Научная статья на тему 'Модель формирования культуры толкрантности иностранных студентов в вузе'

Модель формирования культуры толкрантности иностранных студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / FORMING CULTURAL TOLERANCE / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN UNIVERSITY STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL MODEL / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Эмилия Павловна, Башар Абдул Хусейн

В статье рассматривается актуальная проблема формирования культуры толерантности иностранных студентов, анализируется разработанная модель формирования толерантности иностранных студентов в образовательном процессе вуза. Модель включает три блока методологический, структурно-функциональный и технологический. В методологическом блоке обозначены цель, методологические подходы: (системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный, контекстный), а также принципы формирования культуры толерантности иностранных студентов преемственности, континуальности индивидуализации, субъектности, профессиональной направленности. В структурно-функциональном блоке модели показаны структурные компоненты культуры толерантности иностранных студентов: когнитивный, ценностно-смысловой, опрерациональный, эмоционально-волевой; и критерии их оценки. В технологическом блоке модели представлена программа формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе вуза, включающая в себя теоретический (лекции, семинарские заняти, дискуссии) и практический блоки (тренинг «Формирование культуры толерантности», деловые и ролевые игры, групповая работа, метод проектов кейс-метод, ситуационный анализ др. активные методы обучения). Средствами формирования культуры толерантности иностранных студентов являются электронные пособия, мультимедиа презентации, видео записи. В статье анализируются педагогические условия, необходимых для эффективного формирования культуры толерантности иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Эмилия Павловна, Башар Абдул Хусейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR BILDING A CULTURE OF TOLERENCE FOR FOREIGN CTUDENTS IN HIGH SCOOL

The paper deals with possibilities of solving the most urgent and serious problems of forming cultural tolerance for international students and analyzes developed model of cultural tolerance for foreign students in the educational process of the University. The model includes three blocks the methodological, structural and functional and technological ones. In the methodological block there are: the purpose, methodological approaches (systemic, activity, cultural, student-centered, context), as well as the principles of cultural tolerance for foreign students continuity, continuity of individualization, subjectivity, professional orientation. The structural and functional blocs of the model shows the structural components of a cultural tolerance for foreign students: cognitive, value-semantic, oprerational, emotional and volitional; and the criteria for their evaluation. In the technological block of the model -a program for forming cultural tolerance for foreign students in the educational process of the University, including the theoretical (lectures, seminars, discussions) and practical blocks (training "Building a Culture of Tolerance", business and role-play, group work, project method case -method, situational analysis, etc.. active learning methods) -are described. The processing of forming cultural tolerance for foreign students, electronic manuals, multimedia presentations, video recording are presented. The paper analyzes the pedagogical conditions necessary for the effective formation of a cultural tolerance for foreign students.

Текст научной работы на тему «Модель формирования культуры толкрантности иностранных студентов в вузе»

УДК 378.1.035(470)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

© 2015

Э.П. Комарова, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков

и технологий перевода

Воронежский государственный технический университет, Воронеж (Россия) А.Х. Башар, аспирант кафедры межкультурных коммуникаций Воронежский институт высоких технологий, Воронеж (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования культуры толерантности иностранных студентов, анализируется разработанная модель формирования толерантности иностранных студентов в образовательном процессе вуза. Модель включает три блока - методологический, структурно-функциональный и технологический. В методологическом блоке обозначены цель, методологические подходы: (системный, деятельност-ный, культурологический, личностно-ориентированный, контекстный), а также принципы формирования культуры толерантности иностранных студентов - преемственности, континуальности индивидуализации, субъектности, профессиональной направленности. В структурно-функциональном блоке модели показаны структурные компоненты культуры толерантности иностранных студентов: когнитивный, ценностно-смысловой, опрерациональный, эмоционально-волевой; и критерии их оценки. В технологическом блоке модели представлена программа формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе вуза, включающая в себя теоретический (лекции, семинарские занятия, дискуссии) и практический блоки (тренинг «Формирование культуры толерантности», деловые и ролевые игры, групповая работа, метод проектов кейс-метод, ситуационный анализ и другие активные методы обучения). Средствами формирования культуры толерантности иностранных студентов являются электронные пособия, мультимедиа презентации, видео записи. В статье анализируются педагогические условия, необходимых для эффективного формирования культуры толерантности иностранных студентов.

Ключевые слова: формирование культуры толерантности, иностранные студенты, педагогическая модель, педагогические условия.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях в российских вузах обучается большое количество иностранных студентов из различных стран мира, в том числе и будущих менеджеров международного туризма. Для таких специалистов исключительное значение приобретает культура толерантности, как важная составляющая не только личностной, но и профессиональной культуры.

Иностранные студенты, прибывающие в нашу страну для получения специальности менеджера международного туризма, наряду с профессиональными компетенциями, должны приобщиться как к российской культуре, так и к достижениям мировой культуры. Принятие и освоение общечеловеческих ценностей, норм международного сотрудничества, традиций и устоев разных народов иностранными студентами тесно связаны с уровнем их культуры толерантности. В связи с этим ее формирование и развитие входит в число актуальных проблем высшей школы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема формирования толерантности исследуется в различных направлениях: философско-этическом (И.Б. Гасанов, В.М. Золотухин, А.И. Ильин, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишков и др.), психологическом (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлевой, В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Д.В. Зиновьев, А.А. Реан, Г.У. Солдатова); этнологическом (Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова).

Ряд работ посвящен формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицына и др.); толерантность как явление и личностное качество рассматривалась в трудах А.Г. Асмолова, В.В. Бойко, П.Ф. Колмогорова, А.Ф. Корниенко, Г.У. Солдатовой, Е.В. Селезневой и др.; взаимоотношения представителей различных культур, наций, конфессий рассмотрены в работах Дж. Бэнкса, О.В. Лешер, Г.В. Палаткиной, Г.У. Солдатовой, М. Уолцера, К. Цюрхера и др.; также исследовались различные аспекты межнационального общения и воспитания культуры межнационального общения (Л.Р. Заурбекова, А.Н. Некрасова, Н.Р. Маликова, В.П. Комаров, М. Куранов),

воспитания межнациональной терпимости (Р.Т. Гарданов, З.Ф. Мубинова, Л.М. Симашина).

В последнее время появилось большое количество работ, изучающих формирование толерантного отношения российских студентов к иностранным учащимся, но еще недостаточно изучен вопрос о необходимости формирования толерантности иностранных студентов к культуре и народу страны, в которой они обучаются, а также к мировой культуре в целом. Все это обусловливает актуальность заявленной проблемы.

В исследованиях М.Ю. Дьякова [1], С.А. Моисеева [2], Л.С. Рубан [3] Ф.В. Хугаева [4] приведены психологические характеристики и свойства, входящие в структуру толерантной личности. Проанализировав научные исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза не являлась предметом специального исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в анализе разработанной модели и выявленных педагогических условий формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе вуза.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Под культурой толерантности иностранных студентов мы понимаем совокупность ценностей, умений и навыков взаимодействия с представителями разных стран, умение выделять общее и культурно специфическое, признание права на существование различных культурных моделей и формирование на этой основе представлений о целостной картине мира.

Для эффективного формирования культуры толерантности иностранных студентов нами была разработана модель, являющаяся теоретической основой данного процесса в реальной практике высшей школы.

В модели выделены три блока - методологический, структурно-функциональный и технологический.

В методологическом блоке обозначены цель, методологические подходы: (системный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный, контекстный), а также принципы формирования культуры толерантности иностранных студентов

Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) позволяет представить культуру толерант-

ности иностранных студентов как многоуровневое образование, процесс формирования которого включает совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов обучения и воспитания, представляющих единое целое и направленных на достижение профессиональной подготовки специалиста [5].

Культурологический подход (М.С. Каган) направлен на изучение основ человеческой цивилизации и культуры, основой которой является ее ценностно-ори-ентационное содержание [6]. Он позволяет определить принципы формирования культуры толерантности иностранных студентов с учетом социокультурного контекста и обратиться к проблемам отбора культурологического материала для учебных целей, его структурирования в различных образовательных контекстах.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) исходит из того, что первопричиной изменений и кардинальных преобразований в структуре личности и ее поведении является деятельность [7]. Именно деятельностный подход заложил основы понимания «развития» не только как созревания или простых изменений во времени, но и как качественного преобразования в структуре личности, приводящей к принципиально новому ее строю и способу функционирования. Основой формирования культуры толерантности иностранных студентов является включение их в разнообразные виды деятельности, способствующие эффективности данного процесса: это деловые и ролевые игры, решение кейсов, анализ ситуаций профессионального общения и др.

Личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, И.С. Якиманская) предполагает учет интересов личности и ее профессиональных предпочтений в процессе обучения [8; 9]. Также важно учитывать особенности национальной культуры и менталитета иностранных студентов, их изначальный уровень культуры толерантности. Это означает активность и самостоятельность студентов, проявления субъектности. Целью образовательного процесса становится создание условий для развития целостной личности специалиста с высоким уровнем культуры толерантности.

Контекстный подход (А.А. Вербицкий). Отличительной особенностью контекстного подхода является то, что за учебной, практико-ориентированной информацией, структурированной в виде задач и проблемных ситуаций, читается профессиональный контекст [10].

Ведущей формой квазипрофессиональной деятельности, в которою включаются студенты, является деловая игра, позволяющая задать в обучении предметный и социальный контексты культуры толерантности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.

В модели также обозначены принципы формирования культуры толерантности иностранных студентов -преемственности, континуальности индивидуализации, субъектности, профессиональной направленности.

Преемственность - это опора на знания и представления иностранных студентов о культуре толерантности, умения и навыки межкультурного общения, с которыми они приезжают учиться, и дальнейшее их развитие на разных ступенях и уровнях образования.

Континуальность, как принцип развития культуры толерантности иностранных студентов, определяет непрерывность данного процесса в течение всего обучения будущих специалистов.

Индивидуализация развития культуры толерантности предполагает выбор форм, методов и средств взаимодействия с каждым иностранным студентом на основе его потребностей и интересов.

Субъектность. Принцип, отражающий активность и инициативность самого студента, его стремление к позитивным изменениям и к профессиональному совершенствованию.

Принцип профессиональной направленности означа-

ет рассмотрение культуры толерантности с позиций будущей профессиональной деятельности.

В структурно-функциональном блоке модели показаны структурные компоненты культуры толерантности иностранных студентов: когнитивный, ценностно-смысловой, операциональный, эмоционально-волевой; и критерии их оценки. В когнитивном компоненте - это знания, целостные представления о культуре толерантности, представления о нравах, обычаях, традициях различных стран. В ценностно-смысловом - ценностное отношение к особенностям различных культур, признание культурных своеобразий, норм, обычаев и т.д. разных народов. Операциональный компонент предполагает владение умениями и навыками общения и взаимодействия с представителями разных стран и народов, соблюдение социальных норм и требований толерантности в межкультурной среде. В рамках эмоционально-волевого компонента критериями выступают адаптивность, стрессоустойчивость личности, умение контролировать свои эмоции.

В технологическом блоке модели представлена программа формирования культуры толерантности иностранных студентов в образовательном процессе вуза, включающая в себя теоретический и практический блоки. В рамках теоретического блока усваиваются знания о толерантности как философской, социологической и психолого-педагогической проблеме, основы мировой культуры, представления о межкультурных различиях и т.д. Реализуется теоретический блок в основном в виде лекций, семинарских занятий и дискуссий. Лекции, как правило, носят проблемный характер.

Практический блок предполагает проведение тренинга «Формирование культуры толерантности», ведущей целью и прогнозируемым результатом которого является повышение уровня культуры толерантности иностранных студентов. В практическом блоке также предусмотрено проведение деловых и ролевых игр («Аплодисменты в кругу», «Взаимные презентации», «Найди пару», «Приветствие в парах», «Прорвись в круг»), групповая работа; используются методы проектов («Мое отношение к различиям культур», «От стереотипов к толерантности»), кейс-метод, ситуационный анализ («Развитие уверенности в ситуации неопределенности») и другие активные методы обучения, обуславливающие активную позицию студентов в образовательном процессе вуза. Средствами формирования культуры толерантности иностранных студентов являются электронные пособия, мультимедиа презентации, видео записи.

Модель формирования культуры толерантности иностранных студентов в вузе реализуется поэтапно в соответствии с выделенными блоками и обеспечивает динамику индивидуального уровня сформированности культуры толерантности иностранных студентов в вузе.

В модели также содержатся педагогические условия, при которых формирование культуры толерантности иностранных студентов осуществляется наиболее эффективно. Это:

- учет индивидуального уровня сформированности культуры толерантности иностранных студентов в вузе,

- знание иностранных языков; знание межкультурного компонента общения и взаимодействия;

-умение грамотно выходить из стрессовых ситуаций и разрешать конфликты;

- поддержка, сохранение и приумножение традиций культуры своей страны, уважение и принятие основ культуры других стран;

-субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов как основа формирования культуры толерантности иностранных студентов в вузе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, формирование культуры толерантности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах сегодня,

является одной из актуальных задач высшей школы. Разработанная модель и создание педагогических условий, способствующих ее реализации, могут служить теоретико-методологическим основанием организации данного процесса в любых образовательных учреждениях. Перспективами исследования может стать разработка инновационных форм и методов развития толерантности студентов во внеучебной деятельности, а также вопросы профессиональной подготовки преподавателя для проведения данной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дьякова М.Ю. Компромисс как стратегия толерантного общения. Тренинг делового общения для иностранных учащихся /Дьякова М.Ю. Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: 2006. 70 с.

2. Моисеева С.А. Воспитание межнациональной толерантности подрастающих поколений на Северном Кавказе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 156-159.

3. Рубан JI.C. Как разрешать конфликты и формировать толерантность: (учебное пособие) / Л.С. Рубан; Дипломатическая акад. МИД РФ [и др.] - М.: Academia, 2007. 368 с.

4. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74.

5. Блауберг И. В. Системный подход //Новая философская энциклопедия /И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин / Ин-т философии РАН. - 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.

6. Каган М.С. Философия культуры /М.С. Каган. -СПб.: ТОО ТК, Петрополис, 1996. - 416 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /

A.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

8. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы / В.В. Сериков. М., 1998. 229 с.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. - М., 2000. - 112 с.

10. Вербицкий А.А. Категория «контекст» в психологии и педагогике: монография /А.А. Вербицкий,

B.Г. Калашников. - М.: Логос, 2010. - 300 с.

11. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении/ Г.С. Кожухарь //Вопросы психологии, 2006. № 2. С. 3-12.

12. Никитина И.В. Практика толерантного взаимодействия в образовательной среде/ И.В. Никотина // Вестник Университета Российской академии образования. М., 2006. № 4 (34). С. 172-174.

13. Бухалова Н.А., Павлова О.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов-бакалавров на дисциплинах социально-гуманитарного цикла посредством бинарных занятий //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. №4. С. 18-20.

14. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб пособие /Е.Ю. Клепцова. М.: Академический Проект, 2004. - 176 с.

15. Михайлов М.Г. Формирование толерантной культуры подростка в процессе внеучебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук / М.Г. Михайлов. - Тамбов, 2006. - 267 с.

16. На пути к толерантному сознанию /отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

17. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, JI.A. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. - 172 с.

18. Ивлева Н.В. Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в Казахстане //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. №4. С. 18-20.

19. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. -189 с.

20. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика/ П.В. Степанов. М.: АПКиПРО, 2003. 84 с.

21. Толерантность /общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. -416 с.

22. Толерантность (введение в проблему) /С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.

23. King P. The problem of tolerance: Government and opposition. The London school of economics and political science. L.: Univ. of London, 1971. P. 172-207.

24. Yovel Y. Tolerance as grace and as right // La tolerance aujourd' huil: Analyses philosophiques/ Textes reunis et pres. R.- P. Droit. P.: UNESCO, 1993. P.113-125.

MODEL FOR BUILDING A CULTURE OF TOLERANCE FOR FOREIGN STUDENTS IN HIGH SCHOOL

© 2015

E.P. Komarova, doctor of pedagogical sciences, professor of department of foreign languages

and translation technologies

Voronezh State Technical University, Voronezh (Russia) H.A. Bashar, graduate student of intercultural communications

Voronezh University of High Technologies, Voronezh (Russia)

Abstract. The paper deals with possibilities of solving the most urgent and serious problems of forming cultural tolerance for international students and analyzes developed model of cultural tolerance for students in the educational process of the University. The model includes three blocks- the methodological, structural -and- functional and technological ones. In the methodological block there are: the purpose, methodological approaches (systemic, activity, cultural, student-centered, context), as well as the principles of cultural tolerance for foreign students - continuity, continuity of individualization, subjectivity, professional orientation. The structural and functional blocs of the model show the structural components of a cultural tolerance for foreign students: cognitive, value-semantic, oprerational, emotional and volitional; and the criteria for their evaluation. In the technological block of the model -a program for forming cultural tolerance for foreign students in the educational process of the University, including the theoretical (lectures, seminars, discussions) and practical blocks (training «Building a Culture of Tolerance", business and role-play, group work, project method case -method, situational analysis, etc. active learning methods) - are described. The processing of forming cultural tolerance for foreign students, electronic manuals, multimedia presentations, video recording - are presented. The paper analyzes the pedagogical conditions necessary for the effective formation of a cultural tolerance for foreign students.

Kea words: forming cultural tolerance, designing, pedagogical model, foreign university students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.