Научная статья на тему 'Технология социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурной и полиэтнической среде'

Технология социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурной и полиэтнической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / SUPPORT / SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / TECHNOLOGY OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT MIGRANT CHILDREN / MULTICULTURAL AND MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохова Лариса Антоновна, Спирина Татьяна Александровна

В статье рассматривается технология социально-педагогического сопровождения детей мигрантов в общеобразовательной школе, показаны особенности социальнопедагогического сопровождения как системы, раскрыты основные этапы деятельности социального педагога в школе по сопровождению детей-мигрантов, рассматриваются возможности поликультурной и полиэтнической среды школы в решении задач сопровождения указанной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF MIGRANT CHILDREN IN MULTICULTURAL AND MULTI-ETNIC ENVIRONMENT

The article describes the technology of socio-pedagogical support of children of migrants in the school, the authors show peculiarities of socio-pedagogical support as a system and describe the main stages of activities of a social pedagogue at school in support of migrant children, discusses the possibility of multicultural and multi-ethnic environment of the school in the task of maintenance of this category of children

Текст научной работы на тему «Технология социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурной и полиэтнической среде»

УДК 37.013.42:39

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ4

© Лариса Антоновна Мохова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психо лого-педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова E-mail: [email protected]

© Татьяна Александровна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова E-mail: [email protected]

В статье рассматривается технология социально-педагогического сопровождения детей мигрантов в общеобразовательной школе, показаны особенности социально-педагогического сопровождения как системы, раскрыты основные этапы деятельности социального педагога в школе по сопровождению детей-мигрантов, рассматриваются возможности поликультурной и полиэтнической среды школы в решении задач сопровождения указанной категории детей.

Ключевые слова: сопровождение, социально-педагогическая технология, технология социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов, поликультурная, полиэтническая среда.

Одной из характерных особенностей современного российского общества является развитие миграционных процессов. Нет ни одного субъекта Российской Федерации, в котором эти процессы не имели бы места. Они оказывают влияние на самые разные стороны экономической, социально — политической, культурной жизни.

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом в другую страну или регион, приводит детей-мигрантов к серьезным проблемам, связанным с адаптацией к этнически новому жизненному пространству, условиям обучения в общеобразовательной школе. Эффективное решение задач социально-педагогической адаптации детей мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки социально-педагогических технологий, способствующих повышению успешности вхождения учащихся мигрантов в образовательную среду принимающего общества.

Целью статьи является выявление особенностей технологии социально-педагогического сопровождения детей мигрантов. При рассмотрении отдельных аспектов указанной проблемы мы опирались на уже опубликованные нами работы [5, 6].

Анализ педагогической, социально-педагогической и психологической литературы свидетельствует, что в настоящее время существует множество разнооб-

4 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-16-19005.

55

разных точек зрения на сущность социально-педагогического сопровождения. Мы разделяем точку зрения М.Р. Битяновой, М.И.Рожкова о том, что социально-педагогическое сопровождение является компонентом процесса педагогической поддержки ребенка, который связан с созданием благоприятных условий для его успешной социализации и направлен на оказание упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи в построении им своих социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром. [1, 8].

В целом, рассматривая социально-педагогическое сопровождение в широком смысле, можно сказать, что это обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле — это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации.

В процессе социально-педагогического сопровождения происходит расширение социального опыта, формирование социально активной и ответственной личности, что особенно важно в социально-педагогической работе с детьми мигрантам. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение (взаимодействие) педагога и воспитанника, его родителей на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Проведенный нами анализ понятий «технология», «социальная технология», «педагогическая технология» позволяет определить социально-педагогическую технологию, с одной стороны, как определенную деятельность социального педагога, состоящую из последовательных действий, направленных на гарантированное достижение результата; с другой же — она представляет собой систему, включающую совокупность взаимосвязанных компонентов (цель, задачи, принципы, субъект и объект применения технологии, алгоритм действий педагога, параметры оценки ожидаемого результата).

Разработка технологии начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решать специалисту. Мы считаем, что основной целью сопровождения ребенка-мигранта в условиях общеобразовательной школы должно стать создание социально-педагогических условий для полноценного развития личности ребенка из семьи мигрантов, интегрированной в поликультурную и полиэтническую образовательную среду.

Цель конкретизируется в задачах. Основной задачей сопровождения является создание социально-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями. В таком понимании сопровождение рассматривается как оказание детям помощи в познании окружающего мира, самих себя и других людей.

Учитывая, что в процессе социально-педагогического сопровождения педагог каждый раз сталкивается с отдельной жизненной ситуацией ребенка мигранта, то выбор конкретных задач осуществляется педагогами исходя из анализа текущей ситуации и имеющихся у ребенка проблем.

В рамках проводимого исследования нами была проведена диагностика проблем социальной адаптации детей-мигрантов, их отношение к собственной эт-ничности и другим этническим группам в разные возрастные периоды, а также отношение принимающей стороны к детям — мигрантам. В качестве базы исследования были определены школы с наибольшей концентрацией иноэтничных детей — МБОУ СОШ №2 и №3 города Абакана Республики Хакасия. Всего опрошено 143 школьника, в том числе 36 мигрантов, представители узбекской, киргизской, таджикской, казахской, азербайджанской национальностей.

Результаты исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство детей-мигрантов успешно социализированы и адаптированы. Наиболее адаптированной является возрастная группа младших школьников. Вероятно, решающее значение имеет фактор возраста — младший школьник, как правило, быстро социализируется и хорошо успевает в школе.

Также выявлено, что у учащихся начальной школы проявляется «скрытая, потенциальная» предубежденность в отношении представителей других этнических групп, в том числе и детей-мигрантов. Уровень сформированности этнической толерантности по всем классам невысокий; преобладающими являются толерантные представления и установки — принятие разнообразных этнических групп, интерес к языку и культуре другого народа. Вместе с тем имеются учащиеся с низким уровнем этнической толерантности, особенно высок этот показатель у подростков (13 % — мигранты, 8 % — местные учащиеся). Для этой группы учеников характерно негативное отношение к представителям тех или иных этносов, напряженность в отношениях, они не признают равные права и возможности. Кроме того, низкий уровень этнической толерантности проявляется и в том, что ученик на словах признает права других на культурные различия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных этнических групп.

Уровень адаптации учащихся 9-10 классов гораздо выше, чем у подростков; такие показатели как самопринятия, эмоциональный комфорт и интернальность у учащихся-мигрантов и местных учащихся находятся почти на одном уровне, что свидетельствует об удовлетворительном уровне адаптации.

Выявленные проблемы позволили определить следующие задачи сопровождения детей-мигрантов в общеобразовательных школах г.Абакана РХ: создание и защита толерантной поликультурной образовательной среды для ребенка; помощь и поддержка формирования у детей-мигрантов общероссийской идентичности; достижение ребенком-мигрантом позитивной этноидентичности (сохранение этнической идентичности, преодоление этноцентрических установок у детей-мигрантов).

Субъектами технологии социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях образовательной организации выступают администрация школы, учителя, социальный педагог, школьный психолог, а также родители данной категории детей. Следует отметить, что при условии подключения к решению поставленных задач социальной среды, освоенной школой, состав субъектов сопровождения может расширяться. Например, в их число могут войти руководители объединений детей по интересам, если ребенок из семьи мигрантов включается в деятельность этих объединений.

Объектом применения технологии сопровождения являются дети мигранты.

Несмотря на то, что задачи социально-педагогического сопровождения в каждом конкретном случае могут меняться, необходимо соблюдать поэтапность осуществления сопровождения.

На первом, диагностическом этапе, выявляются начальный уровень адаптивности ребенка-мигранта, его индивидуально-личностные особенности, индивидуально-личностных особенностей ребенка, имеющиеся проблемы (трудности), существенно сказывающиеся на поведении и самопроявлении детей. К осуществлению этого этапа можно привлекать разных субъектов: социального педагога, классных руководителей, школьного психолога. Также определенную помощь в получении необходимых результатов могут оказать и родители ребенка.

При проведении диагностических процедур необходимо использовать комплекс разнообразных методик, позволяющих выявить индивидуальные особенности ребенка, имеющиеся у него проблемы адаптации, общения со сверстниками, причины и др. При подборе методик следует учитывать возрастные особенности детей.

Мы считаем возможным использование следующего комплекса диагностических методик: методика для изучения социализированности личности учащегося (по Рожкову Н.И.); диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); опросники для измерения общих социальных установок у детей (авт. Э.Френкель-Брунсвик); определения типов этнической идентичности (авт. Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); методика У.А. Кухаревой «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» и др. Проведение диагностики также целесообразно использовать и такие методы как наблюдение, беседа, анкетный опрос и др.

На следующем этапе социально-педагогического сопровождения осуществляется прогнозирование перспектив поведения и самопроявления в различных ситуациях жизнедеятельности Социально-педагогическое прогнозирование возможного социального развития человека — это один из наиболее сложных этапов сопровождения. Прогноз важен на начальном этапе работы с учеником для ориентации в направлениях его развития, воспитания, для определения потенциала, создающего перспективу для адаптации и развития детей — мигрантов или путей наиболее целесообразного преодоления недостатков в развитии учащихся, их дальнейшей самореализации.

Прогнозирование состоит из следующих этапов: анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы; выводы по результатам анализа — определение объекта, предмета и способа прогнозирования; подготовка к прогностической деятельности (техническая и методическая); собственно прогностическая деятельность — прогнозирование зоны ближайшего развития, воспитания, обучения учащегося; перспектив позитивного изменения; перспективы ближайшей динамики социальной адаптации детей — мигрантов и пр.; анализ прогнозного материала и формулирование выводов [3].

На проектировочном этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы, определяются перспективы преодоления возможных трудностей самим воспитанником при целесообразном его сопровождении, определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.

Этот этап предполагает разработку программ сопровождения, организации взаимодействия как с детьми-мигрантами и их сверстниками. По результатам диагностики педагог определяет суть проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

При разработке программ и их последующей реализации следует опираться на ряд принципов, учитывающих ресурсы поликультурной и полиэтнической среды современной школы для интеграции детей-мигрантов.

Под поликультурной и полиэтнической образовательной средой мы понимаем совокупность условий, влияющих на формирование готовности личностик «эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, сохранению у личности своей этнической идентичности, пониманию других культур и этно-культур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов» [4, 7,с.2].

По нашему мнению, для успешного решения задач сопровождения детей-мигрантов необходима реализация следующих педагогических принципов деятельности педагогов в поликультурной и полиэтнической среде: комплексный подход; принцип толерантности и поликультурности; решение общих проблем адаптации детей — мигрантов, наделенных сходными чертами, специфическими поведенческими особенностями; учет культурного контекста; учет возрастных особенностей детей в процессе адаптации; учет индивидуальных особенностей личности ребенка; принцип содействия формированию здоровой этнической идентичности; междисциплинарный подход к адаптации детей — мигрантов [2].

Мы предполагаем, что опора на эти принципы позволит максимально использовать возможности поликультурной и полиэтнической образовательной среды для преодоления негативных последствий переезда в другую страну или регион, для успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание индивида, умение жить вместе, понимание того, что все разные.

Проблемно-деятельностный этап предполагает реализацию социально-педагогического сопровождения с учетом специфики самопроявления ребенка мигранта и возникающих у него проблем, расширение индивидуальных возможностей воспитанника, развитие и укрепление специальных навыков адаптации, приобретение навыков социально-позитивного поведения и самостоятельной жизни, развитие навыков уверенного поведения, воспитание чувства успешности и активной жизненной позиции при решении частных проблем в социуме.

В деятельности педагогов, работающих по технологии социально-педагогического сопровождения и поддержки детей мигрантов, можно выделить несколько уровней (и соответственно методов деятельности):индивидуальный (беседа, консультирование); групповой (групповые занятия, кружки, игры и др.); уровень класса и уровень школы (коллективные творческие дела, круглые столы, тренинги, дни национальных культур, выездные межнациональные смены в детских лагерях, клубы интернациональной дружбы и др.)

Работа социального педагога проводится в тесном взаимодействии с другими школьными специалистами — педагогом-психологом, логопедом, работающими по своим направлениям программы сопровождения. Социальный педагог должен

замечать и отмечать улучшения, происходящие в эмоциональном состоянии детей.

Следует отметить, что социальная среда детей-мигрантов носит, как правило, полиэтнический характер. В классах обучаются дети — представители разных этнических групп, являющиеся носителями «своей» культуры. Полиэтничность усиливает социальную неоднородность, обостряет проблему межэтнических взаимоотношений. Многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками; нередки конфликты, связанные с культурными различиями в отношениях, ценностях, нормах и ритуалах поведения. В детской среде нередко возникает неприязнь по отношению к людям другой национальности (обычно в скрытой форме), допускаются недоброжелательные высказывания о представителях другой национальности, их обычаях и традициях.

Поэтому в организации работы с детьми-мигрантами как на уровне класса, так и на уровне школы необходимо минимизировать негативные проявления и максимально использовать ресурсы поликультурной и полиэтнической образовательной среды для интеграции детей-мигрантов, что требует использования инклюзивного подхода в работе с детьми.

На заключительном этапе — результативно-оценочном — осуществляется анализ и оценка эффективности социально-педагогического сопровождения и определение перспектив дальнейшего повышения социальной адаптивности и активности воспитанника.

При оценке эффективности деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей-мигрантов могут быть использованы количественные и качественные критерии. К количественным можно отнести:

количество детей-мигрантов, уровень социальной адаптированности которых повысился; количество детей — мигрантов, сохранивших позитивную этническую идентичность; преобладание у детей-мигрантов интереса к совместной деятельности со сверстниками.

К качественным критериям оценки относятся: комфортное самочувствие ребенка — мигранта в полиэтнической среде образовательной организации, включенность в совместную деятельность со сверстниками — представителями других этнических групп; знание учащимися класса, в том числе и детьми-мигрантами традиций и особенностей различных этнических и социокультурных общностей людей; наличие у ребенка-мигранта позитивной этноидентичности; толерантное отношение к ребенку-мигранту со стороны принимающего окружения; повышение уровня социальной адаптированности.

Реализация технологии социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в поликультурной и полиэтнической образовательной среде требует соблюдения ряда условий, наиболее важными из которых являются: индивидуализация педагогических воздействий с учетом индивидуально-психологических особенностей и этнопсихологических характеристик детей из семей мигрантов; динамизм содержания, форм и методов социально-педагогической работы; коррекция элементов технологии применительно к данной социально-педагогической ситуации;- использование воспитательного потенциала полиэтнической и поликультурной среды.

Литература

1. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. — М., 2000

2. Гуманитарная технология в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации. /Под ред. Бережновой Л.И., Богословского В.И., — СПб, 2008, — 240 с.

3. Жуйкова Л.П. Социально — педагогические технологии работы с населением. УМКД. — Новосибирск, 2010.

4. Колоницкая О. Л. Реализация концепции поликультурного образования и ее влияние на профессиональное становление личности обучаемого в техническом вузе // Эйдос. 2010. 20 сентября http://www.eidos.ru/journal/2010/1210-01.htm.

5. Мохова Л.А. Сопровождение детей-мигрантов как социально-педагогическая проблема / Л. А.Мохова, Н. Ф.Сагоякова, Т. А.Спирина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №06(77) июнь 2015.4.III. — М., 2015. -С.18-21.

6. Мохова Л.А. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школы / Л. А. Мохова, Т. А. Спирина//Мир науки, культуры, образования. №4(47), 2014.-С.193-196.

7. Поштарева Т.В. Особенности образования в этнически разнообразной среде // Среднее профессиональное образование. 2008. № 6. С. 59.

8. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса //Мат-лы Психология и педагогика социального воспитания : материалы науч.-практ.конф. — Кострома, 2005.

TECHNOLOGY OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF MIGRANT CHILDREN IN MULTICULTURAL AND MULTI-ETNIC ENVIRONMENT

Mohova L. A., candidate of sciences (Pedagogy), dozent, Khakass State University n.a. N.F Katanov E-mail: [email protected]

Spirina T.A., candidate of sciences (Pedagogy), dozent, Khakass State University n.a. N.F Katanov E-mail: [email protected]

The article describes the technology of socio-pedagogical support of children of migrants in the school, the authors show peculiarities of socio-pedagogical support as a system and describe the main stages of activities of a social pedagogue at school in support of migrant children, discusses the possibility of multicultural and multi-ethnic environment of the school in the task of maintenance of this category of children

Keywords: support, socio-pedagogical technology, technology of socio-pedagogical support migrant children, multicultural and multi-ethnic environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.