УДК- 378.180.6
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Ж.П. Лазарева, Н.В. Матяш
В статье рассматриваются ключевые вопросы формирования коммуникативной толерантности, проблемы их формирования в учебно-воспитательном процессе вуза. Доказывается, что развитию коммуникативной толерантности способствует система арт-технологий как совокупность взаимосвязанных техник, позволяющих применить стабильные позитивные результаты, поскольку их специфической чертой является широкая творческая вариативность, направленная на новое, нетипичное решение конкретных практических задач, что подтверждает проведенное эмпирическое исследование и диагностика входящих и исходящих уровней толерантности студентов университета.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, уровень толерантности, взаимодействие субъектов общеобразовательного процесса, арт-технологии..
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Толерантность стимулирует человеческую коммуникацию и расширяет возможности для достижения согласия в обществе.
В связи с этим на первый план в образовательном процессе вуза выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира, а также духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.
Как отмечает Асмолов А. Г., в последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всём мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт различных проблем, связанных с отношениями людей [4]. И несмотря на то, что понятие «толерантность» трактуется широко, оно не получило научного обоснования как по уровням и формам проявления, так и по отношению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам. В обществе существует лишь общее понимание смысла толерантности. Разделяя точку зрения Бондыревой С. К., толерантность понимается нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия, как сосуществование в рамках определённых отношений, в том числе и в процессах взаимодействия [7].
Мы живём в мире, который характеризуется многообразием различных социальных групп, многие из которых обладают своей неповторимостью и не похожей на другие этической системой, ритуалами, обычаями, миропониманием. При современной динамике жизни непрерывно учащаются межгрупповые контакты, а межгрупповая коммуникация становится повседневным явлением.
В связи с совершенствованием российской системы высшего профессионального образования в рамках международных интеграционных тенденций в настоящее время актуализировалась проблема коммуникативной толерантности. Следовательно, обладание навыками коммуникативной толерантности в процессе общения становится необходимым умением образованного человека.
Коммуникативная толерантность, проявляющаяся в отношении индивида к окружающим его людям, является частной разновидностью толерантности. Процесс формирования коммуникативной толерантности происходит через «присвоение человеком определённых идей, ценностей, формирования отношения к явлениям действительности» [8, с. 58].
Исследованию данного феномена посвящены работы Б. Г. Ананьева, Н. А. Асташовой, М. Т. Громковой, А. В. Мудрика, Ю. В. Чуфаровского и других, где коммуникативность рассматривается в широком контексте как установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.
Понимание, проживание, восприятие другого человека, ситуации в коллективе с учётом контекста, понимание поведения в условиях неадекватности, умение структурировать жизненную информацию, связанную с коллективом, умение фиксировать мысли-переживания, проводить визуальную диагностику успешности коммуникативных процессов, эффективности деятельности и успешности жизнедеятельности являются атрибутивными характеристиками коммуникативной толерантности.
Образовательная среда университета - это совокупность исторически сложившихся внешних факторов развития общества и специально организованных педагогических условий развития личности, реализуемых в процессе её формирования и предоставляющих максимум возможностей субъектам образовательного процесса вуза для реализации индивидуально-творческих траекторий в развитии коммуникативной толерантности студентов в этом процессе. Определённый выбор и успешное применение различных методов и форм воспитательного воздействия в большей степени зависят от искусства преподавателя, его педагогических и организаторских способностей, творческого отношения к процессу воспитания и его жизненной позиции. Но уже их анализ достаточно наглядно показывает комплексный характер формирования коммуникативной толерантности, его многофакторность и вытекающую отсюда сложность управления всей суммой влияний на направленное развитие личности студента.
Формирование умений, навыков толерантного поведения, ценностных ориентаций, установок на толерантность представляет собой целостное формирование коммуникативной толерантности как свойства личности. Этот процесс включает как теоретический, так и практический компоненты. Сегодня в педагогической практике накоплен достаточный опыт по формированию знаний, умений и навыков компетентного общения. По мнению исследователей, эта работа должна проходить через теоретическую подготовку, через обучение отдельным компонентам техники общения, через обучение коммуникативному поведению в различных в сферах педагогической деятельности, а также, через включение студентов в эти виды деятельности, применяя при этом различные виды арт-технологий. Целью применения данной педагогической новации является развитие коммуникативной толерантности обучаемого в контексте актуализации использования в образовательном процессе потенциала варьирования методами обучения. Анализ феномена коммуникативной толерантности с позиции взаимодетерминации в общении позволяет сделать вывод о его значимости в реализации академической мобильности как механизма образовательной интеграции.
Процесс развития коммуникативной толерантности студентов в образовательном процессе вуза мы рассматриваем как его составную часть. Принимая во внимание уровень социальной зрелости студентов, под процессом развития коммуникативной толерантности понимается специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, специфика которого в вузе заключается в доминанте на становление и развитие устойчивого терпимого отношения к окружающим людям. Главной характеристикой развития коммуникативной толерантности студентов является взаимодействие
субъектов общеобразовательного процесса и совокупность способов их эффективного взаимодействия. Результативность используемых в педагогическом процессе способов взаимодействия зависит от многих факторов: индивидуальных и половозрастных особенностей педагогов и студентов, владения педагогом техникой толерантной коммуникации, эмоционального состояния участников педагогического процесса, ситуативности и пр. В основу такого взаимодействия должны быть положены субъектно-субъектные отношения, поскольку они способны обеспечить взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности преподавателя и студентов.
Субъектом процесса развития коммуникативной толерантности является сам студент. Ключевую роль в организации изучаемого процесса мы отводим коллективному педагогическому субъекту вуза и наличию комплексу педагогических условий, в частности использованию арт-технологий в процессе обучения, адекватных формируемому качеству личности. Традиционное образование основывается на идее педагогики требований. С использованием арт-технологий можно говорить о педагогике возможностей, в основе мотивации компетентности лежит мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности. Оно предполагает регламентацию результата.
Коммуникативная толерантность, готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Современная педагогическая среда вуза позволяет использовать широкий спектр арт-технологий. Они раскрывают философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяют войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. В качестве таких "предлагаемых обстоятельств" может выступать и пространство учебного предмета, пространство темы занятия, пространство текста. Каждая из трех областей культуры -наука, искусство, реальная жизнь - это те же "предлагаемые обстоятельства".
Задача преподавателя - помочь студенту овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них. Основная задача применения арт-технологий заключается в развитии творческого потенциала студента, будущего специалиста, на основе овладения элементами эффективного толерантного взаимодействия. А также формирование навыков создания содержательной творческой образовательной среды занятия на основе принципов театральной педагогики, способствующей развитию навыков профессиональной деятельности в режиме межпредметной интеграции на основе синтетической природы театра. Поиски педагогов-практиков, с одной стороны, и теоретиков, занимающихся проблемами в образовании, с другой, привели к пониманию эффективности и необходимости применения в процессе педагогической деятельности преподавателя опыта использования арт-технологий, теоретически и практически охватывающих основные аспекты игры, творческого процесса и продуктивного взаимодействия. На сегодняшний день театральной
педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.
Арт-технологии предоставляют неоценимые возможности для воспитания коммуникативной толерантности в процессе изучения иностранного языка, преподавание которого должно осуществляться в контексте решения коммуникативных задач в процессе межличностного общения на основе взаимодействия зарубежной и отечественной культуры и индивидуализации обучения, под которой подразумевается выявление индивидуальных (уникальных) особенностей обучаемых.
С целью изучения эффективности арт-технологий, обеспечения развития коммуникативной толерантности студентов, эмоционального, а в некоторых позициях и деятельного проживания учебных ситуаций нами было проведено эмпирическое исследование.
Мы предположили, что активное использование в качестве дидактического инструментария комплекса арт-технологий обеспечивает развитие коммуникативной толерантности студентов, эмпатии, рефлексивности, как составляющих толерантности. Система арт-технологий как совокупность взаимосвязанных техник позволяет применить стабильные позитивные результаты в развитии коммуникативной толерантности, поскольку их специфической чертой является широкая творческая вариативность, направленная на новое, нетипичное решение конкретных практических задач.
Влияние арт-технологий на развитие коммуникативной толерантности студентов было выявлено в ходе исследования, экспериментальную выборку которого составили 36 студентов факультета регионоведения и 30 студентов факультета иностранных языков, изучающих французский язык.
Независимой переменной экспериментального плана была определена методика преподавания, которая состоит во введении форм работы, основанной на идее ответственности и инициативы самих обучающихся. Это смещение односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность студентов есть некий общий знаменатель всех преобразований, в том числе и направленных на развитие компетенций и коммуникативной толерантности в общеобразовательном процессе.
Итогом констатирующего этапа стало определение уровней развития коммуникативной толерантности на основе используемого диагностического инструментария, каким являются арт-технологии. На данном этапе была проведена диагностика исходного уровня развития коммуникативной толерантности в студенческих группах по методике Бойко В. В. [6] по показателям, представляющим характеристики субъектов толерантно-интолерантного общения (принятия других, доверие, цинизм, агрессивность, враждебность, эмоциональный отклик, эгоцентризм, компетентность), который составил 38,6%.
В зависимости от цели, содержания, особенностей организации определённого этапа формирования коммуникативной толерантности в нашем эксперименте использовались различные арт-технологии, среди которых наиболее эффективными и приемлемыми оказались: обучение в сотрудничестве, ролевые игры, подготовка и проведение театральных представлений на иностранном языке. Равные возможности предполагали совершенствование студентами собственных достижений. Как показало наше исследование, у студента в результате используемых арт-технологий повышалась самооценка, формировалось позитивное отношение к своим товарищам, в результате чего расширялся круг его общения, у такого студента появлялась мотивация к обучению и трансляции толерантной атмосферы сотрудничества, взаимовыручки и коллективного творчества.
Задания и упражнения, включённые в учебный процесс, предполагали составление диалогов, ролевые игры, дискуссии по проблемным ситуациям, стимулирующие проявление исследуемого качества. Средний уровень коммуникативной толерантности студентов составил 49,5%, что позволяет говорить о положительной динамике повышения уровня коммуникативной толерантности в учебном процессе.
Использование арт-технологий в учебном процессе позволяет создавать благоприятные условия и для отработки многих профессиональных умений и для усвоения научных идей и закономерностей, поскольку почва для этого подготовлена ситуацией «проживания» и для раскрытия личности преподавателя, ведущего занятия, тем самым усиливая процесс идентификации.
Как показывает наше экспериментальное исследование, специальная информация оказывает более эффективное воздействие, если в её подготовке и проведении участвуют сами студенты.
Всё вышесказанное позволяет утверждать, что основой развития коммуникативной толерантности студентов является целенаправленная организация их общественно ценной деятельности, стимулирование их нравственного воспитания. Формирование коммуникативной толерантности средствами атр-технологий следует рассматривать во взаимосвязи со всеми звеньями воспитательной работы, всей системой управления процессом формирования личности.
Использование существующих и поиск новых методов и приёмов активизации познавательной и ценностно-ориентационной деятельности студента в процессе обучения - важный шаг в реализации механизма превращения знаний в моральные свойства личности, в том числе в непосредственном формировании и развитии коммуникативной толерантности в образовательном процессе вуза.
In this article the key questions of formation of communicative tolerance in the teaching process of institutes of higher education are considered. The development of communicative tolerance is promoted by the system of art-technologies viewed as a set of interconnected techniques allowing to receive stable positive results as their peculiar feature is the wide creative variability directed to the new, non-typical decision of specific practical problems that the carried out empirical research and diagnostics of entering and proceeding levels of tolerance of students of the university confirm.
The key words: communicative tolerance, tolerance level, interaction of subjects of general educational process, art-technologies.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер.2001.
272с.
2. Александрова Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001.
3. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. М., 1998. С.-9.
4. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У. Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. C.56-59.
5. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. статей. М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. C.74-85.
6. Бойко В.В. Методика диагностики коммуникативной установки // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. статей. М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж, 2003. С.328-342
7. Бондырева С. К., Мурашов А. А. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному. Москва-Воронеж, 2007. С.53-58.
8. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. 415с.
Об авторах
Лазарева Ж. П.- стар. преп. Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.
Матяш Н. В. - док. псих. наук, проф. Брянского государственного университета им. академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.