7. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Ленингр. ун-та, 1992.
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва, 1990.
9. Маркова А.К. Психология труда учителя. Москва, 1993; Маркова А.К. Психология профессионализма. 1996.
10. Митина Л.М. Психология профессионального развития. Москва, 1998.
11. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12. Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя. Ленинград, 1976.
13. Сенько Ю.В. Эволюция предмета деятельности учителя. Педагогика. 2007; 2: 45 - 52.
14. Суртаева Н.Н. Трансформация педагогической профессии как инновационное явление в педагогическом образовании. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009; 2: 13 - 14.
15. Писарева С.А. Проблемы подготовки педагогических кадров с использованием возможностей сетевого взаимодействия (по материалам Всероссийского семинара-совещания заведующих педагогическими кафедрами). Universum: Вестник Герценовского университета. 2012; 3: 234 - 243.
16. Кандаурова А.В. Влияние изменений социального взаимодействия на педагогическую деятельность. Специфика педагогического образования в регионах России. 2012; 1: 40 - 42.
17. Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: науч.-метод. материалы для студ. вузов, обуч. по напр. «540600 (050700 Педагогика)». РГПУ. Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2008.
18. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности. Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицы-на, Ю.Б. Дроботенко и др.; под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: ЛИТЕРА, 2015.
19. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002.
20. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
21. Машаров И.М. Педагогические основы формирования профессиональной мотивации у преподавателей негосударственных вузов: монография. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России; СПбИВЭСЭП; Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2001.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya podgotovki po napravleniyu podgotovki 050100 pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepen') «bakalavr»). Moskva, 2009.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki). Moskva, 2014.
3. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2012.
4. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 295 g. Moskva «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013 - 2020 gody».
5. Professional'nyj standart: Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013 g. № 544n.
6. Programma «Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii». Analiticheskaya spravka o hode realizacii proekta (maj 2015 g.) Available at: http://docplayer.ru/25899178-Programma-modernizaciya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii-analiticheskaya-spravka-o-hode-realizacii-proekta.html
7. Ginecinskij V.I. Osnovy teoreticheskojpedagogiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Leningr. un-ta, 1992.
8. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva, 1990.
9. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya. Moskva, 1993; Markova A.K. Psihologiya professionalizma. 1996.
10. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya. Moskva, 1998.
11. Piskunova E.V. Sociokul'turnaya obuslovlennost' izmenenij professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2005.
12. Scherbakov A.I. Psihologiya truda i lichnosti uchitelya. Leningrad, 1976.
13. Sen'ko Yu.V. 'Evolyuciya predmeta deyatel'nosti uchitelya. Pedagogika. 2007; 2: 45 - 52.
14. Surtaeva N.N. Transformaciya pedagogicheskoj professii kak innovacionnoe yavlenie v pedagogicheskom obrazovanii. Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2009; 2: 13 - 14.
15. Pisareva S.A. Problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov s ispol'zovaniem vozmozhnostej setevogo vzaimodejstviya (po materialam Vserossijskogo seminara-soveschaniya zaveduyuschih pedagogicheskimi kafedrami). Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; 3: 234 - 243.
16. Kandaurova A.V. Vliyanie izmenenij social'nogo vzaimodejstviya na pedagogicheskuyu deyatel'nost'. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionah Rossii. 2012; 1: 40 - 42.
17. Chekaleva N.V. Pedagogicheskaya podgotovka buduschego uchitelya kprofessional'noj deyatel'nosti vsovremennojshkole: nauch.-metod. materialy dlya stud. vuzov, obuch. po napr. «540600 (050700 Pedagogika)». RGPU. Sankt-Peterburg: Knizhnyj Dom, 2008.
18. Izmeneniya v professional'noj deyatel'nosti pedagoga v kontekste novoj trudovoj real'nosti. N.V. Chekaleva, A.P. Tryapicyna, Yu.B. Drobotenko i dr.; pod obsch. red. N.V. Chekalevoj. Omsk: LITERA, 2015.
19. Ivanova S.P. Uchitel'XXI veka: noopsihologicheskij podhod k analizu professional'no-lichnostnoj gotovnosti k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pskov: PGPI im. S.M. Kirova, 2002.
20. Levites D.G. Shkola dlya professionalov, ili Sem' urokov dlya teh, kto uchit. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2001.
21. Masharov I.M. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya professional'noj motivacii u prepodavatelej negosudarstvennyh vuzov: monografiya. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii; SPbIV'ES'EP; Obschestvo «Znanie» Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti, 2001.
Статья поступила в редакцию 11.07.18
УДК 159.922.4:378.1
Spirilla T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Golovina S.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPING ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY: METHODICAL SUPPORT. The article studies a problem of development of the methodical support formation of ethnic tolerance based on the creation in the educational environment of the University of psychological and pedagogical conditions for the development of ethnic and cultural literacy of students. The paper highlights the techniques of how to form a tolerant consciousness and tolerant relations, an ability of interethnic interaction in everyday, educational and professional context. The results of empirical research suggested objectives and conditions of psychological and pedagogical activity to develop ethnic tolerance of students. The authors define the scientific approaches and the contents of the program of the development of ethnic tolerance, which can be used in the context of higher education. The program contains diagnostic support, including methods and criteria of formation of ethnic tolerance of students.
Key words: ethnic tolerance, ethnic identity, intercultural sensitivity, methodical support.
Т.А. Спирина, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
Е-mail: [email protected]
С.Г. Головина, канд. психол наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье раскрывается проблема разработки методического обеспечения формирования этнической толерантности студентов, основанного на создании в образовательной среде вуза психолого-педагогических условий для развития этнической и культурной грамотности обучающихся, формирования толерантного сознания и толерантных отношений, умении межэтнического взаимодействия в бытовом, учебном, а затем профессиональном контексте. По результатам эмпирического исследования предложены цели и условия психолого-педагогической деятельности по развитию этнической толерантности студентов. Авторами определены научные подходы и содержание программы формирования этнической толерантности, которые могут быть реализованы в контексте высшей школы. Разработанная программа содержит диагностическое сопровождение, включающее методы и критерии сформированности этнической толерантности студентов.
Ключевые слова: этническая толерантность, этническая идентичность, межкультурная сенситивность, методическое обеспечение.
Образовательное пространство современного российского вуза включает в себя целый спектр различных национальных групп, культурных ценностей и традиций, моделей и норм поведения. Важнейшим качеством, необходимым будущему специалисту для полноценного функционирования в поликультурном социуме, является этническая толерантность, способность выстраивать позитивный межкультурный диалог, демонстрировать этноэмпатию, взаимопонимание и взаимоуважение. В связи с этим важной задачей высшей школы является создание в образовательном процессе условия для позитивного взаимодействия представителей различных этнических групп, обеспечить их включение в единое образовательное сообщество, что позволит повысить качество образовательного процесса.
Проблема этнической толерантности в психологии нашла отражение в этнопсихологических и кросскультурных исследованиях А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, А.Е. Ермоленко, Д.В. Колесова, Ю.П. Малахова, Н.М. Лебедевой. Проблемы формирования толерантного сознания и толерантных отношений исследованы Е.Ю. Клепцовой, Л.Г. Почебут. Толерантность как условие профилактики межэтнических и межрелигиозных конфликтов изучена в работах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, В.И. Василенко, Л.В. Карпушиной, Т.А. Пейсахова и др.
Вместе с тем анализ состояния проблемы формирования этнической толерантности позволил выявить противоречие между:
- осознанием потребности в формировании у будущего специалиста этнической толерантности, способности выстраивать межкультурный диалог, демонстрировать этноэмпатию, необходимых для полноценного функционирования в поликультурном социуме, и недостаточной разработанностью методического обеспечения для формирования таких качеств. Это обусловило необходимость разработки программы формирования этнической толерантности студентов.
Психологические концепции толерантности характеризуются значительным разнообразием, разнородностью. Е.Ю. Клеп-цова определяет толерантность как свойство личности, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, поведения людей и проявляется в снижении сенситивно-сти к объекту за счет выдержки и самообладания [1]. Г.У. Солда-това рассматривает толерантность как психологическую устойчивость личности, систему позитивных установок, личностных и групповых ценностей [2]. Л.Г. Почебут трактует толерантность как нравственное качество, определяющее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии как к равно достойной личности; это способ отношения к неприятным или неприемлемым объектам, их допущение без применения насилия [3]. Вслед за Г.Л. Бардиер под толерантностью мы будем понимать способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия, сферами проявлений которых являются социальные отношения, социальное познание и социальное поведение [4].
Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко рассматривают этническую толерантность как явление социальной перцепции в ситуации наличия у воспринимающего (реципиента) позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной культуры [5]. В то время как этническая интолерантность представляет собой негативное воспри-
ятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии своей собственной.
С точки зрения социальной перцепции важнейшей характеристикой этнической толерантности является сенситивность. Р.П. Харт определял межкультурную сенситивность как тип мышления, который позволяет личности проявлять гибкость в общении, толерантность и чувствительность к межкультурным различиям [б]. Ю.А. Логашенко описывает данное понятие как способность индивида к перцептивной оценке, интерпретации и структурированию этнических особенностей людей для осуществления антиципационного (предвосхищающего) поведения [7].
В исследованиях Г.У. Солдатовой [2] и Т.Г. Стефаненко [5] установлена взаимосвязь между этнической толерантностью и этнической идентичностью: позитивная этническая идентичность, понимаемая авторами как норматив, определяет толерантное отношение и к собственной, и к другим этническим группам, создает условия для самостоятельного стабильного существования этнической группы и для продуктивного межкультурного взаимодействия. В то же время трансформации этнической идентичности по типу гипоидентичности и гиперидентичности влекут за собой изменения в межэтнических отношениях. Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, сопровождаются появлением различных форм этнической нетерпимости, усилением деструктивности в ситуациях полиэтнического взаимодействия.
Представляется важным отметить, что чрезмерно выраженная значимость этнической идентичности может привести и к обратному результату в процессе развития толерантности. Согласно результатам исследований, выраженная значимость этнической идентичности может привести к дифференциации общества по этническому и конфессиональному признаку, а затем и к этнической интолерантности. Таким образом, процессы этнической и конфессиональной дифференциации в зависимости от силы их интенсивности, выраженности, могут стать как основой этнической толерантности, так и интолерантности, привести к конфликтам и нетерпимости в обществе.
Студенческий возраст является сенситивным для развития основных социогенных потенций человека. В этот период продолжается формирование Я-концепции, самооценки, идентичности, в том числе этнической идентичности. Процесс формирования идентичности - это процесс выбора молодым человеком ценностей, убеждений, жизненных целей. Именно поэтому юношеский возраст так чувствителен к формированию толерантно-сти-интолерантности.
Образовательная среда вуза является социокультурным фактором развития толерантности, поэтому необходимо, чтобы в ней целенаправленно создавались условия для развития этнической и культурной грамотности обучающихся, т.е. достижение информированности обучающихся об особенностях истории и культуры представленных в обществе этнических групп; формирования межкультурной компетентности обучающихся, что выражается в умении понимать представителей различных этнических групп, взаимодействовать с ним в бытовом, учебном, а затем профессиональном контексте; осознания студентами взаимовлияния и взаимообогащения культур в совре-
менном мире, развития интегративных процессов в обществе; формирования толерантного сознания и толерантных отношений.
Диагностика этнической толерантности студентов первого курса Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Ката-нова (выборка составила 93 студента) показала, что межэтническая толерантность представлена в основном средним уровнем. Низкий уровень межкультурной толерантности выявлен у 35% студентов и лишь у 8% студентов диагностирован высокий уровень. Межконфессиональная толерантность на низком уровне представлена у 4%, на высоком - у 36% студентов.
Подавляющему большинству опрошенных (89%) свойственен уровень нормы проявления этнической идентичности в межэтнических отношениях, т.е. уважение языка и культуры своего и других народов, готовность иметь дело с представителем любого этноса, несмотря на национальные различия. Вместе с тем у 20,7% студентов были выявлены трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм). В исследовании установлено, что категория этничности для большей части респондентов (82,5%) не является актуальной в структуре «Я-концепции».
Исследование межкультурной сенситивности позволило в целом констатировать средний уровень ее развития у студентов, но при этом большая часть обследованных студентов (53%) характеризуются неготовностью принять факт межкультурных различий и важность их учета в межкультурном взаимодействии. В исследовании достоверно установлена связь межкультурной сенситивности и этнической идентичности.
Выявленные проблемы позволили нам определить цели и содержание программы формирования этнической толерантности студентов. Программа реализуется в процессе аудиторной и внеаудиторной работы со студентами: в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла, спецкурсов, воспитательной работы.
Программа направлена на решение следующих задач: формирование у студентов навыков позитивного межкультурного взаимодействия; противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости в образовательной среде; развитие межкультурной сензитивности; повышение межкультурной компетентности субъектов образовательного процесса; формирование позитивной этнической идентичности студентов.
Концептуальной основой разработанной нами программы являются положения теории личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской); идеи интеграции, означающей как сохранение некоторой культурной целостности группы, так и стремление стать неотъемлемой частью большего сообщества, приспособление к нему (Дж. Берри); положения теории межкультурной коммуникативной компетентности Л.Г. Почебут и концепция межэтнической напряжённости Г. Солдатовой.
Содержание программы включает следующие взаимосвязанные блоки:
1. Воспитание толерантного отношения к культурным различиям, развитие межкультурной сензитивности. Важным фактором воспитания толерантности являются этнокультурные знания - знания об обычаях, нормах, ценностях, особенностях поведения и общения между людьми, принадлежащими к разным культурам, об этнокультурном своеобразии регионов России, других стран. Дисциплины «Этнопсихология и этнопедаго-гика», «Социальная педагогика», «Социальная психология», а также спецкурсы «Педагогика толерантности», «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде» и др. обладают большими возможностями для изучения таких вопросов. Эффективными формами работы являются проблемные лекции и беседы, дискуссии, круглые столы по проблемам толерантности, анализ бытовых ситуаций межкультурного общения, предполагающие активную деятельностную позицию студентов в образовательном процессе, тренинги. Мы предлагаем использовать тренинги «Толерантность и межкультурная коммуникация», «Ассертивное поведение», «Эффективное взаимодействие», «Развитие коммуникативных и перцептивных навыков» включающих систему межкультурных ситуаций и упражнений, ролевые и деловые игры, интерактивное моделирование, биографическую рефлексию, психогимнастические упражнения и др. Общая цель тренинговой работы - создание условий для овладения опытом межкультурного взаимодействия, развитие способностей личности к идентификации культурных различий, чувствительности к нюансам общения в полиэтнической среде.
Показатели эффективности реализации направления: проявление терпимости по отношению к другим этносам, культурам, позитивное восприятие представителей различных этнических групп, потребность во взаимодействии с ними; уважительное отношение к представителям разных этносов, признание их прав и свобод; способность к эмпатии и рефлексии; умения межкультурного понимания; отношения открытости и внимания в полиэтнической группе.
2. Содействие межкультурному общению, преодоление, этнических стереотипов и предубеждений.
Этнические стереотипы и предубеждения задают установки на негативное восприятие представителей различных этносов, определяют характер контактов между ними. В связи с этим необходима помощь педагога и психолога в осознании влияния этнических стереотипов и предубеждений на собственное поведение, в их преобразовании; в развитии навыков рефлексии и саморегуляции своего поведения в межэтнических контактах; в формировании позитивного опыта толерантного общения и поведения в поликультурной среде. Формы реализации данного направления: различные формы совместной активности (спорт, театральные постановки, командные дебаты, КВН и др.); хореографические, музыкальные, театральные студии, кружки и клубы этнографической направленности; мастерские народного прикладного творчества; историко-этнографические группы студентов вузов. В процессе взаимодействия студентов преодолеваются предубеждения и предрассудки, происходит усвоение норм и ценностей поликультурного сообщества.
Важным условием формирования готовности к межкультурному сотрудничеству является применение на занятиях инновационных образовательных технологий. Включение в активную познавательную деятельность (дискуссию, «круглый стол», мозговой штурм, деловую игру, проблемную лекцию и др.) всех студентов независимо от этничности создаёт благоприятный психологический климат в группах со смешанным национальным составом. В то же время необходима и индивидуальная работа (консультации, беседы) психолога педагогов в конфликтных затруднительных ситуациях.
Показатели эффективности: умения и навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия с представителями различных культур, наций, конфессий; рефлексивная позиция, самоконтроль и самокоррекция в ситуациях межэтнического взаимодействия; демонстрирование в межкультурном диалоге тактичности, доброжелательности, стремления к сотрудничеству.
3. Содействие сохранению положительной этнической идентичности.
Содержание психолого-педагогической работы по данному направлению включает в себя: расширение представлений о своем и других этносах, знакомство с национальными реалиями, с этнопсихологическими особенностями народов, что помогает преодолеть межкультурные барьеры в общении, позволяет создать условия для конструктивного межкультурного общения в поликультурной среде. Важно обсуждение со студентами вопросов и ситуаций, связанных с историей развития разных народов; формированием национального самосознания и анализом его истоков; проявлением ксенофобии и этноцентризма (индивидуальных и коллективных, открытых и скрытых).
Важным условием поддержания позитивной этнической идентичности является создание в группах со смешанным национальным составом атмосферы межэтнического взаимопонимания и терпимости, где каждый, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, открыт на взаимодействие с другими, где недопустимы любые проявления ксенофобии, этноцентризма, где строго соблюдаются этические нормы поведения в межличностном общении.
Показатели эффективности: осознание своей национальной принадлежности, позитивное ценностное отношение к своему этносу, национальному языку культуре, положительная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях, чувство собственного достоинства, познавательная и социальная активность студентов.
Для проведения диагностики отобран следующий инструментарий: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова; Шкала межкультурной сенситивности (О.Е. Хухлаев, М.Ю. Чи-бисова); методика «Виды и компоненты толерантности - ин-толерантности» (ВИКТИ) (Г.Л. Бардиер); Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), проективная методика «Кросс-культурная и этническая толерантность-интоле-
рантность» (КЭТИ) (Г.Л. Бардиер), Тест Куна - Макпартленда «Кто Я?», авторская анкета. Методы математической обработки: описательная статистика, контент-анализ, корреляционный анализ Спирмена, вычисления проводились с помощью статистической программы SPSS Statistica v. 20.
Необходимыми психолого-педагогическими условиями, реализации программы формирования этнической толерантности студентов являются: включение в содержание аудиторных занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла, вопросов, связанных с формированием у будущих специалистов этното-лерантности; использование инновационных технологий; готовность преподавателей вузов к работе в полиэтнической группе, предполагающая высокий уровень этнической толерантности самого преподавателя, а также включающая его мотивационную и технологическую готовность; использование в работе со студен-
Библиографический список
тами тренингов, обеспечивающих овладения опытом межэтнического общения, развитие способностей личности к идентификации культурных различий, терпимости в общении; использование потенциала внеаудиторной деятельности в формировании у студентов этнической толерантности.
Реализация программы формирования этнической толерантности студентов будет способствовать формированию готовности студентов к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, к бесконфликтному сосуществования этнокультур; сохранению у личности позитивной этнической идентичности, пониманию других культур и этнокультур; формированию навыков конструктивного межкультурного взаимодействия; противодействию ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости в образовательной среде; повышению межкультурной компетентности субъектов образовательного процесса
1. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности, учебное пособие для слушателей системы дополнит. профес. пед. образования. Москва: Академический проект, 2004.
2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: монография. Москва: Смысл, 1998.
3. Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2012.
4. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук Санкт-Петербург, 2007.
5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: учебное пособие для студентов психол. специальностей. Москва: Привет, 2004.
6. Hart R.P., Carlson R.E., Eadie W.F. Attitudes toward communication and the assessment of rhetorical sensitivity. Communication Monographs, 1980; 47: 1 - 22.
7. Логашенко Ю.А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014; 11: 73 - 81.
References
1. Klepcova E.Yu. Psihologiya i pedagogika tolerantnosti: uchebnoe posobie dlya slushatelej sistemy dopolnit. profes. ped. obrazovaniya. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.
2. Soldatova G.U. Psihologiya mezh'etnicheskojnapryazhennosti: monografiya. Moskva: Smysl, 1998.
3. Pochebut L.G. Krosskul'turnaya i 'etnicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.
4. Bardier G.L. Social'naya psihologiya tolerantnosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk Sankt-Peterburg, 2007.
5. Lebedeva N.M., Luneva O.V., Stefanenko T.G. Trening 'etnicheskoj tolerantnosti dlya shkol'nikov: uchebnoe posobie dlya studentov psihol. special'nostej. Moskva: Privet, 2004.
6. Hart R.P., Carlson R.E., Eadie W.F. Attitudes toward communication and the assessment of rhetorical sensitivity. Communication Monographs, 1980; 47: 1 - 22.
7. Logashenko Yu.A. Chuvstvitel'nost' k kul'turnym razlichiyam u studentov s raznym opytom mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psihologiya. 2014; 11: 73 - 81.
Статья поступила в редакцию 12.07.18
УДК 378:001.891:057.875
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Strelkova A.E., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICITY OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION. The article reveals a problem of introducing a competence approach in educational organizations in new socio-cultural conditions. The task of the article is to reveal the features of how research competences form. The work is based on the analysis of modern approaches, the basics and contents of the process of forming the research competence in students are clarified. The article substantiates the conditions for interaction between the learner and the learner in the process of educational and cognitive activity, when solving the task. The functions of adaptation, education, upbringing, development, reflection are revealed, and the main directions that ensure the formation of the research competence of students in educational organizations are singled out. The most effective groups of methods are distinguished, such as: reflexive, game, training, activity. The stages are proved, the algorithm of research work and recommendations on motivation of trainees for educational and research activity are offered. In conclusion, the most effective types of work are identified and general conclusions are presented.
Key words: competence approach, research competence, federal educational standard, interaction between training and trainee, educational process, cognitive activity.
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
В.М. Зуев, канд., пед. наук., доц., Алтайский государственный институт культуры, г, Барнаул, E-mail: [email protected]
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Е. Стрелкова, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]