педагогические науки
Никонова Наталия Петровна ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ...
УДК 373.24:811.111
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0027
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
© 2019
Никонова Наталия Петровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Тюменский индустриальный университет, филиал в Сургуте (628400, Россия, Сургут, улица Энтузиастов, 38, e-mail: Natalianikon@yahoo.ru) Аннотация. В условиях глобализации возрастает роль системы образования, так как именно образование выполняет главную роль по социализации личности и усвоению человеком культурного опыта своего народа. Усиление межкультурного взаимодействия различных народов и наций, увеличение интенсивности экономических отношений - всё это требует от педагога умения разбираться в основных вопросах поликультурного сотрудничества. В данной статье рассматриваются основные вопросы формирования поликультурной компетентности студентов и определяет ее место в системе профессиональной подготовки. Главным условием реализации поликультурной компетентности на занятиях в ВУЗе является наличие соответствующих навыков у преподавателя, что находит подтверждение у ряда исследователей. Автор выделяет структурные компоненты поликультурной компетентности будущих специалистов: мотивационно-ценностный, который включает наличие ценностных ориентаций в поликультурном пространстве,; когнитивный компонент, содержащий знания и умения, связанные с познанием полиэтнических и поликультурных особенностей; деятельностно-поведенческий как определенная модель профессионального взаимодействия с представителями различных этнических общностей; рефлексивный, который включает способность к самоанализа и самооценки профессиональных действий в поликультурном пространстве.
Ключевые слова. Поликультурная компетентность, образование, высшая школа, толерантность, педагогическое образование.
FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS' MULTICULTURAL COMPETENCE
© 2019
Nikonova Natalia Petrovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Natural Sciences and Humanities Tyumen Industrial University, the Branch of Surgut (628400, Russia, Surgut, Enthuziastov Str, 38, e-mail: Natalianikon@yahoo.ru) Abstract. In the context of globalization, the role of the education system is growing, since it is education that plays the main role in the socialization of the individual and the assimilation by a person of the cultural experience of his people. Strengthening the intercultural interaction of various peoples and nations, increasing the intensity of economic relations - all this requires the teacher to be able to understand the basic issues of multicultural cooperation. This article discusses the main issues of the formation of multicultural competence of students and determines its place in the vocational training system. The main condition for the implementation of multicultural competence in the classroom at the university is the availability of appropriate skills by the teacher, which is confirmed by a number of researchers. The author identifies the structural components of multicultural competence of future specialists: motivational-value, which includes the presence of value orientations in a multicultural space; cognitive component containing knowledge and skills associated with the knowledge of multiethnic and multicultural characteristics; activity-behavioral as a specific model of professional interaction with representatives of various ethnic communities; reflective, which includes the ability to introspection and self-assessment of professional actions in a multicultural space.
Keywords. Multicultural competence, education, higher education, tolerance, teacher education.
Постановка вопроса. Развитие современной высшей школы происходит в условиях включения отечественного образования в Европейское образовательное пространства, в котором преобладает компетентно-ориентированная парадигма как методологическая основа образовательного процесса, направленного на интегрированное освоения выбранной профессии, развитие у выпускников вузов научных и профессионально-творческих форм мышления, общей культуры, понимание социального значения своей профессии и, соответственно, своего места в системе социальных отношений, а также способности к критической оценке собственного жизненного и профессионального опыта, сознательного выбора путей и методов усовершенствования своих личных и профессиональных качеств. Объективно существующие сегодня многонациональное социо-куль-турное пространство России, миграционные процессы, межкультурная коммуникация обозначают проблему формирование личности специалиста с высокими морально-нравственными качествами.
Анализ основных концепций данного вопроса. Анализ научных источников, в которых раскрывается сущность компетентностного подхода, свидетельствует об активном включении исследователей в целостную программу исследований и теоретическое обосновании основополагающих принципов профессиональной компетентности будущих специалистов.
В настоящее время имеется множество исследований, посвященных изучению проблемы профессиональ-
ной компетентности работников системы образования. Проблема формирования профессиональной компетентности специалиста раскрыта достаточно полно в работах российских авторов (Благов Ю.В., Исакова Т.Б., Палаткина Г.В., Ширина Т.Г. и др.). В их работах рассмотрены теоретические и практические основы подготовки специалиста в условиях глобальных изменений; анализируются современные интерпретации компетент-ностного подхода в теории педагогики высшей школы
[4].
Изложение основного материала. Рефлексивный компонент поликультурной компетентности будущего специалиста предполагает способность к самоанализу и самооценки профессиональных действий в поликультурном пространстве. Теоретический анализ исследований в контексте затронутой проблемы свидетельствует о наличии в научном пространстве новых подходов к подготовке специалистов сферы образования в условиях компетентностного подхода. Одной из важнейших ком-петентностей современной педагогики, которой должен обладать выпускник вуза, является умение действовать в поликультурной среде [2; 5].
На основании анализа научных работ, посвященных проблеме поликультурной компетентности, мы определяем поликультурную компетентность будущего специалиста, как качество личности будущего специалиста, формируемое в процессе поликультурного образования в ВУЗе [7-9]. Поликультурное образование включает систему соответствующих знаний, умений, навыков, инте-
Nikonova Natalia Petrovna FORMATION OF FUTURE ..
pedagogical sciences
ресов, потребностей, мотивов, ценностей, психических установок, опыта соблюдения социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном поликультурном обществе [3]. Оно отображается в комплексе способностей эффективно решать задачи профессиональной социально-педагогической деятельности на основе позитивного взаимодействия с представителями различных культур [7].
Поликультурная компетентность будущего специалиста - это интегративное качество личности будущего специалиста, формируемое в процессе образования в поликультурной среде ВУЗа и включает систему соответствующих знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, психических свойств, опыта соблюдения социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном поликультурном обществе [7]. Важную роль в формировании поликультурной компетенции у студентов - играет личность их преподавателя. «Именно преподаватели находят контакты с зарубежными институтами, развивают международное академическое партнерство и реализуют международные образовательные программы. В связи с этим, рассматривая преподавателя в качестве «ключевой фигуры» в процессе развития международной деятельности вуза, актуальным становится содержание и специфика профессиональной культуры преподавателей ВУЗа, способных к активному международному сотруд-ничеству»[6; С. 105].
Мы считаем, что в структуре поликультурной компетентности будущего специалиста должны быть следующие компоненты: мотивационно-ценностный, который включает наличие ценностных ориентаций в поликультурном пространстве, мотивацию на взаимоотношения с представителями других национальностей; когнитивный компонент, содержащий знания и умения, связанные с познанием полиэтнических и поликультурных особенностей; деятельностно-поведенческий как определенная модель профессионального взаимодействия с представителями различных этнических общностей; и рефлексивный, что предполагает способность к самоанализу и самооценке профессиональных действий в поликультурном пространстве. Мотивационно-ценностный компонент поликультурной компетентности имеет целью формирования эмоционального саморазвития в поликультурной среде с учётом базовых общечеловеческих ценностей [4]. Главной характеристикой специалиста является признание универсальности основных прав и прав человека любой национальности; уважительное отношение к человеческому достоинству и свободе представителей любой национальности.
Перед ВУЗами встает важная задача - подготовить не только квалифицированного в той или иной области специализации специалиста, но и толерантную личность. Поэтому основной целью воспитания толерантности в личности, в которой присутствует дух партнерства, уважение и позитивное становление человеческого достоинства других лиц. Ученые понимают понятие «Поликультурная компетентность» по-разному.
Мы отличаем такие составляющие толерантной личности, как наличие сложившейся установки на толерантность; включение толерантности в систему ценностей; сформированность знаний о толерантности; сформиро-ванность умений и навыков толерантного взаимодействия [7, 80].
Обучение в учреждениях высшего образования предоставляет значительные возможности для реализации личностного потенциала. Считаем, что становления студента как личности в Вузах происходит под влиянием образовательного потенциала среды, в процессе взаимодействия с однокурсниками, студентами старших или младших курсов и преподавателями.
Образовательная среда вуза можно определяться
как «целостный социально-психологическая группа, охватывающая совокупность условий, взаимосвязей, сложившихся на основе межличностного взаимодействия, систем целей, намерений, средств коммуникации и информации, которые играют образовательную роль, а также организованных педагогических воздействий, процессов»[3, 126].
Для воспитания российских и иноземных студентов как сознательных представителей гражданского общества готовых создать такое образовательное пространство, которое является моделью демократического общества, в котором проповедуются хорошие ценности, и которое являются поликультурными по своему содержанию. Оно способно делать положительные условия для полноценного развития, формирования и становления личности студента - равноправного субъекта учебно-воспитательного процесса [5, 426].
Поликультурная образовательная среда возникает, прежде всего, в результате миграционных процессов, а также международной интеграции (обучение в украинских, русских образовательных учреждениях студентов из иностранных стран, мобильность преподавателей и студентов). В последние годы в России увеличилось количество студентов из других государств, а именно из стран Северной и южного ной Америки, Ближнего и Дальнего востока и Африки. В университетах также работают иностранные специалисты с Великобритании, Канады, Германии, Австрии, Кореи, Японии и Франции. Поэтому сегодня практически любой Вуз поликультурный, поскольку здесь и работают люди разных национальностей и культур. Мы считаем, что эти культуры могут быть совсем непохожими, иметь разные критерии оценки, что не позволяет выделять ни одну из них над другими. С одной стороны, это предполагает высокую культуру межэтнических отношений, стремление к сотрудничеству, культивирование общих ценностей, а другой - образовательное пространство характеризует ростом этнокультурной сложности, следствием чего является усложнение отношений между иноземными и русскими студентами, проявления агрессии, презрения, недоверия, конфликты, которые могут привести к крайне негативным последствиям, как студенты, так и преподаватели часто не могут решить проблем, возникающих из-за несформированной у молодых людей толерантности как качества личности.
В научных исследованиях поликультурная образовательная среда в учебных заведениях играет весомую роль в воспитании толерантности молодого поколения. Учитывая результаты изучения проблем детей и молодёжи в современном поликультурном обществе развитых стран мира, мы утверждаем, что главными технологиями в поликультурной среде должны стать технологии, посвященные воспитанию толерантности личности [5, 50]. Одним из важных задач учебно-воспитательного процесса - воспитание поликультурного сознания студентов, уважения к правам человека, национальных меньшинств, к свободы выбора места жительства, что является неотъемлемой частью свободного демократического общества. В педагогике понятие поликультурность в образовании объясняют как построение образования на принципах плюрализма, признание различий и равноправия всех этнических и социальных групп, имеющих отношение к этому обществу, без дискриминации людей по религиозной принадлежности или возрасту [1].
Поликультурное образовательная среда, - это совокупность подсистем, которые целенаправленно обеспечивают достижения образовательных целей участниками учебного процесса различных национальностей и культур «[4]. Мы можем в этом выделить несколько подсистем [4]:
Когнитивный (познавательный) компонент поликультурной компетентности предполагает наличие у будущего специалиста знаний об этнической, культурной,
педагогические науки
Никонова Наталия Петровна ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ...
конфессиональной особенности России и её регионах, в которых специалист будет работать. Моральные качества и необходимость их соблюдения в жизни расширяют возможности специалиста и увеличивают охват его аудитории. Знания об особенностях социальной работы в полиэтническом обществе и владение специальными технологиями ее осуществления повышают значимость специалиста. Важным фактором формирования поликультурной компетентности является мобильность студентов во время обучения в ВУЗе. «Положение о важности мобильности студентов и преподавателей присутствует во всех болонских документах, в которых указывается на то, что студенческую мобильность следует поощрять как на первом уровне высшего образования, так и на втором. Например, дать им возможность обучаться в зарубежных университетах»[1; С. 11].
Не так давно появилось новое направление - педагогика толерантности [8-15]. В воспитательном процессе необходимо не только ставить цель - формирование толерантной личности, но и определять норму отношений, осмысливать толерантность как особый социальный феномен. Это требует создания толерантной среды, что предусматривает использование субъектного опыта толерантных отношений субъектов педагогического процесса. Тогда феномен толерантности в современном образовании выступает как цель воспитания подрастающего поколения, выполняя, таким образом, специальный заказ общества школе, потому что общество заинтересовано в гармонично развитой личности, способной и готова противостоять давлению среды и сложившихся стереотипов мышления и поведения, признает и принимает многообразие мира и культур. Кроме того, толерантность является одним из условий эффективности педагогического процесса, основой организации субъект-объектного взаимодействия между всеми его частями.
Однако толерантность педагога высшей школы как компонент содержания профессионального образования и возможности ее формирования изучены недостаточно. Ряд вопросов требует разрешения противоречий, которые имеют место в образовательной практике, а именно: между требованиями общества к развитию педагогического профессионализма и толерантности будущего специалиста как его составляющей и недостаточным уровнем сформированности толерантности специалистов как влиятельной профессиональной группы; между признанием значимости толерантности специалиста и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса ее формирования. Понятие «толерантность» имеет множество значений, которые обусловлены междисциплинарным характером (характером) и значимости явления, используемый в различных отраслях знаний: философии, политике, этике, медицине, психологии, педагогике. Толерантность является сложным, многоаспектным и многокомпонентным феноменом, оказывается в разнообразии форм и видов, проникает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением любого процесса и состояния.
Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных толковых словарей: - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [6]; - терпимость, снисходительность к кому-либо или чего [6]. Толерантность специалиста рассматривается как основанная на ценностных и гуманистических ориента-циях его профессиональная способность понять, определить и принять субъектов социального процесса такими, какие они есть, носителями других ценностей, логики мышления, форм поведения, субъектного опыта, устанавливать отношения сотрудничества в процессе взаимодействия с субъектами анализировать и критически оценивать субъективный опыт и поведение. Понимание есть способностью смотреть на мир глазами другого субъекта; Понимание - способность видеть в нем носите-
ля других ценностей, взглядов, образа жизни, осознание его права быть иным; принятие - положительное отношение к нему как Другому. Вместе с этим, термин толерантность понимается как снижение сопротивляемости, т.е. посредством снижения сопротивляемости культуры народа в неё проникают чуждые и разрушительные механизмы и ценности, что особенно важно для современного общества. Считаем, что структура толерантности включает такие компоненты: когнитивно-ценностный, перцептивно-эмоциональный, рефлексивно- поведенческий. Содержание когнитивно-ценностного компонента определяется спецификой толерантности и приводит осознание и принятие специалистом личности как ценности, способствует усвоению информации о ценности толерантности (знания о ненасилия, права человека, границы толерантности).
Перцептивно-эмоциональный компонент характеризуется особенностями восприятия субъектами друг друга, их взаимным познанием как основой взаимопонимания, понимание переживаний, состояния и установок субъектов педагогического процесса, эмоциональное восприятие других субъектов, собственных переживаний, состояний, изменений в эмоциональном мире личности. Этот компонент включает в свое содержание идентификацию, эмпатию, децентрацию, принятия, эмоциональную устойчивость. Критериями компонента является представляемое переноса себя на место Другого, сопереживание, сочувствие, принятие противоположной позиции ученика, признание права на индивидуальность, сдерживание негативных эмоций, стремление к переживанию положительных эмоций, эмоционально положительное отношение к людям. Основой рефлексивно-поведенческого компонента является действие на основе толерантности, то есть рефлексия, регуляция и коррекция субъектом собственного действия и поведения, выражается в не причинении вреда себе и другим людям, улучшением психического состояния, возможности выйти из сложного положения. Составляющими рефлексивно-поведенческого компонента являются: -выбор и обоснование собственной модели действия на основе толерантности: сотрудничество, отказ от принуждения, помощь, любовь, уступчивость; - рефлексия выбранной модели действия и поведения, предполагает сознательное отношение к собственной действия, его мысленный анализ и, при необходимости, соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; - реализация выбранной модели действия и поведения на основе толерантности [8]. Выделяем следующие критерии рефлексивно-поведенческого компонента: анализ причин и мотивов поступка, суждения об особенностях ситуации, осознание неправомерности принудительного действия, стремление к согласованности позиций, сохранения спокойствия и доброжелательности к противоположной стороне даже в условиях критического отношения, выбор толерантных форм поведения в реальной деятельности. Все компоненты толерантности как профессионального качества специалиста тесно связаны между собой, хотя имеют определенную независимость и автономность [16].
Процесс формирования толерантности специалиста является сложным и долго длительным, что обеспечивает его готовность к гуманистическому взаимодействию с субъектом педагогического процесса. Считаем, что эффективность этого процесса обеспечивается созданием системы работы, основными направлениями функционирования которой являются: взаимодействие специалиста с другими участниками социального процесса. Эта система основывается на принципах гуманизма и идеях этической педагогики, в частности, природной особенности и уникальности личности, мотивационной успешности, культуроцелостности, эмоциональной насыщенности, экологичности и эмпатийности взаимоотношений.
В настоящее время есть необходимость формирова-
Nikonova Natalia Petrovna FORMATION OF FUTURE ..
pedagogical sciences
ния поликультурной компетентности будущих специалистов как важной составляющей их профессионального образования. Будучи достаточно раскрытой в зарубежных и отечественных исследованиях, проблема поликультурной компетентности касательная преимущественно к вопросам ее формирования у будущего специалиста, однако почти не рассматривалась в области профессионального образования.
Результаты исследования. Современные ученые-педагоги считают, что, с одной стороны, поликультурная компетентность является открытой системой, структурным компонентом общей системы компетенций, владение которыми необходимо каждому человеку в поликультурном демократическом обществе. Кроме того, структура поликультурной компетентности имеет свои особенности, обусловленные жизнедеятельностью человека в обществе. Все компоненты поликультурной компетентности (знания, умения, навыки, способности, мотивы, ценности, убеждения, опыт, личные качества) взаимосвязаны через понятие культурного и социального контекста, поэтому овладение ими имеет происходить комплексно. Если контекст культуры предполагает знание различных культурно-исторических традиций, моделей культурной идентичности, то социальный контекст - знание социальных условий взаимодействия и получения различных моделей социокультурной идентичности. Поэтому поликультурная компетентность представляет собой совокупность способностей личности специалиста осознанно учитывать знания социального и культурного контекста в процессе межкультурного диалога. В структуре компетентности выделяют несколько компонентов, наиболее важные из них это:
1) когнитивный (познавательный), связанный со знаниями и способами их получения;
2) аксиологический (ценностный), что определяется мотивами и установками личности;
3) деятельностный, связанный с процессом становления умений и навыков на основе полученных знаний и способами реализации этих умений;
4) личностно-ориентированный, который даёт возможность дать знания в соответствующей области посредством использования основ традиционной национальной культуры тех или иных учеников, студентов и т.д. Большая роль отводится школьному педагогу и преподавателю ВУЗа
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агранат Ю.В., Хён Д.К. Поликультурная компетенция студента как условие успешной реализации программ академической мобильности ВУЗа //Высшее образование сегодня. 2012. № 10. С. 10-15.
2. Благов Ю.В., Исакова Т.Б. Поликультурная компетенция в структуре компетентностного подхода // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 65-72.
3. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32-36.
4. Тотиева А.Н. Формирование поликультурной компетенции студентов педагогического вуза как фактор развития коммуникативного поведения // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2012. № 4. С. 267-269.
5. Ширина Т.Г. Профессиональная культура преподавателя вуза как условие развития международного сотрудничества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3 (29). С. 340-342.
6. Ширина Т.Г. Современные тенденции развития профессиональной культуры преподавателя ВУЗа // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. № 5 (88). С. 104-108.
7. Инклюзивное образование как организационная основа педагогики многообразия : сб. науч. ст. по итогам Международного образовательного проекта «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования в среде многообразия» (543873-ТЕЫР^-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR) / редкол.: В. В. Валетов [и др.]. -Мозырь : МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. - 198 с.
8. Благов Ю.В. Реализация модели и условий формирования поликультурной компетенции у студентов музыкального колледжа, результаты педагогического эксперимента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 20-23.
9. Зайцева О.Ю., Карих В.В., Михайлова И.В. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016.
Т. 5. № 2 (15). С. 56-60.
10. Ефимова Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 115-118.
11. Носко И.В., Хороших П.П., Калинина С.Ф. Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 385-390.
12. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.
13. Матасова И.Л., Бугаева Д.Э. Комплексный подход к изучению толерантности в условиях общеобразовательных организаций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 349-352.
14. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 71-74.
15. Адамович О.Ю. Толерантность в искусстве. укрепление межнационального единства средствами народного танца // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 15-17.
16. Перепелицына М. А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей : дис. - Волгоград : [Волгогр. гос. пед. унт], 2004.
Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019