ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ СОЦИУМА И УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С. Н. Толстикова
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые аспекты формирования толерантности личности на современном этапе развития российского общества. Уделено внимание воспитанию этого качества в раннем детстве и на этапе школьного обучения. Автор акцентирует свое исследование на проблеме организации толерантной среды в вузе с целью создания условий развития толерантности у студенческой молодежи.
Ключевые слова: толерантность, личность, студенческая молодежь, учебно-воспитательный процесс, педагогические технологии.
The summary: the article deals with some aspects of forming a person's tolerance in the modern Russian society. It covers forming this quality on the stages of early childhood and school age. The author focuses on the problem of organizing a tolerant environment in a university as a means of setting conditions for developing tolerance among students.
Keywords: tolerance, personality, students, educational process, teaching techniques.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) выделена одна из приоритетных задач гражданского образования и патриотического воспитания молодежи в процессе формирования правовых, культурных и нравственных
ценностей среди молодежи — воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнациональное сотрудничество.
Таким образом, формирование толерантного поведения и толерантной культуры российского сообщества обозначено в числе приоритетов государства.
Толерантность в современном понимании этого слова базируется на признании, уважении универсальных прав и основных свобод человека. Уважительный компонент в толерантной культуре — личной, общественной или межгосударственной — обусловлен принятием и правильным пониманием богатого разнообразием культур окружающего нас мира, а также «уважением, принятием и правильным пониманием богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности», как отмечено в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г. [2].
В современной науке рассматриваемой проблеме уделено достаточно внимания:
• развитию диалога и взаимовлияния этнических культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер). Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога;
• взаимоотношению представителей различных культур, наций, конфессий (Дж. Бэнкс, О.В. Лешер, Г.В. Палатки-на, Г.У. Солдатова, М. Уолцер, К. Цюрхер). Толерантное взаимодействие субъектов различных национальностей, вероисповеданий, взглядов на мир должно происходить без ущемления личной свободы;
• развитию культуры народов России (Ю.В. Арутюнян, З.Т. Гасанов, Г.Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева, В.А. Тиш-ков);
• учебно-воспитательному процессу как фактору воспитания толерантности личности (A.M. Байбаков, Б.З. Вульфов, В.П. Комаров);
• возрастным, личностным особенностям и познавательным способностям студенческой молодежи (Э.Ф. Зеер, Е.П. Климов, И.С. Кон, Г. Крайг) и др.
Проблема толерантности в современном мире чрезвычайно актуальна. Она в настоящее время приобретает межкультурный, межэтнический, межконфессиональный характер.
Воспитание толерантности на всех возрастных этапах развития целесообразно рассматривать в контексте преемственности, связывая его с развитием личности. Можно также предположить, что на разных уровнях системы образования могут быть сходные закономерности развития толерантных качеств личности.
Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т. д.).
Необходимость формирования толерантного отношения между дошкольниками обусловлена возрастными и инди-
видуальными особенностями детей. С одной стороны, им присущи активность, инициативность, любознательность, с другой — произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность и др., что нередко приводит к нежелательным поступкам по отношению к своим сверстникам (Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузее-ва, Р.С. Буре). Негативные проявления в поведении дошкольников исследователи объясняют ограниченным опытом и ограниченными возможностями детей, что приводит к возникновению у одних детей пассивности, а у других—усиления агрессивности, деструктивных тенденций в отношении к сверстникам.
Затем в школьном возрасте с целью целенаправленного формирования толерантности предлагается организация деятельности по следующим направлениям: познание и принятие себя (толерантность к себе), познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье, определение и принятие культуры малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу, понимание муль-тикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей нашей страны, постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Деятельность по данным направлениям может быть организована последовательно с использованием различных форм (классные часы, беседы, дискуссии, игровые тренинги, викторины, выставки и др.) и методов (пример, поощрение, убеждение,
требование, метод воспитывающих ситуаций, метод анализа деятельности и общения и др.).
Следует отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание (семья, социум и др.).
Очевидно, что главный субъект российской национальной модернизации — молодежь (граждане России в возрасте 14-30 лет), поэтому формирование толерантности у нынешнего поколения молодых россиян — безусловный общенациональный приоритет.
Формирование толерантности студенческой молодежи является одним из наиболее важных направлений в процессе их профессионального становления в современной России. Эффективное, инновационное и динамичное развитие российского общества невозможно без становления культуры толерантных отношений, охватывающей прежде всего молодое поколение.
В период обучения в вузе основная часть студентов находятся в возрасте, характеризующемся переходом из фазы юности в фазу взрослости. При этом для студенческой группы свойственна такая особенность, как однородность возрастного состава (разница в возрасте не более 5 лет), которая обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы.
Общность интересов и потребностей у студентов выступает в качестве базы для формирования у них особого социально-группового самосознания, особых черт студенческой морали, эти-
ки, студенческой микросреды, морально-психологического климата студенческих групп. Главная характеристика этого периода — устремление студентов на свое будущее, на свою профессию. Основной деятельностью студента является активное усвоение системы знаний, умений, навыков. Их деятельность дополняют различные молодежные организации — политические, спортивные, культурно-просветительные.
Особое значение в период студенчества имеют психологическая защита и психологическая устойчивость. Защитное поведение может принимать различные формы: бегство или уход от ситуации, причем оно может быть как реальным, так и внутренним, осуществляемым только в самосознании; направленное забывание или вытеснение; идентификация с агрессией; проекция; рационализация и др.
Цель нашего исследования — рассмотреть психолого-педагогические возможности образовательного процесса в вузе для формирования толерантности у студентов. Для ее реализации нам необходимо определить основные компоненты этого свойства личности и наметить направления его становления. К ним мы относим:
• формирование знаний о толерантности, представлений о чертах толерантной личности;
• способность объективно оценивать людей, эмпатийность, позитивное отношение к себе и к окружающим;
• развитие навыков позитивного взаимодействия; желание вступать в диалогические отношения, сотрудничать в процессе взаимодействия.
Анализ оснащенности учебно-воспитательного процесса позволил
нам сделать вывод о необходимости усовершенствования воспитательных планов и учебных программ гуманитарных и социальных дисциплин, способствующих воспитанию толерантности. Тема толерантности может найти прямое или косвенное воплощение во многих дисциплинах, преподаваемых в вузе (педагогике, социологии, истории, литературе, иностранных языках и т. д.).
Разработка гибких образовательных программ или индивидуальных образовательных маршрутов предполагает реализацию личностно ориентированного подхода в образовании и организацию образовательного пространства, которое создастусловия для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, целостность, ин-тегрированность собственного «Я», принятие себя и других, ответственность, альтруизм. Иными словами, она способствует созданию условий для развития толерантности.
Для подлинного развития данного качества необходимо участие в таких ситуациях, где учащийся сам сможет испытывать и развивать толерантные чувства к другому, то есть быть субъектом толерантности. В связи с этим нельзя забывать, что центральными категориями личностно ориентированного образования являются не только личность учащегося, но и его деятельность.
Процесс формирования гражданской ответственности, гражданского поведения, толерантности возможен только через опыт общественной, групповой, личной жизни каждого человека, юноши или девушки. При всей важности конкретных знаний, информации, приобщения к мировой и отечественной культурам, сама жизнь в вузе должна быть устроена так,
чтобы давать ему этот опыт свободы, ответственности и самостоятельности.
Средствами воспитания толерантности можно назвать все виды учебной и внеучебной деятельности, нацеленные на развитие толерантных качеств, а именно: организация учебно-воспитательного процесса как толерантного образовательного пространства, разработка специальной программы воспитательной работы в образовательном учреждении, использование технологий, способствующих развитию толерантных качеств личности в учебной и внеучебной деятельности.
Проведем анализ приемов и методов, используемых в процессе воспитания толерантности.
Так, Н.А. Асташова среди педагогических технологий, наиболее точно ориентированных на развитие толерантности, выделяет такие, которые, во-первых, личностно ориентированны, во-вторых, имеют диалогическое основание, а в-третьих, являются рефлексивными [5, с. 74-85]. К такого рода технологиям, в частности, относится диалог. Он выступает в качестве одного из ведущих компонентов современной гуманистической парадигмы, универсального принципа бытия, определяющего посредством общения всю жизнедеятельность человека. Именно диалогу свойственен поиск личностных смыслов. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, так как в диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, наличия умения определять смысл явлений и предметов, быть критичным и т. п. [5, с. 81].
К наиболее востребованным технологиям, имеющим диалогическое основание, относятся технология проектной деятельности, дискуссии, дебаты, технологии развития критического мышления, например, чтение и письмо для развития критического мышления; технология «портфолио».
Технология проектной деятельности позволяет активизировать учащегося как субъекта учебно-познавательной деятельности, реализовать его личностный потенциал. С одной стороны, проектное обучение — это личностно ориентированная технология, а с другой — она создает условия для взаимодействия и сотрудничества в группе, актуализируя коллективный субъект учебной деятельности. В процессе применения этой технологии развиваются такие качества, входящие в понятие толерантности, как способность воспринимать и принимать как безусловно ценную личность в своем окружении, свободу и открытость к новым идеям, позитивное, оптимистическое отношение к ситуации, способность к рефлексивной самооценке.
Главная цель дискуссии — развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности, так как все формы дискуссии способны стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями, развивать рефлексивное мышление, побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли, повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям, учить видеть явление объемно и многопланово. Успех дискуссии во многом зависит от наличия контакта между участниками,
их выступления на равных и поддержки свободного обмена мнениями [5, с. 7485].
Дебаты — форма обучения общению, способ организации воспитательной и обучающей работы, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения спора и отстаивания собственной точки зрения с учетом того, что и противоположная позиция имеет право на существование [1, с. 220]. Например, Т.В. Светенко и И.В. Галковская подчеркивают, что технология развивает умения действовать рационально, слушать и понимать, управлять своими эмоциями, быть объективным, беспристрастным, коммуникабельным и, самое главное, умение говорить правду и иметь смелость признаваться в своей неправоте, что, на наш взгляд, невозможно без признания толерантности принципом деятельности личности [3, с. 3].
Необходимо отметить, что мы упомянули, конечно, не все диалоговые технологии, так как формы и средства воспитания и развития толерантности могут быть совершенно разными: спецсеминары и спецкурсы, различные тематические тренинги, внеаудиторные мероприятия, экскурсии, вечера, анализ жизненных ситуаций и т. д. Это разнообразие форм может стимулировать педагогический коллектив к созданию новых технологий, имеющих диалогическое основание.
В последнее время воспитанию толерантности стали уделять большее внимание, и усилия в этой сфере оказываются не бесполезными. Очевидно, что развивать толерантные качества необходимо особенно в том вузе, где ведет-
ся подготовка специалистов, которые должны работать с детьми.
Наш опрос, проведенный среди студентов МГПИ, показал, что более 80 % из них считают, что нашей стране требуется большее количество толерантных людей, так как это будет способствовать конструктивному решению политических и социальных вопросов. Этот факт доказывает, что значительное большинство молодежи готово придать толерантности личностный смысл.
Таким образом, существует необходимость в создании моделей толерантного поведения, адекватных состоянию современного общества. На наш взгляд, в их основу могут быть положены следующие положения:
1. Роль студентов заключается в том, что они должны выступать не как потребители информационно-образовательного продукта, а как активные участники его создания и совершенствования. Следовательно, в учебном процессе вузов могут быть внедрены образовательные проекты на основе молодежных форумов (лагерей) с активным привлечением волонтерских ресурсов. Основной формой подобной работы должны выступать различные тренинги.
2. Организация на всех уровнях (федеральном, муниципальном, локальном) публичных акций. Они могут иметь относительно самостоятельный (специальный, единичный) характер либо вклю-
чаться в более масштабные массовые мероприятия, приуроченные к праздникам или памятным датам.
На основании изложенного можно сделать вывод, что исследование проблемы толерантности своевременно и актуально, так как существующая образовательная система, чтобы удовлетворить через 10-15 лет актуальные потребности социально-экономического развития страны, должна реагировать на них сегодня. Имеется в виду необходимость формирования сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не использующего силовые методы разрешения конфликтов, способного к самоорганизации, умеющего отстаивать свои права быть толерантным и терпимым к чужому мнению, умеющего искать и находить разумные компромиссы.
Литература
1. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие. — М., 2004.
2. Декларация принципов толерантности. — Париж, 1995.
3. Светенко Т.В., Галковская И.В. Путеводитель по дебатам для школьников и студентов. — Псков, 2001.
4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2002.
5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. — М.; Воронеж, 2003.