстетическое воспитание на основе воспитания этнической толерантности, возрождения и сохранения этнокультурных традиций в обществе. Реализация национально-регионального компонента в начальной школе невозможна без анализа современного состояния исследуемой проблемы. Изучение концепции и различных педагогических подходов и направлений, представленных в работах следующих авторов: П. Бателаан «Межкультурное образование - больше, чем долг» [10], Дж. Бенкс «Мультикультурное образование: цели и измерения» [11: 188], позволили констатировать, что воспитание этнической толерантности как целенаправленный процесс формирования гуманитарных качеств личности является приоритетным направлением в учебно-воспитательной работе.
Регионализация образования обусловила проблему создания такой системы, которая бы удовлетворяла индивидуальным, национальным, общероссийским и мировым запросам человека. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев
образования, ориентированных на последовательное развитие личности, ее самоопределение в условиях многоязычного и поликультурного пространства региона. Важную роль в воспитании поликультурной личности младших школьников, проживающих в многонациональном регионе, выполняет преемственность традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости в современной школе (Ш.М.-Х. Арсалиев, Р.А. Ахметхано-ва, Г.Н. Волков, Н.В. Барышников, Р.З. Хайруллин и др.).
В современной образовательной ситуации на первый план выходят духовно-нравственные ценности и культурные идеалы -идеалы свободы, самоутверждения, безусловного принятия другого человека независимо от его этнокультурной идентичности. В исследованиях И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, Э.Д. Днепрова, Н.Д. Никандрова, Ш.А. Амонашви-ли, А.В. Петровского и др. достаточно подробно проанализированы приоритеты отечественной педагогики конца ХХ века, определившие современные методологические принципы образования, провозглашающие идеи ценностного, аксиологического отношения к человеку и человека к другим людям, другим народам и этнокультурным сообществам.
Развитие личности в младшем школьном возрасте как культурно-исторического субъекта предполагает осуществление трансформации региональной и общечеловеческой культуры в школьную практику. А, следовательно, появляется возможность у самих начальных школ отвечать культурологическим запросам общества и человека. Ведущей гуманистической идеей нового педагогического мышления является самостоятельность начальной школы в выборе стратегии своего развития, в самоопределении вариативной части учебного плана, в разработке педагогических технологий образования, в
совершенствовании поликультурной среды школ.
Совокупность обозначенных теоретических положений о воспитании поликультурной личности младших школьников позволяет очертить круг методологических положений и определить дальнейшую стратегию исследования. Общенаучное методологическое обоснование воспитания поликультурной личности младших школьников опирается на сущность культурологического подхода и диалога культур. Конкретно-научная методология позволяет обозначить
значимость антропологической, аксиологической, гуманистической, культурологической, субъектно-личностной парадигм воспитания личности. Представленные теоретико-методологические подходы позволяют обратиться к историческому опыту национальных школ и региональному компоненту Федерального государственного образовательного стандарта. Вместе с тем они позволят осуществить эмпирические процедуры данного исследования, включающие констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Примечания:
1. Kindler A. Education of Migrant Children in the US // National Clearinghouse of Bilingual Education. 2001. № 8.
2. Дёмкина Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отчественных мыслителей // Социосфера. 2011. № 4. С. 18-23.
3. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькина А.Б. Введение в этнопедагогику. Элиста, 2006. 304с.
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс. М., 2018. Загл. с экрана.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
6. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник ТГПУ. 2010. № 12. С. 10-16.
7. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997. 167 с.
8. Малыковская Т.Н. Учитель - ученик. М.: Просвещение, 1977. 167 с.
9. Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды: автореф. Дис. ... канд. Пед. наук. Махачкала, 2012. 23 с.
10. Бателаан П. Межкультурное образование - больше, чем долг. М.: Просвещение, 2002. 243 с.
11. Бенкс Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования: культуросообразная школа. 2002. № 11. С. 188-192.
References:
1. Kindler A. Education of Migrant Children in the US // National Clearinghouse of Bilingual Education. 2001. No. 8.
2. Dyomkina E.V. Preconditions of research of problematic aspects of "mind" and "mentality" in works of foreign and domestic thinkers // Sociosphere. 2011. No. 4. P. 18-23.
3. Volkov G.N., Petrova T.N., Pankina A.B. Introduction to Ethnopedagogy. Elista, 2006. 304 pp.
4. On education in the Russian Federation: Feder. Law of 27.12.2012 No. 273-FZ (dated by 19.02.2018) // SPS ConsultantPlus. M., 2018. The title from the screen.
5. Federal state educational standard of basic general education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M.: Prosveshchenie, 2011. 48 pp.
6. Batarchuk D.S. Psychological and pedagogical support of the development of a multicultural person in the conditions of polyethnic educational environment // Bulletin of TSPU. 2010. No. 12. P. 10-16.
7. Sitarov V.A., Maralov V.G. Psychology and pedagogy of nonviolence. M., 1997. 167 pp.
8. Malykovskaya T.. Teacher - pupil. Moscow: Prosveshchenie, 1977. 167 pp.
9. Alibekova Z.N. Formation of the emotional-value attitude of senior pupils to the family in the conditions of the ethno-cultural environment: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Makhachkala, 2012. 23 pp.
10. Batelaan P. Intercultural education is more than duty. M.: Prosveshchenie, 2002. 243 pp.
11. Banks J. Multicultural Education: Goals and Dimentions // New values of education: culture-appropriate school. 2002. No. 11. P. 188-192.