УДК 378 ББК 74.58 В 67
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИНВАЛИДАМ
(Рецензирована)
Волкова Евгения Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (903) 459 89 26, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, так как внедрение в высшую школу инклюзивного образования, требует толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам. В данной статье проведено исследование и выявлено отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам. Приведены принципы воспитания толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, инвалиды, толерантность, терпимость, студенческая молодежь, воспитание, высшее учебное заведение.
EXPERIENCE OF RESEARCH AND EDUCATION OF THE TOLERANT ATTITUDE OF STUDENTS TO PERSONS WITH DISABILITIES AND THE DISABLED
Volkova Evgenia Alekseevna,
candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of civil disciplines of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (903) 459 89 26, e-mail: [email protected]
Summary. Relevance of this research doesn't raise doubts as introduction in the higher school of inclusive education, demands the tolerant attitude of student's youth towards persons with limited opportunities and to disabled people. In this article research is conducted and the attitude of student's youth towards persons with limited opportunities and to disabled people is revealed. The principles of education of the tolerant attitude of student's youth towards persons with limited opportunities and to disabled people are given.
Keywords: persons with limited opportunities, disabled people, tolerance, tolerance, student's youth, education, a higher educational institution.
Эмпирические исследования являются составляющей доказательной базы развития толерантного отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями в целом. Как выявлено, таких материалов для анализа развития толерантного отношения студенческой молодежи недостаточно. Масштабных исследований, за исключением исследования Социоцентра Минобразования России не проводилось, а локальные исследования мониторинга имеют разрозненный характер [2].
Нами проведено исследование толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Цель исследования - изучение отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам при внедрении инклюзивного образования в вузы. При изучении толерантного отношения ставились задачи:
- сравнительной характеристики отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам в студенческих группах обучающихся с данными лицами и в группах не обучающихся с лицами данной категории;
Трибуна педагога
Научный вестник ЮИМ
№2" 2016
- выявления уровня толерантного отношения и нетерпимости студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам;
Респондентами проведенного исследования были студенты гуманитарных специальностей Краснодарского государственного университета культуры и искусств и Южного института менеджмента (г. Краснодар). В исследовании приняли участие 600 студентов (200 мужчин, 500 женщины), очной (126 человека) и заочной (474 человек) форм обучения, что составляет 14% от генеральной совокупности. Это, в соответствии с требованиями к социологическим исследованиям обеспечивает репрезентативность выборки и гарантирует достоверность результатов исследования [4].
Исследование строилось в единстве социологического (пол, возраст, уровень образования и др.), психологического (уровень терпимого отношения к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, готовности к совместному обучению, общению и помощи данным лицам).
Методом сбора эмпирических данных было раздаточное анкетирование, обеспечившее массовость исследования.
81,75 % студентов, считают что инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться вместе с ними в высших учебных заведениях. 18,25% придерживаются противоположного мнения.
На вопрос какие чувства вы испытываете при общении с лицами с ограниченными возможностями здоровья, опрашиваемые испытывают терпимость - 7,94%, испытывают те же чувства как и в общении с остальным окружением -76,1; агрессию и отвращение- 1,59; жалость - 14,29%.
В случае необходимости могут оказать помощь 87% респондентов; 8,73% не хотели бы этого и 4% не будут оказывать помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
21,4% респондентов считают, что лица с ограниченными возможностями должны обучаться в специализированных учебных заведениях, 38,9% видят их обучения в вузах, 37,3% считают, что необходимо сформировать для них отдельные группы в вузах.
Но при этом, на вопрос могли бы вы дружить и общаться с однокурсниками, которые являются инвалидами или лицами с ограниченными возможностями респонденты ответили да - 94 %, против 6 %.
При этом 90-% всех опрошенных осуждают людей избегающих общения с инвалидами, а 10% разделяют их действия.
При этом 88% считают, что в современном российском обществе возможно толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и 73% респондентов согласны, что должна проводится работа по развитию толерантности среди студентов к оговоренной социальной группе. 86,5 % считают возможным создать в вузе все условия для получения образования лицам с ограниченными возможностями.
При обработке результатов анкетирования студентов, были выявлены различия по гендерному признаку в отношениях к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в группе где обучалась девушка с нарушениями зрения:
среди юношей - 100% респондентов считают, что лица данной социальной группы могут обучаться на ровне со всеми в высших учебных заведениях, среди девушек только 80%.
Так же оказать помощь инвалидам могут среди юношей - 100%, среди девушек, только 75%.
Можно выделить гендерные признаки и в проявлении чувств: 30 % юношей относятся с жалостью к лицам с ограниченными возможностями, среди девушек чувство жалости не испытывает никто.
Но в данной группе среди девушек 15% испытывают терпимость, среди юношей данного чувства нет. Стоит отметить, что не отвращения, не агрессии в данной группе не испытывает никто по отношению к лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
При этом в данной группе 40% юношей и 53% девушек считают, что для лиц с ограниченными возможностями должны быть созданы специализированные учебные заведения, либо отдельные группы.
Некоторые респонденты высказывали свое мнение, что они считают, что данные лица должны обучаться отдельно, так как у них не было опыта общения с лицами данной социальной группы, и соответственно они не знают, как себя вести в присутствии лиц с ограниченными возможностями и инвалидах, что говорит о не сформированном отношении к данной социальной группе.
Процесс формирования толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями рассматривается нами как целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования человека, как его позитивная, т. е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования.
Формирование толерантности к лицам с ограниченными физическими возможностями представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему.
Толерантность — это личностная характеристика, которая предполагает осознание того, что
мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу различающимися по внешности, убеждениям, обычаям»
Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство отвращения и отчуждения по отношению к другим, «не таким как я». Воспитание должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, терпимости, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Важным шагом на пути формирования толерантного отношения к инвалидам в вузах является также внедрение инклюзивного обучения, которое предполагает процесс обучения детей в общеобразовательных школах.
Система инклюзивного обучения направлена на создание без барьерного пространства в обучении профессиональной подготовке инвалидов. При этом обычные учащиеся учатся толерантности и ответственности, обучаясь в одной группе с учащимися, имеющими ограниченные физические возможности.
Воспитание толерантности у студентов по отношению к сокурсникам с инвалидностью должно придерживаться следующих целого ряда действий.
Для воспитания толерантности, необходимы целенаправленные действия, которые должны внедряться еще в детском саду, то есть в дошкольном возрасте. Воспитание толерантности на каждом возрастном этапе требует постановки определенных целей педагогом-психологом и достижения их.
При этом на каждом возрастном этапе необходимо учитывать уровень психологического и физического развития. Что - же касается воспитания в высшей школе, то здесь необходимо отталкиваться при построении программы воспитания (формирования) толерантного отношения студенческой молодежи от индивидуально-психологических черт, от уровня сплоченности группы, от национальных особенностей группы.
Как показывает практика, наиболее сильное влияние оказывают в студенческой среде на фор-
мирование толерантности к лицам с ограниченными возможностями, путем активного участия лиц с ограниченными возможностями и инвалидов во вне учебной деятельности (научных кружках, классных часах, совместных выездах, психологических тренингах).
Но не только важно, воспитывать толерантность в студенческой среде, сам педагогический состав должен сформировать толерантное отношение к обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Профессорско-педагогический состав не должен пугаться, сталкиваясь с агрессивным поведением со стороны студентов к лицам с ограниченными возможностями, так как это способ защиты со стороны личности, которая не знает как относится к лицам «не похожим на них». Поэтому воспитывая толерантность, педагог должен опираться на «положительное» в студенте. Таким образом можно развить толерантную, саморазвивающуюся личность
В настоящее время в трансформирующемся обществе главное- это осознание важности феномена толерантности в инклюзивном образовании. Проблема формирования толерантности должна находить решение на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным образованием.
При этом, воспитание толерантности может быть успешным при соблюдении принципа связи обучения с жизнью [3].
ИСТОЧНИКИ:
1. Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании / Инклюзивное образование: метод, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции. -М.:МГППУ, 2011. - С. 20.
2. Клопота О.А. Формирование позитивного образа молодежи с нарушениями зрения в социуме // Инклюзивное образование: метод, практика, технологии. Материалы международной научно-практической конференции. - М.:МГППУ, 2011.
- С. 193.
3. Малова И.Е., Кваша О.В. Принципы связи обучения с жизнью и фундаментальности методической подготовки обучающегося // Вестник Томского государственного педагогического университета.
- 2006. - №6. - С. 154-157.