УДК 316.347 Бадамшина Айгуль Ришатовна
студент 5-го курса кафедры социологии и политологии
Пермского национального исследовательского политехнического университета
Гилёва Светлана Леонидовна
студент 1 -го курса магистратуры кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
Badamshina Aigul Rishatovna
Student, Sociology and Political Science Department Perm National Research Polytechnic University
Gilyova Svetlana Leonodivna
Master's Degree Student, Sociology and Political Science Department Perm National Research Polytechnic University
ANALYSIS OF INTERETHNIC RELATIONS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS
Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные проблемы межэтнических отношений через призму межэтнической толерантности. Авторами определена связь между понятиями «межэтническая толерантность» и «этническая идентификация». На примере опроса, проведенного авторами среди жителей различных национальностей сельских поселений Пермского края, доказано, что на уровень толерантности наибольшее влияние оказывают такие социально-демографические факторы, как пол, возраст и уровень образования.
Ключевые слова:
межэтнические отношения, межэтническая толерантность, этническая идентификация, гражданская идентификация.
Summary:
The article discusses the topical issues of interethnic relations from the perspective of interethnic tolerance. The authors consider the relation between the concepts of interethnic tolerance and ethnic identity. By studying the survey conducted by the authors among residents of various nationalities of the rural settlements of the Perm Krai, it is proved that the level of tolerance is influenced mostly by such socio-demographic factors as gender, age and level of education.
Keywords:
interethnic relations, interethnic tolerance, ethnic identity, civil identity.
Россия - многонациональная, многокультурная и многоязычная страна, так было всегда, и этим определено ее историческое развитие. Так, по данным переписи населения 2010 г., на территории Российской Федерации проживают представители более 180 различных этнических групп. Подобное многообразие этнического состава населения страны делает актуальной проблему толерантности, так как взаимоуважение и взаимопринятие являются основой поддержания сбалансированных межэтнических отношений. Проблематика гармонизации межэтнических отношений поддерживается на государственном уровне (например, Постановление Правительства РФ № 629 от 2001 г. «О Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантности сознания, профилактика экстремизма в российском обществе"»).
Понятие толерантности имеет различные трактовки в зависимости от научной парадигмы. В общефилософском и социокультурном контексте толерантность - свойство мышления, предполагающее осознание того, что мир многомерен, а взгляды на него различны (Н.В. Круглова, Г. Олпорт, В.Н. Золотухин). С позиций социально-психологического понимания проблемы толерантность - способность устанавливать контакты с людьми, отличающимися от нас этнической, национальной или культурной принадлежностью (Д.В. Зиновьев, П. Кинг, Е.Г. Луговицкая, В. Тиш-ков). В рамках анализа процесса межличностного общения - это возможность услышать и понять другого; готовность к пониманию и вступлению в диалог с человеком, вызывающим негативную реакцию; уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиции в результате критического диалога (Г.А. Асмолов, С.Л. Братченко, Г.С. Кожухарь, В.А. Лекторский, Г.У. Солдатова) [1, с. 161]. Так, под межэтнической толерантностью понимается принятие представителями разных этнических групп общеустановленных норм, например уважение к личности, а также принятие систем табу.
В данной работе будет использовано понятие толерантности, которое характеризуется как определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)
какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т. д. [2, с. 56].
Однако восприятие другого начинается с идентификации себя с какой-либо группой. В условиях рыночной экономики перед человеком стоит необходимость быть включенным в одну из групп. Поэтому нужно выявить связь между понятиями «межэтническая толерантность» и «этническая идентификация». Также большую роль при формировании межэтнической толерантности играет гражданская идентификация, так как взаимоуважение является основой построения современного гражданского общества. Однако в настоящей работе авторами проводится анализ связи межэтнической толерантности и этнической идентификации.
По мнению этнопсихолога Г.У. Солдатовой, «этническая нетерпимость - реально значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности. Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность к лицам других национальностей» [3, с. 178], поэтому взаимосвязь этнического самосознания и толерантности у Г.У. Солдатовой определяется как субъективно-опосредованная. А этносоциолог Л.М. Дробижева несколько смещает акцент на объективный характер причин, влияющих на взаимосвязь толерантности и этнического самосознания, отмечая, что возросшее этническое, этнонациональное самосознание не обязательно сопровождается широким распространением интолерантности.
Возникновение толерантных и интолерантных отношений имеет как объективную, так и субъективную природу причин. Исследование связи межэтнической толерантности и этнической идентификации с субъективной точки зрения позволяет выявить социально-психологические особенности внутригруппового общения, а объективный подход дает оценку данным понятиям как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В сентябре 2014 г. было проведено пилотажное исследование, в рамках которого был опрошен 261 человек. Исследование имело целевую выборку: в опросе приняли участие жители различных национальностей сельских поселений Пермского края. В выборке преобладали женщины (68,2 %), большинство респондентов находятся в возрасте 16-22 года (41,0 %). Стоит отметить, что более 40,0 % опрошенных - представители молодого поколения, поэтому выборка искажена, то есть не репрезентативна. Среднемесячный доход в расчете на одного члена семьи у преобладающей части опрошенных (32,2 %) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Большинство респондентов придерживаются христианской (37,2 %) и исламской (33,0 %) конфессий. Что касается уровня образования, то высока доля респондентов с высшим и неоконченным высшим уровнем образования (53,6 %). В выборке присутствуют представители русской (38,7 %), татарской (45,2 %), башкирской (11,9 %) и других (2,7 %) национальностей.
На первоначальном этапе были поставлены следующие задачи:
1) оценить уровень этнической идентификации у разных этнических групп;
2) выяснить уровень толерантности одной этнической группы по отношению к другой;
3) определить факторы, влияющие на межэтнические отношения.
В ходе исследования была использована типология толерантности, основанная на степени выраженности следующих показателей:
- толерантные: уважение традиций, обычаев, религии любого народа, также непринятие насилия в разрешении межнациональных и межрелигиозных споров;
- нетолерантные: неуважение традиций, обычаев, религии любого народа, представители этой группы рассматривают возможность насилия в разрешении межнациональных и межрелигиозных споров;
- переходные: представители данной группы редко задумываются о своей этнической принадлежности, преобладает пассивное отношение к этническим проблемам.
Среди жителей сельских поселений Пермского края были выявлены три типа жителей по уровню толерантности - толерантные (33,7 %), переходные (60,5 %), нетолерантные (5,7 %).
Итак, жителей Пермского края с высоким уровнем толерантности больше, чем с низким. Однако процентная доля переходного типа также велика. Уровень этнической идентификации у татар выше, чем у представителей других этнических групп. Что касается уровня гражданской идентификации, то превалирующее значение она имеет среди русских и других этнических групп (коми-пермяки, белорусы, украинцы и т. д.). Для представителей башкирской этнической группы уровень идентификации не имеет дифференцирующего значения. Процентная доля опрошенных, затрудняющихся в направленности своей идентификации, составляет одну шестую часть от выборки. Большинство респондентов идентифицируют себя с гражданами РФ, но фактор конфессиональной и этнической принадлежности также важен.
Представители русской этнической группы характеризуются высоким уровнем толерантности по сравнению с другими. Татары и башкиры занимают промежуточное положение, так как неярко выражено отношение к другим этническим группам: респонденты в равной степени как
соглашаются, так и не соглашаются с представленными суждениями. Однако представители других этносов проявили наиболее устойчивый уровень толерантности. Вероятно, это связано с малочисленностью их группы в регионе, в результате чего приоритет отдается доброжелательным, уважительным отношениям с другими народами.
Наиболее избирательными в установлении контакта с другими этническими группами являются представители татарской этнической и других (коми-пермяки, украинцы, белорусы) групп. Большую открытость при коммуникации проявили русские респонденты. Башкирская этническая группа характеризуется неустойчивостью взглядов при формировании круга общения. Таким образом, больший уровень толерантности соответствует русской и другим этническим группам. А представителям татарской этнической группы присуще нетолерантное отношение к другим. Для более детального анализа уровня толерантности респондентов был включен контрольный вопрос, касающийся общего представления о России как о многонациональной стране. Выяснилось, что большинство представителей всех этнических групп считают Россию общим домом многих народов. Также большинство опрошенных считают многонациональность России скорее преимуществом, чем проблемой. Таким образом, общий уровень толерантности жителей Пермского края оценим как высокий.
Охарактеризуем группы людей в разрезе использованных в ходе исследования факторов влияния. Среди толерантных больше представителей женского пола (42,7 %), в то время как большинство мужчин - нетолерантные (16,9 %). С увеличением возраста снижается уровень толерантности: наиболее толерантные - респонденты в возрасте от 16 до 22 лет (40,2 %), а наименее толерантные - в возрасте от 30 до 39 лет (11,8 %). Обратная ситуация наблюдается в распределении респондентов в зависимости от уровня образования: чем выше уровень образования, тем выше уровень толерантности. Так, толерантных с неполным средним образованием -13,8 %, с высшим - 46,4 %. Что касается влияния материального положения, то весомых различий не обнаружено. Среди респондентов, придерживающихся христианской веры, преобладает доля толерантных (57,7 %). Уровень толерантности во всех этнических группах представлен высокими показателями (русские - 57,1 %, татары - 17,8 %, башкиры - 9,7 %, иные национальности -57,1 %), то есть национальность является значимым фактором.
Понятие межэтнической толерантности включает в себя не только терпимое отношение, уважение и принятие традиций, обычаев, ценностей иных этнических групп, но и осознание единства и всеобщей взаимосвязи. Жители различных национальностей сельских поселений Пермского края имеют высокий уровень толерантности, который превалирует в русской и татарской этнических группах. Наибольшее влияние оказывают социально-демографические факторы: пол, возраст, уровень образования.
Подводя итог всему сказанному выше, отметим, что исследование проблематики толерантности имеет большое значение на данном этапе развития общества, так как категория толерантности является одним из ключевых факторов обеспечения мирного сосуществования и признания самоценности каждой этнической группы, в масштабах не только одного региона, но и целой страны.
Ссылки:
1. Кавун Л.В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа // Вестник ТГПУ. 2010. № 12.
2. Соколов Е.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. 2003. № 8.
3. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.