Научная статья на тему 'Реализация концепции развития поликультурного образования в вузе'

Реализация концепции развития поликультурного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1740
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / МУЛЬ-ТИКУЛЬТУРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ УЧАЩИХСЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ УЧИТЕЛЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / MULTICULTURAL EDUCATION / THE CONCEPT OF MULTICULTURAL EDUCATION / METHODS / FORMS OF MULTICULTURAL EDUCATION / PEDAGOGY OF INTERETHNIC COMMUNICATION / MULTICULTURAL TEAM OF STUDENTS / THE TEACHER MULTICULTURAL / MULTIETHNIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Алексеевна

Статья посвящена актуальной проблеме педагогики подготовке поликультурного учителя. Уровень университетского образования требует серьезного совершенствования научноисследовательской подготовки будущих специалистов, что отразилось в образовательных стандартах ВПО. Концепция поликультурного образования призвана обеспечить подготовку студентов к выполнению поликультурных учебно-научных проектов, тем самым заложить основы для исследовательской и экспериментальной мультикультурной деятельности будущих педагогов в системе образования. Готовность будущих специалистов к исследовательской и экспериментальной деятельности отвечает потребностям и реалиям сегодняшнего дня нашего многонационального социума, когда практически все образовательные учреждения акцентируют внимание на национальных, общероссийских ценностях. В статье рассмотрено состояние исследуемой проблемы подготовки учителя к профессиональной деятельности в мультикультурной среде в педагогической науке, статистике и практике образования школ города Улан-Удэ. Значительное внимание в материалах статьи уделяется механизмам, формирования поликультурности в вузовской среде. Такой взгляд будет интересен преподавателям высшей школы, специалистам в области поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developmet concept of multicultural education in high school

The article is devoted to the topical problem of pedagogy the training of multicultural teachers. The level of University education requires a serious improvement of the research training of future specialists, which is reflected in educational standards of higher professional education. The concept of multicultural education is to provide training for students to implement multicultural training and research projects, thus laying the foundations for multicultural research and experimental activities of future teachers in the education system. The readiness of future specialists to research and experimental activities relevant to the needs and realities of our multicultural society, when almost all educational institutions focus on national, all-Russian values. The article discusses the status of the research problem preparation of teachers to professional activity in multicultural environments in the pedagogical science and practice, statistics of education schools in the city of Ulan-Ude. Considerable attention in article is paid to the mechanisms of formation of multiculturalism in University environment. Such a view would be of interest to higher education faculty, professionals in the field of multicultural education.

Текст научной работы на тему «Реализация концепции развития поликультурного образования в вузе»

УДК 37.013.32 (075.8)

© С. А. Павлова

Реализация концепции развития поликультурного образования в вузе

Статья посвящена актуальной проблеме педагогики — подготовке поликультурного учителя. Уровень университетского образования требует серьезного совершенствования научно-исследовательской подготовки будущих специалистов, что отразилось в образовательных стандартах ВПО. Концепция поликультурного образования призвана обеспечить подготовку студентов к выполнению поликультурных учебно-научных проектов, тем самым заложить основы для исследовательской и экспериментальной мультикультурной деятельности будущих педагогов в системе образования.

Готовность будущих специалистов к исследовательской и экспериментальной деятельности отвечает потребностям и реалиям сегодняшнего дня нашего многонационального социума, когда практически все образовательные учреждения акцентируют внимание на национальных, общероссийских ценностях.

В статье рассмотрено состояние исследуемой проблемы подготовки учителя к профессиональной деятельности в мультикультурной среде в педагогической науке, статистике и практике образования школ города Улан-Удэ. Значительное внимание в материалах статьи уделяется механизмам, формирования поликультурности в вузовской среде. Такой взгляд будет интересен преподавателям высшей школы, специалистам в области поликультурного образования.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, концепция поликультурного образования, методы, формы поликультурного воспитания, педагогика межнационального общения, муль-тикультурный коллектив учащихся, мультикультурный учитель, полиэтническое общество.

S. A. Pavlova

Developmet concept of multicultural education in high school

The article is devoted to the topical problem of pedagogy — the training of multicultural teachers. The level of University education requires a serious improvement of the research training of future specialists, which is reflected in educational standards of higher professional education. The concept of multicultural education is to provide training for students to implement multicultural training and research projects, thus laying the foundations for multicultural research and experimental activities of future teachers in the education system.

The readiness of future specialists to research and experimental activities relevant to the needs and realities of our multicultural society, when almost all educational institutions focus on national, all-Russian values.

The article discusses the status of the research problem preparation of teachers to professional activity in multicultural environments in the pedagogical science and practice, statistics of education schools in the city of Ulan-Ude. Considerable attention in article is paid to the mechanisms of formation of multiculturalism in University environment. Such a view would be of interest to higher education faculty, professionals in the field of multicultural education.

Keywords: multicultural education, the concept of multicultural education, methods, forms of multicultural education, pedagogy of interethnic communication, multicultural team of students, the teacher multicultural, multiethnic society.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России. Она опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства. Концепция формулирует цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России, которые предназначены для выработки определённых стереотипов межкультурного общения. Главной задачей реализации данной концепции можно считать прогресс школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей [10].

Концепция поликультурного образования не очередной предмет «регионального компонента» в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении культурных различий требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, вуза, каждой семьи. Взаимное обогащение культур в их диалоге не останется пустой фразой, если каждый будет прилагать усилия, чтобы «единство в многообразии» стало важнейшей образовательной ценностью.

В современных условиях напряжённость межнациональных отношений, возникающая в различных регионах, влияющая на молодёжное этническое сознание, требует от педагогов и родителей осмысленного подхода к этой проблеме. Необходимо творческое использование опыта нравственного воспитания, культуры межнациональных отношений в условиях полиэтнического общества; его дифференцированности с учётом различных этнических и возрастных групп населения региона, уровня сформированности национального сознания культуры межнациональных и межличностных отношений. Имеет значение и активное использование национальных культурных центров в решении задач совершенствования образовательно-воспитательного процесса на основе прогрессивных традиций, культур и обычаев людей всех этнических групп, проживающих в данном регионе.

Результатом поликультурного образования, отражающим качественные изменения в личностных и деятельных характеристиках обучающегося, является пол и культурная образованность (или поликультурность) предполагающая сформированность социокультурной компетенции, трактуемой в широком смысле. При этом под компетенцией мы понимаем совокупность знаний и умений, общую способность их адекватного использования, сформирован-ность ценностных ориентиров и позитивных установок, обеспечивающих индивиду успешность в самореализации, возможность широкого социального взаимодействия [10].

Представители этнических меньшинств сталкиваются с множеством образовательно-воспитательных проблем, придя в образовательное учреждение. Они располагают иными знаниями и ценностями (язык, религия, культурные традиции), и это мешает им реализовать себя в пределах педагогических требований, построенных на культурно-образовательной традиции большинства. Пренебрежение культурной традицией молодых людей из национальных меньшинств часто отрицательно сказывается на их учебной мотивации. Невнимание в ВУЗе к культуре меньшинства возникает часто из-за отсутствия педагогических ресурсов (учебные материалы, учебное время), знаний поликультурной педагогики, поддержки со стороны вузовской администрации.

Педагог, который требуется сегодня образовательному учреждению, должен быть нацелен на гуманизацию всего процесса образования, на деятельность в условиях личностно-ориентированной парадигмы образования, на отказ от авторитарных способов общения (воздействия). Гуманизация образования направлена на обеспечение становления личности, формирование её духовно-нравственной сферы. Педагог должен строить систему взаимодействия со студентами нестандартно, учитывая особенности их личности, этническую принадлежность, общий психологический контекст и особенности собственной педагогической индивидуальности.

Для успешного решения названного класса педагогических задач необходимо достижение педагогами определенного уровня профессионального развития, характеризующегося наличием системы профессионально важных качеств, охватывающих все стороны его индивидуальности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин) [16].

Проблемы совершенствования взаимодействия педагога и студента в мультикультурном образовательном пространстве обусловливают необходимость нового методологического подхода к подготовке педагогов. В связи с этим происходит осмысление педагогических условий подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе студентов, а также определение эффективных форм организации данного процесса.

В современных условиях сложились теоретические предпосылки для исследования проблемы подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурной среде. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя были представлены в трудах Е. А. Гудкова, Н. В. Кузьминой, О. Н. Подымовой, В. А. Сластенина, Н. В. Янкиной [1, 4, 5]. Ученые исследуют закономерности развития профессиональной готовности педагогов и студентов к деятельности в образовательной среде, формулируют принципы, предлагают технологии формирования профессиональной готовности педагога. Проблемы обучения в контексте диалога культур рассматриваются в работах В. С. Библера, Е. И. Пассова и др. [3, 11, 14, 17]. Дидактические и прикладные аспекты образовательной подготовки будущего учителя к межкультурному взаимодействию рассматриваются Н. Д. Гальсковой, А. Ю. Горячевым, В. В. Сафоновой [2, 5, 8, 9, 13, 15], особенности педагогики взаимодействия в современном образовательном процессе В. А. Беликовым, Е. В. Ко-

ротковой, Н. Ф. Родионовой [5, 6, 7]. В названных выше исследованиях готовность педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе специально не изучалась.

Отсутствие системной работы по данному направлению в профессиональной подготовке будущих педагогов и в педагогических коллективах образовательных учреждений является очевидной причиной роста проявлений эт-нофобии и бытового национализма в нашей стране. Проведенные экспериментальной группой студентов Педагогического института Бурятского государственного университета опросы педагогов показали, что 45% видят острую необходимость в своевременной подготовке населения во избежание негативных последствий, подобных тем, что имеют место в ряде других городов, 38% респондентов считают наше общество закрытым для иммигрантов, 67% считают Бурятию подготовленной к приему иммигрантов. На вопрос, умеют ли педагоги готовить своих воспитанников к межкультурному взаимодействию, лишь 37% ответили положительно, а вопрос о средствах эффективной помощи в адаптации студентов-иммигрантов, как правило, оставался без ответа. Педагоги объясняют это тем, что процесс профессиональной подготовки не нацеливает их на решение этой проблемы. На вопрос, каких знаний не хватает современному учителю, работающему в мультикультурном коллективе, — 34% опрошенных считают, что им не хватает знаний этнопе-дагогических особенностей представителей разных народов, проживающих на территории России, 58% — знаний по этнопсихологии, а 56% хотели бы познакомиться с основами миграционного права [11]. Считаем положительным явлением тот факт, что практически каждый участник опроса выразил желание получить дополнительные знания по данной проблеме.

В ходе бесед с учителями выяснилось, что они испытывают необходимость в проведении специальных семинаров, касающихся сущности педагогического общения в условиях мультикультурной среды, выбора педагогических средств воздействия на учеников, создания и разрешения специальных ситуаций, возникающих при работе в мультикультурном коллективе, т. е. нуждаются в специально разработанных методических пособиях, помогающих преодолеть вышеперечисленные трудности. Более половины педагогов придерживаются мнения, что региональное министерство и правительство должно внести существенные коррективы в систему переподготовки педагогических кадров в связи с ожидаемыми демографическими изменениями, миграционными процессами в Бурятии.

Таким образом, условиями подготовки педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся выступают социальные демократическая среда, позитивная общественная жизнь и плюралистические взгляды педагогического коллектива:

- организационные создание специальных ситуаций, направленных на сбор и анализ информации поликультурного содержания, разработка научно -методического обеспечения управления процессом подготовки педагогов к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся,

повышение квалификации педагогических кадров в области мультикультур-ного образования с учетом наличия или отсутствия профессионального педагогического образования и опыта педагогической деятельности, контроль и анализ работы педагогов в мультикультурном коллективе учащихся;

- педагогические мультикультурная направленность педагогического процесса, постепенное систематическое накопление этнопсихологических знаний, создание образовательных программ с учетом специфики полиэтнического региона и соседствующих в нем культур, педагогическая практика в мультинациональных классах, научно-исследовательская работа по проблемам мультикультурного общества;

- психологические развитие в сферах индивидуальности и личности педагога значимых для работы в мультикультурном коллективе учащихся свойств и качеств (направленность интеллектуальной деятельности учителя на познание общественных отношений, понятий, суждений в условиях мультикуль-турной среды, этнотолерантность, изучение особенностей национальной психологии и межнациональных конфликтов и пр).

Система мультикультуральной подготовки будущих учителей представляет собой совокупность элементов, которая образует единую цельную структуру и служит достижению целей мультикультурной подготовки студентов. Она включает в себя целевой, содержательный, критериальный, процессуально-технологический, личностно-ценностный, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты.

Результатом подготовки должен выступать культурно-компетентный учитель, характеризующийся знаниями о культуре своего народа; осознанием своей культурной идентичности; способностью помочь учащимся в определении их культурной идентичности; знанием этнопсихологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка и умением использовать данные различия в качестве преимуществ учащихся; способностью критически мыслить; умением грамотно подключать к участию в учебно-воспитательном процессе родителей учащихся, создавать и поддерживать толерантную атмосферу в классе.

Школа как среда поликультурного образования в начале XXI в. развивается при соблюдении следующих условий, которые мы относим к повышению квалификации педагогов, что предполагает усвоение ими специально сконструированного модуля знаний в области теории и практики поликультурного образования: — методологического аппарата поликультурного образования: взаимосвязь общечеловеческого, интернационального и национального начал в понятии «поликультурное образование»;

- культура как базовое понятие поликультурного образования; функции культуры, мировая, общечеловеческая, национальная, личностная культура;

- поликультурное образование как культурный феномен; механизм поли-культурализма — полилог и диалог культур; полиязыковая и билингвальная личность;

- глобальные процессы в развитии поликультурного образования;

- задачи поликультурного образования, цели, функции (гуманистически — ориентационная, культурологическая, образовательная, коммуникативная, адаптивная);

- модель реализации поликультурного образования на основе ведущих педагогических парадигм: личностно-ориентированная, его критерии;

- культурологический подход (как объективная связь человека и культуры, система ценностей;

- синергетический подход как педагогическая система самоактуализации личности в поликультурном образовании);

- развитие народного воспитания и этнопедагогика в поликультурном образовании; предмет, задачи, средства, факторы развития — народного воспитания, стереотипы и автостереотипы в этнопедагогике, проблема соотношения поликультурного воспитания и этнопедагогики;

- этнопедагогический диалог;

- педагогическая культура преподавателя школы в поликультурном образованном пространстве;

- концептуальные идеи развития поликультурного образования в школе;

- формирование гуманитарной среды;

- специфические признаки поликультурного образования: сочетание национальных (язык, история, искусство, фольклор, традиции народной педагогики) и общенациональных категорий;

- динамичный процесс педагогического взаимодействия в поликультурном образовании; специфика содержания поликультурного образования (глобализм, планетарное мировоззрение, гуманитарная культура личности);

- существо принципов поликультурного образования (личностно — ориентированного, культурологического подхода, регионализации образования);

- интеграция педагогического взаимодействия на основе комплексного подхода, учета этнического, индивидуального, дифференцированного подходов;

- целеполагание школы по реализации поликультурного образования: цели поликультурного образования в школе определяются социальными, миграционными, историческими условиями жизни;

- развитие поликультурного образования в контексте гуманитарной культуры школы;

- содержание поликультурного образования в школе детерминировано в частности, ведущими культурными традициями, идеями толерантности, веротерпимости, национальными и общечеловеческими ценностями, подготовки гимназистов к жизни в поликультурном обществе требует учета в содержании поликультурного образования единства региональных и глобальных факторов (глоболокализации задач процесса поликультурного образования);

- организация поликультурного образования в школе: личностно — ориентированный подход, диалог и полилог;

- ориентация на зону ближайшего развития гуманитарной культуры;

- самоактуализация, самообразование и самовыражение личности как фак-

тора формирования поликультурности учащегося в школе на рубеже культур («на перекрестке культур» — Гарвардский курс поликультурного образования»);

- пути реализации поликультурного образования в школе: усвоение научно-образовательной, философской, этнологической информации;

- анализ социокультурных миграционных явлений и поликультурных различий;

- ассоциация и идентификация учащихся к ценностям поликультурализма, к той или иной культуре;

- формирование познавательного интереса к проблемам поликультурного общества;

- воспитание у учащихся посредством учебного процесса и дополнительного образования субкультурной ориентации, овладение культурным механизмом принятия решения, развитие способности к самореализации, потенциала учащегося в сферах молодежной культуры и субкультур в частности.

Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в мультикуль-турном коллективе учащихся позволит развить их профессиональную компетентность, если будут реализованы условия, предусматривающие специальную организацию дополнительного образования и самообразования педагогов на основе понимания сущности мультикультурного коллектива учащихся; если цели, содержание и способы специальной подготовки учителей будут отвечать потребностям мультикультурного коллектива учащихся в учете особенностей и интересов национальных групп, в оптимизации процессов культурной адаптации, в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов, а также самореализации каждой личности при сохранении этнической идентичности.

Идеальный мультикультурный учитель должен демонстрировать такие качества как: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокую культуру и осознание ценностей воспитания, свободу и ответственность, ощущение причастности к интеллектуальной элите, высокие моральные качества, любить своих учеников, независимо от их этнической, культурной, религиозной принадлежности. Личностные качества мультикультурного педагога должны быть в гармонии с профессиональными знаниями и способностями.

Концепция поликультурного образования призвана обеспечить подготовку студентов к выполнению поликультурных учебно-научных проектов, тем самым заложить основы для исследовательской и экспериментальной мульти-культурной деятельности будущих педагогов в системе образования.

Для эффективности подготовки поли/мультикультурного педагога мы предлагаем использовать методические материалы по формированию установок толерантного сознания студентов, включающие упражнения, тренинги, лекции, дискуссии, игры.

Формирование у студентов этнического сознания, культуры межэтнических отношений может быть решено на основе накопления знаний о культу-

ре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

В России необходимость поликультурного педагогического образования признана на федеральном уровне. В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО), разработанных с начала 1990-х гг. Программой модернизации педагогического образования (2003 г.), в числе первоочередных мер названы разработка и апробация учебного курса «Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде».

Поликультурной подготовкой преподавателей занимаются учреждения высшего и среднего педагогического образования, учреждения по повыше -нию квалификации учителей. В высшем звене образования поликультуность обозначена в учебной программе курса «Педагогика» в разделе «Педагогика межнационального общения» курсами/дисциплинами сравнительная педагогика, история образования и педагогической мысли, этнопедагогика, спецкурсах этнокультурной направленности. Идеи поликультурного воспитания приобретают популярность в системе высшего образования, но иногда они понимаются в урезанном виде.

Учебной программой Педагогического института Бурятского государственного университета предусмотрено изучение основ поликультурности курсом по выбору (спецкурсом) «Поликультурное образование» (Место дисциплины в структуре ООП: Поликультурное образование ОПД.Ф.2. Педагогика. Направление подготовки 050100.62. Педагогическое образование. Основная образовательная программа 050400.62. Курс 3 (очное/заочное отделение). Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования основной образовательной программы с учетом национально-регионального компонента.

Наличие образовательных стандартов общего академического цикла не позволяет полностью решать задачи поликультурного образования, но их использование может послужить началом масштабного осуществления такого образования в вузах России.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения ценностей этнических культур в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики и образовательной политики.

Литература

1. Атутов П.Р. Национальная школа в ХХ1 веке. Современные проблемы развития национально-региональной системы образования. Тез. Докл.регион. научно-практич. Конф. Улан-Удэ. 1994. С.3-4.

2. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования. Педагогика. 2001. №2. — С. 25-32.

3. Библер В. Школа диалога культур. Частная школа. 1993. №№1.

4. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. М.: Педагогика, 2001. — 543 с.

5. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Под ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. — М.: «Академия», 2005. — с. 165-180.

6. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе. Педагогика, 2001. — №3. С. 37-40.

7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168с.

8. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: БГУ, 1997. — 200с.

9. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004.

10. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России. Составители В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. — 14с.

11. Павлова С.А. Эффективность использования технологий игрового проектирования в образовательном пространстве. Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального образовательного стандарта: — Пермь: 2012. — ч.1. с. 206-212.

12. Пассов, Е.И. Методическая школа Пассова. Концепция. Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003.

13. Пафова М.Ф. Модернизация школы и цели развития поликультурного образования. Известия РАО. — 2006. — № 2. — С. 62-70.

14. ТубельскойА.Н. Беседы с директором «Школы самоопределения». Учительская газета, 1995. — №22-23.

15. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. М.: Сфера, 2002. — 228с.

16. Ягодина Т.А. Поликультурное образование и воспитание современного учителя. М.: Изд. Акад. пед. и соц. наук, 2005. — 345с.

17. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. М.: Педагогика, 2000. — 312с.

Павлова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования ПИ Бурятского госуниверситета.

E-mail: [email protected].

Pavlov Svetlana A., PhD, associate professor of the Department of Pedagogy of primary and preschool PI Buryat State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.