4. Kisel'nikov I.V. Po'etapnoe opisanie processa obucheniya matematicheskim ponyatiyam v sisteme obespecheniya kachestva obucheniya matematike. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya, Krasnodar: HORS, 2011: 173-177.
5. Ugrinovich N.D. Informatika iIKT. Uchebnik dlya 8 klassa. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2011.
6. Podhodova N.S. Realizaciya FGOS OO: novye resheniya v obuchenii matematike. Sankt-Peterburg, Arhangel'sk: KIRA, 2014.
Статья поступила в редакцию 15.12.15
УДК 378
Muskhadzhieva Т.А., senior teacher, Department of Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical
University (Grozny, Russia), Е-mail: [email protected]
INTERETHNIC TOLERANCE AS A PSYCHOLOGICAL CULTURE OF A PERSONALITY AS AN EDUCATIONAL AND MORAL-ETHICAL PROBLEM. The article focuses on one of the types of tolerance - ethnic tolerance, the basics of which is the recognition of all members of the society of different cultures, traditions, customs, attitudes, policies, etc. The basics of the culture of interethnic tolerance of an individual is studied as a psycho-pedagogical and moral-ethical issue. The author comes to a conclusion in research of inter-ethnic tolerance culture of psychologists it is assumed that their personality is not crushed from the outside. The tolerant culture of the psychologist is characterized by tolerance, but not permissiveness, by respect for others, along with love of national culture, to expand further on its environment, which, in turn, will make it more tolerable and acceptable to the existence of many cultures, nations, as the ethnic tolerance reserves the right to existence of other small ethnic groups and national minorities.
Key words: tolerance, ethnicity, inter-ethnic tolerance and inter-ethnic tolerance and culture.
Т.А. Мусхаджиева, ст. преп. каф. психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный
педагогический университет», г. Грозный, Е-mail: [email protected]
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Данная статья посвящена такой стороне толерантности, как межэтническая толерантность, суть которой заключается в признании всеми членами общества иных культур, традиций, обычаев, взглядов на политику и т. д. Раскрыта сущность межэтнической толерантной культуры личности как психолого-педагогической и нравственно-этической проблемы. Автор приходит к выводу, что межэтническая толерантная культура психолога предполагает то, что личность не подавляется извне. Толерантная культура психолога характеризуется терпимостью, но не вседозволенностью, уважением к окружающим, наряду с любовью к национальной культуре, будет дальше распространяться на окружающую его среду, что, в итоге, сделает её более терпимой к существованию многих культур, наций, поскольку этническая толерантность сохраняет право на существование национальных меньшинств, исповедующих иное миропонимание.
Ключевые слова: толерантность, этничность, межэтническая толерантность, межэтническая толерантная культура.
Проблема толерантности, межэтнической толерантной культуры личности в разное время занимала определённую позицию в философских, психолого-педагогических, политических и других гуманитарных исследованиях. Осознание будущим психологом взаимозависимости людей в полиэтническом социуме требует изменения сложившихся отношений. А именно - уважение законных прав другого человека, право быть иным, проповедовать свои взгляды, убеждения, принадлежать к иной культуре и т. д. Осознание гражданами важности сохранения разнообразия чеченской культуры, проживающих на её территории этносов и народностей (чеченцы, кумыки, терские казаки, ногайцы, татары и т. д.) и возможности дружно жить вместе, не нанося друг другу ущерба - это одна из актуальных проблем, которая демонстрирует толерантное общество, толерантную республику. Суть межэтнической толерантности заключается в признании всеми членами общества похожести и одновременно непохожести людей, их культур, традиций, обычаев, взглядов на политику и т. д.
Сосуществование с людьми других национальностей, других убеждений, имеющими иное миропонимание - это и есть межэтническая толерантность. Межэтническая толерантность -это активная позиция в помощи другому человеку и, в то же время, вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в полиэтнической, поликонфессиональной Чеченской республике. Межэтническая толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества, его стабильности и стабильности каждого гражданина, имеющего другие взгляды и установки на жизнь, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Межэтническая толерантность необходима любой стране, региону, области как форма сосуществования многообразия.
Сам термин «толерантность» с латинского tolerantia означает терпение. Известно, что самые первые проявления толерантности в истории человечества были связаны именно с урегулированием принадлежности индивидов к разным религиозным обществам, представляла собой веротерпимость. Сегодня представлен большой спектр осмысления данного термина и в науке, и в языковой практике. Толерантность, таким образом, предпо-
лагает терпимость, которую человек выражает по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Толерантность можно сравнить с милосердием и снисхождением, поскольку отдельные компоненты данного термина перекликаются между собой или совпадают по значению.
Важным аспектом толерантности является межэтническая толерантность. Этничность (с греч. 'народ') часто определяет идентичность группы людей, которая базируется на общем происхождении, на чувстве общинной коллективности. Этничность позволяет также анализировать и сопоставлять различные национальные явления, отслеживать социальные многообразия, которые часто не укладываются в понятную классификацию национальностей. Понятие «этничность» позволяет также отследить и понять появление новых этносов, узнать, что именно связывает определенную общность или группу людей одной национальности.
«Проблема формирования межэтнической толерантной культуры личности появилась с появлением проблемы межнациональных конфликтов и противоречий, которые стали сопровождать многие явления жизни в многонациональных государствах» [1]. Особенность межэтнических отношений и политика этнической толерантности строится больше не на основе терпения, а на принципе терпимости, взаимоуважения, взаимного интереса и открытости. Причём терпимость, в отличие от терпения, в том, что терпимость не предполагает самоущемления, саморастворения, включает в себя признание равенства всех, независимо от расы, социального статуса, национальности, религии. Здесь стоит развести понятия «межэтническая толерантность» и «межэтническая толерантная культура», которая гораздо глубже по содержанию и деятельностному фактору в полиэтнической образовательной среде [2].
Если межэтническая толерантность - это определённые межнациональные взаимоотношения между субъектами, представителями разных этносов, обоюдное положительное взаимодействие на равноправной основе и проявление терпимости, то межэтническая толерантная культура представляет собой
более глубокое понимание и осознание личностью межнациональных, межконфессиональных взаимоотношений, не пассивная «терпимость» по отношению к другим этносам, а активное заинтересованное, эмоционально прочувствованное, искреннее желание общаться, коммуницировать с другими культурами и, самое главное, знать, демонстрировать на практике проявление межнационального сближения. Таким образом, «межэтническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания» [3-5]. А межэтническая толерантная культура - это не просто инертная, бездействующая терпимость, а она предполагает активную позицию личности, проявление заинтересованного общения в практике межнациональных отношений, нежелание навязывать свою точку зрения.
Межэтническая толерантная культура личности проявляется в том, что она мирно сосуществует и контактирует с окружающими людьми любой национальности, любого этноса, её нравственные ценности и понятия часто совпадают с понятиями и ценностями людей других национальностей. Чувство межэтнической толерантности может заполнять группы и общества людей только в том случае, когда различные национальные группы и этносы поймут, что им необходимо пройти путь самосовершенствования, путь принятия других мыслей и убеждений, мировоззрения, только тогда чувство толерантности проникнет в жизнедеятельность людей. Межэтническая толерантность в обществе, где сильны демократические процессы, предполагает, что любая нация, любая народность и их культура имеют право на существование, развитие с сохранением своей оригинальности, своих национальных традиций и культуры. Оригинальность часто сохраняется даже в условиях миграции и народопереселения. Ин-тегрируясь в иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою специфику, особенность. В психолого-педагогических исследованиях этническая толерантность чаще рассматривается как каче-
Библиографический список
ство личности, способной успешно жить в поликультурном обществе, принимать его полиэтнические и поликонфессиональные традиции и культуры. Другую смысловую нагрузку несёт содержание термина «толерантность» в психологической литературе, где толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого», как «способность выносить стресс без серьезного вреда и т. д.»
Важным источником эффективного формирования межэтнической толерантной культуры психолога является педагогическое общение, взаимодействие, которое представляет собой разносторонний творческий процесс субъект-субъектного взаимоотношения педагогов и учащихся, в ходе которого осуществляется обмен не только информацией, но национальными ценностями различных культур, которым принадлежат субъекты учебно-воспитательного процесса. Эффективное профессиональное становление будущего психолога в современном поликультурном образовательном пространстве возможно только при наличии высокого уровня сформированной межэтнической толерантной культуры.
Итак, межэтническая толерантная культура психолога предполагает то, что личность с ее собственной системой ценностей не подавляется извне, даже в случае, если эта система ценностей является непохожей и стоит на другом миропонимании окружающего многонационального мира и явлений по отношению к господствующей культуре, национальности. Говоря о толерантной культуре психолога, нужно помнить, что всеобщий охват педагогической общественности терпимостью, но не вседозволенностью, уважением к окружающим, наряду с любовью к национальной культуре, будет дальше распространяться на окружающую его среду, что в итоге сделает её более терпимой и приемлемой для существования многих культур, наций, поскольку этническая толерантность сохраняет право на существование иных этнических малых групп и национальных меньшинств.
1. Новицкий И.Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа. Краснодар, 2011.
2. Алипханова Ф.Н., Омарова А.А. Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 12- 13.
3. Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38): 34-36.
4. Алипханова Ф.Н., Маллаева З.А. Соблюдение и реализация прав ребёнка в педагогической теории и практике. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 128-129.
5. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: монография. Москва: Академия, 2015.
References
1. Novickij I.Ya. Upravlenie 'etnopolitikoj Severnogo Kavkaza. Krasnodar, 2011.
2. Aliphanova F.N., Omarova A.A. Faktory vospitaniya internacional'nyh chuvstv v mnogonacional'nom kollektive. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 12- 13.
3. Aliphanova F.N., Magomedova P.K. Formy i napravleniya vospitatel'noj raboty pedagogicheskogo vuza v vospitanii patriotizma studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38): 34-36.
4. Aliphanova F.N., Mallaeva Z.A. Soblyudenie i realizaciya prav rebenka v pedagogicheskoj teorii i praktike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 128-129.
5. Berezhnova L.N. 'Etnopedagogika: monografiya. Moskva: Akademiya, 2015.
Статья поступила в редакцию 20.11.15
УДК 371
Slepkina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF IMAGINATIVE PERCEPTION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PLASTIC INTONATION. The article discusses the basic psychological and pedagogical position of interaction of imaginative perception with the plastic intonation, making a special focus on its motional basis. The contents of the concepts of "image", "perception" and "imaginative perception" are studied. The research substantiates the idea that plastic intonation is the best view of musical activities, aimed at enhancing the image perception by senior preschool children. The work has an interdisciplinary character and is written in a close like to general pedagogy, psychology, music theory, psychology and music education. The paper clarifies the specifics of figurative perception of preschool children in musical and plastic activities.
Key words: image, imaginative perception, intonation, plastic intonation, intonation comprehension of music.
Ю.В. Слепкина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]