Научная статья на тему 'Социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов'

Социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-МИГРАНТЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / САМООТНОШЕНИЕ / ПОЛИЭТНИЧНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / MIGRANT CHILDREN / ETHNO-CULTURAL IDENTITY / MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT / SELF-ATTITUDE / MULTI-ETHNIC SCHOOL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT / SOCIAL ASPECT OF PERSONALITY DEVELOPMENT / MULTICULTURAL EDUCATION / PROGRAMS AND MODELS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Наталья Ивановна, Колодина Людмила Викторовна

В статье говорится о том, что в обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Проблемы образования и воспитания ребенка в полиэтнической среде актуальны сегодня во всем мире. В первую очередь это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. В статье говорится о том, что Краснодарский край традиционно считался регионом повышенной миграционной активности, в нем проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования. В статье рассмотрены результаты реализации комплексной программы социально-психологического сопровождения детей из семей мигрантов, направленной на преодоление кризисных социально-психологических проблем, развитие навыков уверенного поведения, адекватной самооценки, самоотношения, принятия себя, позитивное социальное становление личности. Исследование показало необходимость разработки программы и модели поликультурного образования как для полиэтничных школ, где представители различных культур находятся в постоянном непосредственном взаимодействии и которых во всем мире становится все больше, так и для относительно культурно-гомогенных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Наталья Ивановна, Колодина Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN FROM IMMIGRANT FAMILIES

The article states that in our society there is a trend towards inter-ethnic segregation, isolation, often turning into uncompromising attitude and ethnic intolerance. A special attention to the development of culture of inter-ethnic interactions and harmonization of ethnic relations at the modern stage is explained by the need to maintain the strength of the nation. The problems of education and upbringing of a child in a multi-ethnic environment today are relevant all over the world. This is primarily due to the growth of the importance of ethnic identity in the conditions of the internationalization of the socioeconomic and political aspects of life. The article says that Krasnodar region is traditionally considered a region of increased migration activity, it is home to about 126 various ethnic groups, the proportion of migrants in the population has increased in the last decade. Problems of interaction between migrants and the local population exist and tend to exacerbate, having the character of inter-ethnic tensions and conflicts. And this attitude towards migrants is transmitted to schools, affecting children of immigrants that cannot but affect their schooling and their attitudes towards post-secondary education. The article describes the results of a comprehensive program of socio-psychological support for children from immigrant families that aimed at overcoming the crisis of social and psychological problems, development of confident behavior skills, selfesteem, self-attitude, self-acceptance, positive social personality development. This study demonstrates the need to develop programs and models of multicultural education for multi-ethnic schools where different cultures are in constant direct interaction and the number of which is increasing worldwide as well as for a relatively culturally homogeneous schools.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов»

УДК 159.99

КОВАЛЕВА Наталья Ивановна,

филиал Кубанского государственного университета в г

.Славянске-на-Кубани,

г. Славянск-на-Кубани, Россия

коуа!еуа nata71@mail.ru

КОЛОДИНА Людмила Викторовна,

филиал Кубанского государственного университета в г

.Славянске-на-Кубани,

г. Славянск-на-Кубани, Россия

luda925@.vandex. ги

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

В статье говорится о том, что в обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Проблемы образования и воспитания ребенка в полиэтнической среде актуальны сегодня во всем мире. В первую очередь это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. В статье говорится о том, что Краснодарский край традиционно считался регионом повышенной миграционной активности, в нем проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования. В статье рассмотрены результаты реализации комплексной программы социально-психологического сопровождения детей из семей мигрантов, направленной на преодоление кризисных социально-психологических проблем, развитие навыков уверенного поведения, адекватной самооценки, самоотношения, принятия себя, позитивное социальное становление личности. Исследование показало необходимость разработки программы и модели поликультурного образования как для полиэт-ничных школ, где представители различных культур находятся в постоянном непосредственном взаимодействии и которых во всем мире становится все больше, так и для относительно культурно-гомогенных школ.

Ключевые слова: дети-мигранты, этнокультурная идентичность, полиэтническая среда, самоотношение, поли-этничная школа, социально-психологическое сопровождение, социальное становление личности, поликультурное образование, программы и модели образования

Natalia I. KOVALEVA, Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-

Kuban,

Slavyansk-on-Kuban, Russia

kovaleva nata71@mail.ru

Lyudmila V. KOLODINA, Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-

Kuban,

Slavyansk-on-Kuban, Russia

luda925@yandex. ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN FROM IMMIGRANT FAMILIES

The article states that in our society there is a trend towards inter-ethnic segregation, isolation, often turning into uncompromising attitude and ethnic intolerance. A special attention to the development of culture of inter-ethnic interactions and harmonization of ethnic relations at the modern stage is explained by the need to maintain the strength of the nation. The problems of education and upbringing of a child in a multi-ethnic environment today are relevant all over the world. This is primarily due to the growth of the importance of ethnic identity in the conditions of the internationalization of the socioeconomic and political aspects of life. The article says that Krasnodar region is traditionally considered a region of increased migration activity, it is home to about 126 various ethnic groups, the proportion of migrants in the population has increased in the last decade. Problems of interaction between migrants and the local population exist and tend to exacerbate, having the character of inter-ethnic tensions and conflicts. And this attitude towards migrants is transmitted to schools, affecting children of immigrants that cannot but affect their schooling and their attitudes towards post-secondary education. The article describes the results of a comprehensive program of socio-psychological support for children from immigrant families that aimed at overcoming the crisis of social and psychological problems, development of confident behavior skills, self-esteem, self-attitude, self-acceptance, positive social personality development. This study demonstrates the need to develop programs and models of multicultural education for multi-ethnic schools where different cultures are in constant direct interaction and the number of which is increasing worldwide as well as for a relatively culturally homogeneous schools.

Keywords: migrant children, ethno-cultural identity, multi-ethnic environment, self-attitude, multi-ethnic school, social and psychological support, social aspect of personality development, multicultural education, programs and models of education

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.

Краснодарский край традиционно считался регионом повышенной миграционной активности. Плодородные почвы, природно-климатические условия, удобное географическое положение издавна привлекали на Кубань различные народы. В настоящее время здесь проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов. И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться на процессе их школьного обучения и на их установки в отношении послешкольного образования.

Данные социологического опроса, проведенного Центром социологии образования РАО [4], свидетельствуют о высокой степени распространенности конфликтов на национальной почве среди российских подростков. Так, в той или иной степени в подобных конфликтах в течение года принимает участие почти каждый четвертый из опрошенных подростков. А склонны к проявлению открытых форм интолерантного поведения в области межэтнических отношений около 10% школьников [4].

Проблемы образования и воспитания ребенка в полиэтнической среде актуальны сегодня во всем мире. В первую очередь это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. Все более частое обращение, как групп этнических меньшинств, так и групп большинства к «корням» своей этнической культуры не могло не сказаться на переосмыслении задач ведущих институтов социализации ребенка - семьи и школы. Не менее важным фактором развития различных моделей образования в полиэтнической среде является обострение межэтнической напряженности, характерное сегодня для самых различных регионов.

Интерес к изучению проблем социально-психологической поддержки детей-мигрантов обуславливается современными реалиями поликультурного образования и геополитической социально-педагогической ситуацией, связанной с вынужденной миграцией. Актуализация данной проблематики связана и с особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся разрушением сложившейся инфраструктуры - образования, национального воспитания и экологии детства, вовлечением детей в межнациональные конфликты, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурности его состава.

Современная социально-педагогическая ситуация, развитие поликультурного образования выдвигают необходимость обоснования методологии и теоретических основ социально-психологической поддержки и защиты детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.

Анализ развития педагогической, теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.

Выдающиеся зарубежные и российские педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Г.И. Песта-лоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие - неизменно указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности, высокий уровень подготовки учителей, позволяющий обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей.

В работах зарубежных психологов и педагогов: 3. Фрейда, Э. Берна, Э, Эриксона, Р. Бернса, К. Юнга, У. Глессера, рассматривается широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики социально-педагогической поддержки учащихся в поликультурном образовательном пространстве. Значительный вклад в разработку психолого-педагогического направления проблемы внесли крупные российские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.

Программы социально-психологической адаптации предполагают оказание отдельным учащимся или группам детей содействия, подкрепления и конкретных образовательных услуг для преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения их социального положения [6].

Большинство из нас представляют себе систему образования только как институт интеллектуального развития и получения знаний. Но система образования - это, наверное, самый важный институт социализации детей и приобщения культурных ценностей. Образовательный

процесс является своеобразной моделью культуры как совокупности базовых ценностей (Абакумов, 2002), которые представляют собой не что иное, как «откристаллизованные» смыслы человеческого бытия в знаковом, текстовом, символическом состоянии, с одной стороны, и «раскристаллизованные» смыслы в их жизненных, реальных, ментальных проявлениях - с другой. Образовательный процесс выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъектного опыта учащихся и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания. Обретаемые в ходе обучения и воспитания смыслы - это «ячейки» сознания, в совокупности образующие матрицу жизненных ориентации учащихся [7].

Дети, посещающие школу, проводят большую часть своего дня вдали от родителей. Процесс социализации, начатый с родителями, продолжается в компании сверстников, в игровых ситуациях и школе. Образовательное учреждение формирует в воспитанниках, учениках культурные ценности и вносит вклад не только в интеллектуальное, но и, что более важно, в социальное и эмоциональное развитие ребенка. Независимо от способа образования, его структуры, организации и планирования оно укрепляет определенную культурную модель общества.

Исследователи и практики, работающие в рамках аккультурационного подхода, считают, что поликультурное образование должно быть ориентированным в первую очередь на культуру мигрантов и переселенцев. Оно должно включать в себя изучение традиций родной культуры, а также процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров.

Одна из главных задач поликультурного образования в рамках аккультурационного подхода - это формирование позитивной этнокультурной идентичности личности, как у мигрантов, так и у принимающего населения. В этом случае культурные изменения и культурные взаимовлияния рассматриваются как неотъемлемые атрибуты современной жизни. Следовательно, поликультурное образование призвано оказывать помощь и поддержку представителям обеих контактирующих культур, воспитывая такие качества, как взаимная открытость, интерес и терпимость [3].

Психологические исследования поликультурного образования показали, что оно в целом позитивно влияет на межэтнические отношения и имеет положительный эффект в результате: снижения игнорирования других групп; усиления значимости гуманистических ценностей; создания надэтнических групп и пересекающихся идентичностей; организации межгруппового контакта при благоприятных условиях; осознания расхождения между декларируемыми ценностями и поведением; обобщения позитивного опыта взаимодействия с членами других групп.

Программы и модели поликультурного образования необходимо разрабатывать как для полиэтничных школ, где представители различных культур находятся в постоянном непосредственном взаимодействии и которых во всем мире становится все больше, так и для относительно культурно-гомогенных школ.

Для осуществления эффективного социально-психологического сопровождения необходимо понимание специфики ситуации, которая определяет особенности работы с мигрантами. Эффективность определяется принятием принципов «клиетоцентризма», системности, развития, целостности. Главным вопросом при организации сопровождения является понимание круга проблем, с которыми придется столкнуться. Это, прежде всего, работа с кризисом перехода в новую образовательную среду.

Важнейший принцип оказания психологической помощи детям-мигрантам - комплексное осуществление реабилитационно-коррекционных мероприятий и программ. Данный принцип отражает необходимость, во-первых, сочетания в практической работе различных взаимодополняющих психотерапевтических и психоконсультационных подходов, методов и форм работы, во-вторых, учета трех основных блоков проблем, связанных с травматизацией, социальной депривацией и невротизацией мигрантов, в-третьих, взаимосвязи психодиагностической работы и психокоррекционных программ [6].

Любая форма работы должна быть направлена, в первую очередь, на позитивную поддержку и реабилитацию. Осуществление этого принципа возможно посредством активизации внутренних ресурсов личности, повышения самооценки и уверенности в себе, обучения эффективным способам психологической самопомощи, формирования активной жизненной позиции и преодоления тенденций иждивенчества и инфантилизма, активизации конструктивного общинного взаимодействия и взаимоподдержки [8].

Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной психолого-педагогической поддержки, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит психологу и педагогам.

Необходима и соответствующая работа с учителями по повышению психолого-педагогической и диагностической компетентности в работе с данной категорией детей, обеспечение их необходимыми методическими материалами.

На основании проведенного анализа литературных источников, а также с учетом опыта, накопленного в России и зарубежных странах, нами была разработана комплексная программа процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения «Мы вместе».

Общая цель программы - оказание психологической помощи детям-мигрантам в нахождении и осознании своего образа «Я», создание условий для помощи и поддержки учащихся-мигрантов в процессе их социокультурной адаптации, идентификации и самореализации в условиях образовательного учреждения.

Комплексная программа социально-психологического сопровождения направлена на преодоление кризисных социально-психологических проблем, развитие навыков уверенного поведения, адекватной самооценки, самоотношения, принятия себя, позитивное социальное становление личности.

Программа предполагает работу с детьми мигрантами, местными детьми и педагогическим коллективом. Занятия проводились один раз в неделю в течение 45 - 60 минут. В реализации программы были задействованы педагоги, психологи, имеющие высшее образование и подготовку в области групповой практико-ориентированной психологической работы. Дети вели личный дневник, что обеспечивало почву для самораскрытия, формирование уважения к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других. Сохранность и конфиденциальность информации детям гарантировалась.

Нами было проведено исследование среди детей-мигрантов подросткового возраста (72 человека в возрасте от 12 до 16 лет). Были использованы методики: тест Куна-Макпартленда «Кто Я» и тест «Самооценка» Д. Рубинштейна.

Анализ результатов до реализации программы показал, что 63% подростков относятся к сомневающемуся типу (количество знаков плюс-минус превышало 40%). Такой показатель наблюдается у людей, переживающих кризис в своей жизни, а также свидетельствует о нерешительности как черте характера. Около 26% подростков были отнесены к эмоционально-полярному типу, они оценили свои идентификационные характеристики только как не нравящиеся. Данный показатель свидетельствует о максимализме в оценках, перепадах в эмоциональном состоянии.

26% подростков показали низкий уровень рефлексии (за 12 минут было дано только 3-5 ответов), что свидетельствует о низком уровне развития представления о себе. У всех испытуемых в самоописании отсутствовали социальные роли в идентификационных характеристиках, что указывает на кризис идентичности.

Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта. Более чем у 54 % и в экспериментальной, и контрольной группах в начале списка стояли описания «неудачник», «не знаю что сказать о себе», «чужой», «приезжий», «узкоглазый»..., что свидетельствует о негативном самовосприятии.

Результаты исследования после реализации программы позволили сделать вывод, что в исследуемой группе не наблюдается явного отвержения собственного «Я». Около 60% подростков были отнесены к уравновешенному типу. Они показали результат оптимального соотношения между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим, позитивную валентность, что может выступать показателем адаптивного состояния идентичности. В данной группе отмечен высокий уровень дифференцированности идентичности (8-14 показателей), что может свидетельствовать о достаточном уровне социальной компетентности.

Обработка результатов теста «Самооценка» была выполнена с помощью однофакторно-го дисперсионного анализа. Варьирование признака «Средний уровень самооценки» по критерию Фишера достоверно, составляет 19%. Этот признак значительно различается до и после реализации программы. Средний уровень самооценки в результате реализации комплексной программы в экспериментальной группе стал более адекватным, как показал факторный анализ, не выходит за пределы среднего и высокого (2,13>1,32). До реализации программы само-

оценка носила глобально завышенный уровень, что указывало на ярко выраженный защитный характер.

В ходе реализации программы «Мы вместе» нам удалось зафиксировать положительную динамику процесса социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в условиях образовательного учреждения. Разработанная и реализованная нами программа сопровождения детей-мигрантов является эффективным средством содействия социокультурной адаптации. Программа позволяет развивать навыки уверенного поведения, адекватной самооценки, самоотношения, принятия себя, собственных навыков, умений и способностей, способствует позитивному социальному становлению личности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. №2.

2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

3. Галяпина В.Н. Этнопсихологические основы педагогической деятельности. - Ставрополь: ООО «Литера», 2006.

4. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. - М.: Привет, - 2004.

5. Ковалева Н.И. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения / Психология образования: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Ю.Пряжниковой. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007.

6. Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования М.: Общероссийская общественная организация «Федерации психологов образования России», 2007.

7. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999.

8. Солдатова Г.У. Новая специализация - психолог-консультант по работе с вынужденными мигрантами// Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. №2.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Kak vstroit' migranta v obshchestvo: krizis utraty smysla sushchestvovaniya // Psikhologi o migrantakh i migratsii v Rossii: Informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2001. №2.

2. Bondyreva S.K., Kolesov D.V. Migratsiya (sushchnost' i yavlenie). M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2004.

3. Galyapina V.N. Etnopsikhologicheskie osnovy pedagogicheskoy deyatel'nosti. - Stavropol': OOO «Litera», 2006.

4. Lebedeva N. M., Luneva O. V., Stefanenko T. G. Trening etnicheskoy tolerantnosti shkol'nikov: Uchebnoe posobie dlya studentov psikhologicheskikh spetsial'nostey. - M.: Privet, - 2004.

5. Kovaleva N.I. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya detey-migrantov v usloviyakh obrazovatel'nogo uchrezhdeniya / Psikhologiya obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Pod obshch. red. E.Yu.Pryazhnikovoy. - Slavyansk-na-Kubani: Izdatel'skiy tsentr SGPI, 2007.

6. Kovaleva N.I. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo marshruta detey-migrantov kak faktor ikh uspeshnoy sotsializatsii / Psikhologiya obrazovaniya: podgotovka kadrov i psikhologicheskoe soprovozhdenie. Materialy IV nauchno-prakticheskoy konferentsii Federatsii psikhologov obrazovaniya M.: Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya «Federatsii psikhologov obrazovaniya Rossii», 2007.

7. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla. - M.: Smysl, 1999.

8. Soldatova G.U. Novaya spetsializatsiya - psikholog-konsul'tant po rabote s vynuzhdennymi migrantami// Psikhologi o migrantakh i migratsii v Rossii: Informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2001. №2.

Информация об авторе

Ковалева Наталья Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, филиал Кубанского государственного университета в г .Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия kovaleva nata71@mail.ru

Колодина Людмила Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, филиал Кубанского государственного университета в г .Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

Information about the author

Natalia I. Kovaleva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

kovaleva nata71@mail.ru

Lyudmila V. Kolodina, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban,

- В9 -

luda925@vandex.ru Получена: 10.05.2016

Для цитирования статьи: Ковалева Н.И., Коло-дина Л.В. Социально-психологическое сопровождение детей из семей мигрантов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 85-90

Slavyansk-on-Kuban, Russia luda925@yandex.ru Received: 10.05.2016

For article citation: Kovaleva N.I., Kolodina L.V. Sotsial'no-psikhologicheskoe soprovozhdenie detey iz semey migrantov. [Socio-psychological support for children from immigrant families]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 85-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.