Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе'

Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2016
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МИГРАНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MIGRANT CHILDREN / EDUCATIONAL SUPPORT / SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суровцова Елена Ивановна

Рассматривается проблема социально-педагогического сопровождения детей мигрантов в школе, представлен опыт работы по психолого-педагогической, языковой, культурной и учебной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the problem of socio-pedagogical support of children of migrants at school and presents the experience of psycho-pedagogical, linguistic, cultural and academic adjustment.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе»

УДК 37.013.42

ББК 4466.02. ГСНТИ 14.25.19 Код ВАК 13.00.01

Суровцова Елена Ивановна,

директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Нефтеюганска ХМАО - Югры; соискатель ,Уральский государственный педагогический университет; 628305, г. Нефтеюганск, 11 мкр, зд. 61.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дети мигрантов; педагогическое сопровождение; социально-педагогическое сопровождение.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема социально-педагогического сопровождения детей мигрантов в школе, представлен опыт работы по психолого-педагогической, языковой, культурной и учебной адаптации.

Surovtseva Elena Ivanovna,

Headmaster of Municipal Educational Institution "Secondary school No. 7" of the City of Nefteyugansk, Khanty-Mansiysk Autonomous District - Yugra, Russia; Degree Applicant, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT MIGRANT CHILDREN AT SCHOOL

KEY WORDS: migrant children; educational support; social and educational support.

ABSTRACT. This article considers the problem of socio-pedagogical support of children of migrants at school and presents the experience of psycho-pedagogical, linguistic, cultural and academic adjustment.

В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. По оценкам доклада ООН в 2013 году наша страна занимала второе место в мире после США по числу мигрантов, их количество составило около и миллионов. На онлайн-конференции (ноябрь, 2013 г.) представители Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН озвучили, что российская экономика испытывает высокую потребность в привлечении иностранной рабочей силы. По некоторым экспертным расчётам, уже в среднесрочной перспективе для нормального функционирования экономики, объём иностранных трудовых ресурсов необходимо будет увеличить в 1,5 - 2 раза, что неизбежно увеличит поток мигрантов.

Значительную часть вынужденных мигрантов составляют дети школьного возраста, которые в дальнейшем, возможно, будут жить и работать в России. Зачастую отношение коренного населения к приезжим, в том числе и детям, недружелюбно и даже враждебно. В связи с чем возникает ряд проблем: как обеспечить социокультурную адаптацию ребёнку-мигранту? Какова роль школы в данном процессе? Как выстроить систему социально-педагогического сопровождения жизнедеятельности ребёнка-мигранта в образовательной организации?

Современные идеи поддержки и защиты личности мигрантов отражены в работах П. Е. Ермаковой, И. В. Колоколовой, И. С. Кона, Л. И. Новикова, А. В. Петровского, Е. Ю. Рогачевой, С. Л. Рубинштейна, Е. М. Рыбинского, В. А. Сластенина, П. В. Степанова, Т. П. Скрипкиной, Г. В. Солдатовой, Е. Н. Со-

рочинской, И. С. Сапожниковой, Д. И. Фельд-штейна, Н. Е. Щурковой и др. На основании данных исследований очевидно, что система образования, и в частности, школа, становится ключевым институтом в снижении рисков социальной безопасности региона в целом, а также занимает ведущее место в социокультурной адаптации детей-мигрантов к новому социуму.

Дети-мигранты - это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в своевременном содействии, помощи, поддержке, сопровождении. Более подробно в данной статье остановимся на термине «сопровождение».

В отечественной педагогике и психологии существует ряд терминов, которые иногда рассматриваются учёными как синонимичные понятия: педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дро-бижева, А. А. Сусоколов, Е. Ю. Сизганова и др.). Обратимся к понятию «сопровождение». В. И. Даль определяет понятие «сопровождение» как действие: «сопровождать» - «провожать», идти вместе с кем-либо [4]. Этой же точки зрения придерживается С. И. Ожегов: «сопровождать, сопутствовать чему - либо, служить приложением» [13].

В современной педагогике «сопровождение» понимается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего [18]. Сопровождение, по мнению Е. И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а также для успешного обучения

© Суровцова Е. И., 2014

в ситуациях школьного взаимодействия [3]. Цель сопровождения - создание таких «условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира» [14, С. 12]. Исходя из выше приведённых определений, можно сделать вывод, что сопровождение учащихся-мигрантов - это взаимодействие, направленное на оказание поддержки сопровождаемым для их успешного обучения и развития.

Е. К. Исакова, Д. В. Лазаренко считают, что педагогическое сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [8]. М. В. Шакурова, раскрывая понятие «педагогическое сопровождение», трактует его как механизм педагогического взаимодействия [17]. Определив сущность «педагогического сопровождения», перейдем к характеристике «психолого-педагогического сопровождения ».

Сущность психолого-педагогического сопровождения достаточно полно представлена в трудах М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, Е. И. Исаева, Е. И. Казаковой, Н. Н. Михайловой, А. В. Мудрика, К. Роджерса, В. И. Слободчикова и др. Но если педагогическое сопровождение рассматривается как деятельность педагога, обеспечивающая оказание профессиональной помощи в обучении и воспитании, то психолого-педагогическое сопровождение направлено как на преодоление трудностей в обучении, так и на успешное развитие, воспитание, социальную адаптацию, социализацию, самореализацию, укрепление здоровья, защиту прав ребенка.

На наш взгляд, очевидны разные акценты в определении данных понятий. Функционально и педагогическое сопровождение, и психолого - педагогическое сопровождение направлены на разрешение проблем ребёнка, однако психолого - педагогическое сопровождение включает в себя не только помощь со стороны педагога, но и работу психолога, что позволяет обеспечить комплексную помощь ребенку мигранту и его семье, более точно определить причину отклонений от нормы, что является отправной точкой в процессе социальной адаптации ребёнка.

Анализ научной литературы показывает, что социально - педагогическое сопровождение является частью процесса педагогического сопровождения, связанного с решением социальных проблем ребенка педагогическими средствами. Л. В. Мардахаев считает, что социально - педагогическое сопровождение - это совместное движение

сопровождаемого и сопровождающего, направленное на поэтапное взаимодействие, способствующее осмыслению сопровождаемым своих возможностей и перспектив их развития [и]. Исходя из данного определения, социально-педагогическое сопровождение выступает как процесс. Однако социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать и как комплексный метод, представляющий собой последовательную реализацию следующих шагов: диагностика проблемы; поиск решений; выбор оптимального варианта решения; первичная помощь во время реализации плана решения.

Специфика социально - педагогического сопровождения зависит от особенностей сопровождаемого и его социальных проблем. На основе практического опыта работы школ г. Нефтеюганска, можно сделать вывод, что проблемы детей мигрантов в основном лежат в трех плоскостях:

1. Языковые проблемы обучения (отличие программ обучения, языковой барьер, длительный перерыв в учебной деятельности, отсутствие помощи со стороны родителей, отсроченный приезд к началу учебного года и ранний отъезд в конце учебного года).

2. Психологические проблемы (взаимоотношения с новым коллективом, недоверие к новой культуре, незнание ценностей принимающей страны, несвобода девушек).

3. Социальные проблемы (низкий материальный достаток семьи, низкий статус семьи, частая смена жительства).

В связи с тем, что проблемы детей мигрантов носят комплексный характер, оптимальной формой социально - педагогического сопровождения является системное сопровождение [18].

В традиционной школьной практике, реакция педагогов на проблемы ребенка-мигранта бывает различной - от принятия до полного отвержения детей мигрантов. Известны факты, что появление большого количества детей мигрантов в школе приводили к оттоку педагогических работников, которые не смогли принять детей с особыми образовательными потребностями. Соответственно, необходима подготовка педагогических работников к включению их в работу с детьми-мигрантами, заключающаяся не только в предметном повышении квалификации и в изучении новых методик обучения (например, методика «Русский как иностранный»), но и в понимании проблем мигрантов, знании их культуры, обычаев, формирования основ толерантности педагога.

Анализируя опыт работы школ г.Нефтеюганска с детьми мигрантов, можно

выделить некий алгоритм процесса сопровождения при обращении семьи с ребенком мигрантом в образовательное учреждение:

1 шаг. Беседа с родителями (законными представителями).

2 шаг. Определение уровня владения русским языком.

3 шаг. Психолого-педагогическая диагностика.

4 шаг. Определение класса обучения.

В ходе собеседования определяется, где обучался ребёнок, какое время будет учиться в школе, уровень владения языком, в том числе родителями, условия проживания, язык общения в семье. Тестирование по русскому языку помогает определить уровень владения языком, разработать индивидуальную программу по изучению языка принимающей страны.

Эффективное решение проблем ребёнка-мигранта требует создания в школе определённой системы. В основе ее лежит четырехуровневая модель социальной адаптации ребёнка - мигранта к новым для него условиям жизни, согласно которой ключевыми направлениями адаптации являются:

1. Учебная адаптация (усвоение норм школьной образовательной системы, включение детей мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы).

Учебная адаптация может быть осуществлена через следующие шаги:

- введение в учебный план курсов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;

- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;

- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;

- вариативность форм получения образования;

- проведение индивидуальных занятий;

- открытие на базе образовательной организации дополнительных платных образовательных услуг;

Положительный результат может быть достигнут лишь в результате совместной деятельности педагогических работников, родителей и общественных организаций.

2. Психолого-педагогическая адаптация (формирование толерантных отношений в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися образовательной организации, обеспечение ребенку мигранту психологического комфорта).

Практическая реализация данного направления включает в себя систему занятий

по межличностному общению, которые проводят классные руководители, педагог -психолог и социальный педагог.

Целесообразно определить занятия по следующим направлениям:

на сплоченность многонационального коллектива (Например, включение в учебный план (в рамках компонента образовательной организации) курса «Культура межличностных взаимодействий» для учащихся 5-7 классов);

на повышение уровня адаптации к новой среде недавно прибывших детей (индивидуальные занятия педагога - психолога).

оказание психологической помощи обучающимся посредством проведения тренингов на сплочение, запуск и реализация анонимного сайта школы как виртуального средства психологической помощи школьникам.

3. Культурная адаптация (изучение истории, культуры, ценностей принимающего общества посредством включения ребенка и его семьи в социокультурную деятельность). Средствами реализации данного направления может послужить проект «Музей мира», через который возможно проводить национальные праздники, недели национальной культуры, фестивали, учебные занятия, связанные с изучением истории г.Нефтеюганска и Ханты-Мансийского округа.

Проводимые мероприятия должны быть разнообразного характера: патриотические, событийные, тематические, художественно - культурные, трудовые. Кроме того, в рамках данного проекта ученики знакомятся с национальными культурами тех стран, представители которых обучаются в классе.

Открытие (лицензирование) на базе образовательной организации отделения дополнительного образования позволит организовать работу с детьми мигрантами во внеурочное время.

4. Языковая адаптация предполагает, с одной стороны, изучение русского языка (языка принимающей страны), с другой стороны, сохранение родного языка и культуры.

Целью языковой адаптации является достижение ребенком мигрантом осознанного владения русским языком. Процесс работы по языковой адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающий, коррекционный. На первом этапе при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. Тестирование дает возможность определить содержание обучения с данным учащимся. Обучающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком (начальный, продвинутый). На за-

вершающем этапе выявляются пробелы в Модель социальной адаптации ребен-

обучеиии и проводится их коррекция. ка-мигранта в школе приведена на рисунке.

Учителя

ffci\xmd2u^co ц иалъные педагоги

ПС11ХОЛОГО

педагогическая

Щкшшвен \

языковая адаптация

!ебна£>

адаптация

Рисунок. Модель социальной адаптации ребенка-мигранта

Так как процесс социально-педагогического сопровождения охватывает не только самого ребенка-мигранта, но и его семью, других социальных партнеров взаимодействия, основными направлениями системы социально-педагогического сопровождения являются:

- работа с педагогическим коллективом;

- работа с родителями (законными представителями);

- работа с общественными организациями, в том числе этническими сообществами;

- работа с учащимися.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов имеет своей целью социальную адаптацию детей мигрантов, которая включает в себя разные виды адаптации. Об успешности социальной адаптации можно судить по совокупности показателей поведения мигранта, его

взаимодеиствия с окружающими людьми и включения в активную деятельность. Основными критериями успешности процесса социальной адаптации являются: адекватная самооценка ребенка мигранта; уровень толерантности, тревожности; адекватного представления мигрантом своего будущего; готовности к межэтническому взаимодействию; знание языка принимающей стороны; знание и принятие ценностей принимающей страны.

Организованное подобным образом социально-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей мигрантов в школе обеспечивает преодоление кризиса идентичности, позволяет выработать конструктивные стратегии поведения, которые позволяют ребенку мигранту эффективно взаимодействовать с представителями принимающей культуры, раскрывать его личностный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998. - 1бО с.

2. Гармаева, Т. В Роль семьи в школьной социализации подростков (на материале образовательных учреждений г. Москвы и г. Улан-Удэ). [Электронный ресурс] / Т. В. Гармаева, М. М. Кончаловская // Психологические исследования: электрон. Науч. Журн. 2008. - № 2(2). // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.11.2014).

3. Гуляева А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде. - М., 2007.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1963-1966.

5. Ермакова Т. М. Особенности социализации учащихся средней школы в период общего реформирования системы образования. - М.: МГАПИ-МИПК, 1998. - 20 с.

6. Ермакова Т. М. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности российского общества. - М., 1999- ~~ 26 с.

7. Жукова Т. В. Педагогическая поддержка как одно из средств успешной социализации личности// http://gcon.pstu.ru/ pedsovet/ programm/cedl-8-5.htm.

8. Исакова Е. К., Лазаренко Д. В. Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан К определению понятия «педагогическое сопровождение»

9. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е. И. Казакова. - СПб., 1998. - 209 с.

10. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии. - 1993- ~~ № 1.

11. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для стул., высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

12. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации. - М., 2000. - 160 с.

13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999- ~~ 944 с-

14. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - Вып. VII. - С. 7 - 17.

15. Тютина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей, больных туберкулезом : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь, 2005 184 с.

16. Успешная социализация личности подростка в условиях современной общеобразовательной школы. URL: http://gcon.pstu.ru/ pedsovet/programm/cedl-8.htm.

17. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога.Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272

18. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.