Научная статья на тему 'Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме'

Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2134
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATED EDUCATION / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / STUDENTS WITH DISABILITIES / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коростелева Н.А., Краснов А.М., Леонов В.В.

Рассматриваются различные аспекты проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном образовательном социуме. На основе экспериментально полученных данных анализируется степень влияния социально-демографических характеристик преподавателей и студентов вуза как основных субъектов интегрированного обучения в высших учебных заведениях на уровень толерантности отношений к студентам-инвалидам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коростелева Н.А., Краснов А.М., Леонов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENCY OF THE PROBLEM OF A TOLERANT ATTITUDE FORMATION TOWARDS STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE MODERN SOCIETY

Various aspects of the problem of a tolerant attitude formation towards students with disabilities in the modern educational society are viewed in the article. On the basis of the experimentally obtained data the article gives the analysis of the degree of influence of sociodemographic characteristics of the teachers and university students, as the main subjects of integrated education in higher educational institutions, on the level of tolerance toward students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме»

УДК 37.03 (14.07.03)

Н. А. Коростелева, А. М. Краснов, В. В. Леонов

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТУДЕНТАМ-ИНВАЛИДАМ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Рассматриваются различные аспекты проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном образовательном социуме. На основе экспериментально полученных данных анализируется степень влияния социально-демографических характеристик преподавателей и студентов вуза как основных субъектов интегрированного обучения в высших учебных заведениях на уровень толерантности отношений к студентам-инвалидам.

Ключевые слова: толерантность, интегрированное обучение, студенты-инвалиды, формирование.

Становление гражданского общества в странах Таможенного союза, демократизация и гуманизация систем образования привели к смене парадигмы педагогической науки в целом. На смену старой парадигме общественного и государственного сознания «полноценное большинство - неполноценное меньшинство» приходит новая парадигма - «единое сообщество», включающее в том числе и людей с физическими недостатками - инвалидов. В последние годы в нашу жизнь вошел термин «толерантность». Этот термин активно обсуждался в культурологии, социологии, политологии, психологии, истории, педагогике.

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех его членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определенные физические недостатки (особенности), в социальную среду и формированию толерантного отношения к ним со стороны общества. Проблема толерантности приобретает особую значимость в процессе обучения в вузе, поскольку в современном обществе востребованы специалисты не только с высоким профессиональным уровнем, но и обладающие способностью принимать происходящие в обществе события и конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми [1].

Исследование проблемы формирования толерантности к тем или иным представителям общества является одним из направлений отечественной науки. В частности, рассмотрению общефилософских и социокультурных вопросов толерантности посвящены работы Р. Р. Валитова, В. М. Золотухина, Н. В. Круглова, В. А. Лекторского, Г. Олпорт.

Для инвалидов на постсоветском пространстве созданы и продолжают активно формироваться реабилитационные службы, целью которых является интеграция лиц с ограниченными физическими возможностями в современное общество. Вместе с тем в настоящее время не учитываются многие возможности и способности инвалидов, не в полной мере используется их личностный потенциал. Например, получение высшего образования инвалидами и их обучение в вузах Казахстана на современном этапе является весьма проблематичным и сопряжено с определенными трудностями. Эти трудности имеют не столько экономический или медицинский характер, сколько психолого-педагогический, который связан с интолерантным отношением здоровых людей (студентов и преподавателей высших учебных заведений) к самой проблеме получения высшего образования инвалидами. Ин-

теграция лиц с ограниченными физическими возможностями (далее - студентов-инвалидов) в процесс обучения в вузе предполагает наличие необходимого уровня толерантности со стороны социума. Образовательное пространство вуза может стать площадкой для овладения новыми моделями социального поведения [2].

Для комплексного анализа и решения представленных выше проблем на базе Международной бизнес-академии г. Караганды (МБА) с 2011 по 2012 г. проводились исследования, связанные с научным обоснованием необходимости проведения специальной работы по формированию толерантности в отношении студентов-инвалидов к условиям интегрированного (инклюзивного) обучения в высших учебных заведениях. В целом данный вуз не специализируется на обучении людей с ограниченными физическими возможностями и тем более на обучении инвалидов с каким-то определенным видом инвалидности. Вместе с тем учебное заведение готово принять для обучения на общих основаниях абитуриентов с инвалидностью. На сегодняшний день МБА находится на этапе накопления опыта интегрированного обучения.

В качестве объекта исследования рассматривался процесс интегрированного обучения в высшем учебном заведении, а в качестве предмета исследования - процесс формирования толерантности по отношению к студентам с ограниченными физическими возможностями при интегрированном обучении. Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности формирования толерантности современного общества к студентам с ограниченными физическими возможностями прежде всего было необходимо четко определить значение самого термина «толерантность» и проанализировать различные подходы к данному понятию в истории философской и педагогической мысли. Изучение научной литературы, словарей и энциклопедий стало основанием для вывода о том, что в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине.

Впервые понятие «толерантность» в научный оборот было введено в XVIII в. видным французским философом, политиком и экономистом Дестют де Траси. Вначале оно тоже трактовалось им как «терпеливость», а затем как «терпимость» [3]. Сегодня толерантность нельзя рассматривать как эквивалент терпения или терпеливости. Несмотря на свою многозначность, категория «терпимость» в русском языке имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то толерантность заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия.

Одна из современных трактовок разграничения понятий «терпимость» и «толерантность» представлена Е. Ю. Клепцовой. Она определяет их как свойство личности, в котором выражается отношение человека к миру в целом, вещам, предметам, другим людям, их взглядам, самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, ценностей, мнений, поведения людей, однако терпимость проявляется в повышении сензитивности к объекту, а толерантность в снижении сензитивности к объекту [4].

Лаконичное определение толерантности дает А. Г. Асмолов - «искусство жить в мире непохожих людей и идей» [5]. Согласно данному определению, толерантность - принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

В рамках данного исследования толерантность рассматривалась в пространстве индивидуально-психологических особенностей, поэтому представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефи-

ниции, предложенной М. С. Мацковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т. д. [6].

В ходе проведения исследования особенно интересен процесс формирования толерантности по отношению к студентам-инвалидам. Данный процесс формирования толерантности понимаем как активное воздействие определенных педагогических условий на студентов и преподавателей в вузе при интегрированном обучении.

Выводы, которые были сделаны в результате исследования, позволяют более предметно говорить о проблеме толерантности по отношению к студентам-инвалидам. Активная нравственная позиция и психологическая готовность студенческого контингента и преподавательского состава вузов к сотрудничеству со студентами-инвалидами - основные компоненты понятия «толерантность», которые мы попытались дать на основе анализа различных подходов к трактовке данного термина. Целью формирования толерантности, в том числе по отношению к студентам-инвалидам, является позитивное взаимодействие с ними как с людьми иных возможностей, взглядов, позиций.

Отношение современного общества к людям с ограниченными физическими возможностями выражается в основном в сегрегации и исключении, что, несомненно, ведет к инто-лерантному отношению к ним. Подлинная интеграция в обществе при таком подходе невозможна - инвалид не может признаваться большинством людей как равный, чтобы занять достойное место в социуме.

В ходе проведения исследования изучалось мнение основных субъектов системы инклюзивного образования (за исключением студентов-инвалидов), т. е. преподавателей и студентов вуза о возможностях и проблемах, связанных с обучением студентов-инвалидов в обычном вузе в условиях интегрированного образования, и их отношение к данной проблеме.

Анализировались не только особенности представления субъектами системы инклюзивного образования возможностей получения высшего образования инвалидами в условиях интегрированного обучения, но и оценка их готовности к практическому взаимодействию со студентами-инвалидами. В качестве основного инструментария анализа использовался традиционный метод анкетирования потенциально возможных субъектов интегрированного обучения. При проведении анкетирования руководствовались необходимостью обеспечения репрезентативности выборки и пытались максимально полно охватить анкетированием имеющийся в нашем распоряжении студенческий контингент и профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза.

Всего в анкетировании на начальном этапе констатирующего эксперимента в качестве респондентов приняли участие 305 человек, из них 255 студентов (84 %), 50 преподавателей (16 %). Таким образом, количество респондентов, участвующих в анкетировании, составило практически 50 % от потенциальных субъектов инклюзивного обучения в условиях МБА. Квоты участников анкетирования выбирались исходя из сложившейся структуры субъектов образовательного процесса на текущий момент. В анкетировании принимало участие как городское, так и сельское население Карагандинской области, студенты всех профессиональных направлений МБА: социально-гуманитарного, технического и экономического, преподаватели, которые ведут занятия по всем трем направлениям, с минимальным и достаточно большим педагогическим стажем, как с ученой степенью, так и без нее. Возрастной ценз участников данного этапа исследования составлял от 16 до 67 лет.

В соответствии с целями исследования была разработана анкета для ППС и студентов вуза, традиционно состоящая из четырех блоков: вводная часть, где были обозначены цели проведения опроса; вопросы различной направленности (собственно содержательная часть анкеты); комментарии и предложения респондентов, направленные на изменение отношения общества к людям с ограниченными физическими возможностями; «паспортички», где сконцентрировались все необходимые для дальнейшей обработки сведения о респондентах.

При обработке результатов анкетирования руководствовались базовыми принципами распределения всех респондентов на группы, исходя из уровня их толерантности. Распределение респондентов в эти группы по уровню толерантности осуществлялось на основе анализа существующих методик по психодиагностике толерантности [7]. Среди социально-демографических факторов, влияющих на толерантность, для нас представляли интерес:

- для ППС: гендер (социально-психологический пол), возраст, национальность, постоянное место жительства, педагогический стаж, уровень педагогической квалификации (категория, наличие ученой степени), наличие опыта общения с инвалидами в повседневной жизни и специализация профессионально-педагогической деятельности;

- для студентов: гендер (социально-психологический пол), возраст, национальность, постоянное место жительства, уровень образования (курс обучения), уровень учебной успеваемости, наличие опыта общения с инвалидами в повседневной жизни и специализация образования [8].

В результате анализа предварительного анкетирования были выделены три группы респондентов и получены характеристики этих групп, отражающие их поведенческий и социально демографический профиль.

Первая группа с интолерантными респондентами характеризуется сознательным отказом признавать, принимать и понимать инвалидов как равных. Это проявляется в склонности человека характеризовать отличия людей с инвалидностью как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к инвалидам, желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на жизненные ситуации с точки зрения человека с инвалидностью. Это вполне осознанная позиция личности. У некоторых респондентов данный уровень характеризуется тем, что человек на словах признает права инвалидов на получение высшего образования, но при этом испытывает личное неприятие инвалидов в своем жизненном окружении.

Вторая группа респондентов со средним уровнем толерантности характеризуется признанием и принятием инвалидов как равных, уважением к ним, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые общественные предрассудки, использовать стереотипы в отношении людей с инвалидностью. Респонденты данной группы не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления образовательной дискриминации в жизни инвалидов. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться инвалиды в целом, в том числе и студенты-инвалиды. Это объясняется непониманием другого человека с инвалидностью, неумением взглянуть на мир с его точки зрения.

Третья группа респондентов с высоким уровнем толерантности характеризуется безоговорочным признанием права инвалидов на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных ценностей, положительное отношение

к физиологическим отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям дискриминации по отношению к людям с физическими недостатками, способность находить в них положительные качества и что-либо ценное для себя самого. Это понимание людей с инвалидностью, умение избегать в их оценке общественных предрассудков, стремление помочь данной группе населения, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в процессе получения инвалидами высшего образования.

Распределение всех опрошенных по уровням толерантности респондентов с их наиболее значимыми социально-демографическими характеристиками представлены в таблице 1. Как видно из данных, представленных в таблице, уровень толерантности к образовательной интеграции инвалидов в систему высшей школы рассматривался в зависимости от целого ряда социально-демографических факторов.

Таблица 1

Социально-демографическая структура респондентов в группах с различным уровнем

толерантности

Социально-демографические характеристики респондентов Распределение респондентов по уровням толерантности, %

Высокий уровень толерантности Средний уровень толерантности Низкий уровень толерантности

Характеристики всех респондентов

1. Гендерная принадлежность Женский пол (183 чел.) 51 30 19

Мужской пол (122 чел.) 36 37 27

2. Возраст 16-30 лет (264 чел.) 22 29 49

30-50 лет (26 чел.) 45 40 15

50-67 лет (15 чел.) 34 30 36

3. Национально сть Казахи (83 чел.) 33 34 33

Русские (164 чел.) 37 35 28

Другие национальности (58 чел.) 24 39 37

4. Постоянное место жительства Город (198 чел.) 35 27 38

Село (аул) (65 чел.) 37 33 30

Смешанный тип поселения (42 чел.) 32 30 38

5. Наличие опыта общения с инвалидами Наличие систематических контактов (64 чел.) 52 21 27

Эпизодические контакты (93 чел.) 34 42 24

Отсутствие опыта общения (148 чел.) 17 38 45

Характеристики ППС

6. Специализация профессиональной деятельности Социально-гуманитарные науки (21 чел.) 82 11 7

Экономические науки (19 чел.) 38 41 21

Технические науки (10 чел.) 33 48 19

7. Педагогический стаж 0-5 лет (12 чел.) 20 32 48

5-15 лет (23 чел.) 59 29 12

Свыше 15 лет (15 чел.) 67 24 9

8. Педагогическая квалификация Наличие ученой степени (23 чел.) 62 29 9

Отсутствие ученой степени (27 чел.) 42 43 15

Характеристики студентов

9. Специализация будущей профессиональной деятельности Социально-гуманитарные науки (76 чел.) 40 31 29

Экономические науки (145 чел.) 28 25 47

Технические науки (34 чел.) 18 25 57

10. Уровень учебной успеваемости Высокая (64 чел.) 42 27 31

Средняя (112 чел.) 23 42 35

Низкая (79 чел.) 30 34 36

11. Уровень образованности (курс обучения) 1-2 курс обучения (132 чел.) 29 32 39

3-4 курс обучения (95 чел.) 43 35 22

Второе высшее образование (1, 2 курс) (28 чел.) 47 29 24

Однако как показала дальнейшая интерпретация полученных результатов, наиболее значимым во всех группах респондентов (студенты, ППС вуза) является наличие у них опыта общения с инвалидами в повседневной жизни. Наиболее существенны различия поведенческих характеристик респондентов по отношению к инвалидам между теми опрошенными, которые никогда не имели опыта общения с ними или имели косвенный опыт подобного общения, и теми, у кого есть близкие или знакомые люди с инвалидностью. Это еще один аргумент в пользу того, что интегрированное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики.

Таблица 2

Анализ взаимосвязи уровня толерантности и социально-демографических факторов

Социально-демографические факторы Показатели значимости различий уровня толерантности респондентов от социально-демографических факторов при р = 0,05

Эмпирическое значение критерия 2 (по результатам анкетирования) Табличное значении критерия 2 Количество степеней свободы Различия

Возраст 13,21 9,48 4 значимые

Место проживания 1,69 9,48 4 незначимые

Национальность 3,75 9,48 4 незначимые

Наличие опыта общения с инвалидами 33,50 9,48 4 значимые

Пол 6,65 5,99 2 значимые

Направления подготовки преподавателей 11,08 9,48 4 значимые

Педагогический стаж 12,95 9,48 4 значимые

Ученая степень преподавателей 2,04 5,99 2 незначимые

Направления подготовки студентов 10,30 9,48 4 значимые

Успеваемость студентов 7,85 9,48 4 незначимые

Курс обучения студентов 10,06 9,48 4 значимые

В меньшей степени на уровень физиологической толерантности влияет возраст и ген-дерная принадлежность всех респондентов. Также на уровень толерантности ППС, как видно из таблицы 2, влияние оказывает педагогический стаж, а специализация профессионально-педагогической деятельности не оказывает влияния на наличие или отсутствие ученой степени. К факторам, оказывающим влияние на показатели толерантного отношения к инвалидам со стороны студентов, следует отнести уровень их образованности (курс обучения) и будущую специализацию их профессиональной деятельности, не оказывает влияния учебная успеваемость студентов. В результате обработки анкетного материала не выявлено влияния на уровень толерантности респондентов таких факторов, как национальность и постоянное место жительства (город или село).

Отдельно следует остановиться на особенностях представлений субъектов системы высшего образования о возможности его получения инвалидами в условиях интегрированного обучения и оценке их готовности к практическому взаимодействию со студентами-инвалидами исходя из детального анализа ответов респондентов на вопросы анкеты. Участникам анкетирования было предложено выделить основные качества, присущие инвалидам: позитивные и негативные. Обработка материалов анкетирования показала, что, по мнению большинства опрошенных, как ППС, так и студентов вуза, инвалидам свойственны следующие негативные качества: неадекватность, озлобленность, агрессия, малообщительность, подверженность нервным срывам, замкнутость, обида на общество, стеснительность, беспомощность, низкая активность, уныние. Эти качества проявляются потому, что инвалиды «страдают от своей неполноценности», они испытывают психологические нагрузки из-за

невозможности вести «нормальный образ жизни», инвалида «выкидывают из общества». Об этом упомянули 75 % опрошенных.

К числу позитивных качеств инвалидов респонденты отнесли: целеустремленность, стойкость, энергичность, трудолюбие, любознательность, уравновешенность, взаимопомощь. Перечисленные качества свойственны инвалидам, которые стремятся преодолеть «свои комплексы», «жаждут быть полезными обществу, а не быть обузой» (об этом упоминают 64,4 % опрошенных), стремятся к самосовершенствованию, активно познают окружающий мир, находят себе друзей (32,1 % опрошенных).

При ответе на вопрос «Какие виды деятельности присущи инвалидам» большинство всех опрошенных респондентов назвали: пассивное времяпрепровождение (87 %): сидеть дома, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты, разгадывать кроссворды; деятельность, связанная с лечением (35,2 %): посещение врачей, периодическое санаторное лечение, реабилитационное лечение; деятельность, связанную с ведением домашнего хозяйства (68,8 %); активные виды деятельности: трудовая деятельность (16,3 %), занятия физической культурой и спортом (46,1 %), повышение своего умственного развития (48,6 %), а именно чтение книг, при наличии компьютера занятия за компьютером, самообразование.

По мнению большинства опрошенных (76,4 %), инвалиды могут обучаться в высшем учебном заведении, если сами того желают. 34 % респондентов основным условием обучения инвалидов в вузе называют отсутствие заболеваний нервной системы и наличие необходимого интеллектуального уровня. Из всех опрошенных 24 % считают, что инвалиды могут учиться лучше, чем остальные студенты, потому что «могут уделять больше времени подготовке и старательнее изучать дисциплины, в то время как студент работает или развлекается», «у инвалида больше времени для учебы», «из чувства противоречия доказать, что инвалид не хуже остальных, а может быть, даже и лучше», «могут выигрывать за счет ума, начитанности и жизненного опыта».

К возможным проблемам студентов-инвалидов, которые могут возникнуть у них в процессе обучения в вузе, респонденты отнесли: преодоление психологического барьера, связанного с поступлением в вуз; проблемы, связанные с ограниченными возможностями перемещения в пространстве; у инвалидов может быть «недостаточно средств для оплаты за обучение»; «к ним относятся иначе, чем к здоровым людям». Но 54 % опрошенных считают, что главная проблема - ограниченный доступ инвалидов к социальным ресурсам и образовательным в том числе.

Как можно увидеть из ответов, наибольшая толерантность к тому, чтобы учиться в одной студенческой группе, проявилась у респондентов по отношению к студентам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а менее терпимы респонденты-студенты к тем, у кого есть нарушения слуха, зрения, речи. Самый низкий уровень толерантности был выявлен в отношении людей с нарушениями в умственном развитии - почти 80 % опрошенных высказали свое отрицательное мнение относительно совместного обучения. Отметим, что 78 % опрошенных студентов считают возможной образовательную интеграцию студентов с поражением опорно-двигательного аппарата, тогда как к такому мнению склоняются менее 50 % респондентов среди преподавателей вуза.

Примерно шесть из десяти студентов не возражают против того, чтобы в одной студенческой группе с ними учились бы инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тогда как всего лишь 15 % преподавателей согласились бы вести занятия в такой группе. По мнению респондентов из числа ППС МБА, каждому второму преподавателю понадобится специальная переподготовка, если образовательная интеграция студентов-инвалидов все-таки состоится в более широком масштабе. А примерно 1/5 часть педагогов счита-

ют себя вполне подготовленными к подобной ситуации, они не ожидают особых изменений в их профессиональном статусе, карьере или в собственной квалификации.

Мнения ППС вуза и студенческого контингента сошлись в оценке последствий от интеграции студентов-инвалидов в обычные вузы: более 2/3 опрошенных (70 % и 65 % соответственно) полагают, что это позволит остальным обучаемым стать более толерантными, научиться взаимопомощи и увеличить уровень эмпатии, хотя не исключены и конфликты между ними.

Мнения о влиянии интеграции на уровень качества образования распределились почти симметрично: 10 % из числа ППС вуза и 22 % студентов ожидают, что качество обучения возрастет, тогда как 21 % преподавателей и 13 % студентов опасаются обратного. Мы пришли к выводу о том, что студенческий и преподавательский социум в общении с инвалидами в большей степени руководствуется социальными стереотипами, выработанными в процессе опыта о «должном» поведении и «нормативных» характеристиках, что создает социально-психологический барьер интеграции инвалидов в студенческое сообщество. Почти 85 % респондентов испытывают психологический дискомфорт при осуществлении коммуникации с инвалидами. Была также выявлена общая тенденция среди респондентов по возможности избегать общения с людьми с «видимой» инвалидностью.

В результате анализа анкетного опроса удалось выяснить, что студенты и преподаватели МБА не склонны рассматривать инвалидов как единую массу, а готовы разделять инвалидов на негативно настроенных по отношению к обществу и позитивно настроенных, страдающих психическими заболеваниями и всех остальных, занимающих активную позицию в жизни и склонных требовать повышенного внимания к себе. Вместе с тем респондентами выделен ряд объективных препятствий для подобной реформы образовательной системы, среди которых значимое место занимают неприспособленность обычной вузовской среды, неподготовленность ППС и студенческого контингента к толерантному взаимодействию со студентами-инвалидами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенная выше предварительная оценка уровня толерантности респондентов к студентам-инвалидам и дальнейшая группировка респондентов по этим уровням позволили более дифференцированно и обоснованно подойти к обобщенной формулировке факторов, которые, на наш взгляд, осложняют реализацию идей инклюзивного образования в вузе в целом и препятствуют развитию толерантности по отношению к студентам-инвалидам в частности: отсутствие в МБА довузовской психолого-педагогической адаптационной подготовки абитуриентов с инвалидностью к условиям интегрированного обучения; низкий уровень социально-психологической подготовки ППС вуза и студенческого контингента к совместному обучению и внеучебной деятельности со студентами, имеющими ограниченные физические возможности; отсутствие довузовской подготовки и психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в процессе интегрированного обучения.

Обозначенные выше факторы определили проблематику практической части диссертационной работы и сконцентрировали внимание на ее решении. Содержание приведенной выше проблематики еще раз подтверждает, что в отношении сферы образования именно толерантность и развитие толерантного сознания становятся все более актуальными аспектами инклюзивного обучения, которые требуют пересмотра сложившейся образовательной теории и практики.

Совершенно очевидно, что исследование проблемы толерантности по отношению к студентам с инвалидностью и факторов, на нее влияющих, является непростой задачей, так как в значительной мере это связано с изучением установок личности остальных субъектов образовательного процесса, ассоциированных с представлениями о социальной желательности.

Список литературы

1. Рудыхина О. В. Психологический портрет толерантного студента в контексте типологического подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 4 (94). С. 158-164.

2. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 12 (102). С. 160-166.

3. Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал. 2007. Октябрь.

4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2001.

5. Асмолов А. Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11-12. С. 32-35.

6. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. 143 с.

7. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой и др. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. 112 с.

8. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. М., 2003. 45 с.

Коростелева Н. А., старший преподаватель, магистр. Международная бизнес-академия.

Ул. Тулепова, 12, Караганда, Республика Казахстан, 100027. E-mail: korostel_@mail.ru

Краснов А. М., старший преподаватель, магистр. Международная бизнес-академия.

Ул. Тулепова, 12, Караганда, Республика Казахстан, 100027. E-mail: krasnovy@rambler.ru

Леонов В. В., проректор, кандидат технических наук. Международная бизнес-академия.

Ул. Тулепова, 12, Караганда, Республика Казахстан, 100027. E-mail: Leonov_Slava@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 27.12.2013.

N. A. Korostelyeva, A. M. Krasnov, V. V. Leonov

URGENCY OF THE PROBLEM OF A TOLERANT ATTITUDE FORMATION TOWARDS STUDENTS

WITH DISABILITIES IN THE MODERN SOCIETY

Various aspects of the problem of a tolerant attitude formation towards students with disabilities in the modern educational society are viewed in the article. On the basis of the experimentally obtained data the article gives the analysis of the degree of influence of socio-demographic characteristics of the teachers and university students, as the main subjects of integrated education in higher educational institutions, on the level of tolerance toward students with disabilities.

Key words: tolerance, integrated education, students with disabilities, formation.

References

1. Rudykhina O. V. Psychological Portrait of a Tolerant Student in the Context of Typological Approach. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, vol. 4 (94), pp 158-164 (in Russian).

2. Kavun L. V. Tolerance in the structure of individual characteristics of higher school students: results of factorial analysis. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, vol. 12 (102), pp. 160-166 (in Russian).

3. Semashko M. A. Development of the term "tolerance" in the humanities. Electronic Scientific-Pedagogical magazine. 2007. October (in Russian).

4. Kleptsova E. Y. Psychological conditions of formation of teachers' tolerant attitude towards children. Abstract of thesis cand. psych. sci. Kursk, 2001 (in Russian).

5. Asmolov A. G. We are doomed to tolerance. Family and School, 2001, no. 11-12, pp. 32-35 (in Russian).

6. Matskovsky M. S. Tolerance as an object of sociological research. Intercultural Dialogue: Research and Practice. Ed. G. U. Soldatova, T. Yu. Prokofeva, T. A. Lyutaya. Moscow, Center for Media of MGU im. M. V. Lomonosov Publ., 2004, p. 143 (in Russian).

7. Practical work on psycho-diagnostics and tolerance research. Ed. H. W. Soldatova, L. A. Shaygerova, etc. Moscow, MGU im. M. V. Lomonosov Publ., 2003,.112 p. (in Russian).

8. Stepanov P. V. Promoting tolerance among schoolchildren: theory, methodology, diagnostics. Moscow, 2003 (in Russian).

Korostelyeva N. A. International Business Academy.

Ul. Tulepova, 12, Karaganda, Respublika Kazakhstan, 100027. E-mail: korostel_@mail.ru

Krasnov A. M.

International Business Academy.

Ul. Tulepova, 12, Karaganda, Respublika Kazakhstan, 100027. E-mail: krasnovy@rambler.ru

Leonov V. V.

International Business Academy.

Ul. Tulepova, 12, Karaganda, Respublika Kazakhstan, 100027. E-mail: Leonov_Slava@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.