веденная в конце эксперимента подтвердила гипотезу, что в конце эксперимента по уровню сформированности УУД учащиеся экспериментальной группы превосходят учащихся контрольной группы.
По результатам экспериментальной деятельности можно сделать следующие выводы:
1. Методика обучения по модулю курса «Робототехника шаг за шагом», имеющему модульную структуру, позволяет мо-ниторить развитие универсальных учебных действий учащихся, в процессе изучения дисциплины.
2. Выделение критериев основных универсальных учебных действий при выполнении заданий в модулях курса «Робототех-
Библиографический список
ника шаг за шагом» является гибким инструментарием оценки степени развития УУД.
3. Интегрированная система обучения конструированию и программированию робототехнических систем является эффективным средством развития универсальных учебных действий.
4. Поставленный эксперимент подтвердил эффективность методики обучения робототехнике. В экспериментальной группе у учащихся уровень сформированности универсальных учебных действий существенно повысился, что говорит о динамике в их развитии. Также подтвержден факт формирования универсальных учебных действий, характерных для курса «Робототехника шаг за шагом».
1. Филиппов В.И. Организация занятий по робототехнике во внеурочной деятельности в основной школе. Информатика и образование. 2016; 6: 20 - 27.
2. Филиппов В.И. Модель универсального модульного курса «Робототехника шаг за шагом». Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва, 2016; Вып. 2.
3. Филиппов В.И., Шутикова М.И. Разработка модели и опыт организации внеурочной деятельности учащихся по направлению «образовательная робототехника» в условиях ФГОС ООО. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2016; Вып. 2: 783 - 797.
4. Бешенков С.А. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики: монография. Кемерово, 2010.
5. Кутейников А.А. Математические методы в психологии. Москва, 2013.
References
1. Filippov V.I. Organizaciya zanyatij po robototehnike vo vneurochnoj deyatel'nosti v osnovnoj shkole. Informatika i obrazovanie. 2016; 6: 20 - 27.
2. Filippov V.I. Model' universal'nogo modul'nogo kursa «Robototehnika shag za shagom». Konferencium ASOU. Sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva, 2016; Vyp. 2.
3. Filippov V.l., Shutikova M.I. Razrabotka modeli i opyt organizacii vneurochnoj deyatel'nosti uchaschihsya po napravleniyu "obrazovatel'naya robototehnika" v usloviyah FGOS OOO. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2016; Vyp. 2: 783 - 797.
4. Beshenkov S.A. Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij v obscheobrazovatel'nom kurse informatiki: monografiya. Kemerovo, 2010.
5. Kutejnikov A.A. Matematicheskie metody vpsihologii. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 27.11.16
УДК 378.048.2
Kholyavina Ye.Yu., postgraduate, Kaluga State University n.a. K. E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia),
E-mail: lena_leto_89@mail.ru
THE CONNECTION BETWEEN THE LEVEL OF TOLERANCE FORMATION AND PSYCHO-PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF FIRST YEAR STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article specifies the term "tolerance", "intercultural tolerance", presents some data of research of types and levels of tolerance in students of various nationalities and the training directions. In the article the problem of the development of tolerance is based on the psycho-pedagogical characteristics of the educational process. The model of developing tolerant traits of a person depends on the structure of pedagogical activity, the variability of the pedagogical process and the material, which is studied. The developed model is implemented in a specific educational process on special subjects, such as pedagogy, psychology, foreign languages. The article articulates criteria that reflect the efficiency of represented model. The better tolerant traits are formed, the higher the criteria of educational process is. The material presented in the paper leads to the conclusion that the formation of tolerance makes the educational process more effective.
Key words: tolerance, intercultural tolerance, psycho-pedagogical characteristics of educational process, model.
Е.Ю. Холявина, аспирант КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, E-mail: lena_leto_89@mail.ru
СВЯЗЬ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ С ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье раскрываются такие понятия как толерантность, межкультурная толерантность, приводятся исследования об уровнях и видах толерантности у студентов разных национальностей в процессе образования. В статье проблема формирования толерантных качеств личности основывается на психолого-педагогических характеристиках образовательного процесса. Модель формирования толерантных качеств личности зависит от структуры педагогической активности, вариативности педагогического процесса и изучаемого материала. Представленная модель разрабатывается в образовательном процессе по средством специальных предметов: педагогики, психологии, иностранных языков. В статье приводятся критерии, которые отражают эффективность представляемой модели. Чем лучше будут сформированы качества толерантной личности, тем эффективнее будет образовательный процесс. Материал, представленный в статье, ведёт к заключению, что формирование толерантных качеств личности делает образовательный процесс более эффективным.
Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, психолого-педагогические характеристики образовательного процесса, модель.
Понятие толерантность вошло в образовательный процесс высших учебных заведений сравнительно недавно. Однако оно является ключевой установкой демократического общества, без которого невозможно представить себе современный образовательный процесс, т. к. толерантность способствует преодолению разнообразных конфликтов: этнических, социальных, межличностных и т. д.
Основное требование, предъявляемое к толерантности в демократическом обществе - это « исповедание каждым гражданином, каждой общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих взглядов, которое в то же время предполагает уважительное отношение к аналогичному выбору других. Ведущей идеей является понимание нравов, воззрений, чувств, моделей поведения отличных от наших [1, с. 56].
Существуют множество определений толерантности, толкование которых зависит от той сферы, в которой идет изучение данного феномена.
В философский контексте толерантность понимается как признание права за другим человеком быть иным. Дж. Локк в своей работе уделил внимание на объяснение «инаковости» другого и толерантного к нему отношения [2].
М.Б. Хомяков подчеркивал, что существует два определения толерантности: «слабое» и «сильное». В слабом определении под толерантностью понимается любое ненасильственное, уважительное принятие Другого. В сильном определении толерантность представляет собой моральный идеал, духовную ценность, которой руководствуется человек по отношению к Другому. М.Б. Хомяков полагал, что человека можно назвать толерантным, если он отказывается силой воздействовать на то, что идет в разрез его убеждениям или идеалам. Данный отказ признается морально верным [3].
По мнению В.А. Лекторского, есть четыре возможные трактовки толерантности:
«1) толерантность как безразличие;
2) толерантность как невозможность взаимопонимания;
3) толерантность как снисхождение;
4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог» [4]. По мнению В.А. Лекторского, только последний вид толерантности может привести к конструктивному диалогу.
Характерной особенностью русско-философского представления толерантности (Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев) является осознание того, что каждый народ самобытен. Толерантность с точки зрения российского общества связана прежде всего с чувством безопасности, сохранения себя при уважении другого.
Политологи видят в толерантности способность государства и общества в целом уважать и прислушиваться к мнению других, адекватно относиться к точке зрения, которая расходится с мнениями видных политических деятелей данного государства
С психологической точки зрения, толерантность связана с такими понятиями, как дружелюбность, спокойствие, создающие атмосферу психологического комфорта.
Видный психолог Г.У. Солдатова понимает под толерантностью «интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [5, с. 124].
С историко-эволюционной точки зрения толерантность выступает главным условием сохранения различных наций, конфессий. Ярким представителем этой точки зрения выступал А.Г. Асмолов. По его мнению, толерантность является главным источником мирового движения и развития мирового общества.
С точки зрения социологии толерантность выступает основополагающим принципом социальных отношений в обществе. Как полагает Н.М. Лебедева «Конечная цель толерантности в отношениях - объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных тенденций в сфере межнациональных отношений посредством восприятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных, ценностных явлений» [б, с. 94].
В педагогике толерантность понимается как уважение и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм,
верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения [7, с. 5].
Таким образом, существует множество определений толерантности, но в рамках нашего исследования мы будем руководствовать в большей мере определениями толерантности с точки зрения педагогики и психологии.
Толерантность должная выступать как основа взаимодействия студентов, т.к. без нее невозможно представить ни качественно построенный образовательный процесс, ни здоровый психологический климат взаимодействия обучаемых в образовательном процессе.
Вопросами толерантного взаимодействия студентов в ходе учебно-воспитательной деятельности занимались многие ученые: Б.С. Гершунский, В.И. Солдатова, П.Ф. Комогоров. Однако взаимоотношения студентам, которые относятся к разным этническим группам изучены не в полной мере.
Целью статьи является изучение взаимосвязи уровня развития толерантности в студенческих группах с психолого-педагогическими характеристиками образовательного процесса.
Исследователи по-разному подходят к проблеме определения педагогического процесса.
Так, П.Ф. Каптерев включает в педагогический процесс две основные характерные черты: «систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности» [8, с. 76].
По мнению Ю.К. Бабанского «педагогический процесс есть саморазвивающее взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на достижение заданной цели, приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности» [9, с. 154]. Этим определением мы будем руководствоваться в своей работе.
И.П. Подласый выделяет следующие компоненты образовательного процесса:
- целевой компонент включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности;
- содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в конкретную задачу;
- деятельностный компонент включает взаимодействие педагогов и обучаемых;
- результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует сдвиги в соответствии с поставленной целью.
И.П. Подласый считает, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного [10].
В соответствии с этими критериями к эффективности педагогического процесса мы относим:
- качество содержания образовательного процесса,
- критерий образовательных технологий.
Критерий качества образования характеризуется целым рядом показателей, которые группируются по уровням содержания образования: инвариантный, вариантный и личностный.
Инвариантный уровень можно охарактеризовать степенью фундаментальности образования, интегративностью, деятель-ностным характером.
Вариативный уровень характеризуется таким показателями как вариативность, непрерывность содержания.
Личностный уровень определяется степенью включенности личности в образовательный процесс.
Кроме того оценке должна подвергаться мотивационно -целевая, информационно-аналитическая, планово-прогностическая оценочно-результативная деятельность, а также психологические условия протекания педагогического процесса.
Обобщая выше сказанное, мы пришли к выводу, что чем больше уровень сформированности толерантности в данной группе, тем эффективнее должен проходить педагогический процесс и более высокими должны быть показатели усвоения содержания образовательных программ.
Формирование толерантности, по нашему мнению, будет проходить наиболее эффективно на основе разработанной нами модели формирования толерантных качеств личности, которая включает в себя три этапа:
1 этап - подготовительный. Он включает в себя отбор и структурирование содержания психолого-педагогических дисциплин, иностранного языка, этики и т. д. На этом этапе целесообразно поднимать такие проблемы как формирования этнического самосознания личности, культуры межнациональных отноше-
ний, толерантности, проблемы национализма и экстремизма и др.
На данном этапе определяется уровень знаний студентов о проблеме толерантности, отношениях между студентами, принадлежащих к различным национальностям. Необходимо сформировать мотивацию к более глубокому изучению данного вопроса. На этом этапе мы проводим анкетирование студентов, результаты которых будут являться основанием для разработки дальнейшей работы по формированию толерантных качеств личности.
2 этап - прикладной. Целью данного тапа является формирование теоретических знаний о толерантности и практических умений о проблеме. Для реализации поставленной цели лучше всего использовать метод тренингов, технологию критического мышления. Такое обучение активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет привлечь собственный опыт к обсуждению и решению различных проблем, позволяет выработать новый взгляд, на казалось бы, уже привычные вещи и понятия.
3 этап - оценочно-рефлексивный, предполагает формирование у студентов готовности к осуществлению и проявлению правильной модели поведения в различных жизненных ситуациях. Студенты учатся анализировать и выстраивать определенную последовательность действий, приобретенных в процессе обучение в специально моделируемых ситуациях - тренингах.
Таким образом, формирование межкультурной толерантности должно стать одним из важнейших показателей готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, которая подразумевает активное взаимодействие с представителями различных культур.
Применяя данную модель на практике, мы получили следующие результаты.
Для выявления национального состава студентов 1 курсов педагогических специальностей нами было проведено анкетирование, в котором участвовало 127 студентов 1 курсов. Из них 97 человек (76,3%) - русские, 12 человек (9,4%) - украинцы, 5 человек (3,9%) - армяне, 6 человек (4,75) - белорусы, 4 человека (3,1%) - азербайджанцев, 2 человека (1,5%) - узбеки, 1 человек (0,7%) татарин. На основании полученных данных, мы пришли к выводу о том, что исследуемы студенческие группы являются поликультурными с преобладающим количеством студентов русской национальности.
На следующем этапе нашего исследования нами проводилась социометрическая техника Дж. Морено, имеющая своей целью выявление уровня развития межличностных отношений между студентами различных национальностей [11].
Анализ полученных данных показал, что в группах «непринятые» и «отвергнутые» в основном вошли иностранные граждане 74% и 81% соответственно от общего числа лиц вошедших в эти группы. Основными причинами нежелания общаться с представителями других наций явились отличность мировоззрения, необычность отдельных культурных традиций или обычаев, не понимание представителями других национальностей русского уклада, не соблюдение «русских» правил.
Наличие группировок внутри групп по принципу «русский -иностранный» не способствовали созданию благоприятного психологического климата в группе. Мы провели исследование уровня конфликтности в группах, где среди студентов есть пред-
Библиографический список
ставители других наций на основе опросника Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) [12]. Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне конфликтности:
- Соперничество - 46%
- Избегание - 25%
- Компромисс - 17%
- Сотрудничество - 12%
Данные показатели отрицательно сказываются на общей успеваемости студентов, т.к. качество знаний, где присутствую иностранные граждане ниже. Чем в группах, где учатся только русские. Причина этого кроется в отсутствии желания взаимодействовать, оказывать помощь. У студентов наблюдается отсутствие модели взаимодействия с представителями других наций, нет схемы совместного решения учебных задач. Все это приводит к многочисленным проблемам не только на уровне общения и взаимодействия студентов, но и степени усвоения учебной информацией.
В рамках эксперимента мы поделили студентов на 2 группы: экспериментальную и контрольную группу.
В контрольной группе не проводилась систематическая работа по формированию качеств толерантной личности. Процесс приобретения знаний о толерантной модели поведения носил спонтанный характер.
В экспериментальной группе работа по формированию толерантности проводилась на основе разработанной нами модели формирования толерантного поведения в течение 2015 -2016 учебного года.
В мае - июне 2016 в контрольной и экспериментальной группе нами были повторно использованы опросники К. Томаса и Дж. Морено. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводам, что в контрольной группе показатели почти не изменились. Так в группах «отвергнутые» и «непринятые» по-прежнему остались студенты, принадлежащие к другой национальности. В то время как в экспериментальной группе в этих группах не осталось иностранных студентов.
Общий уровень конфликтности в контрольной группе изменился не значительно:
- Соперничество - 40%
- Избегание - 21%
- Компромисс - 21%
- Сотрудничество - 18%.
В экспериментальной группе можно говорить о значительном снижении конфликтности в общении и преобладании модели сотрудничества и компромисса:
- Соперничество - 11%
- Избегание - 17%
- Компромисс - 35%
- Сотрудничество - 37%
Качество знаний студентов экспериментальной группы (37%) возросло по сравнению с качеством знаний контрольной группы (55%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная нами модель поведения оказывает положительное влияние на улучшение психологического климата в группах, повышает сотрудничество и взаимовыручку студентов в ходе решения учебных задач. А также повышает уровень знаний студентов не только о чужой культуре, но и о своей собственной. Данную модель можно использовать в учебных заведениях любого профиля.
1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Москва: Академический Проект, 2004.
2. Локк Дж. Сочинения. Собрание сочинений: в 4 т. Москва: Мысль, 1988; Т. 3: 409 - 458.
3. Хомяков М.Б. Проблема толерантности и христианская философия раннего средневековья. Толерантность. Материалы Летней школы молодых ученых. Екатеринбург, 2001; Ч. 2: 333 - 406.
4. Лекторский В.А. Толерантность как философская проблема. Образовательная политика. 2011; 2: 50 - 53.
5. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Москва: Смысл, 1998.
6. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. Монография. Москва: РУДН, 2009.
7. Асмолова А.Г. Толерантность от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. Москва, 2000: 5 - 7.
8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под редакцией А.М. Арсеньева. Москва: Педагогика, 1982.
9. Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. Москва: Просвещение, 1983.
10. Подласый. И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3. Теория и технологии воспитания. Учебник для студентов вузов. Москва: ВЛАДОС, 2007.
11. Морено Дж. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. Москва, 1990.
12. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. Москва: Владос, 1996.
References
1. Klepcova E.Yu. Psihologiya ipedagogika tolerantnosti. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2004.
2. Lokk Dzh. Sochineniya. Sobranie sochinenij: v 4 t. Moskva: Mysl', 1988; T. 3: 409 - 458.
3. Homyakov M.B. Problema tolerantnosti i hristianskaya filosofiya rannego srednevekov'ya. Tolerantnost'. Materialy Letnej shkoly molodyh uchenyh. Ekaterinburg, 2001; Ch. 2: 333 - 406.
4. Lektorskij V.A. Tolerantnost' kak filosofskaya problema. Obrazovatel'naya politika. 2011; 2: 50 - 53.
5. Soldatova G.U. Psihologiya mezh'etnicheskojnapryazhennosti. Moskva: Smysl, 1998.
6. Tatarko A.N., Lebedeva N.M. Social'nyjkapital: teoriya ipsihologicheskie issledovaniya. Monografiya. Moskva: RUDN, 2009.
7. Asmolova A.G. Tolerantnost' ot utopii k real'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu. Moskva, 2000: 5 - 7.
8. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Pod redakciej A.M. Arsen'eva. Moskva: Pedagogika, 1982.
9. Babanskij Yu.K. Pedagogika. Pod redakciej Yu.K. Babanskogo. Moskva: Prosveschenie, 1983.
10. Podlasyj. I.P. Pedagogika: v 3-h kn., kn. 3. Teoriya i tehnologii vospitaniya. Uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: VLADOS, 2007.
11. Moreno Dzh. Metodiki social'no-psihologicheskoj diagnostiki lichnostii gruppy. Moskva, 1990.
12. Malkina-Pyh I.G. Psihosomatika. Spravochnikprakticheskogo psihologa. Moskva: Vlados, 1996.
Статья поступила в редакцию 23.11.16
УДК 378
Chernenkova I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bryansk State Agricultural University (Bryansk, Russia),
E-mail: incher@bk.ru
THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING AND EDUCATION IN HIGHER EDUCATION SCHOOL" IN THE EDUCATION OF AGRICULTURE GRADUATE STUDENTS. In the article the researcher justifies the role and importance of the discipline "Methods of teaching and education in higher education school" in teaching graduate students to the agrarian specialization. It is indicated that a graduate student is not only a future scientist, but also a future teacher. Therefore, in addition to the scientific field it is necessary to comprehend the basics of postgraduate pedagogical skills. The work presents some analysis of the notions of professional, educational and methodical competence, their basics. It was determined that methodological competence is the main component of professional and pedagogical competence is understood as competence in the field of methods of formation of knowledge and skills among students.
Key words: professional competence, psychology and pedagogical competence, methodical competence.
И.И. Черненкова, канд. пед. наук, доц. Брянского государственного аграрного университета, г. Брянск,
E-mail: incher@bk.ru
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»
В ОБРАЗОВАНИИ АСПИРАНТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ
В статье обоснованы роль и значение учебной дисциплины «Методика преподавания и воспитания в высшей школе» при подготовке аспирантов аграрного профиля к преподавательской деятельности. Обосновывается идея о том, что аспирант -это не только будущий ученый, но и будущий преподаватель. Следовательно, помимо научной области ему необходимо постигать основы педагогического мастерства. Проведён анализ понятий профессиональной, педагогической и методической компетентности, их сущности. Определено, что методическая компетентность является главной составляющей профессиональной педагогической компетентности и понимается как компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у обучающихся.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность, методическая компетентность.
В настоящее время в рамках национальных проектов «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса» подготовка высококвалифицированных научных кадров для села составляет одну из важнейших задач государства. Решение данной задачи является целью аспирантуры как основного элемента послевузовского образования и подготовки научных и научно-педагогических кадров. Главной составляющей содержания обучения в аспирантуре, несомненно, является научно-исследовательская работа: формирование опыта выбора актуального научного направления, обоснования темы исследования, работы с литературой, организации и проведения эксперимента, получения и обработки данных, сравнительного анализа результатов исследования и их обобщения в виде выводов. Однако, аспирант - это не только будущий ученый, но и будущий преподаватель. Следовательно, помимо научной области аспиранту необходимо постигать основы педагогического мастерства. В связи с этим, вопрос эффективности профессиональной подготовки аспиранта - будущего преподавателя аграрного вуза приобретает особую актуальность. Профессиональная компетентность преподавателя, т.е. система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого [1], вот залог высокого качества образовательного процесса.
Вопросу профессиональной компетентности преподавателя посвящены исследования В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, Ф.В. Шарипо-ва и др. [1 - 5].
Так Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [3].
Н.В. Кузьмина [6] рассматривает профессиональную компетентность педагога как его осведомленность и авторитетность, как свойство личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, рассчитанные, в свою очередь, на формирование личности другого человека.
В работе Ф.В. Шарипова представлена структура профессиональной компетентности, состоящая из следующих элементов:
- специальные знания и умения в области преподаваемой науки (дисциплины);
- психолого-педагогическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- социально-организационная компетентность;
- креативная компетентность [1]. Кроме того автором, в этой же работе раскрывается сущность каждого элемента, в том числе и психолого-педагогической компетентности, представленной психологическими и педагогическими знаниями, умениями и способностями.
Однако, необходимо обратить внимание на тот, факт, что в должностных обязанностях профессорско-преподавательского состава выделены наряду с учебной и научно-исследовательской деятельностью также организационная, воспитательная и методическая. Причем из всего количества часов около 2/3 из них отводится на основные виды методической работы: учебно-методическую, научно-методическую и организационно-методическую. Из этого следует, что в структуре психолого-педагогической компетентности преподавателя высшей школы важное место занимает методическая компетентность.
Как составляющая профессиональной педагогической компетентности методическая компетентность выделяется в работах В.А. Адольфа, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной.