Научная статья на тему 'О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантного сознания учащихся'

О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантного сознания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CULTURE IDENTITY / CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE OF A SCHOOL / EDUCATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Елена Сергеевна

В данной статье рассматриваются особенности формирования толерантности учащихся в рамках реализации ФГОС через создание культурно-образовательного пространства школы. Приводятся основные этапы воспитания толерантности личности, а также различные формы и виды деятельности педагога, которые должны быть реализованы согласно основным принципам ФГОС. В тексте работы приведены тезисы из авторской программы по воспитанию толерантности с указанием средств и форм деятельности, ориентированных на формирование умений и навыков толерантного взаимодействия. Автором статьи высказывается мнение о том, что образование является целенаправленным способом овладения культурой, условием становления отношений сотрудничества, сотворчества в процессе освоения возможностей целенаправленно формируемого культурно-образовательного пространства школы, предполагающего необходимость использования в образовательном пространстве новых технологий и методов воспитания. Благодаря созданию культурно-образовательного пространства школы обеспечивается формирование культуры личности ребенка, соответствующее целевым установкам Федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE THE CULTURAL SPACE OF A SCHOOL IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF PUPILS

This article discusses the features of formation of tolerance of students in the frameworks of the implementation of the Federal State Educational Standard through the creation of cultural-educational space of school. Main stages of tolerance formation are discusses, as well as various forms and activities of a teacher which should be implemented according to the basic principles of the educational standard. The paper presents some abstracts from the author's program on tolerance formation with regard to the means and forms of activities and focus on the formation of skills of tolerant interaction. The author of the article suggests that education is a purposeful method for the acquisition of culture. It is a condition of establishing relations of collaboration and co-creation in the process of development of cultural-educational space of a school, which includes the use of new technologies and methods of teaching. Formation of culture of a child’s personality is assured by creation of cultural and educational space of a school, which conforms with the goals of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «О роли культурного пространства школы в формировании и развитии толерантного сознания учащихся»

УДК 37.034 ББК Ч420.051

ГСНТИ 14.25.05

Код ВАК 13.00.02

Толмачева Елена Сергеевна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; учитель русского языка и литературы, руководитель Центра толерантности и правовой культуры, Гимназия № 86, г. Нижний Тагил; 622035, г. Нижний Тагил, ул. Коминтерна, д. 47; e-mail: c888on@mail.ru

О РОЛИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура личности; культурно-образовательное пространство школы; воспитание; толерантность.

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются особенности формирования толерантности учащихся в рамках реализации ФГОС через создание культурно-образовательного пространства школы. Приводятся основные этапы воспитания толерантности личности, а также различные формы и виды деятельности педагога, которые должны быть реализованы согласно основным принципам ФГОС. В тексте работы приведены тезисы из авторской программы по воспитанию толерантности с указанием средств и форм деятельности, ориентированных на формирование умений и навыков толерантного взаимодействия. Автором статьи высказывается мнение о том, что образование является целенаправленным способом овладения культурой, условием становления отношений сотрудничества, сотворчества в процессе освоения возможностей целенаправленно формируемого культурно-образовательного пространства школы, предполагающего необходимость использования в образовательном пространстве новых технологий и методов воспитания. Благодаря созданию культурно-образовательного пространства школы обеспечивается формирование культуры личности ребенка, соответствующее целевым установкам Федерального государственного образовательного стандарта.

Tolmacheva Elena Sergeevna,

Post-graduate Student, Master of Pedagogy in "Management of educational process in high school", Teacher of Russian and Literature, Head of the Centre of Tolerance and Legal Culture, Gymnasium № 86, Nizhny Tagil.

THE ROLE THE CULTURAL SPACE OF A SCHOOL IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF PUPILS

KEY WORDS: culture identity; cultural-educational space of a school; education; tolerance.

ABSTRACT. This article discusses the features of formation of tolerance of students in the frameworks of the implementation of the Federal State Educational Standard through the creation of cultural-educational space of school. Main stages of tolerance formation are discusses, as well as various forms and activities of a teacher which should be implemented according to the basic principles of the educational standard. The paper presents some abstracts from the author's program on tolerance formation with regard to the means and forms of activities and focus on the formation of skills of tolerant interaction. The author of the article suggests that education is a purposeful method for the acquisition of culture. It is a condition of establishing relations of collaboration and co-creation in the process of development of cultural-educational space of a school, which includes the use of new technologies and methods of teaching. Formation of culture of a child's personality is assured by creation of cultural and educational space of a school, which conforms with the goals of the Federal State Educational Standard.

Ое

V/i

образование как один из сегментов 'культуры российского общества переживает сегодня те же процессы и динамические изменения, которые свойственны общественной и культурной жизни в целом. Общеобразовательная школа как обязательный социальный институт дает общие представления о мире, о культурных ценностях, о нормах социальной жизни. Как верно отмечает Е. Н. Шапинская в своей работе «Образование в контексте повседневной культуры», «уровень общеобразовательной школы, ее структура и длительность обязательного обучения варьируются в зависимости от общего уровня жизни и экономического благосостояния общества, но в любом случае школа создает определенные навыки поведения и общения, которые составляют основу со-

циального существования человека в своей культуре» [2]. Соответственно, воспитание является (наравне с обучением) процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, задачами которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей.

В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:

© Толмачева Е. С., 2016

- овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;

- формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного личностного качества;

- формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы могут быть реализованы только при включении воспитанников в различные формы и виды активной деятельности, которые должны быть реализованы согласно следующим принципам:

- формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом;

- формирование устойчивой мотивации учащихся, выдвижение системы ближайших, средних и далеких целей воспитания;

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

- организация воспитательного процесса через взаимодействие с окружающими людьми;

- воспитание через творчество, гарантирующее стремление к созданию принципиально нового.

По словам Г. Н. Серикова, культура отношений субъектов образования предполагает взаимодействие через сотрудничество школы, семьи и ребенка. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие субъектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморегуляции структур [8].

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать проблемный вопрос: каким образом в условиях современной школы создать эффективный механизм формирования и дальнейшего развития толерантного сознания школьников? Как препятствовать проникновению в образовательную среду интолерантности? На наш взгляд, сегодня действия педагогов по предотвращению развития интолерантного поведения школьников являются непосредственной обязанностью и одной из важнейших целей воспитания - ориентации ребенка на гуманистические ценности, профилактики расизма, ксенофобии и экс-темизма. Таким образом, целью образовательной организации в целом и педагогов в частности должно становиться развитие социального партнерства субъектов образовательного процесса, общественных организаций и государственных структур, направ-

ленное на распространение идей толерантности. Одним из путей реализации данной цели является создание единого культурного пространства школы, а также различных отраслевых направлений внутри образовательной организации, осуществляющих воспитывающую деятельность. Также качественно новое построение образовательного процесса при формировании культурного человека предполагает необходимость использования в образовательном пространстве школы основных тенденций современной культуры, особенностей современного понимания гуманизма, условий и принципов целостного становления человека, особенностей формирования представлений о единых общечеловеческих ценностях в индивидуальном сознании. Соответственно, культурно-образовательное пространство -это особым образом организованная система культурных и образовательных ценностей и путей поведения личности в учебно-образовательном процессе и в общественной жизни в целом, направленная на разрешение различных ситуаций и проблем. Культурно-образовательное пространство -это развивающая структура, элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей [14]. Культурно-образовательное пространство школы служит источником развития личности, общности детей как образца успешного решения жизненных задач. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, целенаправленно стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития, обучения и воспитания личности.

Проблема формирования толерантности школьников приобретает особую важность, так как накопленный детьми социальный опыт трансформируется в определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни, что является неотъемлемой частью воспитания учащихся в образовательной организации согласно требованиям ФГОС.

Одним из элементов системы формирования толерантности школьников в культурно-образовательном пространстве школы может стать создание отдельной области воспитательного процесса через внедрение программы по воспитанию подрастающего поколения. Например, программа «Мир толерантности», новизна которой состоит в следующем:

- новый подход к решению проблемы формирования толерантности школьников;

- внедрение новых методик в проведение внеурочных занятий, направленных на формирование толерантности школьников;

- разработка пособий для педагогов по толерантному воспитанию школьников.

Основная идея программы заключается в создании психологических, педагогических и организационных условий развития поведенческой культуры молодежи, а также в получении опыта толерантного взаимодействия среди участников программы.

Во время реализации программы эффективной будет целенаправленная, системная работа, в которую включены все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся и их родители. Также необходимыми являются осмысление и реализация поставленных целей и задач, которые можно разделить на несколько областей.

В области образования:

- содействие формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем Свердловской области, о личностях, оставивших заметный след в истории;

- расширение и углубление знаний учащихся в области толерантного поведения;

- привитие умений и навыков поисковой деятельности.

В области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- формирование самостоятельности и деловых качеств;

- развитие способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

- воспитание ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

- развитие толерантного сознания школьника, межэтнической терпимости и уважения к своему и другим этносам;

- приобщение учеников к богатой культуре Свердловской области.

При реализации программы также возможно использование следующих средств и форм деятельности, ориентированных на формирование умений и навыков толерантного взаимодействия:

- проведение психолого-педагогических исследований личностных качеств субъектов образовательного процесса;

- организация цикла теоретических семинаров по проблеме толерантности, выработка индивидуальных программ действий по самосовершенствованию и личностному росту;

- проведение цикла родительских собраний и конференций;

- проведение серии психологических тренингов для всех субъектов образовательного процесса;

- реализация учебного курса по формированию и развитию толерантности.

- организация индивидуального консультирования.

В качестве планируемого результата могут быть рассмотрены создание и апробация модели взаимодействия субъектов образовательного процесса и общественных организаций, обеспечивающие:

- сформированность толерантного сознания и мотивов толерантного поведения;

- обучение и практическую подготовку учителей, учащихся и их родителей по вопросам общения, взаимодействия, урегулирования конфликтов, посредничества;

- включение в образовательные программы информации об общественных движениях за мир и ненасилие;

- создание условий для творческой самореализации учащихся и роста профессионального мастерства;

- реализация образовательной технологии, учитывающей принципы толерантного взаимодействия.

Оценка эффективности проекта может быть осуществлена самими участниками проекта (преподавателями, организаторами, родителями, учащимися). Предполагается применение следующих методов оценивания и контроля:

- анкетирование для учащихся, родителей, преподавателей и других участников проекта;

- интервьюирование участников проекта по заранее разработанным опросным листам;

- контекстный анализ отчетов-эссе участников проекта, а также сторонних наблюдателей;

- анализ уровня сформированности толерантности;

- социометрический анализ межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса.

В целом, реализация программы будет считаться успешной, если будет зафиксирована положительная динамика социометрических показателей, описывающих межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса на всех этапах реализации программы, будут достигнуты ожидаемые результаты по проведению мероприятий различного уровня. Таким образом, реализация подобной программы актуальна и значима для образовательного и воспитательного пространства современной школы. Она позволит:

- объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем толерантного воспитания;

- апробировать модель деятельности учителя (классного руководителя) в новых условиях внедрения ФГОС;

- предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере;

- разработать и апробировать программы мониторинговых исследований и психолого-педагогического сопровождения в процессе воспитания толерантности.

Учитывая реалии времени и особенности развития современного общества, необходимо закладывать в культурно-образовательном пространстве каждой школы возможности для самоопределения и самореализации учащихся, шанс найти себя в конкретном деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и разноплановой культурно-досуговой деятельности. В целенаправленно созданных условиях культурно-образовательного пространства школы учащиеся

осваивают навыки самопознания, самообучения, саморегуляции, происходит самосовершенствование обучающихся. Таким образом, культурно-образовательное пространство школы воплощает в себе взаимосвязь культуры и образования. Культура является основным источником содержания образования, отражающим ценностные продукты духовной и материальной деятельности человека, свойства и качества личности как носителя и творца культуры, а образование является целенаправленным способом овладения культурой, условием становления отношений сотрудничества, сотворчества в процессе освоения возможностей целенаправленно формируемого культурно-образовательного пространства школы.

Именно благодаря созданию культурно-образовательного пространства школы обеспечивается формирование культуры личности ребенка (в частности, формирование толерантного сознания), соответствующее целевым установкам Федерального государственного образовательного стандарта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2000.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический проект, 2002.

4. Коржакова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб. : СПбГУ, 1997.

5. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. Ростов н/Д. : Феникс, 1998.

6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. М. : Академия, 2000.

7. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. М. : ВЛАДОС, 1999. Кн. 2. Процесс воспитания.

8. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Ориентиры измерения качества образования // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2010. Вып. 7. № 3.

9. Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

10. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005)» / / Народное образование. 2002. №1.

11. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/ documents/543.

12. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М. : Междунар. пед. академия, 1995.

13. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику : учеб. пособие. Екатеринбург : Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1996.

14. Щигалева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства. URL: http: //elib.org.ua/pedagogics / ua_readme.php.

15. Юлина Н. С. О педагогической методике обучению миролюбию М. Липмана // Вопросы философии. 1995. № 2.

16. Ярская В. Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 1.

REFERENCES

1. Andrienko E. V. Sotsial'naya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / pod red. V. A. Slastenina. M. : Akademiya, 2000.

2. Bodriyyar Zh. Obshchestvo potrebleniya. M., 2006.

3. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. M. : Akademicheskiy proekt, 2002.

4. Korzhakova E. Yu. Zhiznennye situatsii i strategii povedeniya // Psikhologicheskie problemy sa-morealizatsii lichnosti / pod red. A. A. Krylova, L. A. Korostylevoy. SPb. : SPbGU, 1997.

5. Kratkiy psikhologicheskiy slovar' / sost. L. A. Karpenko; pod obshch. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaro-shevskogo. Rostov n/D. : Feniks, 1998.

6. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo : uchebnik dlya stud. vuzov. M. : Akademiya, 2000.

7. Podlasyy I. P. Pedagogika. Novyy kurs : uchebnik dlya stud. ped. vuzov : v 2 kn. M. : VLADOS, 1999. Kn. 2. Protsess vospitaniya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Serikov G. N., Serikov S. G. Orientiry izmereniya kachestva obrazovaniya // Vestnik YuUr-GU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». 2010. Vyp. 7. № 3.

9. Tolerantnost' v obshchestvennom soznanii Rossii. M., 1998.

10. Federal'naya tselevaya programma «Formirovanie ustanovok tolerantnogo soznaniya i profflaktika ekstremizma v rossiyskom obshchestve (2001 2005)» / / Narodnoe obrazovanie. 2002. №1.

11. Federal'nye Gosudarstvennye Obrazovatel'nye Standarty. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/documents/543.

12. Fel'dshteyn D. I. Problemy vozrastnoy i pedagogicheskoy psikhologii. M. : Mezhdunar. ped. akademiya,

1995.

13. Shelten A. Vvedenie v professional'nuyu pedagogiku : ucheb. posobie. Ekaterinburg : Ural. gos. prof.-ped. un-t, 1996.

14. Shchigaleva N. V. Struktura kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva. URL: http://elib.org.ua/pedagogics/ua_readme.php.

15. Yulina N. S. O pedagogicheskoy metodike obucheniyu mirolyubiyu M. Lipmana // Voprosy filosofii. 1995. № 2.

16. Yarskaya V. N. Sovremennyy mir i problema tolerantnosti // Vestnik psikhologo-sotsial'noy i korrektsionno-reabilitatsionnoy raboty. 1996. № 1.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Э.Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.