Научная статья на тему 'Образовательная среда как фактор формирования толерантности студентов'

Образовательная среда как фактор формирования толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСПУТ / ДИСКУССИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Амина Альбертовна

В статье раскрывается сущность понятий «толерантность» и «образовательная среда». Рассматривается роль образовательной среды вуза в развитии толерантности будущих учителей. Описываются формы и технологии развития толерантности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как фактор формирования толерантности студентов»

УДК 372.08

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2013

Омарова А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается сущность понятий «толерантность» и «образовательная среда». Рассматривается роль образовательной среды вуза в развитии толерантности будущих учителей. Описываются формы и технологии развития толерантности у студентов.

The author of the article reveals the essence of “tolerance” and “educational environment” concepts. She considers the role of the educational environment of the University in the development of future teachers’ tolerance and describes the forms and technologies of developing the students’ tolerance.

Ключевые слова: толерантность, толерантное сознание, образовательная среда, диспут, дискуссия, тренинг.

Key words: tolerance, tolerant consciousness, educational environment, public debate, discussion, training.

Основные тенденции современности - либерализация, демократизация, глобализация - привели к интенсификации общественных отношений, увеличению многообразия и сложности коммуникаций, размыванию ранее существовавших в обществе формальных и неформальных границ. Все это, наряду с положительными последствиями, вызвало рост социальной напряженности, увеличение числа и интенсивности конфликтов и кризисов. Возникла серьезная угроза стабильности общества. В этих условиях резко возросла роль общественных регуляторов, в основе которых лежит идея ненасилия, уважения прав человека, терпимости. Без этих регуляторов применение государством средств принуждения способно дать лишь ограниченный эффект или же вообще привести к отрицательным результатам.

Формирование и развитие толерантного сознания - сложный и длительный процесс. По своей природе толерантность - духовное явление, по сути близкое к понятиям доброты, порядочности, интеллигентности. Именно поэтому его развитие имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучение. Одним из важнейших социальных институтов, должных способствовать формированию толерантных начал, являются образовательные учреждения. Общественная значимость организации такого рода работы осознана на высшем государственном уровне, что подтверждает факт принятия Межведомственной программы «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма», одной из основных задач которой провозглашено следующее: «В полной мере задействовать в решении задачи формирования установок толерантного гражданского поведения у подрастающих поколений, профилактики национализма и экстремизма систему образования России, которая обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на уменьшение риска социальных взрывов в России».

В связи с этим актуальным представляется необходимость организации в каждом образовательном учреждении такой административной и психолого-педагогической работы, которая посредством пропаганды идей толерантности, взаимоуважения и согласия привела бы к качественным изменениям в менталитете педагогов, сделала бы

эти ценности основной мотивационнои доминантои их социального и профессионального поведения. Учащаяся молодежь является частью общества, наиболее остро реагирующей на происходящие в нем изменения. Зачастую этот процесс происходит бессистемно, основываясь на отрицании опыта предыдущих поколений и негативном отношении к существующим формам общественного бытия. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что само по себе способно привести к негативным последствиям для общества или же стать удобным объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является широкое участие молодежи в деятельности экстремистских организаций и конфликтах различного рода и масштабов. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в молодежной среде становится важной составляющей психологической безопасности общества в целом. Это означает, что внедрение и закрепление толерантности в сознании учащихся, превращение ее в одну из основных ценностей становятся важнейшей задачей образовательного учреждения.

Доминантную роль в развитии толерантного сознания учащейся молодежи играет образовательная среда поликультурного вуза.

Под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6].

Н. А. Крылова указывает, что образовательная среда является частью социокультурного пространства, зоной взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. В данной статье мы рассматриваем образовательную среду поликультурного вуза.

Образовательная среда в логике авторской концепции развития толерантного сознания учащейся молодежи понимается прежде всего как среда воспитательная, т. е. способная обеспечивать формирование и развитие личности, направленная на создание условий для самоопределения, самореализации, культурной идентификации, получения навыков эффективного самообучения, самовоспитания, саморазвития, приобщения к культурным ценностям своего народа и понимания значимости культурных ценностей других народов.

Основным условием построения образовательной среды вуза выступает опора на: диалогизацию (В. С. Библер), регионализацию (Б. П. Юсов), перевод содержания с уровня значений на уровень личностных смыслов, целостность источников содержания образования (А. В. Хуторской).

Ведущими направлениями организации такой среды в вузе многонационального региона являются приобщение подрастающего поколения как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре; нравственное и гражданственное воспитание молодежи; развитие ноосферного сознания и планетарного мышления; формирование готовности и умения осуществлять конструктивный межкультурный диалог в многонациональной среде.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что поликультурное образовательное учреждение рассматривается как социально-педагоги-ческое образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал [1]. Кроме того, в образовательной среде вуза должна быть обеспечена педагогическая поддержка адаптации личности в поликультурной среде.

В такой среде возникает и возможность создания экспериментальной площадки по внедрению инновационных педагогических технологий (подчеркнем, что среди них большое значение имеют технологии осуществления поликультурного образования, которое должно отвечать таким критериям, как: опора в содержании образовательного процесса на гуманистические идеи; демократизм; толерантность). Содержание поликультурного образования разрабатывалось в концепциях М. М. Бахтина и В. С. Библера, утверждавшего, что «...од-новременность различных культур бьет в глаза и умы, оказывается реальным феноменом повседневного бытия современного человека» [2].

Проведенное автором изучение проблемы показало, что основными компонентами поликультурной образовательной среды являются: ценностно-содержательный;

личностно-ориенти-рованный; операционно-деятельност-ный;

регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:

- к личности как высшей ценности, способной к культурному самоопределению и самоизменению;

- к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести учащегося в мир культуры и оказать помощь поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении;

- к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

- к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где воссоздаются культурные ценности, осуществляются интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

В поликультурной образовательной среде создаются условия для эффективного взаимодействия таких составляющих личностного развития, как ценностные ориентации, нравственные устремления, духовные потребности,

эстетико-коммуникативные установки и навыки, высокий уровень развитости толерантного сознания. В соответствии с этим в педагогическую практику целесообразно внедрять технологии и методы, способствующие адаптации учащихся в поликультурной образовательной среде (технологии активизации процессов самопознания, саморазвития; методы, способствующие развитию механизмов рефлексии; методы выявления личностно-значимых целей жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации) и др.) [1].

Среди педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантного сознания, выделяют такие, которые являются личностно-ориентиро-ванными, имеющими диалогическое основание, рефлексивными.

К такого рода технологиям относятся интерактивные технологии. Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на дискуссионные, игровые, тренинговые. В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения диалога, дискуссий, обучающих игр, тренингов.

Диалог является одним из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы, универсальным принципом бытия, определяющим посредством общения всю жизнедеятельность человека («Жить - значит участвовать в диалоге» М. М. Бахтин). Такая концепция диалога служит отправной точкой в преодолении монологического типа культуры и соответственно в развитии толерантности личности. Генезис «диалоговой культуры» связан с неуклонным продвижением от субъект-объектных отношений к отношениям субъект-субъектным. Однако «диалоговая культура» характеризуется не только двунаправленностью отношений участников общения, но прежде всего специфичностью содержания их взаимодействия

[4].

Диалог - способ познания себя и окружающую действительность в условиях субъектно-смыслового общения. Именно диалогу свойствен поиск личностных смыслов, опирающийся на многогранную палитру переживаний. В рамках этой технологии передается разнообразная информация как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире и уровне.

В сфере диалогического общения специфическое место занимает дискуссия.

Главная цель дискуссии - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются: осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умений аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст и т. д. Таким образом, умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантного сознания.

Цель: развитие терпимого отношения будущего учителя к детям

Задачи: принятие будущими учителями идей ненасилия, толерантности как общечеловеческих ценностей; развитие толерантности будущего учителя; _________ориентация на диалоговое взаимодействие с учащимися.___________

Содержание тренинга развития толерантности будущего учителя

Теоретический блок, ориентированный на приобретение знаний о феномене «толерантность»

Практический блок упражнений, направленных на развитие умений, навыков и способности будущего учителя к диалоговому ________взаимодействию_________

Приобретение терпимости, развитие толерантного сознания

Развитие терпения

(выдержка, самообладание,

самоконтроль)

Развитие принятия (понимание, эмпатия, ассертивность)

Результат: развитие у будущего учителя терпимого отношения к детям ( их понимание и принятие)

Рис. 1. Модель семинара-тренинга «Развитие толерантности будущего педагога»

Наибольшую эффективность в развитии толерантности студентов показали семинары-тренинги, которые позволяют реализовать необходимые условия развития профессионального и личностного опыта учащихся, преодолеть трудности, мешающие

личностному росту и педагогической деятельности. Семинар-тренинг включает в себя необходимую теоретическую подготовку и практические упражнения.

Теоретический блок предусматривает ознакомление студентов с сущностью и структурой понятия «толерантность», доведения до сознания обучаемых то, что толерантность является одной из наиболее существенных поведенческих характеристик личности в плане общественных отношений и основывается на категориях оценки и отношения; объяснить будущим учителям, что толерантность развивается под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, национально-культурных традиций.

Второй блок включает в себя приобретение и развитие терпимости. На этом этапе основное внимание уделяется упражнениям, которые способствуют развитию навыков общения, диалогового взаимодействия; принятию детей (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль). Различные виды игр и упражнений развивают способность к сотрудничеству, взаиморазвитию, партнерству, сотрудничеству. Будущие учителя, прошедшие семинар-тренинг, ориентированы на личностную модель взаимодействия с детьми.

В результате применения интерактивных форм и методов обучения в развитии толерантности студентов, как показывают результаты опытно-экспериментальных исследований, возникает готовность осуществлять конструктивный межкультурный диалог в современных общественно-политических условиях, которая обеспечивает гармонизацию внутреннего мира личности и отношений с социумом.

Показательно, что, по мнению зарубежных ученых, на основе инвариантных общечеловеческих ценностей в поликультурной образовательной среде должны быть сформированы и под-держаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира, так как осуществление поликультурности в образовательном процессе опирается на создание условий для развития интереса учащихся к культурным ценностям других народов, теоретического осмысления сущности мультикультурного мира; проведения занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур.

Отметим, что такой подход к содержанию занятий, несомненно, влияет на изменение самой структуры культурно-образовательной среды, прежде всего с позиции содержания педагогической деятельности, предполагающей наличие у педагога высокого уровня межкультурной компетентности (ее важнейшим критерием является открытость по отношению к социокультурным ценностям других народов) и толерантного сознания (в данном случае основные критерии - это отсутствие этнических предрассудков, активная жизненная позиция, развитость гражданской ответственности).

Наши наблюдения и беседы во время педагогической практики в школе показали, что у студентов произошло значительное увеличение степени позитивной открытости к учащимся, одинаково терпимое отношение ко всем детям. У студентов, прошедших обучение на семинаре-тренинге, заметно увеличилась степень общительности, уравновешенности, доброжелательности.

Проведенное автором изучение проблемы, наблюдения и практическая работа в школах позволили сделать вывод о том, что толерантность - это достаточно сложное явление и организация воспитательной работы с целью развития толерантного сознания личности требует специальной подготовки, массива стимульного материала, создания соответствующей атмосферы поиска личностных смыслов на положительном эмоциональном фоне образования. Для того чтобы воспитать толерантного школьника, педагогическому вузу необходимо подготовить учителя с развитым толерантным сознанием, используя различные инновационные технологии.

Примечания

1. Абдуразакова Д. М. Толерантное сознание учащейся молодежи: проблемы, специфика и перспективы развития / Монография. М. : МГУКИ, 2009. С. 54-56. 2. Библер В. С. Диалог культур.

Кемерово, 1992. С. 5-6. 3. Клепцова Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое

содержание, диагностика, коррекция. М. : Академический проект, 2005. 192 с. 4. Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография / отв. ред. А. В. Перцев. Вып. 14. Екатеринбург: Полиграфит, 2005. С. 20-36. 5. Учимся толерантности: методическое пособие

для проведения классных часов, бесед, тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов / Ав.-сост. С. В. Банынкина, В. Н. Егоров. М. : АРКТИ, 2007. С. 3-37. 6. Ясвин В. А. Образовательная среда:

от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

Статья поступила в редакцию 08.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.