Научная статья на тему 'Реализация современных подходов к обновлению содержания подготовки педагогов дошкольного образования'

Реализация современных подходов к обновлению содержания подготовки педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА / POLYETHNICITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / CULTURAL APPROACH / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моторина Надежда Александровна

В статье рассматривается проблема подготовки педагогов дошкольного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве. Автор анализирует содержание программы элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтнических детских садах»; обосновывает актуальность компетентностного и культурологического подходов для высшего профессионально-педагогического образования, останавливается на понятии «межкультурная компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моторина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Modern Approaches to Updating the Content of Preschool Teachers' Training

The paper addresses the problem of training teachers of preschool education for working in a multicultural educational environment. The author analyzes the curriculum of the elective course "Peculiarities of educational process organization in multi-ethnic kindergartens", justifies the importance of competence-based and cultural approaches to higher teacher education and discusses the term "intercultural competence."

Текст научной работы на тему «Реализация современных подходов к обновлению содержания подготовки педагогов дошкольного образования»

УДК 378 ББК Ч 486.20

Н. А. Моторина

г. Чита, Россия

Реализация современных подходов к обновлению содержания подготовки педагогов дошкольного образования

В статье рассматривается проблема подготовки педагогов дошкольного образования к работе в поликультурном образовательном пространстве. Автор анализирует содержание программы элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтнических детских садах»; обосновывает актуальность компетентностного и культурологического подходов для высшего профессионально-педагогического образования, останавливается на понятии «межкультурная компетентность».

Ключевые слова: полиэтничность, компетентностный подход, культурологический подход, подготовка.

N. A. Motorina

Chita, Russia

Realization of Modern Approaches to Updating the Content of Preschool Teachers’ Training

The paper addresses the problem of training teachers of preschool education for working in a multicultural educational environment. The author analyzes the curriculum of the elective course “Peculiarities of educational process organization in multi-ethnic kindergartens”, justifies the importance of competence-based and cultural approaches to higher teacher education and discusses the term “intercultural competence.”

Keywords: polyethnicity, competence-based approach, cultural approach, training.

Наше общество многоязычно, поликуль-турно, полицивилизованно. В мире остро стоят проблемы поликультурности и толерантности. В условиях взаимопроникновения культур, политической, социальной и экономической интеграции формирование поликультурного образовательного пространства является оптимальным ответом на текущие вызовы современных глобализационных процессов.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики.

Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности.

Одним из показателей прогрессивной общественной жизни является разнообразие культур, а столкновение различных ценностных приоритетов создаёт условия для их взаимообогаще-ния.

Поликультурное воспитание - явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г. Д. Дмитриев, В. В. Макаев, Д. Б. Сажин и др.). В педагогической науке определены сущность, цели, задачи, основные категории по-ликультурного воспитания (Г. Д. Дмитриев,

Н. Б. Крылова и др.), разработаны общие принципы содержания поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов (В. А. Ершов, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др.). Изучена история развития идеи поликуль-турного воспитания в мировой и отечественной педагогике (О. В. Гаганова, А. Н. Джуринский и др.), его этнопедагогический аспект (Г. Н. Вол-

© Н. А. Моторина, 2011

89

ков, И. В. Жуковский, М. Н. Кузьмин, B. C. Ку-кушин и др.).

Актуальны вопросы подготовки будущих педагогов дошкольного образования к работе в полиэтнических детских садах, но данная проблема недостаточно освещена. Изучением поли-культурного образования в высшей школе занимались Ю. С. Давыдов, Л. Л. Супрунова.

Эффективность модернизации высшего образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки профессионально компетентного конкурентоспособного специалиста.

На современном этапе можно говорить о необходимости обновления содержания подготовки будущих педагогов к работе в поликуль-турном образовательном пространстве детского сада. Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования, и именно в нём закладывается фундамент развития личности.

В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Основными подходами к обновлению содержания подготовки будущих педагогов дошкольного образования, на наш взгляд, являются культурологический и компе-тентностный.

Отечественный культуролог А. Я. Флиер, рассуждая о широте спектра реализации культурологического подхода, отмечает, что в любой области социокультурного и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход [5].

Сущность культурологического подхода в образовании заключается в воспитании человека культуры и нравственности, направленного на сохранение и воспроизводство мировых культурных ценностей. Значимость подхода усиливается в поликультурном образовательном пространстве.

Актуализация культурологического подхода обусловлена возвращением образования в контекст культуры. Данный подход предполагает рассмотрение феномена «культуры» в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического метода познания, определяет многообразие его стратегий и тактик. Культурологический подход выступает методом проектирования концепций личностно ориентированного образования (Е. В. Бондарев-

ская, Н. И. Алексеев, М. В. Кларин, В. В. Зайцев, В. В. Сериков и др.).

Значимым для нас является определение Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневич, которые под культурологическим подходом к развитию профессиональной деятельности педагога понимают видение данного процесса сквозь призму культуры, то есть его восприятия как культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность [1].

Как считает Л. А. Сундеева, поликультурность как системообразующий принцип реализации культурологического подхода в педагогике предписывает учитывать при проектировании культуросообразного содержания образования основное целостное свойство культуры как «единство в её многообразии»: глобальность и локальность, общие и профессиональные, материальные и духовные, общечеловеческие и национальные, общественные, групповые и личностные компоненты и др. [2].

На современном этапе актуальным является компетентностный подход для высшего профессионально-педагогического образования. Это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценки результатов.

Согласно компетентностному подходу главным результатом образования должны стать не отдельные знания, умения и навыки в определённых областях знания, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В последнее десятилетие осуществляются попытки включить компетентностную модель образования в существующую (Краев-ский, 2002; Болотов, Сериков, 2003; Хуторской 2003; Бермус, 2005; Дахин, 2007; Иванов, 2007; Ефремова, 2010).

В своем исследовании, посвященном подготовке педагогов дошкольного образования к работе в поликультурных условиях, мы опираемся на определение межкультурной компетентности В. И. Тузлуковой: «Межкультурная компетентность - знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; форм поведения, невербальных компонентов

(жесты, мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей» [3].

В процессе подготовки студентов формируются как специальные профессиональные, так и общекультурные компетенции, их формирование базируется на культурологическом и ком-петентностном подходах. Данные компетенции необходимы для выполнения профессиональнопедагогических функций и в поликультурном образовательном пространстве. Таким образом, можно говорить о важности реализации обозначенных подходов в образовательном процессе вуза.

Для Забайкальского края остро стоит проблема подготовки педагогов дошкольного образования. Работа по данному направлению осуществляется в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

По нашему мнению, обновление содержания подготовки педагогов, как никогда раньше, требует особого подхода. В связи с необходимостью постоянно развивать и совершенствовать профессиональную подготовку будущих специалистов, нами была разработана программа элективного курса «Особенности организации педагогического процесса в полиэтнических детских садах», в котором раскрываются вопросы толерантного отношения к представителям различных рас и этносов, формирования национального самосознания и мировосприятия у детей, национальные традиции народов Забайкалья, особенности взаимоотношений детей и взрослых в различных социокультурных ситуациях и др.

Курс направлен на решение задач развития и совершенствования компетенций студентов -будущих педагогов дошкольного образования, рефлексии их учебной деятельности. Предполагает изучение студентами 7 разделов.

Раздел 1. Формирование этнотолерантности у детей дошкольного возраста.

Одной из актуальных социокультурных и психолого-педагогических проблем становится воспитание толерантности и этнотолерантности детей. Во всех основных современных общеобразовательных программах так или иначе представлены задачи и содержание работы в данном направлении.

Раздел 2. Проблема этнической идентификации детей в поликультурных условиях.

Идентичность этническая включает, прежде всего, глубоко значимое переживание данной принадлежности как одной из важнейших со-

ставляющих в системе представлений личности о себе. Среди основных критериев этнической идентификации могут быть родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия, общее историческое прошлое, чувство привязанности к родной земле, своей Родине, общей территории проживания и многое другое.

Раздел 3. Психолого-педагогические основы педагогического общения.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Знание педагогом компонентов ситуации общения, ситуации речевого общения позволит ему правильно реализовать замысел коммуникации, прогнозировать характер восприятия речи, т. е. будет способствовать эффективному профессионально-педагогическому общению.

Раздел 4. Особенности речевого развития детей в условиях билингвизма (коммуникативная направленность речевого развития детей в полиэтническом детском саду).

Основным носителем этнокультурных норм служит язык, функционируя в качестве внутри-этнического коммуникативного средства передачи традиций, информации об истории и культуре народа. В последнее время закономерно возрастает интерес исследователей к проблемам межкультурной коммуникации, национального менталитета и коммуникативного поведения.

Раздел 5. Фольклор в воспитании детей полиэтнического детского сада.

Особую роль в реализации этнического компонента в дошкольном образовании имеет знакомство с устным творчеством народов, проживающих на территории Забайкальского края. Использование фольклора направлено на воспитание личности как носителя культуры.

Раздел 6. Педагогическая оценка этнокультурных особенностей детей.

По мнению Э. Р. Хакимова педагогическое оценивание этнокультурных особенностей детей позволяет «повысить эффективность профессионально-педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве» [6, с. 395].

Раздел 7. Специфика профессиональной компетентности педагога полиэтнического детского сада.

Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как её субъекта.

Мы считаем, что успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде в большой мере зависит от уровня его профессиональной компетентности.

При составлении данной программы учитывались компетентностный и культурологический подходы. В настоящее время программа

реализуется на педагогическом факультете по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика дошкольного образования». Это, на наш взгляд, будет способствовать обновлению содержания образования, а соответственно и более эффективной подготовке педагогов дошкольного образования к работе в полиэтнических детских садах.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на/Д: Учитель, 1999. 560 с.

2. Сундеева Л. А. Культурологический подход к проектированию современных образовательных систем // Вектор науки ТГУ. Педагогика. № 3(13), 2010. С. 41-43.

3. Тузлукова В. И. Научно-педагогический глоссарий учителя экономики. ИКЬ: http://rspu.edu.ru/li/joumal/lexicography/glossary.htm (дата обращения 15.08.2011).

4. Улзытуева А. И. Компетентностный подход к проблеме формирования детского двуязычия // Гуманитарный вектор №1 (25). Чита, 2011. С. 10-13.

5. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. М.: Согласие, 2000. 207 с.

6. Хакимов Э. Р. Оценка педагогами этнокультурных особенностей ребенка // Меж-культурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: научно-методические материалы / под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. СПб.: Книжный Дом, 2008. 408 с. С. 372-397.

Рукопись поступила в редакцию 12.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.