6. Осипова И.В., Тарасюк О.В, Старкова А.М. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: методическое пособие для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. Екатеринбург, 2013
7. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов. Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. 2014; 1 (39): 112 - 125.
References
1. Ivancov E.A. Samostoyatel'naya rabota v sovremennom obrazovatel'nom processe. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschestva: sbornik materialov II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
2. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota obuchayuschihsya na urokah. Moskva, 1961.
3. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva, 1948 - 1952; Tom 2.
4. Ivancov E.A., Shevchenko G.I. Sposoby organizacii samostoyatel'noj raboty. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschestva: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
5. Shevchenko G.I., Ivancov E.A. IKT v upravlenii samostoyatel'noj rabotoj studentov. Infokommunikacionnye tehnologii vnauke, proizvodstve i obrazovanii (Infokom-6): sbornik nauchnyh trudov shestoj Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. 2014: 143 - 145.
6. Osipova I.V., Tarasyuk O.V, Starkova A.M. Proektirovanie ocenochnyh sredstv kompetentnostno-orientirovannyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm dlya realizaciiurovnevogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya organizatorov proektnyh rabot i professorsko- prepodavatel'skih kollektivov vuzov. Ekaterinburg, 2013
7. Poluyanov V.B., Perminova N.B. Processnyj podhod k upravleniyu vneauditornoj samostoyatel'noj rabotoj studentov. Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob'edineniya vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij Rossijskoj Federacii po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2014; 1 (39): 112 - 125.
Статья поступила в редакцию 08.12.15
УДК 378
Muskhadzhieva Т.А., senior teacher, Department of Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL COMPONENTS OF THE FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE CULTURE IN FUTURE PSYCHOLOGISTS.
The study examines a number of qualities and features of ethnic tolerant culture of future psychologist. Among the studied qualities the author pays attention to tolerance, mercy, leniency, morality, empathy and ability to conduct a dialogue. The author believes that the main features of ethnic tolerance culture of a psychologist is always to be open for a dialogue (talk), not to be afraid to compare his perspectives with another people's perspectives and another views. The article gives a detailed contents of structural components of development of ethnic tolerance culture in students, who learn to be psychologists (cognitive, empathy-based, needs-oriented, emotional, sensor-based). These components and indicators of a particular degree of the development of cultural tolerance of future psychologists give an opportunity to fully assess the professional education of students and the level of acquisition of multi-ethnic material.
Key words: structure, component, ethnic tolerance culture, tolerance, future psychologist.
Т.А. Мусхаджиева, ст. преп. каф. психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
В статье изучен ряд качеств и компонентов этнической толерантной культуры будущего психолога, среди них: терпимость, милосердие, снисхождение, нравственность, эмпатия, способность к диалогу и др. Автор считает, что главный признак и компонент этнической толерантной культуры будущего психолога - всегда открытый диалог, отсутствие боязни сравнить свою точку зрения с другой точкой зрения, с другим мнением. Подробно раскрыто содержание когнитивно-познавательного, эмпатийно-деятельностного, потребностно-коммуникативного и моционально-чувственного структурных компонентов сфор-мированности этнической толерантной культуры у будущего психолога. Выявленные компоненты и показатели сформиро-ванности межэтнической толерантной культуры будущего психолога дают возможность всецело оценить профессиональную подготовку будущего психолога и уровень усвоения им полиэтнического материала.
Ключевые слова: структура, компонент, этническая толерантная культура, толерантность, будущий психолог.
Потребность общества в толерантном психологе является архиважным, поскольку он уважительно относится к иным мнениям, взглядам, поведению других людей. Поэтому высшее профессиональное образование ставит перед педагогическими институтами задачу глубокого изучения и обобщения психолого-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантной культуры будущих психологов. Выявление структурных компонентов сформированности у будущего психолога этнической толерантной культуры важно в том аспекте, что её формирование предполагает развитие культуры как совокупности устойчивых компонентов, которые обеспечивают ее целостность.
Структурными компонентами этнической толерантности являются терпимость по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Главный признак и компонент этнической толерантной культуры будущего психолога - всегда открытый диалог, отсутствие боязни сравнить свою точку зрения с другой точкой зрения, с другим мнением. Для человека, обладающего этнической толерантностью, характерны такие компоненты - процессы познания и признания своих позиций, взглядов, но и познание мировоззрения и позиции других людей. Познавательный, когнитивный процесс в деле формирования этнической толерантности будущего психолога - это про-
цесс определения личностью определенной тактики поведения и диалога с людьми иной культуры, иных традиций, взглядов, мнений. Однако, взаимодействуя с людьми иной культуры и национальности, толерантная личность сохраняет свое собственное «Я».
По мнению Н.А. Асташовой, компонентами этнической толерантности и культуры являются «нравственность, нравственные истоки, проявление личности в умении активно воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения, суждения, иные культурные проявления, сотрудничество» [1, с. 33 - 34].
Одним из важных компонентов этнической толерантной культуры психолога, по мнению С.Р Мисифулина, это не только терпимое и уважительное отношение человека к многообразию социокультурных и этнических проявлений, но и способность человека к социальной адаптивности в многополярной культуре, его способность минимизировать межнациональные конфликтные ситуации через осознание и восприятие другой точки зрения» [2].
Итак, согласно проведённому анализу состава структурных компонентов этнической толерантности, этнической толерантной культуры личности будущего психолога, можно сделать вывод, что представленные структурные компоненты у разных авторов, учёные сходятся во мнении, что данное понятие
должны составлять следующие компоненты: терпимость, милосердие, снисхождение, «выдержанность», нравственность, эмпатия, способность к диалогу познание и признание других взглядов, другого мировоззрения; право человека на действительный мультикультуризм, знание правил цивилизационного компромисса и согласия между разными культурами; готовность к пониманию и принятию иных взглядов; умение и готовность личности принять других людей такими, какие они есть; миролюбие личности, человеколюбие уважительное отношение к другим культурам и ценностям; взаимный интерес и открытость, чувство свободы, сдержанность собственных эмоций и порывов, особенно негативных; способность минимизировать межнациональные конфликтные отношения и др. [3; 4]. При всём многообразии представленных качеств и компонентов этнической толерантной культуры будущего психолога, для полноты выполнения всех наделенных функций этнической толерантной культуры мы представляем следующие её структурные компоненты:
1. Когнитивно-познавательный компонент предполагает объём знаний о сущности понятий «толерантность», «толерантные ценности», «толерантное поведение», «толерантность и милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья независимо от их национальности или вероисповедания», «этнос», «национальные меньшинства», «полиэтнический социум», «поликультурность», «мультикультурность»; овладение студентом значимых знаний многокультурных правил цивилизационного компромисса и согласия между разными культурами национальных меньшинств, знание и интерес к культурным достижениям чеченского народа, национальных меньшинств, его редких, уникальных материальных и духовных ценностей; знания и представления студентов в области географии, истории, фольклоре, обычаях, искусстве, традиционных ремеслах национальных меньшинств, населяющих Чечню, их устройстве быта, народных играх, нормах и ценностях этносов, что влечёт за собой понимание и принятие специфики иных традиций и иных обычаев, иного языка; знания последствий интолерантного поведения к представителям иной национальности; умения разрешать конфликты и разногласия мирным путем; знание определенных тейпов и тукхумов, чеченского духовного эпоса, сохранившиеся уникальные исторические памятники на территории Чечни; знакомство с правилами института куначества, как традиционного института межэтнического сотрудничества и дружбы, содействующего упрочению социокультурных и исторических связей между всеми народами и др.
2. Эмпатийно-деятельностный компонент предполагает проявление терпимость по отношению к поведению человека
Библиографический список
другой национальности, другой конфессии, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Наряду с этим, толерантность - это и милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья, доброе участливое отношение к их проблемам, «сдержанность», предполагающая определенные нравственные пределы к достижению взаимного понимания, ориентация на общение с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья без силы и принуждения, а также наличие прочных практических навыков бытовой многонациональной жизни чеченского народа. Эмпатийно-деятельностный компонент предполагает также уважение прав другого человека, понимание и активное принятие важности сохранения многоразнообразия и возможность жить совместно, не нанося друг другу морального или физического ущерба.
3. Потребностно-коммуникативный компонент предполагает ценные мотивы толерантной деятельности, активную заинтересованность к изучению всего многообразия национальных культур, сознательную направленность студента на удовлетворение познавательной потребности в обладании иноязычных знаний народов, населяющих Чечню, потребность в межкультурной коммуникации; активное отношение к иным языкам - татарскому, ногайскому, кумыкскому, аварскому и т. д., языку и осознанность значимости владения чеченским языком; потребностно-комму-никативный компонент характеризует потребность у студента не только общаться с представителями его национальности, но и потребность в коммуникации с представителями национальных меньшинств, активное изучение в процессе коммуникации их особенностей и культуры.
4. Эмоционально-чувственный компонент отражает проявление студентами позитивных, положительных эмоций и чувств по отношению к людям других национальностей - проявление сочувствия, понимания того, что национальные меньшинства находятся вдали от своей этнической родины, проявление милосердия, чуткости, сострадания, отзывчивости, дружелюбности, эмоционально-чувственный компонент выражается в постижении студентами эмоционального состояния других людей, в сопереживании им, в способности объективно оценивать себя и других. Наряду с этим, данный компонент предполагает сформированное у студента здоровое любопытство, любознательность, любовь к изучению языков других национальностей.
Таким образом, выявленные компоненты и показатели сформированности межэтнической толерантной культуры будущего психолога дают возможность всецело оценить профессиональную подготовку будущего психолога и уровень усвоения им полиэтнического материала.
1. Асташова Н.А. Толерантность как условие самовыражения человеческой" индивидуальности. Толерантность в условиях социального и экологического кризиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2013: 33 - 34.
2. Мусифуллин С.Р Формирование толерантности студентов колледжа в процессе учебного диалога. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2007.
3. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014; 1: 113 - 117.
4. Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38) 34 - 36.
References
1. Astashova N.A. Tolerantnost' kak uslovie samovyrazheniya chelovecheskoj" individual'nosti. Tolerantnost' v usloviyah social'nogo i 'ekologicheskogo krizisa: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2013: 33 - 34.
2. Musifullin S.R. Formirovanie tolerantnosti studentov kolledzha v processe uchebnogo dialoga. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2007.
3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Hetagurova. Vladikavkaz, 2014; 1: 113 - 117.
4. Aliphanova F.N., Magomedova P.K. Formy i napravleniya vospitatel'noj raboty pedagogicheskogo vuza v vospitanii patriotizma studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38) 34 - 36.
Статья поступила в редакцию 22.09.15
УДК 377.354
Nikolaenko A.V., postgraduate, Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State
University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODEL OF WORK OF STAFF AT INDUSTRIES AS A SHAPING FACTOR OF A SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION. In the article the author uses the basics of a theory of images to define possible models of activity of a worker in manufacturing organizations. The author's understanding of the problem is based on three fundamental components: perception image, action image and purpose image. The results of the research include a proposed matrix of models for work. The author points at interdependence of the level of activation on the scope of the corresponding model. The author suggests using the matrix of models of activity of an industrial worker in the process of choosing methods of education for the subsequent introduction into the