Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов'

Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MULTICULTURAL COMPETENCE / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / SUBSTANTIAL COMPONENT / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ORGANIZATIONAL COMPONENT / КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / CRITERION-EFFECTIVE COMPONENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CONCEPTUAL TARGET COMPONENT OF PEDAGOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна, Карих Виктория Вячеславовна, Михайлова Ирина Владимировна

В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения. Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий. В статье обоснована структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов в учебном процессе вуза, на основе методологической интеграции потенциалов культурологического и компетентностного подходов разработаны система и механизмы её формирования. Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MODELING FUTURE TEACHERS MULTICULTURAL COMPETENCE

In the article the results of a research of multicultural competence of pedagogical high school students are presented. Also aspects of the development of multicultural competence of students in educational institutions are studied. The summarization of theoretical research allowed to determine the definition of a key study. The authors understand multicultural competence of the future preschool teacher as an integrative quality, which includes knowledge of multiculturalism, as well as the ability to establish mutual understanding and tolerant attitude towards representatives of other nationalities and cultures, consisting of motivational value, cognitive, activity behavioral components, which manifests itself in an organic unity with the universal values, understanding of oneself as a citizen of the country and the subject of civilization, the ability to carry out educational activities on education of multicultural behavior at preschool children. The content of the future teacher’s multicultural competence contains three components: a motivational and evaluative, cognitive and activity. In the article the structural and functional model of students’ multicultural competence formation in educational process of high school, based on the methodological integration of potential and cultural approaches to develop systems and mechanisms of its formation. The model of formation of the multicultural competence of future teachers consists of conceptually oriented, substantive, organizational, criterion-effective components that determine orientation, content and organization of the modulated process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов»

УДК 378.637:008(47)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© 2016

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Карих Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии и педагогики дошкольного образования Михайлова Ирина Владимировна, ассистент кафедры психологии и педагогики

дошкольного образования Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования поликультурной компетентности студентов педагогического вуза. Изучены аспекты формирования поликультурной компетентности студентов в условиях образовательных организаций. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-цен-ностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения. Содержание поликультурной компетентности будущего педагога содержит в себе три компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий. В статье обоснована структурно-функциональная модель формирования поликультурной компетентности студентов в учебном процессе вуза, на основе методологической интеграции потенциалов культурологического и компетентностного подходов разработаны система и механизмы её формирования. Модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов состоит из концептуально-целевого, содержательного, организационного, критериально-результативного блоков, определяющее направленность, содержание и организацию моделируемого процесса.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, поликультурная компетентность, концептуально-целевой компонент педагогической модели, содержательный компонент, организационный компонент, критериально-результативный компонент.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MODELING FUTURE TEACHERS MULTICULTURAL COMPETENCE

© 2016

Zaytseva Olga Yuryevna, Phd (psychological sciences), Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology Karikh Victoria Vyacheslavovna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology Mikhailova Irina Vladimirovna, Lecturer of the Department of Preschool Education

Pedagogics and Psychology Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. In the article the results of a research of multicultural competence of pedagogical high school students are presented. Also aspects of the development of multicultural competence of students in educational institutions are studied. The summarization of theoretical research allowed to determine the definition of a key study. The authors understand multicultural competence of the future preschool teacher as an integrative quality, which includes knowledge of multiculturalism, as well as the ability to establish mutual understanding and tolerant attitude towards representatives of other nationalities and cultures, consisting of motivational value, cognitive, activity behavioral components, which manifests itself in an organic unity with the universal values, understanding of oneself as a citizen of the country and the subject of civilization, the ability to carry out educational activities on education of multicultural behavior at preschool children. The content of the future teacher's multicultural competence contains three components: a motivational and evaluative, cognitive and activity. In the article the structural and functional model of students' multicultural competence formation in educational process of high school, based on the methodological integration of potential and cultural approaches to develop systems and mechanisms of its formation. The model of formation of the multicultural competence of future teachers consists of conceptually oriented, substantive, organizational, criterion-effective components that determine orientation, content and organization of the modulated process.

Keywords: pedagogical conditions, structural and functional model, multicultural competence, conceptual target component of pedagogical model, a substantial component, organizational component, criterion-effective component.

Обновление системы образования предъявляет высокие требования к личности педагога, в полной мере владеющего системой компетенций для осуществления поликультурного воспитания и образования подрастающего поколения. Одной из главных задач подготовки будущего педагога является концентрация профессионального образования вокруг ведущих комплексных проблем современного поликультурного образования. Весьма актуальной при этом является подготовка студентов в условиях педагогического вуза [1].

Исследование процесса формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов вне компетентностного подхода было бы лишено

всякой логики. Сущность этого методологического подхода состоит в переориентации цели и результата образования на овладение студентами определенными компетенциями. Данный подход, разрабатываемый такими учеными, как А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Д.Н. Фрумин, A.B. Хуторской и др. [2,3,4], позволяет объединить интеллектуальную, мотивационную, аксиологическую и деятельностную составляющие образовательного процесса (или его этапов). Это выражается в интеграции соответствующих знаний, умений, навыков, мотивов, ценностных отношений, способностей и качеств личности, ее практического опыта в новое личностное свойство, выражающееся в

компетентности человека в тон или инои деятельности. Поликультурную компетентность будущего педагога ДОУ мы понимаем, как интегративное качество, которое включает в себя знания в области поликультурности, а также умении устанавливать взаимопонимание и толерантно относиться к представителям других национальностей и культур, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-по-веденческого компонентов, проявляющееся в органическом единстве с общечеловеческими ценностями, осознании себя гражданином страны и субъектом цивилизации, способности осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию у дошкольников поликультурного поведения. Представим результаты эмпирического исследования данного вида компетентности у будущего педагога:

9,1% - 2 студента ЭГ (экспериментальной группы) и 13,7% - 3 студента КГ (контрольной группы) отнесены нами к высокому уровню сформированности поликультурной компетентности, что характеризуется устойчивым, положительным отношением к идеям поликультурности, интересом и мотивацией к использованию средств народной педагогики, целостностью и системность представлений о поликультурном образовании и воспитании, умением отбирать педагогически целесообразные народные средства, методы, формы обучения и воспитания; активностью, творчеством, проявлением субъективной позиции при анализе результатов своей деятельности.

50% - 11 студентов ЭГ и 59% - 13 студентов КГ имеют средний уровень поликультурной компетентности. У этих молодых людей есть интерес к поликультурной деятельности на основе народной педагогики; определенные знания о народной и поликультурной педагогике, средствах народной педагогики; не всегда, но грамотно они используют запас знаний в рамках осуществления поликультурной деятельности; преобладание наличие самостоятельности и самоорганизованности при осуществлении поликультурного образования и воспитания в ДОО.

40,9% - 9 студентам ЭГ и 27,3% - 6 студентам КГ присущ низкий уровень сформированности поликультурной компетнтности. У этих студентов отсутствует интерес и мотивация к изучению национальной культуры, их не привлекают проблемы поликультурности; имеются бессистемные знания по народной и поликультурной педагогике и отдельные представления о культурных обычаях, традициях других народов; проявляется слабое владение умениями осуществлять поликультурную деятельность и пассивное отношение к пополнению знаний об обычаях, традициях своего и других народов.

Эмпирическое изучение исходного уровня поликультурной компетентности у будущих педагогов подтвердило необходимость целенаправленной работы по ее формированию. Концептуальные положения, разработанные в ходе изучения проблемы формирования поликультурной компетентности, легли в основу проектирования структурно-функциональной модели формирования поликультурной компетентности будущих педагогов при обучении в вузе, средствами которой являлась народная педагогика. Любое событие, претендующее на результат и успешную реализацию, должно быть хорошо спланировано. Следовательно, процесс формирования поликультурной компетентности будущих педагогов при обучении в вузе был тщательно нами продуман и систематизирован, была поставлена цель данного этапа исследования и выделены его задачи. Целью формирующего этапа исследования стала апробация педагогических условий формирования поликультурной компетентности будущих педагогов при обучении в вузе.

Особую значимость приобрел комплекс педагогических условий формирования поликультурной компетентности будущих педагогов в организации образовательного процесса в вузе: основой формирования поли-

культурной компетентности будущих педагогов выступают традиции и средства народной педагогики; обеспечивается целостность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов, выражающаяся в диалектическом единстве национальных и общемировых ценностей; осуществляется система аудиторной, внеаудиторной, практической подготовки будущих педагогов при обучении в вузе.

Кроме спецкурса большое значение имела самостоятельная и практическая деятельность. В формах поликультурного просвещения применялись средства народной педагогики, которые являются сокровищницей педагогической мудрости многонационального мира. К средствам народной педагогики мы относим устное народное творчество (фольклор) и факторы народного воспитания. Фольклор в узком смысле - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и др., в котором ярко выражаются нравственные нормы, моральные принципы, эстетические идеалы. Для осуществления поликультурного образования студентов нами были отобраны лишь некоторые из них: сказки, песни, пословицы, народные игры. В них содержатся советы и наставления по формированию отношений с окружающими людьми, родными и друзьями.

Формирование поликультурной компетентности будущих педагогов происходило в два этапа: 1 этап - внедрение спецкурса «Формирование поликультурной компетентности студентов вуза на традициях и средствах народной педагогики» и самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов; 2 этап - этап практической деятельности (педагогическая практика в ДОО).

Цель первого этапа формирования поликультурной компетентности будущего педагога: создавать условия для формирования нравственно-ценностной позиции студентов вуза, их этносоциальной установки, личностных качеств и системы отношений (мотивационно-ценностный компонент); вооружить будущих педагогов системой научных знаний в области поликультурной и народной педагогики (когнитивный компонент); деятельностно-поведенческий - обеспечивал развитие познавательного интереса и познавательных потребностей в профессиональном самообразовании.

Содержание спецкурса предусматривало использование различных форм обучения: лекций, практических занятий, практических работ, и других форм работы. При реализации программы спецкурса мы руководствовались принципами, определяющими успешное формирование поликультурной компетентности будущих педагогов среди которых большое значение для нашего исследования имеет принцип культуросообразности образования. Он исходит из концепции, что образование преследует цели гуманизации общества в контексте мировой и национальной культуры. Образование формирует духовный облик человека в процессе освоения произведений народного творчества и нравственных ценностей человечества. Содержание спецкурса полностью совмещает в себе основные ценности культурно-ориентированного образования. В качестве основополагающих принципов также нами взяты за основу принцип социогуманитарной ориентации и принцип личностно-деятельностной направленности.

Тема «Характеристика поликультурного социума России и Восточной Сибири» была вводной и, соответственно, нацеливающей на проблемы воспитания общечеловеческих идеалов и ценностей. Студенты рассматривали этнокультурный плюрализм как условие развития единства общества. Задача формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов требует ознакомления студентов с педагогической мудростью народа, с традиционными воспитательными средствами различных этапов развития общества. Этим целям отвечала тема «Знание основ народной педагогики в системе

формирования поликультурной компетентности педагога. Народная педагогика и этнопедагогика».

Логичным продолжением была лекция «Сущность, содержание и структура поликультурной компетентности будущего педагога (мотивационно-ценностный компонент)», при изучении которой студенты осознавали роль и место системы общечеловеческих ценностей в работе педагога. Когнитивный компонент поликультурной компетентности был воплощён в следующей лекции. Здесь студенты знакомились с исследованиями в области поликультурности, изучали концептуальные подходы к его трактовке. Деятельностно-поведенческому компоненту была отведена отдельная тема, при изучении которой вырабатывались поликультурные умения и навыки, акцентировалось внимание студентов на технологии планирования воспитательной работы, конкретизировались задачи и направления поликультурного воспитания дошкольников. Заключающим этапом по ознакомлению студентов с понятием «поликультурная компетентность» явилось изучение её деятельностно-поведенческого компонента, содержащего родительское собрание, в котором студентам предлагалось участвовать в мероприятии с родителями воспитанников ДОО, посвященных укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных национальностей и конфессий.

В ходе изучения темы «Формирование поликультурной компетентности педагога средствами народного фольклора» студенты знакомились с педагогическими идеями народов мира, содержащимися в произведениях их творчества. В лекции был представлен сопоставительный анализ фольклорных произведений разных народов, несущих по сути одну и ту же смысловую нагрузку. Студенты знакомились с понятием «фольклор», «фольклористика», «устное народное творчество».

В заключительной лекции «Формирование поликультурной компетентности в свете национальных и глобальных вызовов человечеству» внимание уделялось обобщению идей гуманизма и нравственных идеалов человеческого бытия. Содержание темы было направлено на возрождение идей народности в образовании, на важную роль педагога в гуманизации общества. Педагог рассматривался как источник поликультурных знаний для воспитанников. Культивировалось знание и уважение народных традиций, способствующих интеграции детей в глобальное сообщество. Изучение спецкурса заканчивалось итоговым зачётом.

Для разностороннего профессионального развития студентов использовались нетрадиционные формы обучения: семинар - аукцион, семинар-шоу.

Семинар-аукцион. Студенты заранее знакомились с основными вопросами проблемы практического занятия (семинара), изучали литературу и передовой опыт по обсуждаемым вопросам. На самом практическом занятии устраивался аукцион, где «продавались» свидетельства на авторское изобретение системы по развитию способностей у детей. В нашем случае студенты старались «купить» свидетельство на авторскую систему поликультурного образования и на эксклюзивные способы воспитания из опыта народов мира. Расплачиваться за покупку приходится идеями, описанием методов и приёмов педагогического воздействия. Студенты, которые выдвинули больше рациональных идей и способов работы с детьми, получали свидетельства на изобретения.

Семинар-шоу. Будущие педагоги разбивались на три - четыре подгруппы. Каждая подгруппа готовила презентацию отдельного вопроса темы практического занятия в творческой форме: в виде телепередачи, журнала, инсценирования сказки и др. В выступлении должны раскрываться основные понятия темы, точки зрения учёных, концептуальные положения.

Личностный уровень в формировании поликультурной компетентности студентов был достигнут при активном использовании различных видов самостоятельной 58

подготовки. В спецкурсе, как и в любой другой дисциплине, предусмотрены задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов (СРС) являлась замечательным способом обогащения знаний, полученных на лекциях [5-8]. Она способствовала реализации принципа прочности в обучении. Различные виды СРС закладывали основы информационной культуры студентов, вооружали их основными навыками учебного труда, приобщали заниматься самообразованием и саморазвитием. Информационная культура будущих педагогов проявлялась в способности отбирать нужную, полезную информацию для определённых целей.

В понимании основ поликультурной компетентности будущих педагогов по компонентам студенты информировались о её сущностных признаках и свойствах. Самостоятельная работа здесь была направлена на расширение понятийного аппарата путём знакомства с дополнительной литературой.

В последующих темах студенты самостоятельно выявляли особые этнопедагогические возможности фольклора, обозначали проблемы в области поликультурности [9-12], делали самоанализ по усвоению спецкурса. Предлагаемые задания были насыщены интересными формами и упражнениями, носили индивидуально-дифференцированный, практико-ориентированный и аналитический характер, предусматривали бригадно-групповое сотрудничество студентов, предполагали установление временного регламента.

Последнее итоговое занятие завершалось интересной формой - эпистолярным сочинением, которое выбрано нами для уточнения методических вопросов, связанных с качеством преподавания спецкурса. Обсуждение сочинений происходило на практическом занятии, когда студенты имели определённый запас знаний, были готовы к открытому диалогу, могли сформулировать интересующие вопросы, были способны вступить в дискуссию и привести научные аргументы, подтверждающие или опровергающие целесообразность внедрения спецкурса в образовательный процесс вуза.

Цель второго этапа формирования поликультурной компетентности будущего педагога: теоретическое осмысление, обобщение и применение студентами полученных знаний и умений в области поликультурной и народной педагогики, а также развитие познавательного интереса и познавательных потребностей в профессиональном самообразовании.

Педагогическая практика помогала студентам выработать собственный стиль, прочувствовать нюансы профессии, обрести профессионально-педагогическое сознание и независимость суждений, свободно ориентироваться в мультикультурном пространстве, переводить любую ситуацию в практическую и извлекать из неё пользу. В целом каждое названное умение является системообразующим элементом компетентности педагога.

Для формирования поликультурной компетентности будущих педагогов мы продумали систему специфических заданий, позволяющих достичь высоких профессиональных результатов в избранном виде образования. На практике студенты проявляли личностную заинтересованность проблемами поликультурности, в этом воплощался мотивационно-ценностный компонент сформированности поликультурной компетентности. Практика требовала знания концептуальных и методических основ реализации поликультурного воспитания с использованием опыта народного воспитания. Эта часть поликультурной компетентности реализовывалась в когнитивном компоненте. Студенты делали для себя открытия, знакомясь с методами этнопедагогики народов Земли; они использовали потенциальные возможности воспитанников, поднимали их авторитет среди многонациональных товарищей, использовали арсенал методов - всё это воплощалось в деятельностно-поведенческом АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

компоненте. Будущие педагоги стремились к самосовершенствованию, изобретали, созидали (создавали), творили и т.п. На практике студентам предлагался следующий комплект заданий: знакомство воспитанников с культурными традициями одной страны (по выбору студента); собрание материалов и оформление «национального Лэпбука» в ходе практики; разъяснительная работа с родителями по возрождению народных традиций в воспитании детей в виде родительских собраний, индивидуальных бесед; наблюдение за детьми для составления характеристики на поликультурную группу с рекомендациями и предложениями по воспитательной работе; проведение мероприятий с педагогами ДОО и родителями воспитанников на морально-этические темы о межнациональных взаимоотношениях.

Указные задания были обязательны для исполнения, вся итоговая документация оценивалась старшим воспитателем (методистом) ДОО. По окончании практики студенты писали самоанализ своей поликультурной деятельности, описывали результаты наблюдений. Подготовка всегда сопровождалась получением допуска. Допуском называли процедуру обозрения старшим воспитателем (методистом) необходимых материалов, которые студенты будут использовать в процессе практики. Практиканты оформляли методическую копилку для проведения поликультурной работы с группой детей и родителей, в которую входил план, конспекты занятий, бесед, родительское собрание, «Национальный Лэпук» на первом этапе его исполнения, рекомендации для родителей.

Знакомили практиканты группу детей с особенностями государства по выбору студентов. Вместе с детьми осуществлялся поиск интересной информации о конкретном народе, этносе, нации, регионе страны. Например, взяв за основу Японию, обсуждалось её географическое расположение, этнический состав, промышленность данного государства. В дальнейшем знакомили детей с японским народным творчеством, фольклором, национальными одеждами. Следующие занятия были посвящены изготовлению изделия из бумаги в технике оригами. Под руководством студентов-практикантов расширялся кругозор детей, формировалось уважительное отношение к культуре японского народа. Наибольший эффект достигался, когда будущие педагоги использовали потенциал занятий в образовательном процессе ДОО. В рамках образовательной деятельности по познавательному развитию студенты знакомили дошкольников с пословицами и поговорками японцев; на занятиях изобразительной деятельности дети рисовали японские национальные костюмы; в продуктивных видах деятельности изготавливали ветку сакуры - символ японского народа; на музыкальных занятиях - слушали музыкальные народные произведения («Вишня» и др.). В дополнение к этой работе студенты вместе с детьми оформляли «Национальный Лэпук».

«Национальный Лэпбук» - это способ осуществления самостоятельной исследовательской деятельности по накоплению и усвоению информации (адаптированной для детей дошкольного возраста) о конкретном народе, нации, этносе, стране. Его цель заключается в том, что он обеспечивает возможность и необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с конкретным народом, нацией, этносом, страной в игровой, познавательной форме; Лэпбук развивает навыки самостоятельной подготовки, расширяет кругозор об особенностях и специфике народов; способствует формированию уважительного отношения к людям другой национальности. «Национальный Лэпбук» - интегратор познавательных продуктов, книжка-раскладушка или самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирался материал, сведения о конкретном народе, этносе, нации, стране, регионе. Он помогал детям дошкольного возраста по своему желанию организовать информацию по ознакомлению с кон-

кретным народом и лучше понять и запомнить материал. Кроме того он являлся отличным способом для повторения пройденного. В любое удобное время дети просто открывали «Национальный Лэпбук» и с радостью повторяли пройденное, играя и рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В содержание «Национального Лэпбука» включались дидактические игры, игры-бродилки, фотографии регионально-национальной специфики; репродукции картин художников конкретной национальной принадлежности; информация о географическом расположении страны, на территории которой проживает изучаемый народ; информация о традициях, культуре, обычаях данного народа, его фольклор; информация и фотографии знаменитых людей и т.п. Материал, включённый в «Национальный Лэпбук», был продуктом деятельности и гордости воспитанников.

В рамках поликультурного воспитания весьма продуктивно студентами использовались беседы, игры, занятия, где воспитанники ДОО получали уроки мудрости и образцы нравственного поведения. Под руководством практикантов формулировались правила общения с представителями других культур, отрабатывались манеры поведения, анализировались свои и чужие поступки, осваивались способы разрешения конфликтов. На примерах героев сказок, художественных произведений дети устанавливали аналогии с жизненными ситуациями, учились видеть причины отрицательных взаимоотношений. Именно в ходе бесед, игр, занятий была показана особая роль толерантности как наивысшей общечеловеческой ценности в глобальных планетарных взаимоотношениях.

Будущие педагоги, как поликультурно компетентные специалисты, учились сотрудничать и контактировать с многонациональными родителями дошкольников. Грамотное ведение индивидуальной беседы, а также выступление с актуальной темой стало показателем ком-петентностного становления будущих педагогов. При построении беседы с родителями студенты учились как можно больше узнавать об особенностях самого ребёнка, о семейных традициях воспитания. В беседе будущие педагоги проявляли педагогический такт, демонстрировали владение навыками работы с представителями разных этнических групп, соблюдали нормы этикета. Беседы, консультации для родителей раскрывали проблемы наказания в семье, нравственного и трудового воспитания, культуры общения полов (мальчиков и девочек) и др. Все темы непременно совмещали в себе современные научные подходы к воспитанию детей и опыт воспитания разных народов.

Именно положительная динамика в поступках детей была индикатором овладения студентами поликультурным педагогическим мастерством. Если группа дошкольников многонациональна, то студенты получали возможность пронаблюдать за детьми разных культур, посмотреть, каковы их национально-психологические особенности.

Итак, процесс формирования поликультурной компетентности сложен и многогранен. Высокий уровень её сформированности возможен лишь тогда, когда студенты усваивали теоретический блок, одновременно обозначая для себя невыясненные и малоизученные вопросы; проявляли тягу к самосовершенствованию; стремились реализовать себя в творческих делах и самостоятельной работе; жили с детьми общей жизнью, включаясь в разнообразную организаторскую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный документ]. - Режим доступа:http://base.consultant.ru/ cons/rtfcache/LAW173649_0_20150511_131902_53963.rtf . - Загл. с экрана.

2. Зайцева, О.Ю., Михайлова. И.В. Поликультурная

компетентность личности и условия её формирования в учебном процессе вуза: Монография / О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова. - Иркутск: Издательство: ООО «Издательство «Аспринт», 2015. - 156 с.

3. Зайцева, О.Ю., Михайлова. И.В. Педагогическое моделирование формирования поликультурной компетентности будущего педагога/О.Ю. Зайцева, И.В. Михайлова //Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - №1(14) том 5. С. 110-114.

4. Ломакина, Ю.В. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Ломакина. -Уфа, 2012. - 24 с.

5. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.

6. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.

2014. № 4 (5). С. 62-64.

7. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал.

2015. № 3 (12). С. 41-44.

8. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.

9. Юдина В.И. Проблема локальности музыкального фольклора в культурологическом ракурсе // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 149-150.

10. Журчева О.В., Кислова Н.Н. Концепция преподавания фольклора на первом курсе // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 27.

11. Мищерикова М.А. Герой сказочного времени и время сказочного героя // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 60-62.

12. Шафигуллина Л.Р. Роль конкурсов и фестивалей в воспроизводстве народной музыкальной и танцевальной культур // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 119-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.