УДК 378.035.6
Т. В. Петрова, Т. В. Романова
РАБОТА КУРАТОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема предупреждения межнациональных конфликтов в вузе. Исследуются психолого-педагогические, социологические подходы к формированию толерантности в студенческой среде. Определены воспитательные задачи для кураторов в рамках межкультурного образования, представлен вариант использования программы авторского элективного курса «Межнациональные отношения: история и современность», предложен авторский тренинг «Толерантность» для студентов вузов.
Ключевые слова: конфликт, межнациональный конфликт, поликультурное образование, профилактика межнациональных конфликтов.
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня проблемы образования и воспитания подрастающего поколения в полиэтнической среде актуальны во всем мире. Это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. Эффективный и полноценный межнациональный диалог в поликультурном обществе не может строиться без анализа накопленных психолого-педагогической наукой данных, влияющих на формирование толерантности, терпимости в обществе. Рассмотрим вопросы, касающиеся предупреждения конфликтов в студенческой среде, т. к. данная возрастная группа легко поддается давлению и является потенциально опасной для возникновения ссор и столкновений.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы преподавателей по профилактике межэтнических конфликтов в образовательной среде.
Результаты исследований и их обсуждение. Прав был Д. Рескин, когда писал: «Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения».
Современное общество представляет собой многосложную этническую структуру, включающую в себя тысячи общностей (наций, народностей, племен, этногрупп и т. п.). Вместе с тем в настоящий момент в мире немногим более двухсот государств, а это значит, что большинство из них полиэтничны. Разнородность этнической структуры, нерав-
© Петрова Т. В., Романова Т. В., 2017
Петрова Татьяна Вадимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: ms.ptv80@list.ru
Романова Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: romashechca77@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31.03.2017
номерность этнических и демографических процессов закономерно и логично порождают различного рода противоречия, проблемы, напряженность, конфликты межнационального характера. Во второй половине XX - начале XXI столетия в мире произошло несколько сот вооруженных столкновений, и две трети из них были именно межэтническими.
В состав Российской Федерации входит восемьдесят пять субъектов, которые объединяют более ста двадцати различных этносов. Жизнь в поликультурном обществе даже в благоприятных условиях неизбежно приводит к межгрупповой напряженной обстановке в широком смысле слова. Напряженность может выражаться в открытой (конфликтные действия) и скрытой формах - когда общение с представителями других культур воспринимается как источник столкновений.
Конфликт с молодежной спецификой - перманентные отношения между активно адаптирующимися и самоутверждающимися молодыми субъектами-участниками, которые возникают в процессе реализации их целенаправленной социальной деятельности, выражаемой в двойственных действиях сторон, находящихся в разных социальных статусах, занимающих взаимоисключающие позиции, отстаивающих антитетические интересы, ценности, потребности, нормы, демонстрирующих типы поведения, установки, мотивы, формирующиеся на этапах социализации молодежи [9, с. 44].
Межэтнический конфликт - форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку [11, с. 354]. Непосредственными причинами его возникновения могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия [11, с. 356].
Следует помнить, что такой конфликт легче предупредить, чем гасить его потом, потому что, однажды вспыхнув, он имеет тенденцию к разрастанию, а если перейдет в длительную стадию, приняв затяжной характер, то его разрешение станет затруднительным.
Исследователи социальных рисков (Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Н. Н. Бушма-рина, Н. И. Клименко, Н. А. Степанов и др.) отмечают, что в современных условиях наблюдается явный недостаток воспитательных воздействий на подрастающее поколение, а также мер просветительского характера, направленных на обеспечение лучшей информированности о национальных, культурных, конфессиональных и прочих особенностях народов страны [3, с. 244-245]. Образовательные учреждения недостаточно развивают у подрастающего поколения когнитивные, и особенно поведенческие, навыки терпимости по отношению к нетрадиционным и просто иным религиозным учениям, культурным и духовным ценностям представителей иных национальностей и т. д. [8].
Молодежь как субъект общественных отношений осуществляет поиск собственной жизненной модели самореализации, находится в процессе достижения собственного статуса. В современном обществе возможности самореализации и социальной мобильности молодых ограничены и не гарантированы государством полностью. В подобных условиях студенты не в состоянии реализовать свои жизненные потребности на все 100 % в силу традиционных факторов - социального положения, региона проживания, этнической принадлежности, гендера или непоследовательной социально-экономической, правовой политики государства, а также ряда неконтролируемых факторов, маргинализирующих личность. Все они приводят к закономерно проявляющимся противоречиям, перерастающим в конфликты в основных сферах жизнедеятельности молодежи, охватывающих такие институты, как семья, учеба, труд, досуг [9, с. 42].
С начала 80-х гг. XX в. в полиэтнических странах стали разрабатываться концепции поликультурного образования, согласно которому ни одна культура не является случайной в истории человечества.
Поликультурное (многокультурное) образование выстроено на концепции подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Главной задачей такого образования являются формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ в. в мире начался процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это, в свою очередь, потребовало сменить ценностные направления и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, то есть поликультурное, при сохранении в качестве стержня своей собственной культуры. В этих условиях особенно востребованной стала народная педагогика [1, с. 198]. Поликультурность также является качеством личности.
Основополагающими в поликультурном образовании, с позиции М. Б. Кожановой, являются контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования, принцип диалога и взаимодействия культур, принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, отмечает исследователь, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам [6, с. 65].
Поликультуризм - образование, построенное на мировоззрениях культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста [5, с. 116].
Мы считаем, что образовательные институты недостаточно передают подрастающему поколению когнитивные и особенно поведенческие навыки терпимости по отношению к нетрадиционным и просто иным религиозным учениям, культурным и духовным ценностям, представителям иных национальностей, поэтому решили рассмотреть этот вопрос на уровне студенческой группы вуза.
В настоящее время на очном и заочном отделениях ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» обучаются около трехсот студентов-иностранцев, в основном из Туркменистана, а также из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Франции. Общий процент студентов-иностранцев составляет около 10. В связи с этим встает вопрос о межэтнической и межнациональной толерантности, профилактике межнациональных конфликтов в студенческой группе.
В вопросе межкультурного образования куратор должен ставить перед собой следующие воспитательные задачи:
- развитие этнической и культурной грамотности студентов, то есть достижение определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в университете и обществе этнических групп, а не только своей;
- формирование у обучающихся межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умений понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур как в бытовом, так и учебном контексте;
- личностное развитие каждого студента, что предполагает индивидуальный подход к нему;
- формирование межэтнической толерантности;
- осознание студентами взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развития интегративных процессов в мире.
Основными формами предупреждения межнациональных конфликтов в вузе являются специальные программы, тренинги, в ходе которых студенты:
- обретают способность ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями;
- начинают ценить многоязычие, учась выражать вербально свой опыт;
- приобретают первый опыт осознания собственных этнических стереотипов и предубеждений;
- получают впечатления о других народах и культурах в живом непосредственном общении с сокурсниками - представителями этих народов.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество информации, посвященной профилактике и разрешению межнациональных конфликтов в образовательной среде [4], [7], [10]. Обратим внимание на программу элективного курса «Межнациональные отношения: история и современность», разработанного учителем истории и обществознания Т. Н. Биркаловой [2]. Целью курса автор считает воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее, формирование уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному многообразию мировой культуры. Программа включает в себя ряд тем, которые могут быть использованы преподавателями в работе со студентами во время кураторских часов [2]. Приведем примеры некоторых из них в таблице 1.
Таблица 1
Примерная тематика кураторских часов
Название темы Ключевые слова по теме
Национально-этнические отношения народов возникновение и развитие национальных отношений, характер национальных отношений, субъекты национальных отношений, характеристика проявления межнациональных отношений, народное самоуважение, регулирование национальных отношений
Национальный вопрос в современных условиях национальные проблемы как вопрос развития национальных отношений, каузальные связи в вопросах этнического возрождения народов, формирование взаимовыгодных условий сотрудничества, реализация прав всех народов, объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса
Межнациональное сотрудничество в современном мире единое европейское и образовательное пространство, экономическая интеграция - процесс сближения народов, Европейский союз и парламент, межнациональная интеграция, гарантия национально-культурной автономии, демократическое государство - свободное сосуществование разных национальностей
Можно ли жить без национальных конфликтов? шовинизм и его сущность, геноцид рас и народов, история фашистской диктатуры, терпимость и гуманистический подход к национальным проблемам, культура и ее уровни в межнациональных отношениях
Многонациональность нашего государства характеристика основных этносов Российской Федерации, русские - один из крупнейших народов мира, малые народы России, культурное наследие и самобытность народов, проживающих на территории нашей страны
Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления ретроспективный анализ межнациональных конфликтов, национальное насилие: ущемление прав, запрещение религии, языка, культуры, традиций, поиск путей выхода из современных этнических кризисов
Немаловажное значение имеют разработанные самими преподавателями и внедренные в воспитательный процесс программы и формы работы. В рамках социально-педагогических дисциплин, в частности «Методики и технологии работы социального педагога», «Социально-педагогического проектирования» и других, преподавателями применяются следующие профилактические меры: беседы со студентами для выявления экстремистских наклонностей, агрессивности; формирование толерантного сознания и поведения; занятия по изучению Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и других законов, касающихся проблем молодежи; разъяснительная работа среди студентов о наличии многих религий и их непримиримости к насилию; ознакомление с деятельностью молодежных и общественных организаций; формирование гражданско-патриотического сознания; пропаганда здорового образа жизни; проведение профориентационной работы; оказание помощи в трудоустройстве; вовлечение молодежи в научную и инновационную деятельность.
Разработан и апробирован авторский тренинг «Толерантность», краткое описание которого приведено в таблице 2.
Таблица 2
Содержание авторского тренинга «Толерантность»
1. Упражнение «Контакт» Всем студентам раздаются маркеры и по три листа бумаги формата А4, на которых они должны нарисовать: 1) себя; 2) свои хобби, увлечения; 3) черты толерантности
2. Упражнение «Стереотипы» Обсуждение стереотипов в жизни: «Что такое стереотипы и как они влияют на нашу жизнь?» Далее каждый студент продолжает фразы: «Все студенты одинаково.», «Все преподаватели одинаково...», «Все китайцы одинаково...», «Все женщины одинаково ...», «Все мужчины одинаково...»
3. Упражнение «Роли» Всем участникам тренинга на спину прикрепляют лист бумаги формата А4 с надписями: алкоголик, студент, бомж, скинхед, африканец, цыганка, Путин, мисс мира, ворчливая женщина, человек с диагнозом ВИЧ, грузин и т. д. (кратно 4). Студентам надо объединиться в группы по четыре человека, чтобы вместе «поехать в купе поезда». Между студентами происходит выбор, а затем обсуждение, с кем они не захотели ехать, то есть к кому нетерпимы и почему, кому отдали свое предпочтение в выборе попутчика и почему
4. Упражнение «Я люблю...» Каждый студент продолжает фразы: «Я люблю.», «Я умею хорошо.», а потом вся группа хором говорит: «Это здорово!»
Данный тренинг вызвал положительные эмоции у студентов группы и дал им повод поразмыслить над терпимостью и уважением к людям других наций, многие изменили свое негативное отношение к представителям иных рас.
Было предложено проведение кураторских часов в виде лекций и дискуссий на такие темы, как «Истории малочисленных народов», «Истории разных народов», «Формирование этнической идентичности», «Формирование межэтнической толерантности», «Этнические стереотипы», «Влияние аккультурации на судьбу отдельных народов» и др.
Ежегодно на психолого-педагогическом факультете ЧГПУ им. И. Я. Яковлева проходит конкурс студенческих социальных проектов «Я Гражданин», в котором принимают участие обучающиеся 3-4 курсов. Студенты создают различные социальные проекты, отражающие проблемы формирования толерантного сознания и привития культуры межнационального общения и т. п. Одним из них был проект под названием «Многонациональный факультет», в котором студенты попытались создать клуб помощи иностранным студентам в изучении русского языка и культуры.
Работа куратора по профилактике межнациональных конфликтов в студенческой группе помогает улучшить межэтнические отношения в коллективе, способствует установлению доброжелательных отношений между представителями разных этносов, снижает роль этнических стереотипов, переносит центр тяжести с групповых различий на индивидуальные, формирует общую идентичность, уменьшает тревожность, повышает самооценку и успеваемость представителей нацменьшинств.
Резюме. Таким образом, в связи с тем, что наш педагогический вуз является поликультурным, мы считаем целесообразным проводить занятия, тренинги, круглые столы по установлению доброжелательных отношений в студенческой группе, где основную консолидирующую роль играет куратор. Необходимо применять превентивные меры в студенческой среде с целью недопущения возможных межнациональных конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург : Инфо-пресс, 2000. - 256 с.
2. Биркалова Т. Н. Программа элективного курса «Межнациональные отношения: история и современность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/526065/.
3. Бушмарина Н. Н., Степанов Н. А. Социальные риски молодежи: профилактика экстремизма в условиях образовательной среды школы // Личность. Культура. Общество. - 2014. - Т. 16, № 81/82, вып. 1/2. - С. 242-248.
4. Гребенкин Е. В. Тренинг по профилактике конфликтного поведения // Школьные технологии. -2008. - № 5. - С. 121-128.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
6. Кожанова М. Б. Теоретические основы поликультурного образования будущих педагогов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. -№ 4(72), ч. 2. - С. 61-66.
7. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников : учебное пособие. - М. : Немецко-русский обмен, 2004. - 356 с.
8. Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика : учебно-метод. пособие. - М. : Московский психолого-социальный университет, 2013. - 145 с.
9. Основы работы с молодежью : учебное пособие / под ред. Т. Э. Петровой. - М. : Альфа-М, 2013. - 220 с.
10. Сиротина М. П. Профилактика конфликтного поведения : тренинг в помощь молодым специалистам // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 55-60.
11. Тавадов Г. Т. Этнология : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и КО, 2013. - 408 с.
UDC 378.035.6
T. V. Petrova, T. V. Romanova
SUPERVISOR'S WORK ON PREVENTION OF INTERETHNIC CONFLICTS
AMONG STUDENTS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the issue of prevention of interethnic conflicts in the university; studies psychological, pedagogical, sociological approaches to the formation of tolerance among students; defines educational objectives for supervisors in the framework of intercultural education; presents a variant of using the author's elective course «International relations: history and modernity»; suggests the author's training course «Tolerance» for students.
Keywords: conflict, interethnic conflict, multicultural education, prevention of international conflicts.
REFERENCES
1. Bezrukova V. S. Osnovy duhovnoj kul'tury (jenciklopedicheskij slovar' pedagoga). - Ekaterinburg : Infopress, 2000. - 256 s.
2. Birkalova T. N. Programma jelektivnogo kursa «Mezhnacional'nye otnoshenija: istorija i sovremennost'» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://festival.1september.ru/articles/526065/.
3. Bushmarina N. N., StepanovN. A. Social'nye riski molodezhi: profilaktika jekstremizma v uslovijah obra-zovatel'noj sredy shkoly // Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo. - 2014. - T. 16, № 81/82, vyp. 1/2. - S. 242-248.
4. Grebenkin E. V. Trening po profilaktike konfliktnogo povedenija // Shkol'nye tehnologii. - 2008. -№ 5. - S. 121-128.
5. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar' : dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. - M. : Akademija, 2003. - 176 s.
6. Kozhanova M. B. Teoreticheskie osnovy polikul'turnogo obrazovanija budushhih pedagogov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. -S. 61-66.
7. Lebedeva N. M., Luneva O. V., Stefanenko T. G. Trening jetnicheskoj tolerantnosti dlja shkol'nikov : uchebnoe posobie. - M. : Nemecko-russkij obmen, 2004. - 356 s.
8. Molodezhnyj jekstremizm: preduprezhdenie i profilaktika : uchebno-metod. posobie. - M. : Moskovskij psihologo-social'nyj universitet, 2013. - 145 s.
9. Osnovy raboty s molodezh'ju : uchebnoe posobie / pod red. T. Je. Petrovoj. - M. : Al'fa-M, 2013. - 220 s.
10. Sirotina M. P. Profilaktika konfliktnogo povedenija : trening v pomoshh' molodym specialistam // Vospi-tanie shkol'nikov. - 2011. - № 2. - S. 55-60.
11. Tavadov G. T. Jetnologija : uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Dashkov i KO, 2013. - 408 s.
© Petrova T. V., Romanova T. V., 2017
Petrova, Tatyana Vadimovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Methodology of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: ms.ptv80@list.ru
Romanova, Tatyana Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: romashechca77@mail.ru
The article was contributed on March 31, 2017