Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов как педагогическое условие формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам'

Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов как педагогическое условие формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / TOLERANCE / DISABLED STUDENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTEGRATED EDUCATION / FACULTY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелева Наталья Александровна

Рассмотрено понятие «толерантность» с точки зрения различных авторов, акцентируется внимание на физиологической толерантности и толерантности по отношению к студентам с физическими недостатками. Обоснованы необходимые педагогические условия формирования толерантного отношения к таким студентам. Автор приходит к выводу о необходимости организации специальной психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей школы к обучению студентов-инвалидов в условиях интегрированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коростелева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEACHERS TRAINING AS ONE OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF TOLERANT ATTITUDE TO DISABLED STUDENTS

The article deals with the notion tolerance from the point of view of different authors. It focuses on the physiological tolerance and tolerance toward disabled students. The pedagogical experiment proved the required conditions of development of tolerant attitude to disabled students. The author has come to the conclusion that organization of special psychological and pedagogical teachers training to teach disabled students in the conditions of integrated education is essential.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов как педагогическое условие формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам»

УДК 37.03 (14.07.03)

Н. А. Коростелева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТУДЕНТАМ-ИНВАЛИДАМ

Рассмотрено понятие «толерантность» с точки зрения различных авторов, акцентируется внимание на физиологической толерантности и толерантности по отношению к студентам с физическими недостатками. Обоснованы необходимые педагогические условия формирования толерантного отношения к таким студентам. Автор приходит к выводу о необходимости организации специальной психолого-педагогической подготовки преподавателей высшей школы к обучению студентов-инвалидов в условиях интегрированного обучения.

Ключевые слова: толерантность, студенты-инвалиды, педагогические условия, интегрированное обучение, профессорско-преподавательский состав, психолого-педагогическая подготовка, высшая школа.

Проблема толерантности в настоящее время рассматривается довольно часто широко, так как в последние годы наблюдается резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире.

Известный американский политолог Н. Эшфорд формулирует двенадцать принципов свободного общества, включая в этот перечень толерантность [1, с. 96]. Он объясняет этот феномен так: «Толе -рантность - это невмешательство своим поведением и своими действиями, если они другим человеком не одобряются. Толерантность, таким образом, обладает двумя существенными характеристиками: неодобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям» [2, с. 89].

Приведем несколько определений понятия «толерантность». Например, С. К. Бондырева считает, что толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основе оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) [3, с. 4]. Г. У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [4, с. 14].

В рамках данной статьи нам представляется, что наиболее полно психологический смысл понятия «толерантность» как личностного феномена представлен в дефиниции, предложенной М. С. Мац-ковским. По его мнению, толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения [5, с. 42]. Классификация видов то-

лерантности представлена в работах М. С. Мац-ковского [5]. Им выделены следующие виды толерантности: политическая, межнациональная, расовая, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально-ориентационная, маргинальная. В рамках нашего исследования из вышеперечисленных видов толерантности нас заинтересовала физиологическая. Данная толерантность - отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д.

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его физических или умственных возможностей [6, с. 1]. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях, еще реже в вузах. Результаты исследований показывают, что отношение здоровых к инвалидам в целом, в том числе и преподавателей вузов, характеризовалось как откровенно неблагоприятное: им часто приписывались такие черты, как зависть, недоверие к здоровым, недостаток инициативности, повышенное чувство жалости к себе [7]. При социальном взаимодействии с инвалидами преподаватели, как правило, стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно, словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое им кажется, должно нравиться студенту-инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех сферах высшего образования [8, 9].

На современном этапе аксиологическая концепция, отражающая гуманистическую сущность образования, несомненно, является теоретической основой получения высшего образования лицами с ограниченными физическими возможностями [10, 11]. Однако реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, обусловленных в том числе и отсутствием психо-лого-педагогической подготовленности к обучению инвалидов со стороны учителей. Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий. Следовательно, процесс формирования толерантного отношения к студентам с физическими недостатками будет происходить более эффективно при создании специального комплекса педагогических условий. В философском словаре понятие «условие» трактуется: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит [12, с. 98].

В педагогике условия понимают как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования толерантности к студентам-инвалидам.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: процесс формирования толерантного отношения к инвалидам, обучающимся в высших учебных заведениях, имеющим физические недостатки, будет успешным в случае реализации следующего комплекса педагогических условий:

- внедрение технологии интегрированного обучения, предполагающей совместную учебную и внеучебную деятельность студентов, не исключая лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений к обучению инвалидов, имеющих физические недостатки;

- наличие социально-психологической подготовленности студенческого контингента к совместному обучению и внеучебной деятельности со студентами, имеющими физические недостатки;

- довузовская психолого-педагогическая подготовка абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в высшем учебном заведении, включающая психологическую адаптацию к особенностям и субъектам обучения в высшей школе.

В рамках данной публикации мы остановимся на психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава (ППС) высших учебных заведений к обучению студентов с фи-

зическими недостатками как одному из основных педагогических условий формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам. В отечественной и зарубежной литературе все еще недостаточно разработана проблема формирования профессиональной толерантности у преподавателей высшей школы к студентам с физическими недостатками, отсутствуют специальные рекомендации психологопедагогического аспекта по реализации данной преподавательской деятельности в условиях интегрированного обучения. Включенное образование лиц с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения - это мировой процесс, в который вовлечены многие страны. Задача инклюзивного (интегрированного) обучения - построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого, в том числе и студента-инвалида.

Как показали данные первичного опроса преподавателей высших школ г. Караганды (КарГУ, Кар-ГТУ, МБА), 98 % из 100 опрошенных нами педагогов не имели опыт общения с инвалидами, имеющими физические недостатки и, как следствие, низкий уровень толерантности к студентам с ограниченными возможностями. Большинство педагогов не готовы видеть среди своих студентов инвалидов, так как считают, что учить их надо «по-другому», а после проведения «пробных» уроков с участием студентов-инвалидов многие их них (около 55 %) чувствовали растерянность, скованность, тревожность, самоосуждение, в редких случаях - жалость, агрессию и отвращение (7 % опрошенных). Все эти данные позволяют сделать вывод о необходимости организации специальной психо-лого-педагогической подготовки преподавателей вузов к обучению студентов-инвалидов в условиях интегрированного обучения. Причем формирование толерантности к студентам-инвалидам, обучающимся в вузах, требует внимания и целенаправленных действий всего педагогического коллектива, а не отдельных его членов, так как огромную роль играет позитивный пример толерантности всего преподавательского состава. По функциям применения следует выделить для ППС высшего учебного заведения следующие направления в содержании психолого-педагогической подготовки к обучению инвалидов: психологическое, позволяющее воздействовать на психические процессы, состояния; социально-психологическое, позволяющее изменять процессы в системе человек (инвалид) - группа; медико-социальное, позволяющее влиять на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека (инвалида); педагогическое, позволяющее эффективно применять методы включенного обучения, способствующие активизации восприятия учебного материала на лекционных и семинарских занятиях

при обучении студентов-инвалидов любому учебному предмету.

Таким образом, результатом подобной специально организованной психолого-педагогической подготовки ППС вузов к обучению студентов-ин-валидов при интегрированном обучении должна

быть сформированная на высоком уровне профессиональная толерантность, которая является залогом эффективности в обучении, воспитании, развитии, социализации и реализации прав инвалидов на получение высшего образования.

Список литературы

1. Ashford N. Principles for a free society. Second edition. Blomberg and Janson, Bromma, 2001.

2. Ashford N. Toleration // Ashford N. Principles for a free society. Second edition. Blomberg and Janson, Bromma, 2001.

3. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

4. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Век толерантности. 2003. № 6. URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/6-0-soldatova.html

5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 143.

6. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975 // Электрон. журн. РООИ Родник жизни. URL: http://www.rodnikzhizni.ru

7. Иванова В. С., Грицкевич Н. К. Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП в системе образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 115-119.

8. Козлов В. Н., Мартынова Е. А., Мишина О. К. Студенты университета об образовании инвалидов. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1999.

9. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социол. иссл. 1999. № 4. С. 38-45.

10. Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002.

11. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: автореф. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2003.

12. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 2000.

Коростелева Н. А., ст. преподаватель, магистр педагогики и психологии.

Международная бизнес-академия.

Ул. Тулепова, 12, Караганда, Казахстан, 100027.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 30.03.2012.

N. A. Korostelyeva

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEACHERS’ TRAINING AS ONE OF THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF TOLERANT ATTITUDE TO DISABLED STUDENTS

The article deals with the notion “tolerance” from the point of view of different authors. It focuses on the physiological tolerance and tolerance toward disabled students. The pedagogical experiment proved the required conditions of development of tolerant attitude to disabled students. The author has come to the conclusion that organization of special psychological and pedagogical teachers’ training to teach disabled students in the conditions of integrated education is essential.

Key words: tolerance, disabled students, pedagogical conditions, integrated education, faculty, psychological and pedagogical training, higher school.

International Business Academy.

Ul. Tulepova, 12, Karaganda, Kazakhstan, 100027.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.