УДК 378:159.9
Качалова Алевтина Васильевна
кандидат психологических наук [email protected]
Твелова Ирина Александровна
кандидат психологических наук [email protected]
Программа развития
ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
Alevtina V. Kachalova
candidate of psychological Sciences [email protected]
Irina A. Tvelova
candidate of psychological Sciences [email protected]
The program of development
OF TOLERANCE AS AN IMPORTANT CHARACTERISTIC OF THE TEACHERS OF A NEW SCHOOL
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия толерантности, предлагается программа, направленная на развитие толерантности в студенческой среде в условиях этнического города, основная миссия которой - распространение идей толерантности в студенческой образовательной среде вузов города и края посредством преобразования образовательного пространства, вовлечения преподавателей и студентов в данную деятельность.
Ключевые слова: толерантность, терпимость, формирование, развитие, программа развития.
Annotation. The article discusses various approaches to the definition of tolerance; the authors propose a program aimed at the development of tolerance among students in terms of ethnic city whose mission - promotion of tolerance in the student learning environment of the higher educational institutions of the city and region by transforming the educational space, involving teachers and students in these activities.
Keywords: tolerance, patience, formation, development, program development.
Актуальной для современного общества является проблема межэтнического взаимодействия: наше государство многонационально, только в Краснодарском крае проживают представители более 100 национальностей: русские (42,47 %), украинцы (2,22 %), армяне (48 %), белорусы (0,63 %), татары (0,41 %) и другие народы; а, например, в ФБГОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия» обучаются еще и студенты, граждане других государств ближнего и дальнего Зарубежья: Туркменистана, Таджикистана, Китая и др. Таким образом, в процессе обучения в студенческой среде одновременно могут участвовать представители различных национальностей, что и порождает одну из важнейших проблем межличностных отношений, ведь обучение - это процесс взаимоотношения и взаимодействия личности, проблему развития толерантности не просто как терпимости, а именно как уважительного отношения к представителю другой национальности, к его культуре, обычаям и традициям.
Проблема толерантности в силу теоретической и практической значимости изучается в разных науках. Философские основы исследований, например, заложены в трудах Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова, АН. Ильина, В.М. Золотухина, И.Б. Гасанова и др. Проблему толерантности они рассматривают как форму активного взаимодействия с
миром, выражающуюся в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению, вере другого человека, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность -практическая норма общения, она связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении с окружающими [1, 3].
Толерантность как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в отечественной психологии в работах А .Г. Асмолова, ГУ. Солдатовой [1, 2, 3, 4].
По мнению Е.В. Магомедовой, толерантность необходимо рассматривать на двух уровнях человеческого сознания: на рационально-логическом и эмоционально-чувственном.
С трех позиций феномен толерантности рассматривает П.Ф. Комогоров: в аксиологическом аспекте проблемы ценностей, в контексте антропологической проблемы «Я и Ты» и в праксеоло-гии, например, деятельности общения [3].
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, нами было сформулировано определение толерантности - это развитие высокого
263
уровня межличностного общения между представителями различных национальностей в студенческой среде, владение умениями и навыками коммуникативной толерантности со всеми субъектами образовательного пространства.
Нами разработана программа, направленная на развитие культуры толерантности: «Развитие толерантности в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города» (см. таб. № 1), основная миссия которой - распространение идей толерантности как профессионально важного качества будущего учителя новой школы, посредством преобразования образовательного пространства, вовлечения преподавателей и студентов в данную деятельность. Цель программы - создание пространства, развивающего основы толерантного общения среди молодежи образовательного пространства педагогического вуза в условиях этнического города.
Особенности развития этого пространства:
1. Преподаватели и студенты вуза воспроизводят привычные им модели поведения, носящие часто интолерантный характер и разрушающие коммуникативную среду, приводящую к повышенной конфликтности и агрессивности, что, естественно, негативно влияет на учебный процесс;
2. Включение экономики нашей страны в систему мировых хозяйственных связей и развитие новой общественной системы взаимодействия ставит перед студентами задачу овладения не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и фундаментальными навыками деловой коммуникации, построенной с учетом норм толерантного общения.
Таблица 1
Модули программы
«Развития толерантности в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города»
Название модуля Цель Способы и приемы
Подготовительный модуль Установление первичного контакта в студенческой среде Разработка проекта рабочей программы дисциплины
Модуль осознания Осознание проблемы развития культуры толерантности Разработка проекта веб-портала в компьютерной сети Интернет
Модуль переоценки Овладение технологии оценка себя как толе-рантной/интолерантной личности, возможность саморазвития Подготовка и издание учебно-методического пособия по проблеме развития культутры толерантности
Модуль действия Отработка технологий развития толерантности Ролевые игры, дискуссия, тренинговые упражнения и игры
Модуль рефлексии Оценка достигнутых результатов Элементы арт-терапии, самооценка достигнутых результатов
Подготовительный модуль. Разработка проекта рабочей программы дисциплины по выбору для студентов 1, 2 курсов «Технологии эффективного общения в молодежной многонациональной среде».
Целью освоения дисциплины является получение студентами специальных теоретических знаний и практических навыков в сфере межэтнической коммуникации и межнациональных отношений для использования их в профессиональной деятельности. Основные разделы дисциплины: основные теории и концепции коммуникации народов и национальных обществ мира; межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве, как психолого-педагогическая проблема; этническое самосознание личности в юношеском возрасте, как основа эффективной межэтнической коммуникации в молодежной сред; особенности условий развития толерантности в молодежной среде в поликультурном пространств; этническая воспитанность; методология исследований межэтнических коммуникаций в молодежной среде в поликультурном пространств.
другим людям и самому себе; овладение представлениями о толерантном общении; соблюдение основных принципов толерантного общения (нейтральность, конфиденциальность, добровольность и равноправное участие сторон в переговорах); умение выявлять интересы сторон; умение преобразовывать конфликтные позиции в эффективные, партнерские; умение эффективно получать достоверную информацию, выявлять ложь; владение навыками убеждения, выработки оптимального решения, оценивание его эффективность и реалистичность т.д.
Модуль осознания включает разработку проекта веб - портала в компьютерной сети Интернет, объединенного под одним адресом (www.shag-na-vstrech.ru) «Шаг на встречу», направленного на воспитание толерантного общения молодежи в условиях межэтнического города), в рамках которого пользователи смогут озвучивать проблемы в общении со сверстниками, конфликты на межнациональной почве, проблемы в межнациональной семье и всегда смогут получить совет и помощь от квалифицированных психологов и психотерапевтов.
Студенты, успешно обучившиеся, должны обладать следующими компетенциями: принятие нравственных обязанностей по отношению к обществу,
264
Модуль переоценки включает подготовку и издание учебно-методического пособия «Радуж-
ный мост, или искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности», адресованное практическим психологам, работающим с подростками и молодежью, педагогам, медицинским и социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов, преподавателям психологии, студентам психологических и педагогических факультетов, а также всем тем, кто интересуется прикладными разработками в области образования и воспитания.
Модули действия и рефлексии включают отработку техник формирования и развития взаимоЛитература:
1. Асмолов АТ. Толерантность в общественном сознании России. М. : ИЭАРАЮ, 2008.
2. Вачков ИТ. Уровни профессионального самосознания учителей // Школьный психолог, 2014. № 2. С. 12-13.
3. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения : дисс. ... канд. лед. наук. Курган. 2010, 189 с.
4. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог : исследования и практика; под ред. ГУ. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. М. : Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 47-55.
понимания и эффективного взаимодействия в студенческой среде в условиях этнического города.
Итак, разработанная программа «Развития толерантности в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города» является эффективной технологией развития высокого уровня межличностного общения между представителями различных национальностей в студенческой среде, владения умениями и навыками коммуникативной толерантности со всеми субъектами образовательного пространства.
Literature:
1. Asmolov A.G. Tolerance in the public consciousness in Russia. M. : IEARAYU, 2008.
2. Vachkov I.V. Levels of professional selfconsciousness of teachers // The School Psychologist, 2014. № 2. P. 12-13.
3. Komogorov P.F. Formation of tolerance in interpersonal relations of university students : diss. ... cand. of ped. Sciences. Kurgan, 2010. 189 p.
4. Skripkin T.P. Trust and tolerance: are there limits? // Intercultural Dialogue: Research and Practice; ed. G.U. Soldatova, T.Yu. Prokofeva, T.A. Lyutaya. M. : Mass-Media Center of Moscow State University named after M.V. Lomonosov, 2004, P. 47-55.
265