30. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания : учеб. пособие. - М. : Дрофа, 2007. - 189 с.
31. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. - 1995. - № 2. - С. 67-103.
32. Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления. - www.metodolog.ru/00175/00175.html/ (дата обращения: 17.04.2009).
33. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2001. - 576 с.
34. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Альма Матер. - 2006. - № 10. - С. 18-20.
A.G. Nafieva
Research creative co-work is one of the conditions of professional training in modern higher institution
The article studies backgrounds of the “research creative co-work” phenomenon and its connection with the notions “creative work”, “interaction”, “co-operation” and etc. The author gives definition to “research creative co-work” and determines its essence from the hermeneutics approach and thinking point.
Key-words: innovation, creative work, creative co-work, cooperation, interaction, understanding, creative thinking, co-thinking, research creative co-work
Sr
УДК 378.02 (316.77)
В.А Виниченко
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Определено содержание понятия «межэтническая толерантность». Рассмотрены критерии межличностной толерантности, которая является генетической формой для межэтнической толерантности. Изложены результаты исследования информационной осведомленности студентов в сфере толерантности.
Ключевые слова: формирование, межличностная и межэтническая толерантность, терпимость, критерий, установка, диалог, сотрудничество, ненасилие.
Парадигма толерантности сегодня востребована во многих сферах жизнедеятельности человека: политика, право, образование, вероисповедание, национальные отношения, культурное взаимодействие, экономическое сотрудничество. Актуальность данной категории объясняется обострением национальных и культурных противоречий современного общества, проявляющихся в крайних формах национализма, расизма, религиозной нетерпимости, ксенофобии и этноцентризма. Взрывной характер демографического роста населения Земли объясняет, на наш взгляд, негативные явления развития человеческой цивилизации, которые активно распространяются благодаря процессу глобализации.
В этих сложных условиях толерантность видится панацеей от проявлений человеческого экстремизма. И в поддержку ей действует не только российское правительство, принявшее федеральную программу формирования установок толерантного сознания и профилактики
ВИНИЧЕНКО Вера Афанасьевна - ст. преподаватель ФЛФ ЯГУ.
E-mail: [email protected]
экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.), но и такие авторитетные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и др. Именно ЮНЕСКО в ноябре 1995 г. приняло Декларацию принципов толерантности, а Генеральная Ассамблея ООН своим решением провозгласила 2000 г. - Международным годом культуры мира, 2001 г. -Годом диалога культур и цивилизаций под эгидой ООН, 2001-2010 гг. - Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты.
Как справедливо отмечает доктор философских наук В.Д. Михайлов, в современном мире толерантность выступает как необходимое условие выживания человеческого разума и духа. Толерантность, по его мнению, должна являться фундаментальным принципом человеческого общежития. «Толерантность как принцип философии ненасилия помогла бы снять противоречия классового, религиозного, расового, национального характера» [1, с. 87-88].
Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» в качестве основных задач обозначила «разработку и реализацию системы мер и меха-
низмов внедрения в социальную практику стандартов и культуры толерантного поведения, разработку социокультурных технологий, распространение норм толерантного поведения и противодействия экстремизму, этноцентризму и ксенофобии» [2, с. 5].
В качестве мер, способствующих внедрению в практику вузовского образования стандартов и норм толерантного поведения, указывается на необходимость применения гибких адаптивных, коммуникационных и поведенческих технологий, создание и внедрение в образовательных учреждениях обучающих программ по толерантности, веротерпимости и межкультурному диалогу [2].
Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития в XXI веке подчеркивает. что одна из важнейших функций образования - научить людей жить вместе, демонстрируя сознательную солидарность государств и этносов. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и, с другой, - привить ему уважение к другим нациям. Реализация важнейшей функции высшего образования возможна при активном формировании межэтнической толерантности студентов в процессе обучения.
Особенно актуально формирование межэтнической толерантности у студентов специальности «Связи с общественностью», которым по роду своей деятельности придется устанавливать взаимоотношения с различными группами общественности. Сформированные установки межэтнической толерантности в сознании личности будущего специалиста позволят эффективно взаимодействовать в условиях многонациональной и поликультур-ной среды, общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. В процессе учебы студент должен научиться ценить не только свою культуру, но и культурные ценности других народов, что позволит ему в будущей деятельности эффективно работать в сфере массовых коммуникаций, избегать негативных бытовых стереотипов, проявлений национализма, этноцентризма по отношению к представителям другой нации.
Определим смысловое содержание понятия «толерантность». При обзоре интерпретаций толкования данного термина в различных словарях и энциклопедиях мы сталкиваемся с тем, что толерантность в большинстве случаев трактуется как терпимость. Например, в «Современном словаре иностранных слов» толерантность имеет следующее определение: «То1егапйа (лат.) - терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие» [3, с. 483]. В Большом энциклопедическом словаре толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [4, с. 783]. В «Толковом словаре русского языка»
категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость» [5, с. 425].
В научной литературе некоторые исследователи также считают «толерантность» и «терпимость» словами-синонимами: А.В. Лекторский [6], В.А. Тишков [7], М.П. Мчедлов [8] и т.д. Так, М.П. Мчедлов аргументирует свою точку зрения тем, что в официальных документах и научной литературе данные категории выступают синонимами [8].
По его мнению, самым весомым аргументом в этом плане является отечественный Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», где понятие «толерантность» трактуется как качество культуры каждого человека, основным требованием которой выступает признание свободного исповедания каждым гражданином избранных нравственных, социальнополитических, мировоззренческих предпочтений, лояльное, терпимое отношение к аналогичному выбору других [8].
Однако ставить знак равенства между понятиями «толерантность» и «терпимость» согласен не каждый исследователь. Например, А.К. Биджиев считает, что категория «терпимость» имеет созерцательный характер, пассивную направленность, даже своеобразный негативный оттенок - «приходится терпеть» [9, с. 76], в то время как смысл толерантности заключается в активной жизненной позиции, в необывательском подходе к различиям между людьми, в позитивном отношении к многообразию жизни.
При выборе трактовок смыслового содержания категории «толерантность» мы придерживаемся этой точки зрения, т.к. данные понятия имеют разную семантическую наполненность.
Отметим, что межэтническая толерантность является всего лишь одним из множества ее подвидов. Исследователи выделяют разнообразные виды и типы толерантности: социальная, политическая, конфессиональная, коммуникативная, ментальная и др. [6, 10, 11, 12]. Хорошо известны классические типологии толерантности М. Уолцера [13] и В.А. Лекторского [6]. В научной литературе имеется немало попыток провести классификацию толерантности на основании множества критериев. Например, в кратком отчете по теме «Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ» (руководитель Д.А. Леонтьев) [14] выделяется три подхода к описанию признаков толерантности: в категориях качества взаимоотношений, построенных на принципах равенства, уважения, справедливости и диалога; в категориях ценности Другого, признании его прав на иную точку зрения; в категориях описания личностных черт, способствующих (препятствующих) становлению и развитию толерантности/интолерантности/. Еще один из вариантов систематизации многочисленных видов толерантности предлагает О.С. Ионина [15]. Она выделяет шесть оснований: проявление толерантности как общественного сознания; предмет, на который направлено
действие толерантности; уровень, на котором проявляется толерантность; внутреннюю мотивированность и ценностное содержание; результат толерантного поведения; позицию отношения к толерантности как к фактору устойчивости.
По мнению Г.С. Кожухарь, «среди всех разнообразных видов толерантности основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность» [16, с. 31]. Именно этот вид является генетически исходной формой не только для межэтнической толерантности, но и для таких ее видов, как межвозрастная, межполовая, межконфессиональная, коммуникативная и др., которые так или иначе связаны с непосредственным общением человека. Основным аргументом для данного утверждения он считает представления отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой и др. о соотношении общественных и психологических отношений, а также индивидуального и общественного (социального) в личности Например, в этом плане Д.А. Леонтьев [17] придерживается мнения, что существует масса объективных проблем и противоречий, из-за которых представители разных национальностей, конфессий, религий никак не могут прийти к общему мнению. Но конкретные люди всегда могут договориться исходя из личных интересов. Поэтому национальные, культурные, этнические корни, хотя и относятся к важнейшим ценностям любого человека, не могут исчерпать его внутренний мир целиком: личность не сводима ни к одному из своих истоков и социальных определений.
Межличностная толерантность выступает в качестве «ситуационного опосредования» как общей толерантности, так и других ее видов. Таким образом, Г.С. Кожу-харь понимает межличностную толерантность как единство характеристик личностей, вступающих в процесс общения, и характеристик компонентов общения (коммуникативного, интерактивного и перцептивного), при этом межличностная толерантность может проявляться только в процессе общения. Межличностную толерантность он рассматривает как «сложный многоуровневый и многокомпонентный системный процесс, суть которого заключается в осознанной и ценностно-осмысленной интра- и интерпсихической активности, включающей самоопределение и мобилизацию психологических ресурсов (совладание) с целью преодоления эмоциональнокогнитивного диссонанса, связанного с восприятием партнера по общению. Этот процесс обусловливает состояние готовности воспринимать и понимать другого человека как уникальную личность и вступать с ним в диалогические отношения как с Собеседником, что обеспечивает совместные позитивные изменения (саморазвитие) его участников» [16, с. 33].
Кроме того, он акцентирует критерии, связанные с пониманием межличностной толерантности как особого способа межличностного взаимодействия и взаимоотно-
шений с Другим человеком. В качестве базовых критериальных признаков форм межличностной толерантности Г.С. Кожухарь выделяет следующие четыре критерия: просоциальность - асоциальность, конструктивность
- деструктивность, активность - пассивность, устойчивость - изменчивость. Дополнительными признаками также являются: диалогичность - монологичность, децентрация - эгоцентрация, которые понимаются как доминирующие характеристики, обеспечивающие реализацию просоциальности - асоциальности и конструктивности - деструктивности [16].
Первый критерий «просоциальность - асоциаль-ность» позволяет оценить межличностную толерантность с позиций его включенности в социокультурный контекст, очертить границы в ценностном поле отношений между людьми. Второй критерий «конструктивность - деструктивность» задает вектор направленности развития отношений в единстве индивидуальных и общественных, субъективных и объективных оценок. На поведенческом уровне позитивные аспекты проявляются в налаживании партнерских отношений, в готовности и способности установить контакт, идти на компромисс, согласовывать действия и стремиться к сотрудничеству, развивать диалогические отношения. Негативные характеристики выражаются в разрушении контакта, дестабилизации и деструкции отношений и взаимодействия. Третий критерий раскрывает «активность - пассивность» как внутренней (психическая активность), так и внешней толерантности (поведение). Активность толерантности подчеркивается как неотъемлемый ее атрибут практически во всех работах, посвященных данной проблеме. Четвертый критерий «устойчивость - изменчивость» представляет собой единство двух разнонаправленных векторов. Этот критерий как биполярная целостность мотивирует каждый из выделенных критериев межличностной толерантности. Без взаимодействия двух противоположных тенденций нет развития как человека, так и межличностных отношений. Дополнительный признак «диалогичность - монологичность» является одним из сущностных признаков толерантности. Диалог - одно из основных условий для развития личности человека. Диалогические отношения обеспечивают не просто познание и понимание инаковости Другого, вхождение в его мир, но главное - встречу равноценных и равновеликих сознаний. В частности, при интерпретации содержания межэтнической толерантности акцент делается на ее понимании как готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [18]. «Децентрация - эгоцентрация» - важный критерий толерантности. Децентрация с себя на Собеседника обеспечивает конструктивность толерантности как позитивное развитие системы взаимоотношений потенциальных партнеров в диалогическом общении. По мнению И.П. Шкуратовой [19], одним из важных признаков толерантного мышления является способность встать на
чужую точку зрения, т.е. децентрация в противоположность инфантильному эгоцентризму.
Вышеуказанные критерии фундаментальны для межэтнической толерантности, и, по нашему мнению, данный вид толерантности требует дополнительного критерия: национализм - интернационализм, который может позволить определить степень чувствительности к национальным признакам.
Среди этнологов, этнопсихологов идут дискуссии по вопросу о том, что такое межэтническая толерантность, как ее определить. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. [20] понимают ее как индифферентность к этническим различиям. Синтезируя вышеизложенный материал, мы предлагаем свое понимание межэтнической толерантности. Межэтническая толерантность - это совокупность следующих компонентов структуры личности будущего специалиста по связям с общественностью:
- психологическая устойчивость к этническим различиям;
установка на диалог, сотрудничество, доброжелательное отношение к человеку другой расы;
- восприятие другой национальной истории, культуры, иных цивилизационных форм;
- высокая культура межнационального общения;
- культивирование ценностей: образованность, самоконтроль, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения);
- отрегулированный процесс самоконтроля, самообладание.
Для того, чтобы определить уровень осведомленности студентов в сфере толерантности, было проведено предварительное анкетирование на 3 курсе среди студентов специальности «Связи с общественностью» филологического факультета ЯГУ имени М.К. Аммосова. Всего в анкетировании участвовали 30 студентов. Анкетирование показало низкий уровень информационных знаний студентов по проблеме толерантности. Практически во всех анкетах студенты не смогли ответить на вопрос «Что такое толерантность?». На этот вопрос они ответили только после проведения занятия по дисциплине «Современные международные отношения» на тему «Глобализация как основная тенденция развития мирового политического процесса», где рассматривались этнопо-литические процессы в современном мире, актуальной проблемой которых является толерантность общества. После этого занятия студенты дали следующие трактовки «толерантности»: «понимание, терпимое отношение к людям», «терпимость», «уважение интересов, взглядов на жизнь, принципов другого человека», «терпимость к окружающим», «умение, старание найти подход к человеку, независимо от его принципов и национальности», «уважение и терпимость ко всему», «терпение, умение вести себя». Анализ ответов студентов на этот вопрос показывает, что они отождествляют по смыслу «толерант-
ность» и «терпимость», не чувствуя при этом семантического оттенка.
По мнению 55% респондентов, толерантность является «личностной характеристикой», остальные считают, что это больше «психологическая установка». С научной точки зрения, «толерантность» - это «интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [21]. Кроме определения данного понятия, Г.У Солдатова выделяет четыре основных компонента толерантности: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств и групповых ценностей.
По ее мнению, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций. В этом смысле психологическая устойчивость и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью. Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие. На их развитие и формирование в структуре личности студента должны быть направлены разрабатываемые психолого-педагогические технологии.
Наиболее важной в своей жизни студенты считают такой вид толерантности, как «социально-класссовая» (45%), на втором месте - «национально-этническая» (40%), третье место - «эмоциональная (межличностная)» (15%). На основе полученных материалов анкетирования видно, что в российском обществе идет социальное расслоение, которое усиливает противоречия между различными слоями населения. Материалы анкетирования показали недостаточный уровень национально-этнической толерантности в студенческой среде, которая необходима для налаживания доброжелательных отношений сотрудничества между людьми разной национальности.
При определении противоположностей толерантности 35% опрашиваемых указали на «дискриминацию по отношению к другим», 24% - на «неуважение к другим», 19% - на «авторитарное отношение к другим». Данный выбор может говорить о том, что сейчас молодежь больше задумывается о своих правах, о правах своей личности, которая даже в негативном отношении одного человека к Другому видит дискриминацию индивидуальности. Они чувствуют неразрывность проявлений толерантности и прав человека.
На вопрос «Испытываете ли Вы недостаток толерантности в отношениях с окружающими?» 46% респондентов ответили «нет», 25% - «да», 29% - «не знаю».
Как видно из этих ответов, студенты в межличностном общении довольно часто сталкиваются с интолерантны-ми проявлениями. Тем не менее большинство студентов (80%) считают себя толерантными личностями. Из этих ответов видно, что у студентов механизм самоконтроля находится на относительно низком уровне.
64% опрашиваемых признают, что «толерантность чрезвычайно важна для общения, является значимым моральным качеством». Следует отметить, что такое качество личности, как толерантность, важно не только в межличностном общении, но и профессионально необходимо будущим специалистам по связям с общественностью.
Среди причин интолерантности 65% студентов называют «разный образ жизни» и 35% - «психологическую несовместимость». Отсюда видно, что респонденты понимают, что неподготовленному человеку весьма трудно психологически принять совершенно другой уклад жизни, терпимо относиться к чужим обычаям и традициям.
59% студентов на вопрос «Какие отношения преобладают между социальными группами, социальными слоями в нашем обществе?» ответили, что «скорее, отношения враждебности, недоверия, недружелюбия». По поводу характера отношений между национальными группами 53% опрашиваемых указали, что существуют «скорее, отношения враждебности, недоверия, недружелюбия»; между верующими различных конфессий - «не знаю» (61%).
Но есть и противоположные мнения студентов в оценке ситуации. В частности, респонденты единогласно указывают, что можно быть толерантным не только к другой социальной, но и национальной и конфессиональной группе. Есть возможность попытаться изменить сложившиеся негативные установки в студенческой среде, есть обширное поле деятельности для педагога-экспериментатора.
Резюмируя вышеизложенное, мы можем сделать основные выводы по результатам анкетирования. Во-первых, низкий уровень информационной осведомленности студентов по проблеме толерантности; во-вторых, недостаточность национально-этнической толерантности; в-третьих, низкий уровень самоконтроля.
В процессе обучения студентов в высшем образовательном учреждении необходимо разрабатывать стратегию и тактику формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов, особенно специалистов по связям с общественностью. Это будет способствовать формированию методологического направления - педагогика толерантности.
Педагогика толерантности интерпретируется как самостоятельное направление, где рассматривается суть терпимости и толерантности, раскрываются психологические условия их развития, определяются принципы терпимого и толерантного взаимодействия.
Представитель данного направления Е.Ю. Клепцова рассматривает толерантность как «свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взгля-
дов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Границы проявления толерантности распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности» [22, с. 14].
Формирование межэтнической толерантности студентов возможно при воспитании на ненасильственной основе, миролюбии, сотрудничестве, уважении прав и свобод других людей, решении конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия. Это достижимо при выполнении следующих задач:
1. Воспитание у студентов толерантного сознания:
- становление толерантного сознания, установок толерантного отношения к другим людям;
- отрицание насильственных методов разрешения внутриличностных, межличностных, межгрупповых конфликтов;
- развитие умений ненасильственно разрешать конфликты посредством способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с “другими”, “иными”, “чуждым”;
- воспитание ответственности за свои действия, поступки, выражения.
2. Внедрение идей толерантности в учебновоспитательный процесс и толерантное взаимодействие студентов и преподавателя:
- гуманизация существующих методов форм преподавания, обучения, воспитания;
- гуманизация системы толерантного взаимоотношения студентов и преподавателей;
- разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на толерантной основе;
- организация работы по переподготовке кадров педагогов, развитие профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений, позволяющих в дальнейшем обучать и воспитывать без применения нетерпимости, агрессии.
Педагогическими условиями, определяющими уровень толерантности вузовской среды, Е.В. Рыбак [23] считает выполнение следующих положений:
1) признание за студентом абсолютно законного права на совершение ошибки;
2) терпимое отношение к образовательному продукту студента, неожиданному вопросу;
3) исключение категоричности, однозначности, одно-линейности на занятиях;
4) овладение приемами такой реакции, которая направлена не на усугубление конфликта, а на его разрешение;
5) исключение феномена страха (формирование педагогического взаимодействия, ориентирующего на убеждение, а не на принуждение);
6) обязательность совместной учебно-познавательной деятельности преподавателя и студента;
7) включение в содержание учебных предметов «профессиональных противоречий», т.е. формирование своеобразной профессиональной мини-культуры толерантного общения и поведения.
Предложенная Е.В. Рыбак система педагогических условий, на наш взгляд, для полноценной реализации требует от преподавателя постоянной работы над собой: самообразования, самосовершенствования, самоконтроля. Преподавателю будет трудно создавать атмосферу сотрудничества, диалогических отношений на лекционном или практическом занятии в образовательном учреждении без полноценного овладения новыми технологиями формирования толерантного сознания. Повышение квалификации педагога в сфере толерантности - это требование времени, обстоятельств, сложившейся ситуации в современном российском обществе. Это тем более актуально, что личность современного специалиста по связям с общественностью должна быть сориентирована на межнациональный диалог, сотрудничество, бесконфликтное взаимодействие. Сформированная установка межэтнической толерантности будет правильно указывать пути разрешения всевозможных проблем в сфере общественных коммуникаций, с которыми так или иначе выпускник вуза будет сталкиваться в сложном противоречивом пространстве взаимоотношений рас и национальностей.
Л и т е р а т у р а
1. Толерантность: материалы региональной научно-
практической конференции. - Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1994.
- 189 с.
2. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе” (2001-2005) // URL: http://www.to1eranze.ru. (дата обращения:10.03.2009).
3. Современный словарь иностранных слов. - М. : Рус. яз., 1993. - 647 с.
4. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров : в 2-х.т. Т.2. - М. : Знание, 1989. - 983 с.
5.Толковый словарь русского языка : В 4-х т. Т. 2 / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М. : Рус. слов., 1994. - 523 с.
6. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С.46-54.
7. Тишков В.А. О толерантности // Этнополитический вестник. - 1995. - № 5. - С. 21-32.
8. Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлов. - М. : Республика, 2004. - 416 с.
9. Биджиев А.К. Социально-педагогическая значимость понятия “толерантность” // Педагогическое образование и наука.
- 2007. - № 5. - С. 75-77.
10. Шапиро В.Д., Герасимов М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков // Россия реформирующаяся : ежегодник / Под ред. М.К. Горшкова. - Вып. 7.
- М. : Институт социологии РАН, 2008. - С. 316-332.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб. : Питер, 2004.
- С. 204-221.
12. Перцев А.В. Ментальная толерантность // Вестник Ур-МИОН. - 2002. - № 1. - С. 16-28.
13. Уолцер М.О терпимости. М. : Дом интеллектуал. кн., 2000. - 237 с.
14. Краткий отчет по государственному контракту № 483 от 20.04.2004 на выполнение работ по теме: “Введение гуманитарной экспертизы образовательных программ”. Руководитель темы Д.А. Леонтьев // Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)»”. - М., 2004. // URL: http://www.prpc.ru. (дата обращения: 07.03.2009).
15. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков : дис. ...канд. психол. наук. - Казань, 2005. - 214 с.
16. Кожухарь Г.С. Формы межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - № 3. - С. 30-40.
17. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово : ИПК “Графика”, 2002. - С. 3-34.
18. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие. - М. : Прогресс, 1997. - 245 с.
19. Шкуратова И.П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления // Век толерантности. - 2003. - № 5.
- С. 44-51.
20. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Эт-носоциология : учебное пособие для вузов. - М., 1999. - 272 с.
21. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // URL: http://www.to1eranze.ru. (дата обращения: 02.03.2009).
22. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М., 2004. - 176 с.
23. Багдасарян Л.Е. Толерантность как психологопедагогическая категория и ее отражение в средней профессиональной школе // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - № 1.
- С. 182-191.
У.А. Ит^епко
Interethnic tolerance development for students in profiled education
The article defines the term “interethnic tolerance”. It studies criterion of interpersonal tolerance which is a part of genetic form for interethnic tolerance. The author studied student knowledge about tolerance and presented the results in the article.
Key-words: formation, inter-personal and interethnic tolerance, tolerance, criterion, regulation, dialogue, cooperation, absence of violence.