Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России: к постановке проблемы'

Формирование межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / КУРСАНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INTERETHNIC TOLERANCE / TOLERANCE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA / STUDENTS / FORMATION / INTERCULTURAL DIALOGUE / INTERNATIONAL COMMUNICATION / EDUCATIONAL PROCESS / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кареева Ирина Владимировна

Статья посвящена формированию межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе обучения в высшем учебном заведении. Обоснована актуальность проблемы формирования межэтнической толерантности курсантов ведомственных вузов в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспекте. Предлагаются пути формирования межэтнической толерантности у курсантов вузов ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кареева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS’ INTERETHNIC TOLERANCE IN RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE EDUCATIONAL INSTITUTIONS: TO THE PROBLEM STATEMENT

The article is devoted to the formation of students’ interethnic tolerance in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the process of learning in higher educational institutions. It proves the urgency of the problem of ethnic tolerance formation among students of departmental institutions in socio-pedagogical, scientific-theoretical and scientific-methodical aspects. Besides, the article offers the ways to form interethnic tolerance of students of the educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России: к постановке проблемы»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

THE FORMATION OF STUDENTS' INTERETHNIC TOLERANCE IN RUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE EDUCATIONAL INSTITUTIONS: TO THE PROBLEM STATEMENT

И.В. Кареева I.V. Kareeva

Межэтническая толерантность, толерантность, образовательные организации ФСИН России, курсанты, формирование, межкультурный диалог, межнациональное общение, образовательный процесс, уголовно-исполнительная система. Статья посвящена формированию межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе обучения в высшем учебном заведении. Обоснована актуальность проблемы формирования межэтнической толерантности курсантов ведомственных вузов в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспекте. Предлагаются пути формирования межэтнической толерантности у курсантов вузов ФСИН России.

Interethnic tolerance, tolerance, educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, students, formation, intercultural dialogue, international communication, educational process, penitentiary system. The article is devoted to the formation of students' interethnic tolerance in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the process of learning in higher educational institutions. It proves the urgency of the problem of ethnic tolerance formation among students of departmental institutions in socio-pedagogical, scientific-theoretical and scientific-methodical aspects. Besides, the article offers the ways to form interethnic tolerance of students of the educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Современный мир характеризуется процессами глобализации и интеграции, что приходит в противоречие с ростом национального самосознания этносов и стремлением народов сохранить самобытность и уникальность. Это вызвано изменениями, которые происходят в стране в области экономики, политики и социальных отношений. Появляется определенная тенденция межэтнического расслоения, которая впоследствии может перейти в национальную нетерпимость.

Россия - это исторически многонациональная и поликультурная держава. Разнородный и многообразный этнический состав населения является культурным богатством нашей страны, но при этом всегда таит в себе возможность возникновения и обострения противоречий и конфликтов на национальной почве. На сегодняшний день в российском обществе во главу угла ставится стремле-

ние к «национальному братству», национальной толерантности, а задача консолидации является одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности и движения вперед [Хача-трян, 2013, с. 263]. Предпосылкой ее достижения в полинациональном обществе является воспитание, культивирование и утверждение в массах населения толерантного сознания и поведения.

Уголовно-исполнительная система сталкивается со всеми проблемами, существующими в современном обществе, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Одной из основных особенностей высших учебных заведений ФСИН России является полиэтничность.

Анализируя работу коллективов вузов ФСИН России по формированию межэтнической толерантности у курсантов, нельзя не отметить, что накоплен интересный опыт и достигнуты определенные

результаты по созданию в многонациональных курсантских коллективах сплоченности, а также уважения к культурам других народов, однако, как показало эмпирическое исследование, проведенное в 4-х вузах ФСИН России (методом анкетирования было опрошено 639 человек), этого явно не достаточно. Так, например, по результатам исследования наличие проблем в межнациональных отношениях в образовательных организациях ФСИН России отмечают 44,33 % курсантов; 20,49 % респондентов относятся к увеличению количества представителей различных национальностей в их вузе отрицательно; 47,36 % респондентов отмечают наличие случаев нетерпимости по отношению к представителям других национальностей, а 25,76 % -наличие высказываний националистического характера, возникающих в различных ситуациях.

На основании вышеизложенного образовательным организациям ФСИН России необходимо активизировать работу по формированию межэтнической толерантности у курсантов.

Несмотря на многообразие существующих подходов к пониманию межэтнической толерантности, отсутствует понимание сущности ее формирования у курсантов вузов ФСИН России, а также необходимости навыков толерантного поведения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В связи с вышеизложенным возникают противоречия:

- между существующей социальной ситуацией, которая требует ориентации образовательных организаций ФСИН России на формирование и воспитание толерантной личности, и фрагментарным подходом к данной проблеме; необходимостью поиска новых подходов к формированию межэтнической толерантности и существующими подходами;

- потребностью образовательной практики в научно-методическом и содержательном обеспечении и недостаточной разработанностью этого процесса в педагогической теории и практике вузов ФСИН России.

Вышеуказанные противоречия обозначили недостаточную разработанность проблемы, потребность в ее дальнейшем углубленном рассмо-

трении, а также определили актуальность проблемы формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Термину «толерантность» давали определения многие ученые, занимающиеся изучением данного вопроса. Одним из первых юридических документов, принесших термин «толерантность» в Россию в XX веке, является «Декларации принципов терпимости», принятая ООН в 1995 году. В Декларации указывается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [Декларация принципов терпимости, 1995]. В Декларации также подчеркивается, что наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является именно воспитание и формирование менталитета толерантности. Таким образом, воспитание толерантности в человеческих отношениях и в молодежной среде в особенности является одной из основных задач образования в XXI веке.

Применительно к курсантам образовательных организаций ФСИН России представляется, что под толерантностью целесообразно понимать качество личности, которое характеризуется способностью индивида к уважению к различиям независимо от национальной, религиозной и расовой принадлежности, а также отрицанием агрессии и насилия. Этническую толерантность, по нашему мнению, можно охарактеризовать как умение курсантов терпимо, а главное - с пониманием относиться к людям других национальностей, их культуре, обычаям, традициям, образцам поведения и образу жизни. Во многом этническая толерантность определяет характер межнациональных отношений.

Проблема воспитания культуры межнационального общения у молодежи, основанной на принципе межэтнической толерантности, давно находится в центре внимания различных научных направлений и школ.

Так, общая теория толерантности в условиях глобализации и роста полиэтничности общества разработана в трудах таких ученых, как С.К. Бонды-рев, А.П. Ермоленко, B.C. Каменев, В.А. Лекторский.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

Глубокий анализ межнациональных взаимоотношений обучающихся с учетом их этнической принадлежности представлен в трудах Р.Ф. Бенедикта,

A. Кардинера, Дж. Окамуры, Э. Холла.

Научно-педагогические основы воспитания культуры межнационального общения отражены в работах В.Х. Абеляна, Ж.Г. Алямкина, З.Т. Гасанова,

B.П. Комарова, Р.И. Кусарбаева, Л.С. Ядрихинской и других ученых. Методикой воспитания толерантности занимались Ш.А. Амонашвили, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский С.Т. Шацкий.

В современных исследованиях наибольший интерес по вышеуказанной проблематике представляют, по нашему мнению, работы А.А. Дер-кача, В.В. Кочеткова, В.Г. Крысько, Д.И. Латыши-ной, И.Л. Набока, а также диссертационные исследования в области педагогики С.В. Сергеевой «Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза», Н.Н. Жердеевой «Педагогические условия формирования профессиональной толерантности курсантов вузов министерства внутренних дел», Г.В. Поштаевой «Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде».

Анализируя исследования в указанной области, можно сделать вывод, что педагогический аспект формирования межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России остается малоизученным. Несмотря на значительное количество исследований по данному вопросу, процесс формирования межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России не выступал объектом педагогического исследования, не был определен и не разрабатывался применительно к специфике условий образовательных организаций ФСИН России. При всем многообразии подходов к пониманию межэтнической толерантности отсутствует понимание сущности ее формирования у курсантов вузов ФСИН России, а также необходимости навыков толерантного поведения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

О важности создания и применения в образовательных организациях ФСИН России программ,

направленных на формирование межэтнической толерантности у курсантов, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, говорится в многочисленных нормативно-правовых документах Российской Федерации. Так, например, формирование межэтнической толерантности сотрудника УИС предусматривается Концепцией воспитания работников УИС, согласно которой воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства [Концепция воспитания работников УИС, 2005].

Вышеизложенное дает основание полагать, что в социально-педагогическом аспекте актуальность данного вопроса обусловлена потребностями государства и общества в формировании у курсантов межэтнической толерантности на основе правовой и религиозной грамотности, социокультурной эрудиции, свободного критического мышления, готовности к реализации личностного подхода в проектировании будущей профессиональной деятельности.

В научно-теоретическом аспекте актуальность вопроса определяется необходимостью поиска новых научно-методологических подходов к организации педагогических условий формирования межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России, формированию готовности курсантов к продуктивной учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Сегодня профессиональная подготовка сотрудников УИС превалирует над духовно-нравственным воспитанием в ущерб последнему, следовательно, очень остро встает проблема интеграции специальных и гуманитарных дисциплин. В ситуации реформирования уголовно-исполнительной системы роль вузов ФСИН России и их ответственности за обучение и воспитание высокопрофессиональных специалистов, создание эффективной системы психолого-педагогического воздействия на курсантов, обеспечивающего духовно-нравственное развитие их личности значительно возрастает [Аксенова, Исмагилова, 2010, с. 22].

В научно-методическом аспекте актуальность рассматриваемого вопроса определяется

потребностью определения комплекса педагогических условий, способствующих эффективной реализации формирования межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России, необходимостью решения методических проблем, привлечения воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в полном объеме и использования различных форм практических занятий с целью формирования межэтнической толерантности, а также необходимостью разработки соответствующего учебно-методического обеспечения процесса формирования межэтнической толерантности [Крымов, 2016, с. 136].

Представляется, что формирование межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России должно осуществляться по двум основным направлениям: в учебной деятельности - через содержание учебных дисциплин и в первую очередь, во внеучебной деятельности - через содержание воспитательных мероприятий (работа по проведению праздников, выставок, деятельность научных кружков, мероприятия по патриотическому воспитанию, работа кураторов учебных групп и индивидуальных наставников). По нашему мнению, во внеучебной деятельности большим неиспользованным потенциалом обладает работа кураторов учебных групп из числа профессорско-преподавательского состава вузов, которая должна заключаться в проведении мероприятий, направленных на преодоление отчуждения негативных стереотипов курсантов различных национальностей, формировании взаимного уважительного отношения к культуре, традициям, ценностям [Кареева, Иванова, 2016, с. 23]. Задачи гармонизации межнациональных отношений в учебных коллективах и формирование межэтнической толерантности должны являться приоритетными в работе кураторов и индивидуальных наставников [Васильева, 2014, с. 18].

Результатом работы по формированию межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России должно стать повышение культуры межличностного общения, а также сформированное чувство уважения к представителям другой национальности. Формирование интереса к национальным культурам, традициям,

повышение грамотности в вопросах, касающихся различных этносов, понимание и уважение культуры других народов являются обязательными условиями толерантных отношений в межэтнических контактах, необходимых как в современном обществе, так и в будущей профессии курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Список сокращений

1. ФСИН - Федеральная служба исполнения наказаний.

Библиографический список

1. Аксенова Г.И., Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 21-32.

2. Васильева С.А. Проблемы воспитания этнокультурной толерантности в курсантской среде (на примере деятельности Академии ФСИН России) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 6. С. 15-19.

3. Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс] (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11. 1995), ст. 1. СПС «Консультант Плюс».

4. Кареева И.В., Иванова О.В. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов высших учебных заведений на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2016. № 2/51. С. 19-26.

5. Концепция воспитания работников УИС [Электронный ресурс] / Утв. директором ФСИН России 12.11.2005 г., ч. 1. СПС «Консультант Плюс». URL: Письмо ФСИН РФ от 18.11.2005 №10/8/1-100.

6. Крымов А.А. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов вузов ФСИН России (на примере Академии ФСИН России) // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4. С. 134-137.

7. Хачатрян И.А. Метаанализ формирования ценностных ориентаций личности в этнокультурном аспекте // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2(24). С. 262-269.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W Р2 Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.