УДК 37.013(045)
Spirilla T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),
Е-mail: [email protected]
Mohova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F Katanov (Abakan, Russia),
Е-mail: [email protected]
STUDY OF PROBLEMS OF MIGRANT CHILDREN AS A CONDITION OF THEIR SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT. The
article presents results of a study of problems of migrant children in schools of the city of Abakan, the Republic of Khakassia. The research substantiates the need for diagnostics as condition for the use of technology of support for migrant children. The author defines criteria and indicators of social-pedagogical support in a polyethnic educational environment, reflecting the successful adaptation, ethnic identity, tolerant and intolerant attitude of school environment, school work in support of children. The obtained results, highlighted problems and difficulties make it possible to define tasks of social-pedagogical support of migrant children for their successful entry into the educational environment of a host society, development of intercultural experience, self-actualization and personal growth.
Key words: migrant children, social-pedagogical support, social adaptation, ethnic tolerance.
Т.А. Спирина, канд. пед. наук, доц, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
Е-mail: [email protected]
Л.А. Мохова, канд. пед. наук, доц, доц. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
Е-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ*
*Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-16-19005
В статье представлены результаты исследования проблем детей-мигрантов в школах г. Абакана Республики Хакасия. Обоснована необходимость диагностики как условия сопровождения детей-мигрантов, определены критерии и показатели социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в полиэтнической образовательной среде, отражающие успешность социальной адаптации, сформированность этнической идентичности, интолерантное отношение обучающихся мигрантов и школьного окружения, работу школы по сопровождению детей-мигрантов.
Полученные результаты, выделенные проблемы и трудности позволили определить задачи социально-педагогического сопровождения детей мигрантов, направленного на их успешное вхождение в образовательную среду принимающего общества, освоение опыта межкультурного взаимодействия, самоактуализацию и личностной рост.
Ключевые слова: дети-мигранты, социально-педагогическое сопровождение, социальная адаптация, этническая толерантность.
В современных условиях в связи с усилением миграционных процессов во всем мире, в том числе и в России, одной из актуальных проблем педагогической теории и практики стала проблема социокультурной адаптации и интеграции детей из семей мигрантов. Миграция изменяет ситуацию в образовательной сфере: растет количество детей мигрантов, подлежащих обучению, усиливается социальное неравенство в сфере образования, обостряются противоречия между детьми мигрантов и коренным (местным) населением (взрослым и детским) на этнической, религиозной и иной почве.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии существуют научные исследования и эффективные практические разработки в области социально-психологической и социально-педагогической адаптации и интеграции детей, подростков и молодёжи из семей мигрантов. Анализ литературных источников свидетельствует, что в тех странах, которые активно принимают мигрантов, накоплен значительный опыт интеграции детей мигрантов в местное сообщество. Наиболее значимых результатов в этих вопросах достигли в Германии, Франции, Голландии, США. Ценными для российской миграционной педагогики является ряд идей мультикультурализма Европейского союза, США, Канады: признание общечеловеческих ценностей; развитие национально-культурной идентичности; обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде; поддержка индивидуальности детей-мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития [1; 2; 3].
Исследования, посвящённые детям мигрантам, в России ещё не имеют значительных традиций, а результаты их недостаточно обобщены. В отечественной науке можно выделить несколько актуальных направлений изучения проблем детей мигрантов: исследования проблем адаптации и интеграции мигрантов в новой культурной среде (А.В. Макарчук, Г.У. Солда-това, Т.Г. Стефаненко, О.Е. Хухлаев и др.); сопровождения ребёнка в различных трудноразрешимых ситуациях (О.С. Газман, М.А. Галагузова, И.В. Дубровина, Л.Е. Никитин и др.); работы по изучению межкультурной коммуникации (Т.Г. Грушевицкая,
В.Д. Попков, А.П. Садохин и др.) и педагогической поддержки и социализации детей-мигрантов в инокультурной среде (Е.В. Бон-даревская, Т.В. Поштарева). Однако имеющиеся исследования раскрывают преимущественно социологические, этнокультурные, психолого-педагогические, языковые и, гораздо в меньшей степени, - социально-педагогические аспекты организации процессов поддержки и помощи детям-мигрантам в новых социокультурных условиях.
Анализ специальной литературы, состояния социокультурной ситуации и образовательной практики свидетельствуют, что в настоящее время существует ряд объективных противоречий, обусловливающих существование проблемы педагогической поддержки детей-мигрантов на региональном уровне: между декларируемыми отношениями к детям, независимо от их этнической принадлежности, как высшей ценности в обществе и реальным положением детей-мигрантов в регионе, конкретном образовательном учреждении; между объективной потребностью в создании поликультурного образовательного пространства, отражающего этнокультурный диалог и недостаточной разработанностью социально-педагогических технологий, обеспечивающих поддержку детей из семей мигрантов в новой образовательной среде и интеграцию в социум. Поэтому актуальной проблемой является разработка технологии социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурном и полиэтническом образовательном пространстве.
Тенденция усиления миграционных потоков затронула и Республику Хакасия. По данным миграционного ведомства в 2014 г. в республику прибыло 12 693 мигранта, а за десять месяцев 2015 г. - 13240 мигрантов из Ближнего зарубежья (Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, Армении). Приток детей из семей переселенцев изменяет этнический состав общеобразовательных школ. Согласно данным Управления образования города Абакана, на 1 сентября 2014-2015 учебного года в школах города обучалось 408 детей из семей мигрантов.
Решение задач создания для данной категории детей оптимальных условий проживания в новой среде, здорового лич-
ностного развития, адаптации и интеграции в общество требует обязательного изучения их особенностей, выявления проблем, которые у них возникают в процессе взаимодействия со сверстниками в школе.
Мониторинг социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов проводился на базе школ с наибольшей концентрацией детей-мигрантов - МБОУ СОШ № 2 и № 3 г. Абакана Республики Хакасия. Выборку детей-мигрантов составили представители узбекской, киргизской, таджикской, казахской, азербайджанской национальностей - в общей сложности 143 школьника (из них 36 мигрантов): 47 учащихся младших классов, 52 учащихся средней школы и 43 учащихся старших классов. Цели мониторинга: выявить уровень адаптированности детей-мигрантов к новой социальной среде, их отношение к своей этничности и степень этнической толерантности, возрастные трансформации исследуемых показателей; провести анализ состояния работы по социально-педагогическому сопровождению детей-мигрантов в школах г. Абакана.
Нами были определены следующие критерии и показатели социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурной и полиэтнической среде: социальная адаптация (эмоциональный комфорт, принятие себя, принятие других, социальная активность, включенность в совместную деятельность со сверстниками); этническая идентичность (осознание своей национальной принадлежности, позитивное ценностное отношение к своему этносу); толерантное отношение детей-мигрантов и школьного окружения (терпимость по отношению к другим этносам, культурам, позитивное восприятие группы сверстников и социально значимых взрослых, потребность во взаимодействии со сверстниками, умения строить гармоничные отношения); работа школы по созданию толерантной среды (осознание педагогами и администрацией необходимости работы, готовность педагогов к работе с учащимися-мигрантами, наличие специальных программ сопровождения, обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации).
В качестве диагностического инструментария были использованы: наблюдение, беседа (с социальными педагогами, учителями, школьными психологами); анкетирование, позволяющее выяснить сферу общения школьника, наличие дружеских связей, сферы интересов ребенка, а также комплекс методик, направленных на изучение адаптированности и уровня толерантности детей-мигрантов и школьного окружения: методика Н.И. Рожкова для изучения социализированности личности учащегося, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, опросник для измерения общих социальных установок Э. Френкель-Брунсвик, экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухла-ева, Л.А. Шайгеровой, методика У.А. Кухаревой «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения», методика «Типы этнической идентичности» (авторы Г.У Солдатова, С.В. Рыжова).
Социальная адаптация человека является условием и показателем его успешности. Она определяет возможности человека в освоении социокультурных и морально-нравственных норм поведения. Согласно опубликованным данным наибольшие трудности дети мигрантов испытывают с социальной адаптацией [4; 5].
Наше исследование показало, что подавляющее большинство обучающихся независимо от этничности успешно социализированы и адаптированы: они обладают адекватной самооценкой, уверенны в себе, достаточно активны. Следует отметить, что у учащихся из семей мигрантов показатели адаптации, эмоционального комфорта, принятия других и самого себя несколько ниже, чем у их российских сверстников. Выявлены следующие возрастные особенности социально-психологической адаптации. Наиболее адаптированной является возрастная группа младших школьников из семей мигрантов. Решающее значение, вероятно, имеет фактор возраста - младшие школьники, как правило, быстро социализируются и хорошо успевают в школе. Уровень адаптации учащихся 9 - 10 классов гораздо выше, чем у подростков; показатели самопринятия, эмоционального комфорта и интернальности у учащихся-мигрантов и местных учащихся находятся почти на одном уровне, что свидетельствует об удовлетворительном уровне адаптации.
Социальная адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности личности в процессе взаимодействия с социальной средой т. к. необходимо подчиняться определённым требованиям при установлении и налажи-
вании взаимоотношений с другими людьми, учитывать желания и стремления других [6]. Однако условием успешной адаптации человека является не только его умение приспособиться к новой системе социальных условий, но и позитивное толерантное отношение принимающего сообщества.
Толерантность признается сегодня актуальной проблемой и важнейшей ценностью сосуществования людей в мультикуль-турном и мультиэтническом обществе. При этом именно система образования обладает наибольшим потенциалом для развития толерантных отношений в обществе. Толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность активно взаимодействовать с внешней средой, недопущение конфронтации и развитие позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром [7]. Для нашего исследования важно определение этнической толерантности детей из семей мигрантов и их сверстников, т. е. способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, верованиям [8].
У детей-мигрантов младшего школьного возраста мы изучили наличие дружеских связей. Ответы школьников на вопросы «С кем из одноклассников ты общаешься больше всего / меньше всего?» свидетельствуют, что этническая принадлежность в младших классах никак не связана с выбором круга общения детей-мигрантов в школе. Вместе с тем настораживает факт, что на вопрос о важности при выборе друга его национальности 68,1% учащихся ответили «да». Таким образом, можно судить о возможности существования у учащихся уже в начальной школе «скрытой, потенциальной» предубеждённости в отношении представителей других этнических групп, в том числе и детей-мигрантов. Подтверждение этих предположений были получены при измерении общих социальных установок у детей (опросник Э. Френкель-Брунсвик). Опросник позволяет косвенным образом исследовать существующий у испытуемых уровень предубежденности в отношении других этнических групп. По мнению автора методики, чем с большим количеством приведённых утверждений выражает согласие ребёнок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам. В итоге было установлено, что 25% детей из семей мигрантов имеют предубеждённость в отношении других этнических групп, в то время среди их одноклассников этот показатель составляет только 3%.
Число негативно настроенных по отношению к другим этносам среди учащихся младших классов относительно невелико, однако, на наш взгляд, даже такие незначительные проявления требуют внимания педагогов. В младшем школьном возрасте способность к критическому осмыслению иных народов, негативные национальные стереотипы ещё не сформировались полностью, знания о своей идентичности фрагментарные, т. к. феномен этноидентичности активно формируется в подростковом возрасте [4]. Однако поскольку детство сензитивно к любым установкам, то уже в этом возрасте необходима целенаправленная работа по формированию толерантности в межкультурной коммуникации.
По результатам диагностики уровня этнической толерантности подростков было выявлено, что около трети обучающихся из семей мигрантов и их сверстников (в основном русских и хакасов) обладают низким уровнем этнотолерантности: проявляют признаки ксенофобии, склонны к этноэгоизму, этноизоляциониз-му и этнофанатизму. Что касается старшеклассников, то уровень этнической толерантности у них несколько выше, чем у подростков. Почти половина старшеклассников продемонстрировали средний уровень этнической толерантности.
Диагностика трансформаций этнического самосознания показала, что преобладающей для старших школьников является позитивная этническая идентичность по типу «нормы», т.е. положительное отношение как к своей, так и к другим этническим группам, высокий уровень толерантности, готовность к межэтническим контактам. Вместе с тем, для значительной части подростков характерны гиперидентичные установки: 16% опрошенных подростков-мигрантов отмечают напряжённость в общении с представителями других этносов, 11% относят себя к людям, которые чувствуют превосходство своего народа над другими, считают, что межнациональные браки разрушают народ, а настоящая дружба возможна только между людьми одной национальности. Достаточно высок этот показатель и у остальных учащихся (в основном русские и хакасы) - этноэгоистические и этноизоляционистские тенденций выявлены у 27% опрошенных.
Этнофанатизм, крайняя степень трансформации этнического самосознания, выявлены у 9% детей из семей мигрантов и 8% местных учащихся.
Таким образом было установлено, что уровень этнической толерантности подростков значительно ниже у старшеклассников. Гиперэтничные установки выявлены и у мигрантов, и у местных школьников. Эти различия обусловлены, на наш взгляд, несколькими факторами. Безусловно, имеет значение фактор возраста. Подростковый возраст - это период активного формирования этнической идентичности, национального самосознания [5]. В то же время подросткам свойственны негативизм, агрессивность, противоречивость, максимализм, что во многом обуславливает крайние проявления этнической нетерпимости -этноизоляционизм и этнофанатизм.
Необходимо выделить еще ряд факторов, влияющих на характер межэтнических отношений. Это местоположение школы (район), её статус, концепция, стиль управления и педагогического общения, наличие дополнительных программ работы с детьми мигрантов, условия образовательной среды. Было установлено, что в школах, где значительное внимание уделяется специальной работе с детьми-мигрантами, созданию толерантной образовательной среды, показатели адаптации и уровня толерантности учащихся существенно выше. Отмечается позитивное отношение детей мигрантов к школе, к классному коллективу, к личности учителя. Педагоги понимают важность помощи и поддержки данной категории детей. Проводится работа по социальной, культурной и языковой адаптации детей мигрантов в рамках направлений «Ребенок-мигрант в социокультурном пространстве», «Развитие социального доверия учащихся в условиях сотрудничества семьи и школы», предшкольной подготовки, дополнительных занятий по русскому языку для учащихся 5 - 8 классов, внеклассных и внешкольных мероприятий.
В школах, где специальной работы с детьми-мигрантами не проводится, показатели социально-психологической адаптации значительно ниже. Около половины учащихся-мигрантов проявили склонность к этноэгоизму, этноизоляционизму и этнофанатиз-му. Достаточно высок уровень негативного отношения к другим этническим группам и у местных учащихся (в основном русских и хакасов). Педагоги таких школ испытывают затруднения в работе с детьми-мигрантами, осознают необходимость социально-педагогического и психологического сопровождения данной катего-
Библиографический список
рии детей, однако методическое и технологическое обеспечение процесса сопровождения разработано недостаточно.
Изучение состояния работы в школах с невысокой концентрацией детей-мигрантов показало, что образовательные организации и педагоги недостаточно готовы к работе в поликультурном классе и школе, к созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию детей-мигрантов к новой образовательной и культурной среде; педагоги не видят проблем, не считают необходимым перестраивать свою работу с учетом поликультурного состава классов. В то время как предупреждение трудностей, которые могут появиться или уже появились, требует от педагогов применения различных социально-педагогических технологий, в том числе технологии социально-педагогического сопровождения.
По нашему мнению, современная школа, среда которой представляет собой спектр этносов и культур, безусловно должна учитывать фактор полиэтничности при организации учебной и воспитательной работы. Важно вовлечение в такую работу не только детей-мигрантов, но и местных учащихся, которые, как показали результаты исследования, тоже сталкиваются с проблемами в условиях полиэтничного класса и школы. Таким образом, решение проблем детей из семей мигрантов требует разработки и реализации технологии социально-педагогического сопровождения, направленной на успешное вхождение детей мигрантов в образовательную среду принимающего общества, освоение опыта межкультурного взаимодействия, самоактуализацию и личностной рост ребёнка. Обогащение опыта позитивного взаимодействия в поликультурной и полиэтнической среде будет способствовать сохранению позитивного отношения личности к своей этничности, пониманию и уважению других этно-культур, формированию таких качеств как открытость, доброжелательность, толерантность, позволит подготовить детей к жизни в многокультурном мире.
В рамках проводимого исследования были определены следующие задачи сопровождения детей-мигрантов в общеобразовательных школах г. Абакана Республики Хакасия: создание и защита толерантной поликультурной образовательной среды для ребенка; помощь и поддержка формирования у детей-мигрантов общероссийской идентичности; сохранение этнической идентичности, преодоление этноцентрических установок у детей-мигрантов.
1. Фэрнхэм А., Бочнер С. Современные проблемы личности. Психология длительного пребывания за рубежом (перевод И. Шолохова). Развитие личности. 2001; 2: 136 - 167.
2. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире. Москва, 2010.
3. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: монография. Под редакцией С.А. Расчетиной, В.Э. Зюсса. Санкт-Петербург: Издательство «Росток», 2010.
4. Солдатова Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
5. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. Москва: ИЭА РАН. 1993.
6. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. Москва: Вербум-М, 2003.
7. Бондаревская, Е.В., Гукаленко О.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании. Тирасполь, 2000.
8. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. Москва, 1999.
References
1. F'ernh'em A., Bochner S. Sovremennye problemy lichnosti. Psihologiya dlitel'nogo prebyvaniya za rubezhom (perevod I. Sholohova). Razvitie lichnosti. 2001; 2: 136 - 167.
2. Dzhurinskij A.N. Pedagogika vmnogonacional'nom mire. Moskva, 2010.
3. «Kul'turnyj shok» i social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie podrostkov za granicej. Teoriya i praktika: monografiya. Pod redakciej S.A. Raschetinoj, V.'E. Zyussa. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Rostok», 2010.
4. Soldatova G.U. Praktikum po psihodiagnostike i issledovaniyu tolerantnosti lichnosti. Moskva: MGU im. M.V. Lomonosova, 2003.
5. Lebedeva N.M. Social'naya psihologiya 'etnicheskih migracij. Moskva: I'EA RAN. 1993.
6. Bezyuleva G.V., Shelamova G.M. Tolerantnost': vzglyad, poisk, reshenie. Moskva: Verbum-M, 2003.
7. Bondarevskaya, E.V., Gukalenko O.V. Podgotovka uchitelya kosuschestvleniyupedagogicheskojpodderzhkidetej-migrantov v polikul'turnom obrazovanii. Tiraspol', 2000.
8. Krys'ko V.G. 'Etnopsihologicheskij slovar'. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 18.01.16
УДК 372.881.111.1
Tekeeva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Karachay-Circassian State University n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A POLYLINGUAL ENVIRONMENT. In the article a problem of polylingual education in bilingual and polycultural regions of the Russian Federation, based on principles of developing education, individualization, cultural dialogue, a principle of integrative approach, is presented. The model of educational process in teaching English should be built on