116
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)
9. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959.
10. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. Чебоксары, 1974.
11. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1969.
12. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840 по 1890-91 гг. СПб., 1897.
13. Папков А.А. Необходимость обновления православного церковноприходского строя (с проектом «приходского управления»). СПб., 1903.
14. Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870 гг.). СПб, 1902.
15. Попов Н.С. Православие в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1987.
16. Римский С.В. Русская православная церковь в XIX в. Ростов н/Д, 1997.
17. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.
18. ТитлиновБ.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна, 1908.
ТАЙМАСОВ Леонид Александрович - доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TAYMASOV, Leonid Aleksandrovich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Vice Rector for Scientific Work. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 378.14
стереотипы и их влияние в процессе общения
Е.А. тенякова
Проанализирован этнический стереотип. Выявлены различия между автостереотипом и гете-ростереотипом, отражающие уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Приведены примеры ложных стереотипов (национальных предрассудков). Анализ этнических стереотипов позволяет избавиться от ложных стереотипов. Определены задачи приобщения молодежи к ценностям других культур, обучения иностранным языкам в единстве с культурой народов, коммуникативного поведения, воспитания этнокультурной толерантности.
Ключевые слова: этнический стереотип; автостереотип; гетеростереотип; психологическая тождественность; культура; традиции; иностранные языки; коммуникативное поведение.
E.A. Tenyakova. STEREOTYPES AND THEIR INFLUENCE IN THE COURSE OF COMMUNICATION
Analyzed the ethnic stereotype. Differences between avtostereotipom and geterostereotipom, reflecting the level of mutual understanding between peoples and their degree of psychological identity. Examples of false stereotypes (national prejudice). Analysis of ethnic stereotypes to get rid of false stereotypes. Sets out the tasks of the young people to the values of other cultures, learning foreign languages in unity with the culture of the peoples of communicative behaviour, upbringing, cultural tolerance.
Keywords: ethnic stereotype; autostereotype; heterostereotypes; psychological identity; culture; traditions; languages; communicative behavior.
В современном мире наблюдается интеграция во всех сферах общественной жизни, интенсивно развиваются международные связи, растет мобильность населения, развивается туризм. В последнее время особенно интенсивно происходят международные контакты и обмены с США. Российские студенты
имеют возможность ездить в Америку в целях получения и совершенствования образования, обмена опытом и т.д. С этой целью они усиленно изучают английский язык, но плохо представляют, чем американцы отличаются от нас, каковы особенности их национального характера. Причинами кросс-
культурных конфликтов могут являться игнорирование особенностей национального характера коммуникантов, наличие ложных стереотипов о другом народе и негативных национальных установок.
Ученый этнопсихолог В.Г. Крысько рассматривает национальный характер как один из компонентов понятия «психология нации» наряду с такими компонентами, как национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки. По его мнению, национальный характер это «исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другой этническим общностям [1, с. 102]. Хотя отдельный представитель нации никак не может быть воплощением национального характера, учет особенностей характера народа, среди которого он рос и воспитывался, формировался как личность, является необходимым условием успеха при межнациональном общении.
Этнический стереотип внутренне диалогичен. Его основными структурными компонентами являются автостереотипы и гетеростерео-типы. Различия между автостереотипом и гете-ростереотипом отражают уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Стереотипы могут существенно влиять на процесс общения с представителем другой нации, выполняя функцию установки на общение. Ложные стереотипы (национальные предрассудки) могут привести коммуникантов в замешательство и свести общение на нет. Национальные предрассудки искажают определенные особенности и черты людей и поэтому могут выступать серьезным препятствием для взаимопонимания между представителями разных наций. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы.
Для того, чтобы установить, каким представляют себе истинного американца российские студенты, никогда лично не общавшиеся с американцами (группа А) и каков типичный американский образ у студентов, имевших возможность побывать в США (группа Б), был проведен опрос студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Респондентов попросили назвать 5 качеств, характеризующих американцев. Они также отвечали на вопросы анкеты.
Анкетирование в группе А показало следующие результаты. На вопрос, где было предложено обозначить 5 качеств, характеризующих истинного американца, российские студенты называли большей частью положительные качества, которые действительно присущи американцам, такие как: целеустремленность, приветливость, предприимчивость, деловитость, упорство, уверенность в себе. В числе отрицательных качеств, но отражающих национальный характер американцев, были отмечены высокомерие, чрезмерное самолюбие, меркантильность. К числу ложных представлений об американцах можно отнести лень, невысокий интеллект. Встречались и прямо противоположные суждения: одни называли американцев терпеливыми, другие наоборот - нетерпимыми. Среди качеств, несущих отрицательную оценку, встречались такие как: «тупые», «глупые», «жирные», «равнодушные», «неискренние». Наличие негативных качеств в оценке типичного образа американца свидетельствует об определенных интолерантных тенденциях среди российских студентов. Половина опрошенных респондентов отмечают стремление американцев к сотрудничеству, хотя психологической особенностью нации все-таки является стремление к соперничеству. Почти все респонденты правильно полагают, что американцы законопослушны. Около 70 % респондентов ошибочно полагают, что американцы - приверженцы делового стиля в общении. Большая часть студентов считает жителей Америки вежливыми и тактичными. Студенты полагают, что с иностранцами американцы ведут себя доброжелательно, однако в нескольких ответах встречаются такие характеристики, как «враждебно», «недоверчиво», «льстиво». Некоторые студенты абсолютно правильно отметили тему, которую лучше не затрагивать в общении с американцами, -это критика США и всего, что с ними связано. В числе качеств, которые американцы ценят в людях, были названы деловитость, целеустремленность, общительность, доброта, открытость, богатство. К числу первостепенных для американцев ценностей были отнесены материальные ценности (50 %), благополучие страны и семьи, свобода и независимость.
Таким образом, анкетирование продемонстрировало, что российские студенты, несмотря на то, что никогда не были в Америке, имеют в целом относительно правильное представление об особенностях американского национального характера, однако только в общих чертах. Имеют место ложные представления об американском народе, а также некоторые негативные тенденции, которые могут привести к
118
вестник Российского университета кооперации. 2013. №4(14)
кросс-культурным конфликтам. Так, например, нельзя игнорировать стремление американцев к соперничеству, так как это свойство нам, россиянам, чуждо. Россияне могут столкнуться в Америке со стороны коллег с нежеланием помочь, подсказать. Такое поведение может восприниматься россиянами как пренебрежение или даже оскорбление, хотя это всего лишь психологическая особенность, присущая всем американцам.
Ответы на вопросы анкеты студентов, побывавших в Америке, оказались во многом схожими между собой, почти нет полярных расходящихся мнений, что свидетельствует о том, что у всех студентов сложился вполне реальный и соответствующий действительности образ типичного американца, основанный на реальном общении с жителями Америки. Почти все студенты подчеркивают деловитость, предприимчивость, упорство, серьезное отношение к работе, общительность американцев. В ответах очень мало качеств, несущих отрицательную оценку; отмечаются лишь некоторое высокомерие и излишняя самоуверенность, некоторая наивность и доверчивость. В отличие от респондентов группы А, где 70 % ошибочно полагали, что американцы стремятся к деловому стилю в общении, респонденты группы Б утверждают, что для стиля общения жителей Америки характерен «минимум официальности». Большая часть студентов находят жителей Америки добрыми и в меру щедрыми, отмечают, что они вежливы и тактичны. Однако некоторые респонденты отмечают, что были свидетелями «недостойного поведения в транспорте со стороны афроамериканцев». Все студенты подчеркивают нетерпимость американцев ко лжи, отмечают, что за «ложь на работе можно легко потерять рабочее место». Респонденты группы Б считают американцев вполне толерантными, доброжелательно относящимися к представителям других культур, но с ними не стоит затрагивать проблемы расовых отношений, религии, политики, критиковать американский образ жизни. Среди ценностей на первом месте стоят семья и карьера.
Таким образом, при сравнении ответов респондентов групп А и Б можно увидеть, что образ типичного американца в группе Б более позитивен, чем в группе А: совершенно нет резких отрицательных характеристик, американцы наделяются положительными качествами. В целом, у большей части студентов от поездки в Америку остались хорошие впечатления, и сложилось доброе позитивное отношение к народу.
Для более углубленного изучения представления российских студентов об американском национальном характере и отношении студентов обеих групп к американскому народу нами был применен анализ этнических стереотипов по методике Г. У Солдатовой [2, с. 175]. Диагностический тест отношений (вариант Б) представляет собой набор из 12 пар качеств, оцениваемых последовательно испытуемыми. Студентам предлагалось оценить по 4-х балльной шкале степень выраженности предложенных качеств у типичных представителей своего народа и американцев.
Результаты показали, что гетеростерео-тип американцев в восприятии российских студентов, побывавших в Америке, намного выше гетеростереотипа студентов, никогда не общавшихся с жителями Америки. В группе Б не имело места ни одного случая отрицательного коэффициента, в то время как в группе А ответы трех респондентов получили отрицательный коэффициент. Это свидетельствует о том, что у некоторых студентов группы А имеются определенные интолерантные тенденции в отношении к американцам, возможно в силу определенных негативных установок и ложных стереотипов. В группе Б не зафиксирован ни один отрицательный коэффициент, у всех студентов сложился вполне положительный образ истинного американца. Величина коэффициента автостереотипа в обеих группах сильно не отличается, хотя у группы А она несколько выше.
Таким образом, анализ этнических стереотипов показал, что в обеих группах отношение к американскому народу в целом положительное, однако студенты, которые непосредственно побывали в Америке, оценивают американский народ выше, чем студенты, никогда не общавшиеся с американцами. Даже если у студентов группы Б когда-то были национальные предрассудки относительно американского народа, пребывание в Америке помогло им избавиться от ложных стереотипов.
Исследование показало, что у российской молодежи (за исключением тех, кто был в Америке) имеют место некоторые ложные представления об этом народе, и иногда проявляются даже интолерантные тенденции. Поэтому перед учебными заведениями стоят задачи приобщения молодежи к ценностям других культур, обучения иностранным языкам в единстве с культурой народов, говорящих на этих языках, получения представления об особенностях их национального характера, стратегии и тактике коммуникативного поведения, воспитания этнокультурной толерантности.
список литературы 2. Солдатова Г.У. Психология межэтниче-
1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: ской ш^яжшвдсти. М.: ^ью^ 1998. Академия, 2002.
ТЕНЯКОВА Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TENYAKOVA, Elena Aleksandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Languages. The Chuvash State Pedagogical University of I.Ya. Yakovlev. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
удк 37.018.1
лютеранский аспект германского трудового воспитания
Е.в. толстова
Рассмотрено педагогическое наследие по трудовому воспитанию. Автор считает, что кризис человека вызван пробелами в трудовом воспитании. Изучен опыт Германии в трудовом воспитании подрастающего поколения, позволяющий осознать ценностные основания для воспитания уважения, доброты и толерантности в нашем обществе.
Ключевые слова: религия; лютеранство; Германия; трудовое воспитание; опыт; христианские истины; народная педагогика; церковь; семья; школа; толерантность.
E.V. Tolstova. LUTHERAN ASPECT OF GERMAN LABOUR EDUCATION
Considered is pedagogical legacy of labor education. The author believes that human crisis is caused by gaps in the labor education. Studied is the experience of Germany in the labor education of the younger generation, which allows to realize the value foundations for the development of respect, kindness and tolerance in our society.
Keywords: religion; Lutheranism; Germany; labor education; experience; Christian truth; folk pedagogy; church; family; school; tolerance.
В педагогическом наследии по трудовому воспитанию приоритетное место занимает мысль о том, что работа есть естественное и самое здоровое состояние человека, она важна не только ради материальной выгоды, но и для духа и тела. Чтобы жить долго и быть здоровым, человеку важно делать хорошее дело, которое ему по душе. Кризис экономики вызван кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека, пробелами в трудовом воспитании. Из нашей жизни исчез культ работы, культ создающего и созидающего человека, работа стала фоном и потеряла свою гуманистическую ценность. Единичные всплески трудоголизма, вызванные скорее боязнью лишиться работы нежели любовью к труду, вряд ли улучшат картину, ибо они смещают баланс между офисной и личной жизнью, в результате чего страдает снова общество. В связи с этим падает уровень образования, разрушается система жизненных стимулов и как следствие деградирует система образования. В условиях вступления России в
единое образовательное пространство поиск путей повышения воспитательного потенциала побуждает к изучению зарубежного опыта. В прошлом Россия успешно использовала опыт Пруссии в промышленности, культуре и образовании, выбирала лучшее и вводила его в дело, потому считаем актуальным обратить внимание педагогов на любовь к работе немцев, опыт Германии в трудовом воспитании подрастающего поколения. Школа возникла и сложилась в качестве необходимого дополнения к тому, что давалось семьей и церковью. Ограничившись в нашей статье опытом в трудовом воспитании Германии, рассмотрим, какую функцию играли в этом деле церковь, семья и школа.
Культ труда, добросовестное отношение к нему наблюдаются во всех протестантских странах и уходят корнями к эпохе Реформации, роль которой исключительна не только для Германии, но и для мировой цивилизации и культуры. Реформаторы призывали вернуться