Научная статья на тему 'Воспитательная проектная деятельность в вузе (на примере кафедры иностранных языков)'

Воспитательная проектная деятельность в вузе (на примере кафедры иностранных языков) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭМПАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / EDUCATIONAL PROJECT ACTIVITY / ETHNOCULTURAL TOLERANCE / EMPATHIC CULTURE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенякова Елена Александровна, Воробьева Инна Валериановна, Афанасьева Ирина Валерьевна

В статье представлен анализ воспитательной деятельности по проекту «Воспитание патриотической и поликультурной личности студентов-бакалавров средствами иностранного языка» на кафедре иностранных языков. Раскрываются цель и содержание проектной деятельности, выявляются особенности формирования этнокультурной толерантности и эмпатической культуры у студентов-бакалавров средствами иностранного языка в поликультурной среде. При-водятся результаты экспериментального исследования по выявлению трансформаций этнического сознания и уровня эмпатии у студентов-бакалавров в начале и в конце первого года работы, делаются выводы о результативности воспитательной проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенякова Елена Александровна, Воробьева Инна Валериановна, Афанасьева Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROJECT ACTIVITY IN THE UNIVERSITY (AT THE DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES)

The article presents the analysis of educational activities on the project «Forming patriotic and multicultural personality of bachelor students by means of a foreign language» at the department of Foreign Languages. It discloses the aim and content of the project activity, reveals the peculiarities of the formation of ethnocultural tolerance and empathic culture among bachelor students by means of a foreign language in a multicultural environment. The article also presents the results of an experimental study on the identification of transformations of ethnic consciousness and the level of empathy of bachelor students at the beginning and at the end of the first year of work, draws the conclusions about the effectiveness of educational project activity.

Текст научной работы на тему «Воспитательная проектная деятельность в вузе (на примере кафедры иностранных языков)»

УДК [378.016:811.111]:378.035.6

Е. А. Тенякова, И. В. Воробьева, И. В. Афанасьева

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ воспитательной деятельности по проекту «Воспитание патриотической и поликультурной личности студентов-бакалавров средствами иностранного языка» на кафедре иностранных языков. Раскрываются цель и содержание проектной деятельности, выявляются особенности формирования этнокультурной толерантности и эмпатической культуры у студентов-бакалавров средствами иностранного языка в поликультурной среде. Приводятся результаты экспериментального исследования по выявлению трансформаций этнического сознания и уровня эмпатии у студентов-бакалавров в начале и в конце первого года работы, делаются выводы о результативности воспитательной проектной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная проектная деятельность, этнокультурная толерантность, эмпатическая культура, иностранный язык.

Актуальность исследуемой проблемы. Современный многополярный мир переживает сложный период обострения конфликтов на межэтнической почве. Этническое насилие, терроризм и экстремизм являются вызовами XXI в. Напряженная и нестабильная эт-нополитическая ситуация в мире заставляет задуматься о причинах конфликтов, путях их предотвращения и достижения гармонизации межнациональных отношений. В связи со сложившейся в мире обстановкой целенаправленное формирование у подрастающего поколения россиян нового мышления, базирующегося на гуманистических принципах культуры межнационального общения и межэтнической толерантности, для современной системы образования и воспитания является своеобразным социальным заказом [5, с. 5].

Целью данного исследования является раскрытие содержания и результатов воспитательной проектной деятельности по формированию патриотической и поликультурной личности студентов-бакалавров на кафедре иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

© Тенякова Е. А., Воробьева И. В., Афанасьева И. В., 2018

Тенякова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Воробьева Инна Валериановна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Афанасьева Ирина Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2017

Материал и методика исследований. В ходе работы был использован материал научных исследований ведущих ученых по вопросам национальных и межнациональных отношений, национальной психологии и самосознания, а также этнокультурной толерантности и эмпатии. В работе был использован комплекс методов исследования, включающий анализ литературы, изучение передового педагогического опыта. Также были использованы диагностические методы: методическая разработка Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [4], позволяющая диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности, опросник И. М. Юсупова в модификации Е. М. Никиреева для определения уровня эмпатии [2].

Результаты исследований и их обсуждение. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева является многонациональным: здесь обучаются студенты разных национальностей из различных уголков нашей страны. В последнее время среди них появилось достаточно много представителей ближнего и дальнего зарубежья.

В 2016 г. мы провели исследование по определению состояния этнического самосознания студентов-бакалавров с целью выявления лиц с трансформацией этнического самосознания и выраженными интолерантными тенденциями. В эксперименте приняли участие 40 студентов. Мы использовали методическую разработку Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности», направленную на определение тенденций трансформации этнического самосознания [8].

К толерантным лицам относятся респонденты с позитивной этнической идентичностью либо с сочетанием нормы с этнической индифферентностью, к интолерантным - лица с этническим сознанием по типу «гиперидентичности». У тех, у кого выражены как толерантные, так и интолерантные установки, перевес одной из тенденций позволяет отнести их к той или иной категории. В исследовании были получены следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

Распределение студентов по типам этнической идентичности

Типы этнической идентичности Количество студентов %

Позитивная этническая идентичность 26 65

Этноиндиф ферентность 15 (в сочетании с нормой) 37,5

Этнонигилизм 10 25

Этноэгоизм 4 10

Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствовали о том, что большая часть опрошенных студентов обладали позитивной этноидентичностью, что свидетельствовало об их этнической толерантности. Однако у 15 студентов норма сочеталась с этноиндифферентностью, что говорило о неактуальности для них этничности. Хотя в среднем баллы по показателю «этноэгоизм (гиперидентичность)» были невысокие, однако само их наличие свидетельствовало о некоторых интолерантных тенденциях в коллективе. Довольно много студентов с трансформацией этнического самосознания по типу этнонигилизма (гипоидентичности).

Кроме того, с этими же студентами было проведено исследование уровня эмпатии. Мы использовали опросник И. М. Юсупова в модификации Е. М. Никиреева [2]. Студентам предлагалось 36 утверждений, с которыми они должны были согласиться или не согласиться. В случае полного согласия с тем или иным утверждением, т. е при ответе «да»,

присуждалось 5 баллов, при ответе «почти всегда» - 4 балла, «часто» - 3 балла, «иногда» -2 балла, «нет» - 1 балл, «не знаю» - 0 баллов. Обработка результатов проводилась в соответствии с ключами, т. е. порядковыми номерами утверждений, включенных в опросник. Все баллы, полученные по этим ключам, суммировались и соотносились со шкалой эмпа-тийных тенденций (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования уровня эмпатии

Уровни Результаты, %

Очень высокий 0

Высокий 13

Средний 59

Низкий 28

Очень низкий 0

Мы пришли к выводу, что ни один из опрошенных респондентов не обладает очень высоким уровнем эмпатийности, равно как и очень низким. Мало респондентов обладают высоким уровнем эмпатийности, большая часть опрошенных по уровню развития эмпа-тии находятся на среднем уровне, довольно высок процент низкого уровня эмпатийности.

Результаты проведенного исследования показали, что необходима целенаправленная работа по формированию этнокультурной толерантности и эмпатической культуры, а со студентами с трансформацией этнического сознания по типу гипоидентичности необходима работа по патриотическому воспитанию. Для достижения этих задач на кафедре иностранных языков ЧГПУ им. И. Я. Яковлева коллективом авторов был разработан проект «Воспитание патриотической и поликультурной личности студентов-бакалавров средствами иностранного языка» [7]. Проект стартовал в 2016 г. и рассчитан на три года. Специфика и научная новизна проекта состоят в том, что воспитательные задачи реализуются средствами иностранного языка. Академик Л. В. Щерба писал: «Ничто так не воспитывает в духе национальной солидарности, как изучение иностранного языка» [10, с. 52]. Иностранные языки призваны служить взаимодействию стран в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений. Сегодня обучение - это не только трансляция знаний, но и формирование культуры общения и межэтнической толерантности [1, с. 137].

Проект включает в себя разнообразные воспитательные мероприятия, кружковую работу, читательские конференции, творческие вечера, конкурсы, круглые столы и т. д. Кружок «Английский язык и культура межнационального общения», помимо образовательного и развивающего значения, призван воспитывать у молодежи этнокультурную толерантность в сочетании с чувством национального достоинства, способность к идентификации и эмпатии. Основные теоретические положения даются в начале каждого занятия в виде доступных кратких положений в соответствии с темой, причем к каждой подобран соответствующий учебный текстовый материал на английском языке, с которым ведется основная работа (журнальные и газетные статьи, художественные рассказы, ранообразные диалоги и т. д.). В ходе работы кружка студенты знакомятся с такими понятиями, как культура межнационального общения, единицы общения, коммуникативная ситуация, стили общения, ролевые ожидания и т. д. Студенты изучают «Кодекс этики межкультурной коммуникации» [3], узнают, что такое национальный характер и мен-

тальность и как их учитывать при межкультурном общении, знакомятся с традициями, обычаями и обрядами, с устным народным творчеством, музыкой, художественной литературой и искусством соизучаемых народов. В план кружка входят занятия по формированию этнокультурной толерантности, где его члены не только получают представление об этнической толерантности и интолерантности, но и участвуют в игровых упражнениях на английском языке на воспитание толерантности ("We are much alike", "Comlements", "Give me a treat", "A Magic Store").

В работе кружка предусмотрены также занятия по повышению эмпатической культуры студентов. Эмпатия (сопереживание) - способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их мысли, чувства. Она в наиболее обобщенном виде отражает целый ряд качеств (терпимость, уважение, тактичность, внимательность к собеседнику). В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к другим людям. Эмпатия является необходимым условием формирования нормальных взаимоотношений личности и группы [9]. На занятиях по формированию эмпатической культуры студенты читают и обсуждают тексты на тему милосердия и сострадания. Так, вниманию членов кружка предлагается текст на английском языке «Mother Teresa and the Power of Compassion» (Мать Тереза и сила сострадания), посвященный матери Терезе. Жизнь и деятельность этой замечательной женщины представляет собой прекрасный пример любви к людям, сочувствия и сострадания. Чтение и обсуждение текста подводят студентов к мысли о том, что эмпатия - это великая ценность. Также предлагаются готовые диалоги и микродиалоги, содержащие формы выражения утешения и сопереживания для чтения, анализа и воспроизведения по ролям. Обучающиеся могут сами составлять диалоги по заданным коммуникативным ситуациям, когда один из героев переживает по поводу определенной проблемы; задачей другого коммуниканта является понять своего собеседника, проникнуться эмпатией, найти соответствующие выражения, чтобы его утешить. В ходе такого ролевого общения сама роль определенным образом влияет на личность. Выражая сочувствие, стараясь как-то утешить своего собеседника, подбирая подходящие слова, участник разговора должен вжиться в роль, прочувствовать ее. Таким образом приобретается опыт, необходимый для формирования личностных качеств, а именно способности к идентификации и эмпатии.

Для воспитания этнической толерантности и национальной гордости авторами проекта было разработано учебное пособие «Тексты и упражнения на английском языке по патриотическому и поликультурному воспитанию студентов» [6]. Оно было посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и подготовлено при поддержке внут-ривузовского научного гранта «Воспитание поликультурной и патриотической личности студентов-бакалавров средствами иностранного языка».

Пособие тематически разделено на две главы: 1-я посвящена Сталинградской битве, битве под Москвой, блокаде Ленинграда и другим событиям войны, а также героям, в том числе Алексею Маресьеву, Василию Клочкову, Александру Покрышкину и т. д.; 2-ю составляют рассказы известных американских писателей Э. Хемингуэя, В. Сарояна, Дж. Апдайка, освещающих проблемы межнациональных отношений, этнокультурной толерантности, расовой дискриминации. Оригинальные рассказы являются образцами высокохудожественных произведений, способных вызвать у студентов глубокие эмоциональные переживания, чувство сострадания к героям, несправедливо терпящим унижения и обиды из-за национальной принадлежности, неприятие всех форм проявления расизма и шовинизма.

К каждому тексту прилагаются языковые упражнения на совершенствование навыков и умений разговорной речи, формирование у студентов чувства патриотизма и гордости за свою Родину, а также воспитание их в духе взаимоуважения к другим странам и народам. Пособие широко используется преподавателями кафедры для работы со студентами-бакалаврами как на кружковых занятиях, так и в качестве домашнего чтения.

Проектная деятельность предусматривает проведение разнообразных воспитательных мероприятий. Внеаудиторное воспитательное мероприятие - это всегда яркое событие, производящее глубокое впечатление на студентов и затрагивающее их эмоциональную сферу. Очень важно, чтобы внеаудиторная воспитательная деятельность велась не хаотично, от случая к случаю, а строилась как система организованных мероприятий. Каждое новое мероприятие должно поднимать студентов на определенную высоту, оказывать воспитательное воздействие, способствовать формированию определенных психологических новообразований, становлению взглядов и убеждений. Именно в рамках воспитательного проекта мероприятия спланированы и систематизированы таким образом, чтобы формировать этнотолерантность и эмпатию. Так, первый год проекта включает, например, следующие мероприятия: «Что за чудо эти сказки!» (вечер сказок разных народов: русских, чувашских, туркменских, татарских, английских), национальные праздники (просмотр и обсуждение видеофильма «Window on Britain»), беседу об универсальных и национально-специфических традициях и обрядах, читательскую конференцию «Английские и русские писатели о патриотизме», конкурс на лучший перевод на английский язык коротких рассказов нравственного содержания для детей Г. Н. Волкова, И. Я. Яковлева, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, беседу «Великие педагоги о нравственном воспитании», круглые столы «Патриотизм в России и США» и «Этика межкультурной коммуникации», беседу «Экологическое воспитание в школах Германии и России. К Году экологии в России» и др.

По окончании первого года проектной воспитательной деятельности с членами кружка повторно было проведено исследование на выявление толерантных и интоле-рантных лиц на основе той же методики «Типы этнической идентичности», где были получены следующие результаты, представленные в таблице 3 в сопоставительном плане:

Таблица 3

Распределение студентов по типам этнической идентичности в начале и в конце первого года проектной воспитательной деятельности

Типы этнической идентичности В начале 1-го года проекта В конце 1-го года проекта

Количество % Количество %

студентов студентов

Позитивная этническая идентичность 26 65 34 85

Этноиндиф ферентность 15 37,5 10 25

Этнонигилизм 10 25 5 12,5

Этноэгоизм 4 10 2 5

Повторное исследование показало, что количество студентов с позитивной этнической идентичностью возросло, одновременно снизилось количество студентов с проявлением тенденций этноиндифферентности, этнонигилизма и этноэгоизма, что свидетельствует об эффективности проектной воспитательной деятельности на кафедре.

Мы также провели повторную диагностику уровня эмпатии в конце первого года проектной деятельности, применив ту же методику И. М. Юсупова в модификации Е. М. Никиреева. Результаты представлены в таблице 4 в сопоставительном плане.

Таблица 4

Результаты исследования уровня эмпатии в начале и в конце первого года проекта

Уровни В начале 1-го года проекта, % В конце 1-го года проекта, %

Очень высокий 0 0

Высокий 13 23

Средний 59 64

Низкий 28 13

Очень низкий 0 0

Как видно из таблицы 4, у студентов уровень эмпатии повысился.

Резюме. Таким образом, результаты проведенного исследования продемонстрировали результативность воспитательной проектной деятельности на кафедре иностранных языков уже после первого года работы. У студентов повысился уровень эмпатической культуры, они стали более толерантны к представителям других национальностей. Кроме того, следует отметить, что одновременно у студентов снизились показатели этнической индифферентности и нигилизма. В настоящее время на кафедре началась реализация плана второго года проекта «Воспитание патриотической и поликультурной личности студентов-бакалавров средствами иностранного языка», который также включает в себя кружковую деятельность и систему увлекательных воспитательных мероприятий. Авторы надеются, что и второй год проектной деятельности будет плодотворным и результативным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варламова Е. Ю. Особенности профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 2(82). - С. 136-140.

2. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования : учебное пособие. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

3. Ситарам К. Основы межкультурной коммуникации // Человек. - 1992. - № 5. - С. 100-107.

4. Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. - М. : Наука, 1988. - С. 111-125.

5. Тенякова Е. А. Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников средствами иностранного языка. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 156 с.

6. Тенякова Е. А., Афанасьева И. В., Воробьева И. В. Тексты и упражнения на английском языке по патриотическому и поликультурному воспитанию студентов : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. - 82 с.

7. Тенякова Е. А., Воробьева И. В. О проекте «Воспитание патриотической и поликультурной личности студентов-бакалавров средствами иностранного языка» // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе : сборник научных трудов. Вып. 1. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 204-207.

8. Тенякова Е. А., Пушкин А. А. Диагностика этнической идентичности в интернациональной студенческой группе // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5, ч. 1. - С. 39-41.

9. Тенякова Е. А., Пушкин А. А. Ценностные концепты в современной парадигме духовно-нравственного воспитания: лингвопедагогический аспект // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. -2015. - № 2, ч. 2. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/artide/view?id=22423.

10. 10. Щерба Л. В. Преподавание иностранного языка в средней школе. Общие вопросы методики. -М. : Высшая школа, 1974. - 112 с.

UDC [378.016:811.111]:378.035.6

E. A. Tenyakova, I. V. Vorobyeva, I. V. Afanasyeva

EDUCATIONAL PROJECT ACTIVITY IN THE UNIVERSITY (AT THE DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES)

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the analysis of educational activities on the project «Forming patriotic and multicultural personality of bachelor students by means of a foreign language» at the department of Foreign Languages. It discloses the aim and content of the project activity, reveals the peculiarities of the formation of ethnocultural tolerance and empathic culture among bachelor students by means of a foreign language in a multicultural environment. The article also presents the results of an experimental study on the identification of transformations of ethnic consciousness and the level of empathy of bachelor students at the beginning and at the end of the first year of work, draws the conclusions about the effectiveness of educational project activity.

Keywords: educational project activity, ethnocultural tolerance, empathic culture, foreign language.

REFERENCES

1. Varlamova E. Ju. Osobennosti professional'noj podgotovki bakalavrov inojazychnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. -№ 2(82). - S. 136-140.

2. Nikireev E. M. Napravlennost' lichnosti i metody ee issledovanija : uchebnoe posobie. - M. : Izd-vo Mosk-ovskogo psihologo-social'nogo instituía ; Voronezh : Izd-vo NPO «MODJeK», 2004. - 192 s.

3. Sitaram K. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii // Chelovek. - 1992. - № 5. - S. 100-107.

4. Soldatova G. U. Mezhjetnicheskoe obshhenie: kognitivnaja struktura jetnicheskogo samosoznanija // Po-znanie i obshhenie. - M. : Nauka, 1988. - S. 111-125.

5. Tenjakova E. A. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija u starsheklassnikov sredstvami inostrannogo jazyka. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2007. - 156 s.

© Tenyakova E. A., Vorobyeva I. V., Afanasyeva I. V., 2018

Tenyakova, Elena Aleksandrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Vorobyeva, Inna Valerianovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Afanasyeva, Irina Valeryevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on October 10, 2017

BecmnuK WnYum. K. H. HKoeieea. 2018. № 1(97)

6. Tenjakova E. A., Afanas'eva I. V., Vorob'eva I. V. Teksty i uprazhnenija na anglijskom jazyke po patri-oticheskomu i polikul'turnomu vospitaniju studentov : uchebnoe posobie. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2015. - 82 s.

7. Tenjakova E. A., Vorob'eva I. V. O proekte «Vospitanie patrioticheskoj i polikul'turnoj lichnosti studentov-bakalavrov sredstvami inostrannogo jazyka» // Aktual'nye voprosy prepodavanija inostrannogo jazyka v vysshej shkole : sbornik nauchnyh trudov. Vyp. 1. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2017. - S. 204-207.

8. Tenjakova E. A., Pushkin A. A. Diagnostika jetnicheskoj identichnosti v internacional'noj studencheskoj gruppe // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2016. - № 5, ch. 1. - S. 39-41.

9. Tenjakova E. A., Pushkin A. A. Cennostnye koncepty v sovremennoj paradigme duhovno-nravstvennogo vospitanija: lingvopedagogicheskij aspekt // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. -2015. - № 2, ch. 2. - Rezhim dostupa : https://science-education.ru/ru/article/view?id=22423.

10. Shherba L. V. Prepodavanie inostrannogo jazyka v srednej shkole. Obshhie voprosy metodiki. - M. : Vysshaja shkola, 1974. - 112 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.