Научная статья на тему 'Роль личностно-ориентированных технологий в развитии толерантности у студентов-гуманитариев в образовательном процессе вуза'

Роль личностно-ориентированных технологий в развитии толерантности у студентов-гуманитариев в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СОСТАВ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / PEDAGOGICAL DEFINITION OF TOLERANCE / THE COMPOSITION OF TOLERANCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE COMPLEX OF TOLERANCE DEVELOPING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва О. Е.

Статья посвящена проблеме развития толерантности как качества личности у студентов-гуманитариев. Статья содержит научное описание педагогического комплекса, включающего в себя шесть личностно-ориентированных технологий, разработанных в целях исследования. Эксперимент выявил позитивный рост уровня развития толерантности в экспериментальных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of personally-oriented technologies in the evelopment of tolerance at the students of arts in the process of education at a higher school

The article is devoted to the problem of developing tolerance as a personal characteristic of the students of the Humanities. The article contains a scientific description of the pedagogical complex including six personality-oriented technologies worked out with the purpose of the given investigation. The experiment revealed positive increase in the level of tolerance in experimental groups.

Текст научной работы на тему «Роль личностно-ориентированных технологий в развитии толерантности у студентов-гуманитариев в образовательном процессе вуза»

мого образовательно-воспитательного процесса. По сути, для российской высшей школы, которая может быть охарактеризована как социоцентричная, это означает интеграцию в живую ткань учебного процесса модели, основанной на иных принципах. Если нынешняя модель ориентирована на воспроизводство специалистов в соответствии с господствующими социальными нормами, то гендерный компонент открывает внутри него пространство для свободного проявления творческой индивидуальности и студентов, и преподавателей.

Примечания

1. Штылева Л. В. Основные понятия и важнейшие термины // Тендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 2. Мурманск, 2001, С. 77-87.

2. Калгина Т. Трансформация гендерных стереотипов в представлениях молодёжи // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-й Междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф. (10-11 дек. 2004 г.) ЖИ ЭНВИЛА. Минск, 2005. С. 31.

3. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. 2002.

4. Большой толковый социологический словарь / под ред. Д. Джери, Дж. Джерри. Т. 1., 1999.

5. Булатова Л. Тендерные аспекты преподавания в вузе // Женщина. Образование. Демократия: материалы 2-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф. (3-4 дек. 1999 г.). Минск: ООО «Энвила-М», 2000. С. 70.

6. Гайденко Н. Эпистемологические альтернативы в образовании WOMEN'S STUDIES. // Женщина. Образование. Демократия: материалы 2-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф. (3-4 дек. 1999 г.). Минск: ООО «Энвила-М», 2000. С. 59.

7. Луценко Е. Значение гндерного образования и педагогики: опыт и перспективы //Женщина. Образование. Демократия: материалы 2-й междунар. междисциплинарной науч.-практ. конф. (3-4 дек. 1999 г.). Минск: ООО «Энвила-М», 2000. С. 68.

8. Овечкин В. П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования: монография. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 217 с.

9. Овечкин В. П., Причинин А. Е. Основы проектной деятельности: учеб.-метод. пособие. Ижевск, 2007. 238 с.

10. Ярская-Смирнова Е. Тендерная социализация в системе образования: скрытый учебный план // Женщина. Образование. Демократия: материалы 2-й меж-дунар. междисциплинарной науч.-практ. конф. (3-4 дек. 1999 г.). Минск: ООО «Энвила-М», 2000.С. 27-32.

УДК 378.147

О. Е. Воробьёва

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Статья посвящена проблеме развития толерантности как качества личности у студентов-гуманитариев. Статья содержит научное описание педагогического комплекса, включающего в себя шесть лич-ностно-ориентированных технологий, разработанных в целях исследования. Эксперимент выявил позитивный рост уровня развития толерантности в экспериментальных группах.

The article is devoted to the problem of developing tolerance as a personal characteristic of the students of the Humanities. The article contains a scientific description of the pedagogical complex including six personality-oriented technologies worked out with the purpose of the given investigation. The experiment revealed positive increase in the level of tolerance in experimental groups.

Ключевые слова: толерантность, педагогическое определение толерантности, состав толерантности, педагогическая технология, комплекс технологии развития толерантности.

Keywords: tolerance, pedagogical definition of tolerance, the composition of tolerance, pedagogical technology, the complex of tolerance developing technologies.

Процессы развития постиндустриального информационного общества обострили проблему гармоничных взаимоотношений. Решение этой проблемы многие учёные видят в формировании у подрастающего поколения толерантного сознания, основанного на принципах уважительного отношения к другому человеку, независимо от его социальных, национальных, культурных или физических отличий, приверженности к определённым ценностям и мнениям. Особое значение развитие социокультурной толерантности имеет для будущих специалистов в сфере деятельности «человек - человек», где толерантность должна составлять нравственную основу профессионального общения. Поэтому формирование толерантности необходимо расценивать как одно из приоритетных направлений образовательного процесса в гуманитарном вузе.

Аналитический этап диссертационного исследования на тему «Развитие толерантности у студентов-гуманитариев в образовательном процессе вуза посредством современных педагогических технологий» позволил вынести рабочее определе-

ВОРОБЬЁВА Ольга Евгеньевна - аспирант кафедры педагогики ВятГГУ © Воробьева О. Е., 2009

ние толерантности и установить её структурные компоненты. Согласно определению толерантность является интегративным качеством личности, основу которого составляет система гражданско-нравственных ценностей, умение личности мыслить критически, позитивно воспринимать других людей и эффективно сотрудничать с ними в деловой сфере. Составными компонентами толерантности были выделены мотивационно-ценност-ный, когнитивный, эмоционально-волевой и дея-тельностный, а в качестве их критериев обозначены гуманность, гражданственность, критичность, эмпатия, готовность к сотрудничеству.

Серьёзной проблемой педагогики толерантности на современном этапе является отставание практической составляющей и нехватка научно обоснованных методических разработок, адресованных юношескому возрасту. Имеющиеся рекомендации касаются преимущественно школьного возраста.

Исследование было направлено на доказательство гипотезы, предположившей, что одним из путей повышения эффективности образовательного процесса, направленного на развитие толерантности, является его технологизация, которую мы связываем с разработкой комплекса, основанного на современных педагогических технологиях, способных целенаправленно влиять на развитие данного качества личности у студентов-гуманитариев. Функциональной единицей комплекса является педагогическая технология. Поэтому этапу разработки комплекса предшествовал анализ данного понятия в научно-педагогической литературе. У истоков возникновения технологий в отечественной педагогике стояли выдающиеся педагоги-новаторы А. С. Макаренко, В. Н. Терский, Г. И. Горская, С. А. Гуре-вич, И. П. Волков, Н. П. Гузик. Сегодня свой вклад в развитие теории и практики педагогических технологий вносит новая когорта учёных: Н. В. Бордовская, Е. О. Галицких, Н. М. Капустина И. А. Колесникова, Т. В. Машарова, А. И. Савенков, Г. К. Селевко и другие.

В современной науке существует большое количество определений педагогической технологии. Наиболее продуктивным нам представляется синтетический подход к её трактовке как к совокупности средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, предполагающие научное проектирование, при котором задаются цели, сохраняется возможность объективных измерений достигнутых результатов и их дальнейшей корректировки. После изучения теоретических аспектов был начат этап разработки комплекса педагогических технологий по развитию толерантности у студентов гуманитарных специальностей вуза (см. рисунок).

В качестве методологических подходов к созданию комплекса послужили личностный и дея-тельностный подходы. Концептуальное содержание комплекса составляют: 1) идеи создания личностно-ориентированных технологий на основании диалога (Е. О. Галицких, В. В. Горшкова, 3. С. Смелкова и др.); 2) идеи обучения в малых группах на основе педагогики сотрудничества (М. Д. Виноградов, А. И. Донцов, В. К. Дьяченко, В. В. Котов, А. В. Мудрик, Е. С. Полат и др.); 3) идеи проблемного обучения и коллективной мыс-ледеятельности (А. М. Матюшкин, М. И. Махму-тов, И. Я. Лернер, К. М. Вазина); 4) идеи технологии социального проектирования (Д. Г. Левитес, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, А. И. Савенков, А. С. Прут-ченков); 5) идеи технологии развития критического мышления (С. И. 3аир-Бек, И. О. Загашев, М. В. Кларин, Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл).

Структура комплекса. Комплекс состоит из четырёх воспитательных блоков, задачи которых решают шесть личностно-ориентированных технологий: технология развития нравственных ценностей толерантности, технология развития граждан-ско-демократических ценностей толерантности, технология развития критического мышления, технология развития эмпатии и взаимопонимания, технология социального проектирования и технология развития внутригруппового сотрудничества.

Цели и задачи комплекса. Главная воспитательная цель комплекса - развитие толерантности у студентов-гуманитариев достигается за счёт решения трёх групп задач: развивающих, воспитательных и обучающих. Развивающие задачи призваны: 1) способствовать комплексному развитию личности студента и совершенствованию его духовно-нравственной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер; 2) развивать активность личности и способствовать становлению её субъектности. Воспитательные задачи призваны: 1) способствовать нравственному и гражданскому самоопределению личности; 2) формировать толерантное отношение личности к окружающему миру на основе гуманно-этических норм; 3) способствовать становлению активной гражданской позиции; 4) прививать культуру сотрудничества. Обучающие задачи призваны содействовать развитию у студентов коммуникативных, организационных и исследовательских умений.

Процессуальная часть комплекса предусматривает организацию учебного процесса, методы, приёмы, формы и средства работы, деятельность преподавателя по управлению процессом воспитания. 3а основу классификации методов и приёмов развития толерантности было принято деление на методы, отражающее их вклад в воспитание качеств личности: 1) методы воспитания убеждений; 2) методы воспитания привычного поведения;

3) методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования). Соотношение метода и приёма в технологии носит диалектический характер. Приём, по определению Н. В. Бордовской, является конкретным проявлением определённого метода воспитания на практике. Приёмы определяют своеобразие используемых методов и подчёркивают индивидуальный стиль работы преподавателя технологии, среди них есть этический рассказ, этическая беседа, проблемная лекция, диспут, форум, самостоятельное изучение источников информации, самоубеждение че-

рез убеждение других, упражнение, решение проблемных ситуаций, решение конфликтных ситуаций с использованием схемы Дж. Дювей, проектирование и создание коллективных проектов, мозговая атака как форма поиска совместного решения, сюжетно-ролевая игра.

Детальное представление о процессуальной части воспитательно-технологического комплекса по развитию толерантности у студентов-гуманитариев может быть составлено в результате описания вошедших в него технологий, с указанием их задач, алгоритмов и используемых средств.

Концептуально-методологические основы комплекса

Комплекс технологий по развитию толерантности у студентов -гуманитариев

Личностный подход (определение личности В. А. Петровского)

1

Положения диалоговой концепции культуры

(М. М. Бахтин, В. С. Библер)

I

Деятельност-иый подход в преломлении к теории развития самодеятельности личности (Л. Г. С адакова)

I

Идеи теории проблемного обучения

(М. А. Данилов, М. И. Махмутов)

I

Идеи обучения

групповому сотрудничеству (В. К. Дьяченко, А. В. Мудрик)

Блок развития мотива-ционно-цен-

ностного компонента Т.

Цель - стимулирование мотивов саморазвития гражданско-нравственных ценностей толерантности

Блок развития когнитивного компонента Т. Цель развитие критического мышления и опыта нравственного суждения

я и а

н и

§ 3 § £

= § Й л

а ц

& о

» н

>я о н и о я

и и ¡3

нн я

б б

и

4 §

и

5

« е

о я И и Я"

б б и и Н Н

б ^

8 I

И

9 Р

I

г §

и и

со

а

а

1-4 1-.

О о

ч ч

о о

б б

<1> и

Н Н

Блок развития эмоционально-волевого компонента Т.

Цель -

развитие эмпатии и самоконтроля

I

я я Я ш

Блок развития деятель-

ностного компонента Т.

Цель развитие качеств, необходимых для эффективного сотрудничества

г

и и

¡г

£

о и

о -

о я о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

[-4 1-1

о о

ч ч

о о

б б

и <о

н н

X

о -

о И -с

я

И" о о

1-4 1-1

о о

ч ч

о о

б б

и о

Н Н

Личностно-ориентированные технологии

Комплекс технологий по развитию толерантности у студентов-гуманитариев

Приоритетное значение в развитии толерантности у студентов имеет мотивационно-ценностный блок и вошедшие в него технологии: технология развития нравственных ценностей толерантности и технология развития гражданско-демокра-тических ценностей толерантности. Их методологическую основу составили: 1) личностно-ориен-тированный подход к образованию; 2) идеи обучения в малых группах на основе педагогики сотрудничества; 3) идеи проблемного обучения и коллективной мыследеятельности.

Технология развития нравственных ценностей толерантности делает акцент на воспитании гуманистических качеств личности: уважении человеческого достоинства, непредвзятости, терпимости к несовершенству человеческой натуры, непринятии насилия. Технология знакомит студентов с идеями, которые объединяет понятие «толерантность»; предъявляет нормы толерантного поведения и устанавливает нравственные границы толерантности; предъявляет эталоны толерантного поведения в лице выдающихся общественных деятелей.

Технология развития гражданско-демократи-ческих ценностей толерантности делает акцент на развитие гражданственности и демократичности. Демократическая личность характеризуется ориентацией на гуманистическую идеологию, отличается правовой и нравственной культурой, чувством достоинства, социальной справедливостью, отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, признанием равенства, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией, чувством ответственности, толерантностью. Технологии имеют одинаковые стадии алгоритма, но пользуются различными средствами (см. таблицу).

Технология развития критического мышления была разработана на основе технологии Дж. Сти-ла и К. Мередит «Чтение и письмо для развития критического мышления» и предназначена для решения задач блока развития когнитивного компонента толерантности. Алгоритм технологии включает в себя три стадии: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии. В качестве приёмов данной технологии были использованы клас-

Соотношение стадий и средств в алгоритмах технологий ценностного развития толерантности

Средства развития нравственных ценностей толерантности Стадии алгоритма Средства развития гражданско-демократических ценностей толерантности

Анкета (исследование нравственных ориентаций студентов) I. Исследование ценностных ориентаций студентов Анкета (исследование гражданских ориентаций студентов)

Беседа «Толерантность как всеобщее благо». Диспут «Терпимость: порок или добродетель?» активизация понятия «толерантность — терпимость» II. Активизация понятий и создание мотивации к саморазвитию толерантности Проблемные лекции «Ценности гражданского общества» и активизация понятий «гражданственность», «гражданское общество», «плюрализм», «толерантность», «гражданский мир и согласие»

Цикл этических бесед о ценностях толерантности: 1) «От христианской заповеди к нормам толерантного поведения». 2) «Жестокий век - жестокие сердца. Проблема гуманизации российского общества». 3) «О ценностях современной молодёжи». Устный журнал «Лики толерантности» (о выдающихся личностях - эталонах толерантного поведения - Альберте Швейцере и матери Терезе) III. Презентация ценностей толерантности и установление личностного отношения к ним студентов в процессе совместного поиска истины Цикл дискуссий, посвящённых ценностям гражданственности, равенства, патриотизма, свободы и ответственности: 1) «Есть ли гражданская позиция у современной молодёжи?» 2) «Две России - два образа жизни. Могут ли примириться богатство и бедность?» 4) «Социальное дно в России. Протянет ли ему общество руку помощи?» 5) «Новый русский патриотизм содружество или национальный эгоизм?»

Антиподы толерантности и пути их преодоления. Решение проблемных ситуаций в мини-группах IV. Укрепление нравственных позиций студентов на основе анализа конкретных жизненных ситуаций Практикум «Толерантность и право» Совместное решение проблемных ситуаций

Эссе и круглый стол на тему «Что значит быть толерантным человеком?» V. Рефлексия Форум «Гражданский мир и согласие в России»

тер, бортовой журнал, двойной дневник, концептуальная таблица.

Технология развития эмпатии и взаимопонимания решает задачи эмоционально-волевого блока комплекса. Технология имеет форму сенситивного тренинга, главным приёмом которого являются упражнения, направленные на развитие позитивного восприятия человека. Алгоритм технологии включает в себя следующие стадии и приёмы: 1) диагностику уровня развития эмпатии на основе теста А. Меграбиана и Н. Эпштейна; 2) создание мотивации к саморазвитию эмпатии при помощи этического рассказа; 3) работу с понятием «эмпатия» на основе приёма «кластер»; 4) развитие перцептивных и эмпатических умений при помощи системы упражнений; 5) рефлексию.

Технология развития внутригруппового сотрудничества и технология социального проектирования решают задачи блока деятельностного развития. Толерантность - качество, необходимое человеку для участия в совместной деятельности. Поэтому её развитие важно осуществлять в условиях совместной деятельности, акцентируя необходимость сотрудничества и партнёрских взаимоотношений. Другим важным принципом воспитания деятельно-стного компонента толерантности является общественная направленность деятельности, укрепление мотивов альтруизма и общественного долга. Таким образом, технологии деятельностного блока решают задачи развития сотрудничества; совершенствования коммуникативных, организационных и исследовательских умений. Технология развития внут-ригруппового сотрудничества «Мы — сотрудники. Мы — команда» имеет форму игрового тренинга. Технология обучает студентов создавать атмосферу сотрудничества, налаживать эффективное взаимодействие членов группы, обучает методике принятия коллективных решений и методике решения конфликта, способствует развитию творчества; технология социального проектирования решает задачи развития активной социальной позиции у студентов; развития исследовательских и проектных умений; развития толерантных отношений в процессе совместной деятельности.

Диагностическая составляющая комплекса включает в себя инструментарий, при помощи которого выявляется эффективность технологий, а также средний уровень развития толерантности как суммарное число её отдельных показателей. В процессе диагностики применялись оригинальные методики П. Степанова, Кеттела, А. Меграбиана, Н. Эпштейна, индивидуальные и групповые беседы, велись наблюдения за повелением студентов, производился анализ продуктов творческой деятельности студентов. В результате формирующего эксперимента, суть которого сводилась к испытанию воспитательно-технологического комплекса развития толерантности у студентов гуманитарных

специальностей вуза, представленного шестью разнообразными личностно-ориентированными технологиями, был зафиксирован ряд позитивных изменений. Контрольный эксперимент показал, что студенты экспериментальной группы имеют более высокий уровень развития гуманности, гражданственности, эмпатии, самоконтроля, критичности, сотрудничества. Ценностный показатель толерантности (гуманность, гражданственность) повысился на 30%, когнитивный показатель толерантности (критичность и информированность) - на 25%, эмоциональный показатель толерантности (эмпатия) -на 15%, деятельностный показатель толерантности (сотрудничество) - на 28%. При этом коэффициент эффективности технологий развития нравственных и гражданско-демократических ценностей толерантности составил 1,358; технологии развития критического мышления - 1,462; технологии развития сотрудничества - 1,456; технологии развития эмпатии - 1,235, что доказывает эффективность разработанного комплекса.

УДК 377:681

Е. В. Корчак

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАТИКИ)

В статье приведены основные результаты диссертационного исследования по проблеме развития профессионально-нравственных качеств студентов -будущих медицинских работников. Автором разработана структурно-содержательная экспериментальная программа развития данных качеств на учебной дисциплине «Информатика» и внедрена в учебный процесс. Приведены результаты экспериментальной работы по проверке эффективности программы обучения.

The main results of the pedagogic reseach dealing with developing of profession - oriented moral qualities of medical students are desribed in the article. The author has worked out an experimental syllabus with due structure and content gimed atthe development of the above - mentioned qualities at Information Technology classes. The syllabus has been introduced into the educational process. The results of the experimental work meant to test the efficiency of the experimental syllabus are presented in the article.

Ключевые слова: профессионально-нравственные качества, студенты - будущие медицинские работники, экспериментальная программа.

КОРЧАК Елена Владимировна - аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета © Корчак Е. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.