Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки будущих педагогов в контексте поликультурного образования детей дошкольного возраста'

Совершенствование подготовки будущих педагогов в контексте поликультурного образования детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNOCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Т. В.

Специфика современной социокультурной и педагогической ситуации состоит в том, что мощные потоки мигрантов заметно видоизменили этнический состав России. Не только в крупных городах, но и в малых городах РФ практически нет образовательных учреждений с этнически однородным составом детей. В данных обстоятельствах актуализируется проблема поиска эффективных путей реализации поликультурного образования, которое способствует удовлетворению культурных и духовных запросов субъектов многонационального общества. Считаем закономерным внимание к проблеме совершенствования профессиональной компетенции будущих педагогов и необходимость целенаправленной работы по подготовке будущих воспитателей к формированию поликультурной личности в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of training of the future teachers in the context of multicultural education of children preschool age

The specific of the modern socio-cultural and educational situation consists in that powerful streams migrants significantly altered the ethnic composition of Russia. In the many cities of Russian Federation doesn’t have educational institutions with an ethnically uniform composition of children. In these circumstances, the problem of finding updated effective ways to implement multicultural education, which contributes to the satisfaction cultural and spiritual needs of the subjects of a multicultural society. The article presents the problem of improving the professional competence of future teachers, and also the necessity of purposeful work on the preparation of future teachers to the formation of a multicultural identity in the conditions of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки будущих педагогов в контексте поликультурного образования детей дошкольного возраста»

УДК 377.8

Т.В. Наумова

Совершенствование подготовки будущих педагогов в контексте поликультурного образования детей дошкольного возраста

Аннотация. Специфика современной социокультурной и педагогической ситуации состоит в том, что мощные потоки мигрантов заметно видоизменили этнический состав России. Не только в крупных городах, но и в малых городах РФ практически нет образовательных учреждений с этнически однородным составом детей. В данных обстоятельствах актуализируется проблема поиска эффективных путей реализации поликультурного образования, которое способствует удовлетворению культурных и духовных запросов субъектов многонационального общества. Считаем закономерным внимание к проблеме совершенствования профессиональной компетенции будущих педагогов и необходимость целенаправленной работы по подготовке будущих воспитателей к формированию поликультурной личности в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: поликультурное образование, профессиональная компетентность, этнокультура.

T.V. Naumova

Perfection of training of the future teachers in the context of multicultural

education of children preschool age

Abstract. The specific of the modern socio-cultural and educational situation consists in that powerful streams migrants significantly altered the ethnic composition of Russia. In the many cities of Russian Federation doesn't have educational institutions with an ethnically uniform composition of children. In these circumstances, the problem of finding updated effective ways to implement multicultural education, which contributes to the satisfaction cultural and spiritual needs of the subjects of a multicultural society. The article presents the problem of improving the professional competence of future teachers, and also the necessity of purposeful work on the preparation of future teachers to the formation of a multicultural identity in the conditions of preschool educational organizations.

Keywords: multicultural education, professional competence, ethnoculture.

В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка: эмоций, чувств; начинается процесс осознания себя в окружающем мире, социальной адаптации в обществе, что обеспечивает возможности систематического и последовательного духовно-нравственного и поликультурного воспитания детей [1, 306].

Нам близка позиция И.Б. Орловой, которая рекомендует формировать у всех представителей российских народов «двухуровневую идентичность»: локально-этническую и объединяющую разные этнокультурные группы государственную, общероссийскую [2].

Как результат - личность, имеющая представление о разнообразии культур, об общем и особенном в традициях и образе жизни, ценностях народов России и идентифицирующая себя субъектом российской культуры.

Одним из факторов непосредственно влияющим на качество воспитания в условиях поликультурной образовательной среды является профессиональная компетентность педагога. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Педагогическое образование» определяет компетенции, которые отражают готовность будущего педагога к деятельности в данном направлении и одновременно характеризуют его как личность, демонстрирующую «толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям» различных народов; обладающую способностями «выявлять и использовать возможности региональной

культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» в том числе в области поликультурного образования [3, 6-7].

Таким образом, в России социальный заказ к современному высшему образованию основан на требованиях к педагогу, способному к формированию поликультурной личности, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений и содействия этнокультурному многообразию народов России [4, 103-104; 5, 84-85]. Термин «поликультурная личность» употребляем для обозначения личности, формирующейся в условиях взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимодействия культур, их сосуществования «вместе» в поликультурной образовательной среде [6, 114].

Анализ практик образовательной деятельности на примере малого города Нижегородской области свидетельствует о недостаточной готовности педагогов к формированию «поликультурной личности» в дошкольных образовательных организациях [7, 313].

Создание новой модели подготовки будущих педагогов дошкольного образования предопределило необходимость разработки и реализации курса по выбору для студентов вуза «Этнокультура в образовательном процессе ДОО» как одного из путей разрешения обозначенных выше проблем.

Дисциплина изучается на первом курсе и относится к вариативной части профессионального цикла. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы - 108 часов. Для освоения данной дисциплины обучающимся необходимо использовать знания и умения, параллельно приобретаемые в ходе изучения таких дисциплин как: «Семейная педагогика», «Психология», «Введение в педагогическую деятельность», «Игровые технологии в образовательном процессе ДОО». Освоение дисциплины «Этнокультура в образовательном процессе ДОО» является необходимой основой для последующего изучения педагогического и методического блока дисциплин.

Основная цель освоения дисциплины «Этнокультура в образовательном процессе ДОО» - формирование компетентности будущего педагога в области поликультурного образования детей дошкольного возраста, которая достигается посредством решения следующих задач:

- осознание значимости и необходимости поликультурного воспитания детей и молодежи на современном этапе развития образования и российского общества в целом;

- формирование представлений о национальном своеобразии и духовных традициях, идеалах национальных систем воспитания;

- систематизация представлений студентов о народной педагогической культуре как этнокультурном и этнопсихологическом феномене: её сущности, содержании, методах и особенностях функционирования в различных этно- и социокультурных условиях;

- формирование умений: выявлять и объяснять причинно-следственные связи, современные особенности и историческое развитие форм проявления культуры у различных народов; использовать потенциал народной педагогики (его методы, средства, формы) в контексте: совершенствования поликультурного воспитания дошкольников, обогащения содержания образования дошкольников и предметно-пространственной среды ДОО поликультурными компонентами;

- воспитание культуры межэтнических отношений и этики поведения в многонациональной среде в контексте формирования представлений о принадлежности к локально-этнической и государственной, российской общности.

Более подробно остановимся на содержании дисциплины. Ниже приведен перечень изучаемых тем и основные вопросы, которые рассматриваются в рамках каждой из них.

Тема 1. Актуальные проблемы современного образования.

Поиск путей возрождения духовных традиций национального воспитания как одна из ключевых задач современной теории и практики образования. Потенциал народной педагогики в духовно-нравственном и поли-

культурном образовании детей и молодежи на текущем этапе развития образования.

Тема 2. Понятие «этнопедагогики» и «этнопсихологии» в психолого-педагогической литературе.

Актуальность этнопедагогики как науки, изучающей национальное своеобразие систем воспитатания в современной теории и практике образования. Специфика этнопедагогики. Методологические основы этнопедагогики и ее связь с другими науками. Методы этнопедагогических исследований. Предмет, цели, задачи, методологические принципы этнопсихологии.

Тема 3. Теоретико-методологические основы поликультурного образования. Развитие взглядов на этнографические явления в России и за рубежом. Основные концепции воспитания в полиэтническом социуме. Культурологический подход как методологическая основа поликультурного образования. Универсальные гуманистические ценности, аккумулирующие исторический опыт предшествующих поколений: «Человек», «Отечество», «Традиции», «Патриотизм» в национальных воспитательных системах.

Тема 4. Психолого-педагогическая характеристика представителей «этнорегио-нальных групп» России.

Понятия: «Человечество», «Этнос», «Нация», «Народность», «Этногруппа», «Национальная культура», «Национальное сознание». Характеристика этно-психо-логических особенностей представителей различных национальностей, проживающих в России: славянской, тюркской и алтайской финно-угорской, тунгусо-маньчжурской, монгольской групп народов, народов Северного Кавказа.

Тема 3. Поликультурное образование: сущность, средства и методы реализации. Организация поликультурного образования в соответствии с возрастными особенностями детей (этапы поликультурного образования). Методология и методы исследования актуальных проблем поликультурного образования.

Тема 4. Этнокультура в образовательном процессе ДОО.

Культура как форма проявления этноса. Подходы к анализу этнокультуры. Национальное возрождение и некоторые тенденции развития этнокультуры.

Тема 5. Воспитание межнациональной толерантности и культуры межнационального общения у дошкольников.

Понятия «этика межнационального общения», «этика поведения» в межнациональной среде, «толерантное поведение». Цели и задачи воспитания толерантности. Подходы к воспитанию межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста: личностно-ориентированный и дея-тельностный.

Тема 7. Средства формирования основ поликультурной компетентности детей дошкольного возраста: различные жанры народного творчества: пословицы, поговорки, песенная поэзия, сказки, игры в народной системе воспитания.

Тема 8. Средства формирования основ поликультурной компетентности детей дошкольного возраста: народные обычаи, традиции, обряды, ритуалы, отображающие образ жизни представителей различных этногрупп.

Тема 10. Содержание поликультурного воспитания: нравственный смысл этнопе-дагогических миниатюр народов России; патриотическая направленность сказок, былин, песен; экологические аспекты в народном творчестве; привитие трудолюбия. Традиции трудового, физического, умственного, эстетического воспитания в национальных системах воспитания.

Тема 11. «Гражданская идентичность» и её формирование у детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте. Содержание понятия, структурные компоненты. Средства и формы работы воспитателя ДОО по формированию у детей дошкольного возраста основ гражданской идентичности.

Тема 13. Взаимодействие семьи и ДОО в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста: проблемы, средства, формы и перспективы.

Этнопсихологические особенности дет-ско-родительских отношений. Традиционные формы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями. Особенности нетрадиционных форм работы с родителями в рамках основных направлений: информационно-аналитическое, наглядно-информационное, познавательное, досуговое.

Тема 14. Возможности региональной образовательной среды в поликультурном образовании дошкольников.

Характеристика педагогической культуры народов, территориально локализованных в Поволжье. Потенциал региона (исторические достопримечательности, памятные места, народные промыслы, музыкальный фольклор, этнопедагогические миниатюры, традиции, обряды, народные игры) в реализации поликультурной направленности содержания дошкольного образования.

Тема 15. Планирование и проектирование работы воспитателя в контексте реализации идей поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Особенности организации в условиях ДОО планомерной и многоаспектной работы в рамках поликультурного образования дошкольников. Тематическое планирование в работе воспитателя.

Тема 16. Взаимодействие ДОО и других объектов социума в решении задач поликультурного воспитания дошкольников.

Роль образовательных, культурных, производственных, природных и др. объектов социума в решении задач поликультурного воспитания дошкольников в рамках историко-этнографического, культурологического, лингвистического направлений.

Тема 17. Диагностика эффективности работы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

Рабочие определения понятий: «этническая воспитанность», «поликультурная воспитанность» (типичные уровни сфор-мированности) Диагностический инструментарий; критерии и показатели; оценка эффективности работы в рамках поликультурного образования дошкольников.

Тема 18. Проблема готовности педагога к осуществлению поликультурного образования в условиях ДОО.

Характеристика компетентности педагога в области поликультурного образования. Личностные и профессиональные качества педагога. Мотивационно-личностная, содержательная и процессуальная готовность педагога к осуществлению поликультурной работы в ДОО.

Дисциплина ориентирована на реализацию ряда образовательных технологий (при этом параллельно решаем три задачи: обучать, используя потенциал конкретной технологии; изучать особенности данной технологии и формировать умения использовать технологию или ее элементы в педагогической деятельности):

• проведение лекций с применением мультимедиа-технологии обучения;

• проведение проблемных лекций и практических занятий с использованием активных методов обучения и технологии учебного проектирования (анализ педагогических ситуаций, мозговой штурм, подготовка презентаций, защита проектов и др.);

• работа с образовательными Интернет-сайтами для получения материалов при подготовке докладов и рефератов, в процессе выполнения проектов, при самостоятельной работе.

Отслеживая формирование компетенций, которые отражают готовность будущего педагога к деятельности в рамках поликультурного образования дошкольников, опираемся на подход В. С. Лазарева, который в структуре компетенции выделяет четыре компонента: комплекс знаний необходимых для решения различных видов профессиональных задач; способы постановки, планирования решения задач и оценки его результатов; методы выполнения действий, требующихся для решения этих задач и опыт, благодаря которому другие ее компоненты интегрируются в способ решения задач соответствующего типа [1, 104]. При этом ориентируемся на результат освоения дисциплины, наличие которого подтверждает способность будущего педагога решать профессиональную

задачу. Результат выражается в терминах: конкретные результаты в рамках освоения студент знает, умеет, владеет. Представим обозначенного курса (табл. 1):

Таблица 1

Результаты освоения содержания курса по выбору «Этнокультура в образовательном процессе ДОО»

Знает

Умеет

Владеет

• сущность понятии: «этно-педагогика» и «этнопсихология», «этнос», «нация», «народность», «этногруппа», «национальная культура», «национальное сознание» «этика межнационального общения», «этика поведения» в межнациональной среде, «толерантное поведение», «гражданская идентичность», «этническая воспитанность», «поликультурная воспитанность»;

• основные нормативные документы в области требований к организации поликультурного образования в условиях детского сада: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

• основные концепции воспитания в полиэтническом социуме, национальное своеобразие и духовные традиции, идеалы национальных систем воспитания народов России;

• средства поликультурного образования детей дошкольного возраста;

• методы и критерии оценки эффективности работы педагогов в рамках поликультурного образования дошкольников;

• методы выявления и использования возможностей региональной культурной и образовательной среды в поликультурном образовании дошкольников, в том числе информационной.

• сравнивать и обобщать этнографический материал, анализировать сущность понятий, изучаемых в рамках данного курса;

• выявлять и объяснять причинно-следственные связи, современные особенности и историческое развитие форм проявления культуры у различных народов;

• учитывать требования основных нормативных документов и использовать потенциал народной педагогики (методы, средства, формы) в контексте: совершенствования поликультурного воспитания дошкольников, обогащения содержания образования дошкольников и предметно-пространственной среды ДОО поликультурными компонентами;

• оценивать эффективность работы педагогов в рамках поликультурного образования дошкольников;

• планировать и организовывать поликультурное воспитание дошкольников, используя возможности региональной культурной и образовательной среды, в том числе информационной.

• алгоритмом проектирования (выбора и корректировки) системы мероприятий в рамках поликультурного образования в ДОО с учетом возрастных особенностей дошкольников;

• методами и средствами диагностики состояния поликультурного образования дошкольников в условиях ДОО;

• алгоритмом оценки состояния предметно-пространственной среды ДОО в контексте реализации поликультурного образования дошкольников;

• опытом проектирования воспитательного процесса на основе использования современных технологий, в том числе информационных для обеспечения качества поликультурного образования дошкольников;

• опытом проектирования конкретных видов педагогической деятельности в рамках поликультурного образования детей дошкольного возраста;

• опытом исследования/выявления возможностей образовательной среды;

• опытом использования возможностей региональной культурной и образовательной среды;

• методами поиска электронно-информационных ресурсов, позволяющих совершенствовать процесс поликультурного образования дошкольников.

Поскольку дисциплина изучается на первом курсе, закономерно возникает вопрос о сформированности четвертого компонента компетенции (предполагающего

«опыт»). На наш взгляд, на наличие опыта при изучении данного курса будет указывать результат «профессиональной пробы». На практических занятиях студенты

выполняют ряд заданий, направленных на практическую реализацию фрагментов будущей профессии: разработка коллективного проекта «Поликультурное образование в ДОО», проектирование и оформление буклета для родителей воспитанников по проблемам поликультурного образования; подготовка и презентация микро-выступления (с использованием средств на-

родной педагогики) на одну из тем: о роли матери в жизни ребенка, почитании детьми родителей; о бережном отношении к природе; о развитии гуманных чувств.

Считаем, что данный курс обладает значительным потенциалом в решении одной из наиболее актуальных проблем современного образования: формирования поликультурной личности.

Литература

1. Наумова Т.В. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада / Т.В. Наумова, О.Б. Тихомирова // Наука и мир Международный научный журнал: Волгоград. - 2014. -№ 1 (5). - С. 306-310.

2. Орлова И.Б. Мультикультурализм в Европе и России: теория и практика [Электронный ресурс] / И.Б. Орлова// Режим доступа: http://eurasia.upf!oig/index.php?option=com_content&view=article&id=844:2012-10-30-22-18-45&catid=98:2012-10-30-12-12-59, свободный.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Просвещение, 2011.

4. Белогуров А.Ю. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 100-121.

5. Иванова Л.В., Агранат Ю.В. Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов в контексте обучения иностранному языку в вузе // Фундаментальные исследования. -

2013. - № 1-1. - С. 82-84.

6. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. -2011. - № 1. - С. 113-115.

7. Наумова Т.В. Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива / Т.В. Наумова // Дошкольное воспитание. - 2015. № 1. - С. 313-317.

8. Хупсарокова, А.М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] / А.М. Хупсарокова // Режим доступа: ht^://www.fan-naukanarod.ru/2008-1.html, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Naumova T.V. Duhovno-nravstvennoe razvitie doshkol'nikov v uslovijah detskogo sada / T.V. Naumova, O.B. Tihomirova // Nauka i mir Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal: Volgograd. -

2014. - № 1 (5) - S. 306-310.

2. Orlova I.B. Mul'tikul'turalizm v Evrope i Rossii: teorija i praktika [Jelektronnyj resurs] /I.B. Orlova// Rezhim dostupa: http://eurasia.upf.org/index.php?option=com_content&view=article&id=844:2012-10-30-22-18-45&catid=98:2012-10-30-12-12-59, svobodnyj.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija. M.: Prosveshhenie, 2011.

4. Belogurov A.Ju. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v obrazovatel'nom processe / A.Ju. Belogurov // Pedagogika. - 2013. - № 3. - S. 100-121.

5. Ivanova L.V., Agranat Ju.V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija polikul'turnoj lichnosti studentov v kontekste obuchenija inostrannomu jazyku v vuze // Fundamental'nye issledovanija. - 2013. - № 1-1. - S. 82-84.

6. Bogdanova A.I. Polikul'turnaja obrazovatel'naja sreda // Sovremennye naukoemkie tehnologii. -2011. - № 1. - S. 113-115

7. Naumova T.V. Osobennosti organizacii vzaimodejstvija DOO i sem'i v uslovijah vospitanija polinacional'nogo detskogo kollektiva / T.V. Naumova // Doshkol'noe vospitanie. - 2015. № 1. - S. 313-317.

8. Hupsarokova, A.M. Soderzhanie polikul'turnoj kompetentnosti pedagoga [Jelektronnyj resurs] / A.M. Hupsarokova // Rezhim dostupa: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, svobodnyj.

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.