2. Абдулатипов Р. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. Москва: Славянский диалог, 1999.
3. Шапинский В.А. Проблемы маргинальности в культуре. Ценности культуры и современная эпоха. Москва, 1990.
4. Белобородова А.Е. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2002.
5. Технология этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза. Под редакцией М.А. Якунчева. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2013.
References
1. Bahtin M.M. Chelovek vmire slova. Moskva: Znanie, 1995.
2. Abdulatipov R. Naciya inacionalizm: dobro izlo vnacional'nom voprose. Moskva: Slavyanskij dialog, 1999.
3. Shapinskij V.A. Problemy marginal'nosti v kul'ture. Cennostikul'tury isovremennaya 'epoha. Moskva, 1990.
4. Beloborodova A.E. Teoreticheskie osnovyipedagogicheskaya tehnologiya podgotovkistudentovuniversiteta kmirotvorcheskomu vospitaniyu Shkolnikov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2002.
5. Tehnologiya 'etnokul'turnoj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza. Pod redakciej M.A. Yakuncheva. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2013.
Статья поступила в редакцию 08.11.15
УДК 378.14
Shevchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Ivantsov E.A., postgraduate, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL WEB-QUESTS IN ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF OUT-OF-CLASSROOM WORK OF STUDENTS.
The article describes the main characteristics of independent work of students and how it ought to be organized in the modern educational process. The main attention is paid to conditions, which are told to be necessary for organization of independent work by the teacher, in order to activate the individual personality of students. The research focuses on organizational forms of the independent work, where, as the authors propose, information and communicational technologies (web-quests) as the most effective forms of learning activities of students are to be used. The out-of-classroom work should be organized in the way to make a student show interest in learning. The authors conclude that the efficiency of the independent work organization is based on consideration of all parts of the educational process, i.e. technical, methodical and other means of maintenance of the educational process, the level of preparedness of students and their readiness to do active cognitive activities.
Key words: independent work, information and communicational technologies, web-quest.
Г.И. Шевченко, канд. пед. наук, доц. каф. информатики, Северо-Кавказский федеральный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.А. Иванцов, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены основные характеристики самостоятельной работы, описаны способы её организации в современном образовательном процессе. Основное внимание уделено условиям, необходимым для организации преподавателем самостоятельной работы с целью раскрытия индивидуальной личности студентов. В статье делается акцент на организационных формах самостоятельной работы с использованием информационных и коммуникационных технологий (веб-квестов), как наиболее эффективных формах организации учебной деятельности студентов. Авторы приходят к выводу, что эффективность организации самостоятельной работы строится на основе учёта всех деталей образовательного процесса - доступных технических, методических и других средств сопровождения образовательного процесса, уровня подготовленности студентов, а также степени их готовности к активной познавательной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, информационные и коммуникационные технологии, веб-квест.
Актуальность организации самостоятельной работы бесспорна, так как невозможно передать многие навыки и умения от человека к человеку, пользуясь лишь традиционными формами организации образовательного процесса. Рассматривая современные подходы к понятию «самостоятельная работа», можно отметить, что в настоящий момент нет единого понимания данного термина, и смысл его трактуется по-разному от автора к автору [1]. Самостоятельная работа в настоящее время не является конечной целью. Стоит отметить, что рационально организованная самостоятельная образовательная деятельность студентов может стать инструментом борьбы современного педагога за прочные знания обучающихся. Она также способствует всестороннему развитию студента как личности, позволяя преподавателю реализовать индивидуальные стратегии их развития, что весьма актуально для современного этапа образования.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвя-щённой вопросам самостоятельной работы, позволяет выделить три основных направления её становления и развития - это практическое, познавательное и организационно-техническое. Рассмотрение первого направления берет свое начало в работах Я.А. Коменского. Его исследования направлены на решение организационно-практических вопросов вовлечения студентов в активную самостоятельную деятельность. Второе направление рассматривается в работах Б.П. Есипова, который описал в своих трудах задачи использования самостоятельной работы в образовательном процессе, её роль в развитии навыков обу-
чающихся, а также место самостоятельной работы среди существующих организационных форм занятий. Он подверг критике традиционные вербальные методы обучения студентов, считая их использование недостаточно эффективным при формировании навыков и умений у обучающихся [2, с. 65]. Вопросами третьего направления развития самостоятельной работы занимался К.Д. Ушинский. В своих трудах он рассматривал организационно-технический аспекты самостоятельной работы, выбирая самостоятельную деятельность обучающихся в качестве предмета исследования [3, с. 140].
В современной педагогической науке общий посыл трактования понятия «самостоятельная работа» можно определить так: это различные формы самостоятельной деятельности, с помощью которых студенты приобретают общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной необходимо уделять ей должное внимание, поскольку она является одним из неотъемлемых составных компонентов, современного образовательного процесса. Так, в учебных планах различных направлений подготовки, в рамках любой дисциплины отводится большое количество часов для самостоятельной работы студентов, которая при систематическом и планомерном проведении побуждает их к творческой деятельности, развитию различных компетенций, саморазвитию. При наращивании сложности и темпов самостоятельной работы растут и показатели об-ученности студентов.
При выборе видов самостоятельной работы, определения её объёма и содержания необходимо придерживаться следующих принципов: доступность и систематичность; связь теории с практикой; постепенность в нарастании трудностей; творческой активности; дифференцированного подхода к обучению.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в формулировке такой цели, которая вызывала бы у студента интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Переходя непосредственно к процессу управления самостоятельной работой, отметим возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) используемых в настоящее время для её организации [4; 5]:
- работа с информацией в сети - позволяет использовать веб-браузеры, информационно-поисковые и информационно-справочные системы, базы данных, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы;
- организация диалога в сети - предполагает использование электронной почты, блогов курсов, сайтов поддержки курсов, форумов, синхронных или отсроченных телеконференций;
- создание тематических веб-страниц и веб-квестов [6, с. 115].
ИКТ поддерживают работу с источниками сети Интернет для написания реферата, отчета, доклада, опорного конспекта, плана лекции и т. д.; анализа и оценивания существующих ЦОРов; написания курсовых работ, эссе и др.; анализа источников литературы по теме; подготовки к семинарским и практическим занятиям; выполнения заданий веб-квеста.
ИКТ обеспечивают диалог в сети, который предполагает обсуждение возможных трудностей при выполнении заданий в форме видеоконференции; участие в вебинарах со специалистами, преподавателями или одногруппниками; консультации студентов с преподавателями и другими членами образовательного процесса через видеоконференцию, форумы, чаты или электронную почту.
ИКТ могут быть использованы для создания веб-страниц и веб-квестов, повышающих мотивацию студентов к выполнению заданий в необычной привлекательной форме; веб-портфолио и размещению в нем выполненных рефератов и других личных работ студентов; рейтинга студенческих работ на сайтах поддержки курсов или блогов студенческих групп, поддерживающих здоровую конкуренцию среди студентов.
Остановимся более подробно на одной из перечисленных форм самостоятельной работы, на веб-квестах. Под веб-кве-стом будем понимать особым образом организованную гипертекстовую страницу или их комбинацию, содержащую разные виды исследовательской деятельности или различные задания, объединенные определенной тематикой. Веб-квест может содержать либо ссылки на страницы для его выполнения, либо предполагать самостоятельный поиск студентами необходимой информации. Основное назначение веб-квестов это повышение мотивации за счет подачи заданий в необычной, игровой форме, и рационального использования времени студентов и преподавателей, поскольку они доступны онлайн. Кроме того, веб-кве-сты, формируя необходимые компетенции, также способствуют развитию творческих способностей студентов.
По длительности выполнения веб-квесты делятся на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные квесты выполняются за два-три занятия. Основной их задачей является формирование компетенций в рамках конкретной темы. Задача же долгосрочных квестов заключается в формировании различных компетенций в рамках всей дисциплины. Такие веб-квесты могут быть рассчитаны на семестр или более. Они, как правило, содержат массу различных по виду и форме заданий, задействующих разнообразные типы творческой деятельности студента. После выполнения таких квестов студенты смогут великолепно ориентироваться в содержании дисциплины, проводить анализ основных проблем возникающих при её изучении, применять на практике
Библиографический список
отработанные навыки решения задач, а также самостоятельно разрабатывать типовые задания в рамках круга проблем, затрагивающих конкретные темы или дисциплину в целом [6, с. 63].
Веб-квесты могут быть групповыми или разрабатываться в формате индивидуальных заданий в рамках реализации персональной стратегии для каждого студента. В групповых квестах обычно участвуют до 5 - 6 человек, с традиционным распределением обязанностей. Как показала практика, максимально эффективный образовательный web-квест должен включать:
1. Введение, содержащее вступительную информацию, предполагаемый формат выполнения и сроки окончания работы над квестом.
2. Тело квеста - непосредственно разнообразные, жизненно интересные задания для выполнения.
3. Методические рекомендации - предполагаемые пути решения задач с примерами, инструкции сдачи отчетов или документации, список литературы или гиперссылок на ресурсы Интернет, способствующие выполнению квестов. Для экономии времени список может быть дополнен файлами или банком типовых задач с решениями, чтобы студенты при возникновении трудностей смогли сориентироваться в нужном направлении.
4. Примерный алгоритм выполнения всего квеста, с указанием контрольных точек.
5. Дополнительная информация - шаблоны заданий, аннотации к разделам и др.
6. Зона рефлексии - информация, подытоживающая выполненную работу с указаниями на компетенции, приобретаемые в процессе решения квеста.
По своей сути веб-квест может охватывать либо несколько тем, либо дисциплину в целом. Но опыт показывает, что наиболее эффективными являются междисциплинарные веб-квесты. К ним относятся такие формы как проектирование и создание тематических баз данных; моделирование физического пространства с помощью Интернет-технологий, перемещение по которому осуществляется благодаря использованию указателей и ссылок; создание интерактивных моделей различных объектов, использование нелинейных деревьев решений при взаимодействии с моделью [7, с. 125].
Одним из важных видов самостоятельной работы, как компонента развития и активизации деятельности студентов на сегодняшний день считается работа в составе студенческих научных сообществ.
В рамках такого сообщества студенты принимают участие в научно-исследовательских проектах, базовой формой выполнения которых являются ИКТ. Существует множество направлений работы современных студенческих научных сообществ, актуальными можно считать следующие:
- анализ рынка существующих программных продуктов, а также ИКТ применяемых в будущей профессиональной деятельности;
- изучение различных языков и средств программирования, вне учебных планов конкретных направлений подготовки;
- изучение и проектирование роботизированных систем;
- изучение инструментов веб-дизайна;
- анализ существующих мультимедиа технологий и их применение в профессиональной деятельности;
- участие в выполнении реальных проектов будущих работодателей.
В заключении стоит отметить, что самостоятельная работа должна быть организована таким образом, чтобы студент осознано и творчески её выполнял, проявляя при этом максимум заинтересованности и прилежности. Следует помнить, что эффективность организации самостоятельной работы строится на основе учета всех деталей образовательного процесса - доступных технических, методических и других средств сопровождения образовательного процесса, уровня подготовленности студентов, а также степени их готовности к активной познавательной деятельности.
1. Иванцов Е.А. Самостоятельная работа в современном образовательном процессе. Студенческая наука для развития информационного общества: сборник материалов II Всероссийской научно-технической конференции. Ставрополь, 2015.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках. Москва, 1961.
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Москва, 1948 - 1952; Том 2.
4. Иванцов Е.А., Шевченко Г.И. Способы организации самостоятельной работы. Студенческая наука для развития информационного общества: сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции. Ставрополь, 2015.
5. Шевченко Г.И., Иванцов Е.А. ИКТ в управлении самостоятельной работой студентов. Инфокоммуникационные технологии в науке, производстве и образовании (Инфоком-6): сборник научных трудов шестой Международной научно-технической конференции. 2014: 143 - 145.
6. Осипова И.В., Тарасюк О.В, Старкова А.М. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: методическое пособие для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. Екатеринбург, 2013
7. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов. Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. 2014; 1 (39): 112 - 125.
References
1. Ivancov E.A. Samostoyatel'naya rabota v sovremennom obrazovatel'nom processe. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschestva: sbornik materialov II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
2. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota obuchayuschihsya na urokah. Moskva, 1961.
3. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva, 1948 - 1952; Tom 2.
4. Ivancov E.A., Shevchenko G.I. Sposoby organizacii samostoyatel'noj raboty. Studencheskaya nauka dlya razvitiya informacionnogo obschestva: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol', 2015.
5. Shevchenko G.I., Ivancov E.A. IKT v upravlenii samostoyatel'noj rabotoj studentov. Infokommunikacionnye tehnologii vnauke, proizvodstve i obrazovanii (Infokom-6): sbornik nauchnyh trudov shestoj Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. 2014: 143 - 145.
6. Osipova I.V., Tarasyuk O.V, Starkova A.M. Proektirovanie ocenochnyh sredstv kompetentnostno-orientirovannyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm dlya realizaciiurovnevogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya organizatorov proektnyh rabot i professorsko- prepodavatel'skih kollektivov vuzov. Ekaterinburg, 2013
7. Poluyanov V.B., Perminova N.B. Processnyj podhod k upravleniyu vneauditornoj samostoyatel'noj rabotoj studentov. Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob'edineniya vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij Rossijskoj Federacii po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu. 2014; 1 (39): 112 - 125.
Статья поступила в редакцию 08.12.15
УДК 378
Muskhadzhieva Т.А., senior teacher, Department of Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL COMPONENTS OF THE FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE CULTURE IN FUTURE PSYCHOLOGISTS.
The study examines a number of qualities and features of ethnic tolerant culture of future psychologist. Among the studied qualities the author pays attention to tolerance, mercy, leniency, morality, empathy and ability to conduct a dialogue. The author believes that the main features of ethnic tolerance culture of a psychologist is always to be open for a dialogue (talk), not to be afraid to compare his perspectives with another people's perspectives and another views. The article gives a detailed contents of structural components of development of ethnic tolerance culture in students, who learn to be psychologists (cognitive, empathy-based, needs-oriented, emotional, sensor-based). These components and indicators of a particular degree of the development of cultural tolerance of future psychologists give an opportunity to fully assess the professional education of students and the level of acquisition of multi-ethnic material.
Key words: structure, component, ethnic tolerance culture, tolerance, future psychologist.
Т.А. Мусхаджиева, ст. преп. каф. психологии и дошкольной дефектологии, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
В статье изучен ряд качеств и компонентов этнической толерантной культуры будущего психолога, среди них: терпимость, милосердие, снисхождение, нравственность, эмпатия, способность к диалогу и др. Автор считает, что главный признак и компонент этнической толерантной культуры будущего психолога - всегда открытый диалог, отсутствие боязни сравнить свою точку зрения с другой точкой зрения, с другим мнением. Подробно раскрыто содержание когнитивно-познавательного, эмпатийно-деятельностного, потребностно-коммуникативного и моционально-чувственного структурных компонентов сфор-мированности этнической толерантной культуры у будущего психолога. Выявленные компоненты и показатели сформиро-ванности межэтнической толерантной культуры будущего психолога дают возможность всецело оценить профессиональную подготовку будущего психолога и уровень усвоения им полиэтнического материала.
Ключевые слова: структура, компонент, этническая толерантная культура, толерантность, будущий психолог.
Потребность общества в толерантном психологе является архиважным, поскольку он уважительно относится к иным мнениям, взглядам, поведению других людей. Поэтому высшее профессиональное образование ставит перед педагогическими институтами задачу глубокого изучения и обобщения психолого-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантной культуры будущих психологов. Выявление структурных компонентов сформированности у будущего психолога этнической толерантной культуры важно в том аспекте, что её формирование предполагает развитие культуры как совокупности устойчивых компонентов, которые обеспечивают ее целостность.
Структурными компонентами этнической толерантности являются терпимость по отношению к поведению другого человека, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Главный признак и компонент этнической толерантной культуры будущего психолога - всегда открытый диалог, отсутствие боязни сравнить свою точку зрения с другой точкой зрения, с другим мнением. Для человека, обладающего этнической толерантностью, характерны такие компоненты - процессы познания и признания своих позиций, взглядов, но и познание мировоззрения и позиции других людей. Познавательный, когнитивный процесс в деле формирования этнической толерантности будущего психолога - это про-
цесс определения личностью определенной тактики поведения и диалога с людьми иной культуры, иных традиций, взглядов, мнений. Однако, взаимодействуя с людьми иной культуры и национальности, толерантная личность сохраняет свое собственное «Я».
По мнению Н.А. Асташовой, компонентами этнической толерантности и культуры являются «нравственность, нравственные истоки, проявление личности в умении активно воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения, суждения, иные культурные проявления, сотрудничество» [1, с. 33 - 34].
Одним из важных компонентов этнической толерантной культуры психолога, по мнению С.Р Мисифулина, это не только терпимое и уважительное отношение человека к многообразию социокультурных и этнических проявлений, но и способность человека к социальной адаптивности в многополярной культуре, его способность минимизировать межнациональные конфликтные ситуации через осознание и восприятие другой точки зрения» [2].
Итак, согласно проведённому анализу состава структурных компонентов этнической толерантности, этнической толерантной культуры личности будущего психолога, можно сделать вывод, что представленные структурные компоненты у разных авторов, учёные сходятся во мнении, что данное понятие