Научная статья на тему 'Толерантность как условие развития инклюзивного образования'

Толерантность как условие развития инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
594
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНВАЛИД / DISABILITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / СТУДЕНТ / STUDENT / ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSON WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нефедьева Елена Ивановна, Зимина Екатерина Викторовна

В статье приведены результаты социологического исследования качества толерантности и особенностей толерантных отношений в студенческой среде. Опрос проведен в форме анкетирования студентов Байкальского государственного университета. Были рассмотрены общие представления студенческой молодежи о толерантности и интолерантности, их сущностном выражении. Выявлены основные виды толерантности в зависимости от этнических, психофизических, демографических и прочих социальных признаков. Приведена оценка толерантности отношений среди студентов в малых социальных группах. Изучены причины и способы разрешения разногласий и конфликтов, проявляющихся на почве интоларентного поведения и взаимоотношений. Рассмотрено мнение студентов об уровне толерантности в современном обществе между представителями разных национальных групп, социальных слоев, разных конфессий, политических убеждений и др. Особое внимание уделено проявлению толерантности отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обозначены причины интолерантности в отношениях между разными социальными группами. Выявлена степень влияния на толерантность отношений различных факторов (здоровье, религия, национальность, статус и пр.). Рассмотрено мнение студентов относительно необходимости проявления (соблюдения) толерантного отношения к представителям отдельных социальных групп, в частности к инвалидам, этническим и религиозным общностям, малообеспеченным и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нефедьева Елена Ивановна, Зимина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION

In the article results of sociological research of quality of tolerance and features of tolerant attitudes in the student's environment are resulted. The survey was conducted in the form of a questionnaire survey of students at the Baikal State University. General views of the student youth about tolerance and intolerance, their essential expression were considered. The main types of tolerance are revealed depending on ethnic, psychophysical, demographic and other social characteristics. The estimation of tolerance among students in small social groups is given. The reasons and methods for resolving disagreements and conflicts manifested on the basis of intolerant behavior and relationships were studied. The students' opinion on the level of tolerance in modern society among representatives of different national groups, social strata, different faiths, political opinions, etc. is considered. Particular attention is paid to the manifestation of tolerance towards people with disabilities and limited health opportunities. The reasons for intolerance in relations between different social groups are indicated. The degree of influence on the tolerance of various factors (health, religion, nationality, status, etc.) has been revealed. The students' opinion on the necessity of manifestation (observance) of tolerant attitude to the representatives of certain social groups, in particular, to the disabled, ethnic and religious communities, the low-income and others is considered.

Текст научной работы на тему «Толерантность как условие развития инклюзивного образования»

УДК 331.5

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-167-171

НЕФЕДЬЕВА Елена Ивановна Байкальский государственный университет г. Иркутск, Россия nei10@mail.ru

Elena I. NEFEDYEVA Baikal State University Irkutsk, Russia nei@mail.ru

ЗИМИНА Екатерина Викторовна Байкальский государственный университет г. Иркутск, Россия katerinovna@list.ru

Ekaterina V. ZIMINA Baikal State University Irkutsk, Russia ziminaEV@bgu.ru

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье приведены результаты социологического исследования качества толерантности и особенностей толерантных отношений в студенческой среде. Опрос проведен в форме анкетирования студентов Байкальского государственного университета. Были рассмотрены общие представления студенческой молодежи о толерантности и интолерантности, их сущностном выражении. Выявлены основные виды толератности в зависимости от этнических, психофизических, демографических и прочих социальных признаков. Приведена оценка толерантности отношений среди студентов в малых социальных группах. Изучены причины и способы разрешения разногласий и конфликтов, проявляющихся на почве интоларентного поведения и взаимоотношений. Рассмотрено мнение студентов об уровне толерантности в современном обществе между представителями разных национальных групп, социальных слоев, разных конфессий, политических убеждений и др. Особое внимание уделено проявлению толерантности отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Обозначены причины интолерантности в отношениях между разными социальными группами. Выявлена степень влияния на толерантность отношений различных факторов (здоровье, религия, национальность, статус и пр.). Рассмотрено мнение студентов относительно необходимости проявления (соблюдения) толерантного отношения к представителям отдельных социальных групп, в частности к инвалидам, этническим и религиозным общностям, малообеспеченным и другим.

Ключевые слова: толерантность, инвалид, социальная защита, инклюзивное образование, интоле-рантность, студент, лицо с ограниченными возможностями здоровья, социальная стратификация

TOLERANCE AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION

In the article results of sociological research of quality of tolerance and features of tolerant attitudes in the student's environment are resulted. The survey was conducted in the form of a questionnaire survey of students at the Baikal State University. General views of the student youth about tolerance and intolerance, their essential expression were considered. The main types of tolerance are revealed depending on ethnic, psycho-physical, demographic and other social characteristics. The estimation of tolerance among students in small social groups is given. The reasons and methods for resolving disagreements and conflicts manifested on the basis of intolerant behavior and relationships were studied. The students' opinion on the level of tolerance in modern society among representatives of different national groups, social strata, different faiths, political opinions, etc. is considered. Particular attention is paid to the manifestation of tolerance towards people with disabilities and limited health opportunities. The reasons for intolerance in relations between different social groups are indicated. The degree of influence on the tolerance of various factors (health, religion, nationality, status, etc.) has been revealed. The students' opinion on the necessity of manifestation (observance) of tolerant attitude to the representatives of certain social groups, in particular, to the disabled, ethnic and religious communities, the low-income and others is considered.

Keywords: tolerance, disability, social protection, inclusive education, intolerance, student, person with disabilities, social stratification

Благодарность. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований на реализацию научного проекта № 17-03-00477-ОГН «Влияние идей патернализма на поведенческие стратегии: исследование практик социального иждивенчества и социального паразитизма отдельных

категорий населения».

Acknowledgement. The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research for the implementation of the scientific project No. 17-03-00477-0GN "Influence of the ideas of paternalism on behavioral strategies: the study of practices of social dependency and social parasitism of certain categories

of the population".

Социальная структура, социальные институты и процессы

Social structure, social institutions and processes

Тема толерантности в последнее десятилетие стала актуальной и широко востребованной во всем мире. Разрабатываются и реализуются федеральные, региональные программы, направленные на формирование толерантности личности.

Наряду с многообразием исследований толерантности личности остается нерешенным вопрос об изучении влияния толерантности на социализацию и весь спектр социальных отношений лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. В частности, недостаточно изучена проблема проявления толерантности в процессе инклюзивного образования [4; 3].

Авторами организовано и проведено социологическое исследование среди студентов Байкальского государственного университета (г. Иркутск) на тему «Изучение качества толерантности и особенностей толерантных отношений в целом, в том числе в студенческой среде». В ходе опроса были затронуты разные критерии выделения социальных групп для изучения уровня толерантного отношения к ним (поло-возрастные, психофизиологические, этнические, религиозные, социально-экономические и др.). Рассмотрим один из аспектов проведенного исследования - особенности проявления толерантности по отношению к студентам с инвалидностью и ОВЗ [3].

Понятие «толерантность» в современный период социального развития России является уже достаточно известным и используемым в широких кругах, чего не было в период 80-90-х годов. Данный термин хорошо знаком студенческой молодежи, особенно тем, кто обучается на гуманитарных специальностях и направлениях профессиональной подготовки [1; 4].

Объектом анкетирования в ходе проведенного авторами исследования выступили студенты всех курсов очного обучения по направлениям «Социальная работа» и «Психология». Они выразили свое понимание категории «толерантность», например: «Адекватное отношение к взглядам, мнениям, внешности и другим характеристикам людей, не схожим с собственными представлениями»; «Проявление уважения и понимания к особенностям различных групп людей»; «Принятие людей такими, какие они есть»; «Умение понять и не осуждать другого человека»; «Положительное или нейтральное отношение к людям другой расы, пола, жизненных позиций и т.п.»; «Спокойное восприятие и уважение к различным ценностям, политическим предпочтениям, взглядам»; «Спокойное отношение к тем людям и тому поведению, которое отличается от моего» и другие высказывания. Многие ассоциируют понятие толерантность с терпимостью, в частности: «Это синоним терпимости, трепетное отношение»; «Терпимое отношение к людям с другими взглядами на жизнь»; «Терпимость по отношению к людям, отличающимся по каким-либо признакам». На вопрос «Чем в большей степени является толерантность?» опрошенные студенты выбрали разные определения: «личной характеристикой» (за что высказались 37,8% респондентов), «принципом жизнедеятельности» (29,7%), «психологической установкой» (21,6%) и «ценностью» (с чем согласны только 10,8% респондентов). Судя по выбору вариантов ответа, можно сказать, что в большинстве студенты связывают толерантность с субъективными личностными установками, зависящими от личного восприятия действительности и формирующимися в ходе семейного воспитания, образования и в целом социализации. Роль общечеловеческих ценностей и социальных норм, формирующихся в рамках общей социокультурной среды, участники опроса отводят на второй план [6].

Если рассматривать «толерантность как принцип жизнедеятельности», то большинство студентов следующим образом обозначили его понимание: «проявление уважения к любому человеку вне зависимости от своего отношения к нему» (46,0%) и «признание права человека быть таким, какой он есть» (37,8%). Противоположным понятием «толерантности» является «интолерантность». Как понимают данное явление участвующие в опросе молодые люди [2]? Противоположностью толерантности они назвали такие формы проявления социального поведения, как: «Дискриминация по отношению к другим» (что выразили 54,1% респондентов); «Неуважение к другим» (39,2%); «Отказ от признания права быть другим» (23,0%); «Неспособность вникнуть в позицию другого» (17,6%). Очень мало кто назвал «Склонность идти на конфликт» в качестве проявления интолерантности (9,5%). Следовательно, оценка противоположности толерантности, или

интолерантность, осуществляется студентами не в крайне негативных оттенках, не предполагающих применение физической силы и/или психологического давления, враждебности. При характеристике причин интолерантности в отношениях индивидов, относящихся к разным группам, участники опроса выбрали следующие варианты ответов. Большинство (41,9% респондентов) считают, что интолерантность проявляется, когда «существует идейная пропасть»; треть опрошенных (31,1%) полагают, что для этого необходим «разный образ жизни»; пятая часть респондентов (21,6%) высказались за присутствие «психологической несовместимости». Были также высказаны мнения о том, что «любая интолерантность происходит от неправильного мышления, отсутствия воспитания, излишней самоуверенности, от нежелания понимать и принимать других».

Недостаток толерантности при общении с окружающими по отношению к себе не испытывают 79,1% участвующих в исследовании студентов и 20,9%, соответственно, испытывают. Те из молодых людей, кто не чувствует толерантного отношения к себе, указали, в чем это выражается: «Не учитывается мое мнение»; «Проявляется эгоцентризм, нежелание слышать твою точку зрения»; «Оскорбления по национальному признаку»; «Присутствуют штампы и стереотипы, поспешные выводы»; «Это выражается в отношении людей к моему происхождению и вероисповеданию» и, в целом, «Сложившиеся в обществе стереотипы и общественные взгляды несут прямую угрозу чести, здоровью и самоуважению, если все же рискнуть быть открыто таким, "какой ты есть"».

Толерантность по отношению к другим проявляют 94,2% студентов, принявших участие в социологическом опросе. И 5,8% респондентов отметили, что не проявляют толерантности к другим, например по отношению к «представителям однополых браков», «к людям другой национальности, из-за их поведения»; проявляют «расовую нетерпимость».

Толерантность может быть различных видов и форм проявления в зависимости от признака гетерогенности или социального неравенства [4]. Так, значимость и необходимость толерантного отношения в наибольшей мере должна проявляться при национально-этнических различиях (что подтверждают 37,8% респондентов); социально-классовых (с чем согласны 36,5% опрошенных студентов); различиях психоэмоциональной природы (отмечают 32,4% участников опроса); при расовой дифференциации (31,1%). В меньшей степени участники опроса придают значение необходимости толерантных взаимоотношений при наличии возрастных различий (что поддержали 25,7% респондентов); религиозных (24,3%); половых (21,6%); духовных и ценностных различиях (20,3%). Наименьшая доля респондентов выбрали в рассматриваемом контексте физический (физиологический) тип толерантности. Только 16,2% опрошенных студентов считают значимой для себя толерантность в общении с людьми с физическими ограничениями, особенностями. Данное обстоятельство подчеркивает целесообразность выстраивания равных, а не терпимых и сострадающих отношений с инвалидами и лицами с ОВЗ и в целом с людьми, имеющими физические различия [3].

Остановимся на рассмотрении особенностей отношения к толерантности, преобладающих в студенческих малых и средних группах. По мнению 48,7% участников социологического исследования, «толерантность чрезвычайно важна для общения, является значимым моральным качеством». На втором месте мнение 35,1% студентов относительного того, что «толерантность полезна для обеспечения интересов индивида». Малая доля респондентов считают, что толерантность приобретает значение, когда «...против враждебности по отношению к другому, надо бороться» (9,5%). И только 4,1% опрошенных студентов выразили отрицательное отношение к толерантности и ее необходимости.

В процессе исследования была осуществлена оценка отношений, преобладающих в современном российском обществе между различными социальными группами и слоями, выделяемыми по отдельным признакам гетерогенности. Согласно суждениям опрошенных студентов, толерантность в большей мере проявляется между социальными группами, выделяемыми по признаку физического состояния, особенностей здоровья, в частности между здоровыми гражданами и лицами с инвалидностью и ОВЗ. Только 7,4% ре-

спондентов отметили, что между ними возможны отношения недружелюбия, недоверия и враждебности. А 85,8% указали, что отношения между людьми с различным состоянием здоровья и физическими возможностями отношения преимущественно положительные (36,7%) либо нейтральные (491,1%). По данным категориям граждан наблюдается меньше всего отрицательных оценок толерантности и больше всего положительных оценок.

Если рассматривать социальные группы по другим признакам, то можно наблюдать значительные различия в ответах респондентов. Так, по мнению респондентов, между социальными группами (и слоями) разного уровня материального благосостояния формируются преимущественно «отношения враждебности, недоверия, недружелюбия» (за что высказались 36,2%), чем «отношения дружелюбия, взаимопонимания» (19,3%); за нейтралитет в отношениях между мало- и высокообеспеченными гражданами выступили 36,2% опрошенных.

Между представителями различных национальностей в большинстве образуются отношения нейтральные (что отметили 43,6% респондентов), чем дружеские (20,1%) или враждебные (31,9%). Данное мнение сложилось у студенческой молодежи преимущественно исходя из личного опыта жизнедеятельности, образования в многонациональной среде.

Между верующими различных конфессий также устанавливаются в основном нейтральные отношения (50,4% мнений), в меньшей мере - отношения дружбы и сотрудничества (что отметили всего 16,3% респондентов) или конфликтные и даже враждебные (24,5%).

Наиболее отрицательные оценки выражены относительно взаимоотношений между представителями различных политических убеждений. Так, 38,3% опрошенных указывают на «отношения враждебности, недоверия, недружелюбия» между ними и только 11,8% - «на отношения дружелюбия, взаимопонимания». Нейтралитет в данном случае выбрали 41,7% участников опроса.

Как было выявлено в ходе исследования, различные гетерогенные признаки (социальной дифференциации) и признаки социального неравенства по-разному влияют на отношения в малых и средних социальных группах. Так, «состояние здоровья и физические возможности и ограничения», по мнению участников исследования, «мало влияют или не влияют» на отношения между людьми в группе (70%) и «влияют положительно» (что отметили 20% респондентов). Остальные затруднились с ответом. Никто не выразил отрицательных суждений по данному признаку [1; 2].

Аналогичные ответы были даны по другим социальным признакам: национальность, отношение к вере, экономическое положение семьи. Большинство респондентов отмечают, что на взаимоотношения между людьми их принадлежность к различным социальным группам по данным признакам «мало влияет или вообще не влияет» (ответ от 66 до 73 % опрошенных) либо «положительно влияет» (на что указали от 20 до 27 % участников опроса). Единственный признак социальной стратификации, по которому присутствуют отрицательные оценки толерантности, это «политическая принадлежность и политические убеждения». 7% опрошенных студентов считают, что данное обстоятельство «скорее отрицательно» оказывает влияние на социальные отношения в группах.

В заключение представим мнение участников социологического опроса по поводу необходимости проявления толерантности к представителям определенных социальных групп. На вопрос «Можно и нужно ли быть толерантным по отношению к...?» были высказаны в большинстве утвердительные ответы «да». Например, от 78% респондентов - по отношению к представителям «с иными политическими взглядами» до 95% респондентов - по отношению к «представителям лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам». Отрицательных мнений не выражено, есть «затруднившиеся с ответом». Как видим, снова на первом месте лица с инвалидность и ОВЗ по уровню толерантного отношения к ним.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Озерникова Т.Г. Качество образования - приоритет развития университета / Озерникова Т.Г., Бутакова Т.А. // Известия ИГЭА. - 2015. - № 2. Т. 25.

2. Карпикова И.С. Особенности поведенческих стратегий учащейся молодежи в области сохранения здоровья. / Карпикова И.С., Трохирова У.В., Оношко О.Ю., Журавлева Т.Г. // Известия ИГЭА. - 2015. - № 2. Т. 25.

3. Седых О.Г. Проблемы формирования безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями / О.Г. Седых, В.А. Ковтун // Baikal Research Journal. - 2015. - № 4. Т.6.

4. Кривцова Е.В. Толерантность личности в системе ценностного самоопределения / Е.В. Кривцова, Т.Н. Мартынова. - Кемерово: КГУ., 2014. - 139 с.

REFERENCES

1. Ozernikova T.G., Butakova T.A. Kachestvo obrazovaniya - prioritet razvitiya universiteta. [The quality of education is the priority of the university development]. Izvestiya Irkutskoy gosudar-stvennoy ekonomicheskoy akademii = Irkutsk State Economic Academy Digest. No. 2. T. 25. 2015.

2. Karpikova I.S., Trokhirova U.V., Onoshko O.Yu., Zhuravleva T.G. Osobennosti povedencheskikh strategiy uchashcheysya molodezhi v oblasti sokhraneniya zdorov'ya. [Features of the behavioral strategies of students in the field of health]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Irkutsk State Economic Academy Digest. No. 2. T. 25. 2015. Pp. 56-59

3. Sedykh O.G., Kovtun V.A. Problemy formirovaniya bezbar'yernoy sredy dlya lyudey s ogranichen-nymi vozmozhnostyami. [The problems of the formation of a barrier-free environment for people with disabilities]. Baikal Research Journal = Baikal Research Journal. No. 4. 2015. Vol. 6

4. Krivtsova E. V., Martynova T.N. Tolerantnost' lichnosti v sisteme tsennostnogo samoopredeleniya. [Tolerance of personality in the system of value self-determination]. Kemerovo: KGU. = Kemerovo: KSU, 2014. P. 139

Информация об авторах:

Нефедьева Елена Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия nei10@mail.ru

Зимина Екатерина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия katerinovna@list.ru

Получена: 07.05.2018

Для цитирования: Нефедьева Е.И., Зимина Е.В. Толерантность как условие развития инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 3-1 . с.167-171.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-167-171.

Information about the authors:

Elena I. Nefedyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russia nei@mail.ru

Ekaterina V. Zimina, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russia ziminaEV@bgu.ru

Received: 07.05.2018

For citation: Nefedyeva E.I., Zimina E.V. Tolerance as a condition for the development of inclusive education. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.3-1. Pp. 167-171.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-167-171. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.