Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности как социально-педагогическая проблема'

Формирование межэтнической толерантности как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / SYSTEM OF TOLERANCE'S DEVELOPMENT / TOLERANCE / CULTURE OF TOLERANCE / INTERETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касимов Ринат Рамзиевич

Статья посвящена проблемам формирования толерантного сознания молодежи в полиэтническом пространстве страны. Раскрыты направления совершенствования системы формирования межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article is about of the development problems of the youth's tolerant consciousness in the polyethnic space of the country. The improvement ways of the interethnic tolerance's development system are disclosed.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности как социально-педагогическая проблема»

УДК 351.S5S

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Ринат Рамзиевич Касимов

Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Статья посвящена проблемам формирования толерантного сознания молодежи в полиэтническом пространстве страны. Раскрыты направления совершенствования системы формирования межэтнической толерантности.

Ключевые слова: толерантность; культура толерантности; межэтническая толерантность; система формирования толерантности.

Тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально -экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости объективно существует в условиях этнокультурного, конфессионального, социального и экономического многообразия российского общества, что делает актуальной проблему воспитания толерантности как устойчивой личностной черты и поведенческого императива. Многонациональный состав населения России, история насильственного переселения народов, миграция из стран Ближнего Зарубежья, неурегулированное законодательство в отношении переселенцев делает прогноз ситуации меж-культурных отношений достаточно пессимистичным [1]. В этой связи изучение национальных движений и проблем формирования толерантного сознания в многоэтническом российском региональном социуме имеет не только актуальное теоретико-методологическое, но и социально-практическое значение - исследование ментальных основ формирования «национального» в процессе цивилизации нерусских народов России способствует выработке оптимальной государственной культурной политики и ее реализации в полиэтническом пространстве страны. Эффективные рекомендации в области долгосрочной и текущей внешней и внутренней политики возможны на основе исследования сходства и отличий межэтнического взаимодействия в различных регионах России, специфики национальных движений, получивших развитие на территории европейской части бывшего Советского Союза.

Толерантность в наиболее общем смысле трактуется как «способность и умение тер-

петь «что-либо чужое» [2], «снисходительность и готовность быть терпимым», «уважительное восприятие чужой самобытности» [3]. Толерантность есть «признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми для всех» [4]. Еще одной гранью толерантности является «готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия» [5]. В процессе историко-культурного развития категория «толерантность» претерпевала изменения, т. к. менялось само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В «Толковом словаре русского языка» подчеркивается многозначность «терпимости», которая имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность [6]. Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В частности, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». Толерантность включает в себя готовность личности к «цивилизованным компромиссам» [7]. Но другой ее составляющей является устойчивость к поведенческим отклонениям и угрожающей социуму и нравственности неопределенности. В этом значении толерантность включает в себя некую «границу терпения», ее принципы не требуют безусловного принятия другого «таким, каков он есть», но фиксируют ту

черту, за пределами которой толерантность может трансформироваться в свою противоположность [8].

Актуальность исследования феномена толерантности резко возрастает с середины 1990-х гг., когда ООН объявляет 1995 г. «годом толерантности». В принятой в том же году Декларации принципов толерантности она определяется как «уважение и разнообразие различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям», необходимое условие общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. «Толерант-

ность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность -это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Социально-культурная миссия толерантности состоит в «обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и социальными группами»1.

В социально-культурном плане толерантность выступает в качестве условия сохранения разнообразия. «Если разнообразие людей, культур и народов выступает... как ценность и достоинство культуры, то толерантность представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами. выступает условием сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть» [9]. Культура толерантности представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности, рассматривается как ценность и социальная норма гражданского общества, как способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные раз-

1 «Декларация принципов толерантности» принята 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

личия [10]. Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности», толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность составляет важнейшую черту культуры взаимного уважения друг друга представителями различных национальностей, вероисповеданий, политических взглядов и экономических укладов, является системообразующим началом гражданского общества и правового государства, важнейшим атрибутом общественного устройства, наиболее полно воплощающего принципы гуманистического мировоззрения (И.Х. Мези-кова, Ч.Н. Махмутова, О. Д. Агапов, Э.Н. Ахметшина) [11]. Толерантность выступает атрибутом развитого гражданского самосознания, основными чертам которого являются: взаимоуважение и принятие взглядов и суждений людей; признание и развитие культурного плюрализма в обществе; равные права, обязанности и возможности для всех граждан; эффективное участие всех и каждого в принятии всех решений, касающихся жизни человека в обществе; справедливость для всех, а не только избранных; свобода выбора; уважение решений большинства при защите прав меньшинства; уважение права человека на культурную самостоятельность. В основе толерантности лежит известное еще с глубокой древности «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. Из этого правила следует необходимость терпимого отношение к другим людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. Не случайно эта нравственная аксиома в значительной степени составила императивную основу всего современного законодательства. Одним из важнейших аспектов культуры толерантности является коммуникативная толерантность - устойчивое личностное образование,

включающее субъективно значимые ценности понимания и принятия другого, а также навыки общения на принципах диалога.

Воспитание толерантного сознания требуется не только для повышения терпимости друг к другу и выработки социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики - развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры диалога, искусства поиска компромиссов. Прагматическая функция толерантности как социальной нормы с особой отчетливостью проявляется в сфере экономики и политики - здесь в процессе переговоров любые проявления интолерантности или неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Еще одно обстоятельство связано с перспективами вхождения России в международное правовое пространство, в систему противодействия дискриминации, расизму, ксенофобии, экстремизму и терроризму, что невозможно без соблюдения «Декларации принципов толерантности».

В последние два десятилетия проблема формирования межэтнической толерантности в российском полиэтническом социуме приобретает особую актуальность. Формирование гражданского общества обусловило на индивидуальном и социальном уровне рост осознания своего места в мире, в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. В общественном сознании эти процессы осуществляются через сопоставление различных ценностей и целей, представителями которых выступают социальные и этнические группы, этнокультурные сообщества, субъекты различных конфессий и вероисповеданий. Этот процесс сопровождается проявлениями в массовом сознании различных стереотипов и предрассудков деструктивного характера, в частности, дискриминации, нетерпимости, ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой (этнофобии, кавказофобии, антисемитизма, мигрантофобии). Тлящиеся в общественном сознании эти формы нетерпимости используются экстремистскими движениями, целенаправленно разжигающими ненависть и национальную рознь, провоцирующими социальные конфликты в обществе. Осознанию необходимости толерантности как нормы

межличностных (включая межэтнические) отношений противостоит инертность общественного сознания, сложившиеся за годы советской власти стереотипы непримиримости и вражды, тоталитарность российской ментальности, исключающая всякие проявления инакомыслия.

Особого внимания исследователей в контексте поставленной проблемы заслуживает молодежь, которая сегодня становится основным источником экстремистских форм социальной активности. Это обусловлено маргинальностью молодежи, ее статусной неопределенностью и трудностями социализации, связано с возрастными особенностями, которые способствуют интериоризации радикальных идей и реализации их в различных формах экстремистской деятельности. Результаты исследований учащихся старших классов свидетельствуют о доминировании в молодежной среде поляризированного сознания (юношеский максимализм), психологии конфликтности, преобладании методов силового воздействия в решении коммуникативных проблем, что свидетельствует о низком уровне толерантности молодежи [12]. Формированию мировоззренческой базы экстремизма в молодежной среде способствуют деструктивные тенденции в духовно-нравственной и культурной сферах, связанные с дискредитацией традиционных религиозных и нравственных норм, искажением отечественной истории и культуры, засильем примитивной масскультуры и распространением религиозных движений деструктивного характера. К факторам, препятствующим формированию толерантности в молодежной среде, относятся: доминирование в личностной диспозиции молодежи эгоистических установок; неверие в возможность практической реализации плюралистической модели социального взаимодействия в условиях поликультурности; наличие в сознании молодежи устойчивых негативных стереотипов и резонирование общественно-политических

событий в молодежном сознании актуализацией имеющихся диспозиций или формированием новых [13].

К сожалению, в последние годы в российском обществе растет число конфликтов на этнической почве, спектр и острота которых свидетельствуют о расширении социальной базы идеологии нетолерантного от-

ношения к представителю другого этноса, культуры, традиции. Этому способствует общая деструктивная атмосфера общественной жизни, с высоким уровнем агрессии, внутри которой человек живет в условиях стресса и ожидания неприятностей - в такой ситуации проявления нетолерантности становятся своеобразным способом выживания. Толерантность плохо совмещается с неблагоприятными условиями существования и нестабильной обстановкой, она возможна в том обществе, в котором нет вопиющих форм несправедливости и нищеты. Но существует и обратная зависимость: без толерантности, признанной как ценность в общественном сознании, трудно построить цивилизованное общество. Западная концепция толерантности является результатом долгого развития социально-политической мысли и трудного усвоения ее общественным сознанием. Без толерантности были бы невозможны права человека, которые, прежде всего, утверждают право отдельного человека на внешнюю и внутреннюю непохожесть. Нормы толерантности, хотя и без упоминания этого слова, зафиксированы во многих конституциях, в т. ч. российской.

Совершенствование системы формирования толерантности молодежи предполагает совокупные усилия государственных органов и нравственно ответственных социальных сил по нескольким направлениям.

Во-первых, необходимо мировоззренческое обеспечение условий для востребованности массовым сознанием ценностей толерантности (концептуальное осмысления поликультурности российского общества, консолидация всех социальных институтов российского общества в рамках единой концепции формирования толерантности).

Во-вторых, освоение ценностей и практик толерантности в рамках образовательных учреждений (концептуальное осмысление в педагогической мысли толерантности как самостоятельной образовательной задачи, ее реализация в ценностно-нормативном и технологическом плане в работе учебных заведений всех уровней; воспитательная работа с личностью в рамках образовательных учреждений, включая взаимодействие с семьями учащихся).

В-третьих, включение подростков и молодежи в деятельность социально-культур-

ных учреждений и общественных организаций конструктивной направленности.

В-четвертых, для утверждения идей толерантности и снижения уровня нетерпимости в многонациональной и поликонфессио-нальной России чрезвычайно важно задействовать миротворческий и гуманистический потенциал массовых традиционных религиозных организаций.

В-пятых, требуется корректировка стратегии и тактики пропагандистского направления профилактики экстремизма и формирования толерантности молодежи в средствах массовой информации. В просветительской и пропагандистской деятельности необходимо акцентировать объединяющую роль общечеловеческих гуманитарных ценностей, важность диалога сообществ с различными религиозными ценностями и культурными идентичностями

1. Бочарова Ю.Ю. Проблема становления меж-культурного образования в современной России // Образование: исследовано в мире: Междунар. науч. пед. Интернет-журнал. иКЬ: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage= 2&шуйр=1 &word= &pagesize=15&NomeI=220. Загл. с экрана.

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н.Ф. Татьянченко. М., 2005. С. 216.

3. Бэтти Э. Риэрдом. Толерантность - дорога к миру. М., 2001. С. 23.

4. Романенко Л.М. Лики российской толерантности. Размышления участницы симпозиума // Полис. 2002. № 6. С. 180.

5. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений о постсоветской России. М., 2003. С. 32.

6. Даль В. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

7. Мчедлова М. М. Толерантность как требование современности: религиозные основания идентичности в России и Европе. иКЬ: http://www.humanities.edu.rU/db/msg/87733#p1. Загл. с экрана.

8. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

9. Асмолов А.Г., СолдатоваГ.У., Шайгерова Л.А.

О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический

вестник. М., 2001. С. 9.

10. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2007.

11. Теория и практика толерантности: этнокультурный и межконфессиональный аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2008. 5 дек.

12. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2007.

UDC 351.858

DEVELOPMENT OF INTERETHNIC TOLERANCE AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM Rinat Ramziyevich Kasimov, Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

The article is about of the development problems of the youth’s tolerant consciousness in the polyethnic space of the country. The improvement ways of the interethnic tolerance’s development system are disclosed.

Key words: tolerance; culture of tolerance; interethnic tolerance; system of tolerance’s development.

13. Ключник И.В. Формирование толерантности молодежи в современных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2005.

Поступила в редакцию 4.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.