Научная статья на тему 'Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема'

Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2771
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ТОЛЕРАНТНОГО СТУДЕНТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATOR'S PERFORMANCE / TOLERANCE / A MODEL OF A TOLERANT STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воднева Светлана Николаевна

Рассматривается вопрос формирования толерантности студентов в вузе как педагогической проблеме. Дается определение толерантности, предлагается модель толерантного студента. Разработаны критерии деятельности педагога, направленного на формирование толерантности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS’ TOLERANCE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The pedagogical problem of students` tolerance formation is described in the article. The author gives the definition of tolerance, offers the model of a tolerant student and the criteria of the educator’s performance aimed at the formation of students` tolerance.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378+37.01

С. Н. Воднева

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Рассматривается вопрос формирования толерантности студентов в вузе как педагогической проблеме. Дается определение толерантности, предлагается модель толерантного студента. Разработаны критерии деятельности педагога, направленного на формирование толерантности у студентов.

Ключевые слова: толерантность, модель толерантного студента, педагогическая деятельность.

S. N. Vodneva FORMATION OF STUDENTS’ TOLERANCE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The pedagogical problem of students' tolerance formation is described in the article. The author gives the definition of tolerance, offers the model of a tolerant student and the criteria of the educator’s performance aimed at the formation of students' tolerance.

Key words: tolerance, a model of a tolerant student, educator’s performance.

Высшее образование предполагает подготовку профессионалов для разных областей науки и техники. Выпускники вузов становятся не только квалифицированными работниками, но и выполняют социальные функции: взаимодействуя с другими людьми, они должны уметь работать в команде, уметь слышать мнение других людей, избегать конфликтных ситуаций, находить компромисс.

Анализируя ФГОС ВПО по разным направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов, мы заметили, что все стандарты обязательно имеют в списке компетенций те, которые направлены на формирование конструктивного, неконфликтного взаимодействия с другими людьми, умение толерантно относится к мнению других, что подтверждает важность формирования толерантности у студентов. Это соответствует также закону РФ «Об образовании», где в главе II с. 14, п. 4 указано, что содержание образования должно «содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений» [1].

Важным условием для реализации этих целей является формирование толерантности, а также соблюдение принципа толерантности при организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

Термин «толерантность» относительно молодой в науке. Интерес к толерантности привлекает внимание исследователей различных дисциплин — философии, социологии, культурологии, психологии личности, клинической, возрастной, социальной психологии и др. Нас интересует процесс формирования толерантности студентов как педагогическая проблема. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики дисциплины и теоретических постулатов, в рамках которых рассматривается это понятие. Большинство исследователей подчеркивает, что толерантность — это

не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам. Толерантность — не пассивное подчинение мнению других, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для достижения взаимопонимания с людьми различной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Однако толерантность не всегда возможна в качестве позитивной ценности; она не может быть абсолютизирована. Неприемлемо требование соблюдения толерантности по отношению к аморальному поведению, к правонарушениям.

Изучив опыт отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, дадим определение толерантности. Толерантность — это терпеливое отношение к другим людям, уважение мнения другого, умение прислушаться, понять другого человека; это личностное свойство, которое проявляется в общении и заключается в самообладании, уважительности, понимании, эмпатии других людей, даже если их мнения, предубеждения, расовая или религиозная принадлежность отличны от собственных. Толерантность актуализируется также при возникновении конфликта, в умении его избегать или разрешать конструктивным мирным путем, в недопущении каких-либо оскорбительных или насильственных действий. Причем толерантность — это не врожденное, а приобретенное качество личности.

Формирование толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности людей к тем или иным изменениям и особенностям объективно сложившихся условий. Считаем, что программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). С этой целью важно ввести в программу вузов соответствующие аспекты рассмотрения толерантности. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Попытки молодежи понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию. При этом следует отметить, что сам процесс взаимодействия дополняется еще и взаимодействием с преподавателями и студентами различных статусов, различных поколений, в которое они включаются как исходно равноправные.

Одним из важных принципов толерантности является умение принудить себя, не принуждая других, что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Для того, чтобы формировать толерантность студентов, преподаватель сам должен обладать этим качеством. Способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для преподавателя и весьма важной для развития толерантности.

Решение этих задач связано с разработкой новых технологий обучения, с повышением профессиональной педагогической культуры профессорско-преподавательского состава и уровнем технологий обучения. Важным также является положительный микроклимат в коллективе, толерантное отношение в студенческих группах, установка на формирование положительной «Я-концепции». Исследование проблемы показало, что для формирования толерантности студента необходимо учитывать психологические особенности студенческого возраста, микроклимат в учебной группе, в учебном заведении, особенности студенческого коллектива в целом и отдельных групп: особенности личностей, образующих группы, авторитетных студентов, лидеров, взаимоотношения между учебными группами и внутри них, преобладающие в группе мотивы, настроения, интересы, нормы поведения, отношение к профессии, овладение ею, наличие «культа учебы». Работая со студенческим коллективом, важно учитывать особенности бытового устройства студентов: питание, финансовое положение, удовлетворение культурных запросов, занятие спортом.

На основе изученного отечественного и зарубежного опыта представим модель толерантного студента (обладает высоким уровнем толерантности в ситуациях группового и межличностного взаимодействия):

Критерии Показатели

Устойчивость личности — сформирован-ность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных общностей Эмоциональная стабильность, доброжелательность, вежливость, терпение, социальная ответственность, самостоятельность, социальная релаксация

Эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека Высокий уровень сопереживания, учтивость, экстравертность, способность к рефлексии.

Дивергентность мышления — ориентация на поиск нескольких вариантов решения проблемы Отсутствие предрассудков, стереотипов, гибкость и критичность мышления

Мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии с учетом обстоятельств Отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, коммуникабельность, умение найти выход из сложившейся ситуации

Социальная активность — готовность взаимодействия в различных ситуациях, с целью выстраивания конструктивных отношений Социальная самоидентификация, социальная адаптированность, креативность, социальный оптимизм, инициативность

Знание самого себя Старается разобраться в своих достоинствах и недостатках, относится к себе критически, не стремится в бедах и неприятностях обвинить других. «Я-идеальное» и «Я-реальное» имеют большой разрыв, имеет высокий потенциал для саморазвития

Защищенность Чувствует себя в безопасности, не стремится защищаться от других людей

Ответственность Не перекладывает ответственность, всегда готов отвечать за свои поступки

Потребность в определении Видит мир в его многообразии

Ориентация на себя или других Ориентирован на себя в работе, творческом процессе, размышлениях, в проблемных ситуациях склонен винить себя, а не окружающих, стремится к личной независимости

Способность к эмпатии Способен к сопереживанию, социальной чувствительности, умеет формулировать верные суждения о других

Чувство юмора Способен посмеяться над собой, самокритичен, не стремится к превосходству над другими

Отношение к авторитаризму Предпочитает строить общение на демократическом основе

Опрос студентов Псковского государственного университета (участвовало 108 студентов I и II курсов) о желаемых личностных качествах преподавателя также показал, что реализация двух основных функций преподавателя — воспитания и обучения — требует от современного педагога следующих личностных параметров: тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях со студентами и другими преподавателями, готовности принимать и поддерживать их; понимания своеобразия и автономности личности студента; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, умения предотвращать конфликты.

Однако по результатам этого опроса выяснилось, что 49 % преподавателей вуза, по мнению студентов, организуют учебно-воспитательный процесс, основываясь на демократиче-

ском стиле общения, 13 % — на либеральном (попустительском), 38 % — на авторитарном. В свою очередь было проведено анкетирование преподавателей того же вуза (всего участвовало 52 преподавателя) «Критерии и показатели подготовленности к формированию толерантности у студентов» и «Индекс педагогической толерантности» свидетельствуют о том, что не все преподаватели готовы к формированию толерантности у студентов, т. к. часто сами не обладают эти качеством.

Опрос также показал, что для студентов наиболее предпочтительными качествами преподавателей являются: знание предмета, культура, профессионализм, приветливость, некон-фликтность. Многие из указанных ожидаемых студентами качеств преподавателя являются характеристиками толерантной личности. Это еще раз доказывает, что необходимо создавать установку на формирование толерантности у преподавателей, а затем у студентов.

Обозначим критерии деятельности педагога, работающего по принципу формирования толерантности:

Поведенческие

— обладает высоким уровнем толерантности;

— обладает высоким уровнем духовных ценностей (свобода, любовь, ответственность, совесть, умение взаимодействовать);

— имеет сформированность позитивных отношений;

— обладает целеустремленностью, дисциплинированностью, общительностью, ответственностью, самокритичностью, нравственностью, умением работать в коллективе; готовностью к оказанию помощи

Психологические

— совершенствует коммуникативную сферу личности;

— умеет предотвращать конфликты;

— обладает высоким уровнем развитости социальных и личностнозначимых характеристик

Педагогические

— создает социальнопедагогические условия толерантного взаимодействия, толерантного образовательновоспитательного пространства;

— создает условия для развития синергетического мышления, что позволяет принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных

и этнических проявлений человека;

— создает условия культурного взаимодействия;

— использует личностноориентированный подход в обучении и воспитании

Критерии деятельности педагога, работающего по принципу формирования _______________________________толерантности_______________________________

Культурные

— обладает профессиональной культурой (сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с собственно педагогической культурой личности);

— является носителем общекультурных и духовных ценностей, применяет их в общении

Методические

— умеет обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

— целенаправленно и обоснованно построит педагогический процесс, выбирает содержание, дидактические средства

и методы обучения, направленные на формирование толерантности у студентов, а также организует внеучебную деятельность;

— формирует интерес к учению

В ходе исследования проблемы формирования толерантности нами были разработаны педагогические рекомендации преподавателю, нацеленному на формирование толерантности у студентов:

При организации учебно-воспитательного процесса в вузе необходимо:

• создавать условия комфортного существования всех членов группы, а также нейтрализовать конфликтные взаимоотношения педагогическими способами;

• своими знаниями, жизненной позицией, а также средствами своей дисциплины способствовать утверждению принципов толерантности, взаимопониманию, успешности взаимодействия членов группы, созданию благоприятного микроклимата в коллективе;

• воспитывать в себе любовь к обучающимся и педагогической деятельности, стремиться к повышению уровня специальных знаний в области обучения, проявлять эрудированность, педагогическую интуицию, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессионализм, владеть разнообразными методами обучения и воспитания;

• обладать высоким уровнем толерантности как социальной нормы, которая определяется как устойчивость к конфликтам в полиэтническом, межкультурном обществе; создавать социально-педагогические условия толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства;

• стремиться развивать в себе такие качества как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус, тактичность, эмпатию, терпеливость, терпимость в отношениях со студентами и другими преподавателями, готовность принимать и поддерживать их;

• использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

• понимать и принимать своеобразие и автономность личности студента;

• учитывать социально-психологические особенности студенческого возраста, которые могут оказывать влияние на формирование толерантности;

• создавать условия для развития синергетического мышления, что позволяет принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека;

• уметь обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, уметь предотвращать конфликты;

• создавать условия культурного взаимодействия;

• создавать проблемную ситуацию, которая сталкивает студентов с трудностью, которую они могут решить с помощью имеющихся знаний; интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения, но трудности должны быть посильными, иначе интерес пропадает;

• учитывать, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были разнообразными; например, на занятиях по иностранному языку необходимо выбирать материалы для чтения и обсуждения на темы, интересные для студентов, например: темы трудоустройства, взаимоотношений в группе, с соседями по комнате, пропуски занятий, конфликт с другом, родителями, отчисление из института;

• учитывать, чтобы все материалы, а также стиль общения преподавателя со студентами были направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование гуманитарной внутривузовской среды.

Все эти свойства не являются врожденными, а приобретаются упорным трудом, работой педагога над собой.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что формирование толерантности — это создание условий приобретения определенных свойств и качеств личности учащимися, что предполагает духовность педагогической культуры преподавателей, способных направлять учебно-воспитательный процесс на раскрытие самоценности человека, приоритетности развития личности, обладающей чувством собственного достоинства, внутренней свободой и ответственностью, а также ориентирование на содержание учебно-воспитательного процесса, в котором даже в предметах, далеких от гуманитарной проблематики, присутствуют моменты мировоззренческого характера, интерес к различным точкам зрения, мнениям, убеждениям, способам решений.

Какие шаги должен предпринимать педагог для формирования толерантной личности? П. В. Степанов высказывает точку зрения [Степанов, с. 91-97], что нет смысла погружаться в углубленное изучение другой культуры, необходима работа над проблемой отношений к другим культурам вообще. Плодотворным будет использование встреч с представителями других культур, либо заочное общение (при помощи текстов), с информацией о других культурах, отражающих ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Такой организации учебного процесса способствуют, например, занятия по иностранному языку. При этом важно от знакомства с иной культурой и попыток понять ее идти к осознанию проблематичности собственного понимания других культур. Это заставит взглянуть на собственное восприятие других культур, осознать иную логику мышления. Это является предпосылкой следующего шага педагога — организация групповой коммуникации по поводу иной культуры. Важно, чтобы студенты были сосредоточены на поиске сходств, а не отличий, выявляли положительные, а не отрицательные стороны. Помимо этого педагог должен учитывать навыки групповой коммуникации, умение практически мыслить, давать знания в области политики, культуры, прав человека, национальных отношений.

Таким образом, формирование толерантности предусматривает целенаправленное и обоснованное построение педагогического процесса, выбор содержания, дидактических средств и методов обучения, а также организацию внеучебной деятельности.

Литература

1. ФЗ № 273 «Об образовании» РФ от 29.12.2012, принят Госдумой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012. — URL: // http: // www.zakonrf.info / Дата обращения: 28.04.2013.

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 9. С. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.