Е. С. Гоинина. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья
УДК 316.64
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е. С. Гринина
Гринина Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Представлены результаты сравнительного эмпирического изучения различных аспектов отношения студентов - будущих психологов образования и юристов - к лицам с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с ними. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о преимущественно позитивной направленности отношения к лицам рассматриваемой категории у студентов психолого-педагогических специальностей и более нейтральном, а в некоторых случаях - негативном отношении к ним студентов-юристов. Респонденты первой группы оказываются более активными в вопросах взаимодействия и оказания помощи лицам с ОВЗ. Делается вывод о значимости информирования студенческой молодежи по вопросам развития, образования и социализации людей с ОВЗ и организации опыта взаимодействия с ними для формирования конструктивного отношения к лицам рассматриваемой категории.
Ключевые слова: толерантность, ограниченные возможности здоровья, лица с ОВЗ, инвалид, отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-333-337 Введение
Современные тенденции развития общества характеризуются постепенным изменением отношения представителей различных его слоев к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Многовековая история взглядов на место и роль людей, имеющих те или иные недостатки развития, начиналась с их отвержения, социального, педагогического, психологического изолирования, а в ряде случаев - и физического истребления. В настоящее время все большую популярность приобретают идеи равноправия и всесторонней интеграции лиц с ОВЗ в социум. Вопросы практической реализации принципов интеграции и инклюзии и связанных с ними проблем занимают сегодня одно из центральных мест в различных областях науки: юридической, политической, экономической, социальной, педагогической, психологической и т. д. Немаловажным фактором, влияющим на успешность интегративных процессов в отношении лиц с ОВЗ, является готовность общества к их принятию, толерантное отношение к согражданам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Теоретическое обоснование проблемы исследования
В современной литературе представлены работы, раскрывающие различные аспекты отношения общества к лицам с ОВЗ: имеются исследования, раскрывающие взгляды жителей различных регионов России на проблемы трудоустройства, организации досуга инвалидов, возможности взаимодействия с ними [1, 2]. В большинстве работ констатируется наличие значительной социальной и психологической дистанции между основным населением и лицами с ограниченными возможностями развития. Это во многом связано с недостаточным информированием общества о проблемах инвалидов. В то же время В. З. Кантор и В. В. Пузань полагают, что без формирования конструктивного отношения к лицам с ОВЗ невозможно их полноценное включение в социум, в частности, в интегративное реабилитационнообразовательное пространство вуза [3].
Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование отношения различных представителей общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, является характер и специфика нарушений развития у последних. Эта закономерность прослеживается в отношения детей младшего школьного возраста [4], учащихся средних специальных учебных заведений [5], студентов и преподавателей вузов. Так, А. М. Щербакова [6] отмечает, что отношения к «обобщенному» инвалиду и человеку с умственной отсталостью резко различаются. Большинство респондентов придерживаются в отношении инвалидов принимающей или амбивалентной позиции, тогда как в отношении лиц с умственной отсталостью преобладает отвергающее отношение.
На формирование отношения к лицам с ОВЗ оказывают влияние и другие факторы, не связанные с клинико-психологическими характеристиками последних. Так, по данным Н. А. Коростелевой, А. М. Краснова, В. В. Леонова, уровень толерантности отношения к студентам-инвалидам зависит от влияния социально-демографических характеристик преподавателей и студентов вуза: возраста, гендерной принадлежности, уровня образования, постоянного места жительства и т. д. Однако наиболее выраженное влияние на формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ оказывает наличие опыта взаимодействия с ними в повседневной жизни [7]. Большинство исследователей признают необходимость целена-
© Гринина Е. С., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
правленной работы по формированию конструктивного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Так, в рамках реализации проекта «Учимся жить вместе» осуществлялось формирование «позитивного общественного мнения университетского сообщества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья на основе культивирования ценностей семьи, университетского братства и единства» [8, с. 144].
Программа исследования
Проведенный анализ литературы свидетельствует об актуальности исследования отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. В центре внимания, на наш взгляд, должны оказаться представители студенческой молодежи, от которых во многом зависит не только настоящее положение лиц с ОВЗ в социуме, но и перспективы его изменения. Экспериментальную выборку исследования составили студенты - будущие педагоги-психологи (17 респондентов) и юристы (35 респондентов). Респонденты первой группы в своей дальнейшей профессиональной деятельности окажутся непосредственными участниками процессов взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Именно они будут призваны оказывать психологическое сопровождение процессов социализации и интеграции детей с нарушениями развития в ходе реализации образовательной деятельности. Вторая группа респондентов (студенты-юристы), возможно, с меньшей вероятностью будут непосредственно взаимодействовать с лицами с ОВЗ. С другой стороны, юридическая поддержка, признание и защита прав инвалидов являются важнейшим условием практической реализации идей интеграции и инклюзии. При этом важно, чтобы у профессионалов, обеспечивающих правовое регулирование интеграционных процессов, преобладало осознанное, конструктивное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо отметить, что в течение двух семестров студенты-психологи изучают дисциплину «Специальная психология», что позволяет им познакомиться с причинами, обусловливающими нарушения развития в детском возрасте, закономерностями психического развития детей с различными отклонениями, факторами, обусловливающими успешность реализации компенсаторных возможностей и т. д. У студентов-юристов подобные дисциплины не изучаются, а информацию о лицах с ОВЗ и особенностях их развития и социализации они получают их иных, часто несистематизированных и противоречивых источников.
В ходе исследования респондентам обеих групп было предложено ответить на ряд вопросов, позволяющих составить мнение об их осведомленности в различных вопросах, касающихся развития лиц с ОВЗ, высказать свое отношение к ним, а также охарактеризовать опыт и перспективы взаимодействия с ними.
Первый вопрос «Кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья?» позволил выявить возможности ориентирования испытуемых в изучаемой проблеме. Ответы студентов-психологов в целом свидетельствуют о правильном семантическом наполнении термина «лица с ограниченными возможностями здоровья»: 35% опрошенных ответили, что это люди, имеющие нарушения, дефекты развития. Большая часть испытуемых (65%) прибегли к более мягкой формулировке - «лица, имеющие отклонения в развитии». В целом все испытуемые имеют верное представление об интересующей нас категории детей и их отличительных особенностях. Большая часть студентов-юристов (82%) отождествляют понятия «лица с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалидность по состоянию здоровья», что свидетельствует о чрезмерно узком понимании ими рассматриваемого термина. По данным опроса, большая часть студентов-психологов (87%) имеют определенный опыт общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет предположить осознанность их ответов на задаваемые вопросы, наличие у них практической основы. В группе студентов-юристов опыт взаимодействия с лицами с ОВЗ оказался менее сформированным: им обладают 55% опрошенных, остальные 45% в своих рассуждениях о лицах рассматриваемой категории и в формировании своего отношения к ним опираются исключительно на теоретические представления о данной проблеме.
Говоря о причинах, обусловливающих нарушения развития в детском возрасте, большая часть студентов-психологов продемонстрировала понимание полиморфности этиологических факторов: самым распространенным стал ответ «генетические нарушения, неблагоприятная экология, травмы, нездоровый образ жизни, заболевания и т. п.» (82%). Часть опрошенных (18%) сформулировали ответ более обобщенно - «причины эндогенного и экзогенного характера». В ответах студентов-юристов мнения распределились следующим образом: 34% опрошенных полагают, что причинами нарушений развития является плохое социальное положение в семье; 28% связывают нарушения в развитии с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; 23% - с «плохим» наследственным материалом; 15% воздержались от ответа. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной информированности студентов-юристов о вопросах этиологии нарушений развития.
Характеризуя в целом свое отношение к детям с нарушениями развития, 100% опрошенных студентов-психологов говорят о сочувствии. Среди студентов-юристов сочувствие к лицам с ОВЗ отмечалось у 57% опрошенных, 36% респондентов охарактеризовали свое отношение как безразличное, 7% признались, что испытывают неприязнь к людям с ограниченными возможностями здоровья.
О позитивном отношении к лицам с ограниченными возможностями здоровья свидетельству-
334
Научный отдел
Е. С. Гринина. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья
ет и готовность студентов к дружбе с ними. Так, на вопрос «Возможна ли ваша дружба с человеком с ограниченными возможностями здоровья?» 81% студентов-психологов и 68% студентов-юристов дали ответ «скорее возможна». Более скептичное отношение к возможности такого рода отношений высказали 12% респондентов-психологов и 12% студентов-юристов (ответы «нет, никогда» и «скорее невозможна»). 6% студентов-психологов и 20% студентов-юристов уже дружат с таким человеком.
Все студенты-психологи признают положительное влияние общения с лицами с ОВЗ на других людей. Они отмечают, что такое взаимодействие учит окружающих быть добрее, терпимее (60%), а также заставляет задуматься о смысле и ценностях жизни (40%). В группе студентов-юристов 27% опрошенных полагают, что общение с лицами с ОВЗ учит окружающих быть добрее и терпимее, 46% - заставляет задуматься о смысле и ценностях жизни. В то же время 7% студентов-юристов предпочли воздержаться от ответа на данный вопрос, а 20% отметили, что такое общение вызывает у окружающих лишь раздражение. Напомним, что часть респондентов этой группы не имеют личного опыта общения с лицами с ОВЗ. Возможно, именно с этим фактом связано негативное отношение части опрошенных к перспективам взаимодействия с ними.
Возможность конструктивных деловых отношений с лицами с ограниченными возможностями здоровья признают большинство студентов-пси-хологов - 93%. Более скептично в этом плане настроены студенты-юристы - 12% отрицательных ответов, 68% положительных, 20% воздержались от ответа.
Характеризуя основные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, большая часть респондентов (58% студентов-психологов и 68% студентов-юристов) отмечают, что они, в первую очередь, нуждаются в квалифицированной помощи. Подобные ответы свидетельствуют о трезвом, осмысленном взгляде студентов на проблему социальной адаптации лиц рассматриваемой категории, признании необходимости комплексной поддержки со стороны специалистов различных профилей. Важное значение студенты-психологи придают признанию равенства лиц с ограниченными возможностями здоровья с окружающими (29%). Среди студентов-юристов приоритетность признания равенства лиц с ОВЗ с окружающими отмечают 13% опрошенных. Часть студентов предполагают у лиц с ОВЗ первоочередную потребность в сочувствии (12% студентов-психологов и 4% сту-дентов-юристов) и в материальной поддержке (6% студентов-психологов и 15% студентов-юристов).
Большая часть студентов-психологов всегда готовы оказать помощь человеку с ограниченными возможностями здоровья: такой ответ дали 71% респондентов этой группы; часть опрошенных (29%) в подобной ситуации склонны занять более
пассивную позицию и окажут помощь только в том случае, когда человек с ОВЗ попросит о ней. В вопросе готовности к оказанию помощи лицам с ОВЗ студенты-юристы занимают более пассивную позицию: лишь 24% респондентов всегда готовы оказать помощь, 36% помогут только в случае, если их об этом попросят. Часть студентов-юри-стов (10%) предпочли воздержаться от ответа, а почти треть опрошенных этой группы (30%) не готовы оказать помощь человеку с ОВЗ даже при необходимости.
Представители современной молодежи большое значение придают средствам массовой информации при решении различного рода проблем и формировании взглядов и позиции общества, в том числе и в вопросах отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья. При этом большая часть респондентов (87% студен-тов-психологов и 74% студентов юристов) констатируют, что современное общество оказывается недостаточно информированном в вопросах специфики жизнедеятельности людей с нарушениями развития, особенностях взаимодействия с ними, путях оказания им помощи и т. д. Возможно, именно с этим во многом оказываются связаны трудности адекватного, толерантного отношения к лицам рассматриваемой категории.
Одним из важнейших направлений помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья является их обучение, воспитание и развитие. В настоящее время реализуются различные образовательные модели: обучение лиц с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, интегрированное, инклюзивное обучение и др. Однако вопрос о приоритетности и преимущественной результативности той или иной формы образования до сих пор остается дискуссионным. Все более пристальное внимание привлекают вопросы инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Однако реализация такой образовательной практики требует большой подготовительной работы, включающей в себя и формирование готовности общества к принятию в свои ряды инвалидов в качестве полноценных участников процессов обучения, воспитания и социализации. Переходя непосредственно к вопросам инклюзивного образования, большинство опрошенных студентов-психологов (58%) полагают, что современное общество не готово к его реализации. Готовность общества к инклюзивному образованию отмечают 29% студентов этой группы, 12% дали свой вариант ответа, перечислив определенные дополнительные условия, необходимые для продуктивной реализации инклюзивного образования. В этом вопросе студенты-юристы придерживаются более оптимистичных взглядов: 58% полагают, что современное российское общество готово к практической реализации идей инклюзивного образования. Возможно, более скептичное отношение студентов-психологов, по сравнению с
Психология социального развития
335
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
будущими юристами, к инклюзивному образованию связано с тем, что обучающиеся психологопедагогических специальностей в силу будущей профессиональной принадлежности имеют более четкое представление о проблемах и вопросах, которые неизбежно возникают в процессе его организации и реализации. Так, до настоящего времени нет однозначных ответов на вопросы о кадровом и методическом обеспечении инклюзивного образования, возможности оценивания результатов образования у обучающихся с различным уровнем психофизического развития, преимуществах такого обучения для детей с сохранным психофизическим развитием и т. д. В то же время, с юридической точки зрения, инклюзивное образование уже имеет под собой определенную, хотя во многом пока и несовершенную, нормативно-правовую базу. Так, право лиц с ОВЗ на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками фиксируется, в частности, в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [9], в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении [10] и других законодательных актах.
В качестве наиболее оптимальных вариантов оказания помощи лицам с ОВЗ будущие педагоги-психологи назвали коррекционное обучение и воспитание таких детей, обучение их доступной профессии: такой ответ дали 58% опрошенных. Небольшая часть будущих психологов (17%) считают оптимальным обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях вместе с нормально развивающимися детьми, при этом 15% опрошенных отмечают необходимость создания специальных условий для такого обучения. В то же время 85% студентов-юристов считают наиболее целесообразным и эффективным путем помощи лицам с ОВЗ их обучение в общеобразовательных учреждениях при условии создания дополнительных условий и оказания услуг в соответствии с возникающими потребностями.
На фоне изложенных выше мнений студенческой молодежи достаточно противоречиво выглядит их позиция, касающаяся личной готовности к перспективам реализации инклюзивного образования. Так, признавая право детей с ОВЗ на совместное с нормально развивающимися сверстниками обучение, на вопрос «Хотели бы вы, чтобы в дальнейшем ваш ребенок учился в классе с детьми с ОВЗ?» отрицательный ответ дали 29% студентов-психологов и 37% студентов-юристов. Около половины опрошенных (52% студентов-психологов и 45% студентов-юристов) ответили на этот вопрос утвердительно, по 18% респондентов каждой группы воздержались от ответа. В целом можно констатировать, что опрошенные молодые люди, в ряде случаев соглашающиеся с оправданностью инклюзивного образования в некоем «теоретическом», абстрактном плане, оказываются не готовы к нему при необходимости их личной вовлеченности в инклюзивные процессы.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что студенты психолого-педагогических специальностей имеют более четкие представления о закономерностях развития лиц с ограниченными возможностями, чем студенты-юристы, и обладают более богатым опытом взаимодействия с ними. Вероятно, в связи с этим у студентов-психологов отмечается более толерантное отношение к лицам рассматриваемой категории, проявляющееся в сочувствии и готовности им помочь. Студенты-юристы в целом оказываются более безразличны к проблемам развития и жизнедеятельности лиц с ОВЗ, их личное отношение чаще носит нейтральную, а в ряде случаев и отрицательную модальность. Имея достаточно поверхностные представления о возможностях и потребностях лиц с ОВЗ, студенты юридических специальностей говорят о приоритетности обучения лиц с ОВЗ в условиях общеобразовательных организаций, однако в ряде случаев оказываются не готовы к непосредственному личному вовлечению или вовлечению своих близких в инклюзивные образовательные процессы. Необходимо констатировать, что информирование студенческой молодежи по различным вопросам, касающимся развития, обучения, воспитания, социализации и пр. лиц с ОВЗ, а также обогащение личного опыта взаимодействия с лицами рассматриваемой категории способствуют формированию у них более адекватного, толерантного отношения к людям, имеющим специфические особенности психофизического развития.
Библиографический список
1. ВильцанМ. А. Современное представление и отношение жителей города Тобольска к инвалидам по зрению // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 (38). С. 137-149.
2. КондаковаН. А., ФахрадоваЛ. Н. Отношение населения Вологодской области к статусу инвалида // Вопросы территориального развития. 2015. № 1 (21). С. 1-13.
3. Кантор В. З., Пузань В. В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии : взгляды из Европы и России. СПб., 2010. С. 151-163.
4. БеловаЕ. А. Особенности отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья // Учён. зап. Рос. гос. соц. ун-та. 2015. № 2. С. 5-11.
5. Гладилина Л. С. Особенности социальной дистанции толерантности учащихся ссузов, реализующих программу инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 264-275.
6. Щербакова А. М. Психологические аспекты инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013. № 2 (13). С. 67-74.
336
Научный отдел
Е. С. Гринина. Отношение молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья
7. Коростелева Н. А., Краснов А. М., Леонов В. В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С. 24-33.
8. Иванов А. В., Турукина О. Н., Коновалова М. Д. «Учимся жить вместе» - инициативный проект развития инклюзивного образования Саратовского государственного университета. Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья : проблемы, приоритеты и пути решения : материалы IV междунар.-практ. конф. М., 2013. С. 143-152.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 28.05.2015).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70019644 (дата обращения: 28.05.2015).
Attitude of student Youth to People with Reduced Capabilities
Elena s. Grinina
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article introduces results of comparative empirical investigation of various attitudes of students (future education psychologists and lawyers) to people with reduced capabilities and cooperation with them. Data obtained in the course of the investigation testifies to predominantly positive attitude of students majoring in psychology and pedagogics to people with reduced capabilities, while other students (law students) demonstrate more neutral and sometimes negative attitude to people with reduced capabilities. Respondents of the first group are more active in situations involving interaction and readiness to help people with reduced capabilities. The author concludes, that it is important to inform the student youth on issues regarding developing, education and socialization of people with reduced capabilities in order to form constructive cooperation with them.
Key words: tolerance, reduced capabilities, people with reduced capabilities, disabled person, attitude of students to people with reduced capabilities.
References
1. Vil'tsan M. A. Sovremennoe predstavlenie i otnoshenie zhiteley goroda Tobol 'ska k invalidampo zreniyu (Tobolsk residents' modern representation and attitude towards visually impaired persons). Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika (Psychology, sociology and pedagogy). 2014, no. 11 (38), pp. 137-149 (in Russian).
2. Kondakova N. A., Fahradova L. N. Otnoshenie naseleniya Vologodskoy oblasti kstatusu invalida (Relation of Vologda region population to status of disabled person). Voprosy territorial'nogo razvitiya (Problems of regional development). 2015, no. 1 (21), p. 1-13 (in Russian).
3. Kantor V. Z., Puzan' V. V. Otnoshenie studencheskoy molo-dezhi k invalidam kak determinanta ikh vklyucheniya v in-tegrativnoe reabilitatsionno-obrazovatel 'noeprostranstvo vuza (Students youth's attitude towards disabled people as determinant of their inclusion in integrative rehabilitation and educational space of higher education institution). Inklyuzivnoe obrazovanie lits s narusheniyami v razvitii: vzglyady izEvropy iRossii (Inclusive education of persons with violations in development: views from Europe and Russia). St.-Petersburg, 2010, pp. 151-163 (in Russian).
4. Belova E. A. Osobennosti otnosheniya mladshikh shkol'nikov k sverstnikam s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya (Features of younger school students' attitude towards contemporaries with limited opportunities of health). Uchen. zap. Ros. gos. sots. un-ta (RSSU Proceedings). 2015, no. 2, pp. 5-11 (in Russian).
5. Gladilina L. S. Osobennostisotsial'noydistantsiitolerant-nosti uchashchikhsya ssuzov, realizuyushchikh programmu inklyuzivnogo obrazovaniya (Features of pupils' social distance of tolerance in ssuz realizing program of inclusive education). Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education). 2014, no. 3, pp. 264-275 (in Russian).
6. Shcherbakova A. M. Psikhologicheskie aspekty inklyuzii detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (Psychological aspects of inclusion of children with limited opportunities of health). Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detey i podrostkov (Questions of children's and teenagers' mental health). 2013, no. 2 (13), pp. 67-74 (in Russian).
7. Korosteleva N. A., Krasnov A. M., Leonov V V. Aktual'nost' problemy formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k stu-dentam-invalidam v sovremennom sotsiume (Relevance of problem of formation of tolerant attitude towards disabled students in modern society). Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review). 2014, no. 1 (3), pp. 24-33 (in Russian).
8. Ivanov A. V., Turukina O. N., Konovalova M. D. «Uchimsya zhit' vmeste» - initsiativnyyproekt razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta («We learn to live together» - initiative project of development of inclusive formation of Saratov state university). Obespechenie dostupnoy obrazovatel'noy sredy dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov 'ya: problemy, prioritety iputi resheniya materialy IVmezhdunar.-prakt. konf. (Providing available educational environment for persons with limited opportunities of health: problems, priorities and solutions. Materials of IV international practical conference). Moscow, 2013, pp. 143-152 (in Russian).
9. Federal'nyy zakon ot29dekabrya 2012g. № 273-FZ«Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) Federal law 29.12.2012 N 273 «About education in Russian Federation» {with changes and additions}. Available at: http://base.garant.ru/70291362 (accessed 28 May 2015) (in Russian).
10. PrikazMinisterstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 okty-abrya 2011 g. № 2562 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezh-denii» (Order of Ministry of education and science RF 27.10.2011 N 2562 «About adoption of Model provisions on pre-school educational organization» Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70019644 Accessed 28 May 2015) (in Russian).
Психология социального развития
337