УДК 159.922.7
Bulatova O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),
Е-mail: [email protected]
THEORETICAL CONCEPTIONS IN DEFINING THE BASICS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SCHOOL STUDENTS. The article deals with a problem of rendering effective, efficient psychological assistance for children in the form of organizing psychological and pedagogical support. The article is aimed at a theoretical analysis of coaching. The main methodological approaches to defining "coaching" are disclosed. Structural components of psychological and pedagogical coaching are described. The problem of psychological and pedagogical coaching for children with limited health capacities is considered absolutely and irrespectively. The author comes to the conclusion that the essence of the notion "coaching" has changed its nature during the modern stage of practical psychology development.
Key words: coaching, psychological and pedagogical coaching, children with limited health capacities.
О.В. Булатова, канд. психол. наук, доц. Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск,
Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается проблема оказания эффективной квалифицированной психологической помощи детям, в аспекте организации психолого-педагогического сопровождения. Целью статьи является теоретический анализ сущности сопровождения. Раскрыты основные методологические подходы к определению понятия «сопровождение». Описаны структурные компоненты психолого-педагогического сопровождения. Отдельно рассматривается вопрос о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор приходит к выводу, что на современно этапе развития практической психологии качественно изменилось содержание понятия «сопровождение».
Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Сопровождение - одна из самых популярных моделей психологической службы в образовании. Идея психолого-педагогического сопровождения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Поэтому необходимы исследования феномена сопровождения и его особенностей организации в условиях общеобразовательной школы на современном этапе развития практической психологии.
Кратко остановимся на понятии сопровождение, подходах и его структуре. Термин «сопровождение» неоднозначен. В обыденной речи и в науке он применяется для обозначения широкого круга явлений. Сопровождение может одновременно рассматриваться и как система, и как процесс. Согласно, толковому словарю В. Даля, сопровождение означает идти вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе сопровождение означает содействие [1].
Впервые понятие «сопровождения» как новой технологии появилось в 1995 - 2001 гг. в работах Г. Барднер, И. Ромазан, Т. Чередняковой, Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой [2].
Сопровождение - это «...сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» [3]; «...система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия» [4, с. 20]; «.комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально - психологических условиях... для сохранения психологического здоровья...и полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности» [5, с. 52]; «... модель психологической помощи, специально организованный процесс, направленный на создание условий реализации индивидуально - личностного потенциала» [6] и др.
Е.И. Казакова рассматривает сопровождение как: процесс -это совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию; метод - способ осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях её решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения; служба -объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [3].
М.М. Семаго, выделяет два методологических подхода к определению понятия «сопровождение». В основе первого подхода, отмечает автор, лежат гуманистические принципы, а сопровождение - это проектирование образовательной среды, создание условий успешного обучения конкретного ребенка с опорой на возрастные нормативы, в логике собственного развития, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
Второй подход рассматривает сопровождение как поддержание функционирования ребёнка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала, при недопущении его дезадаптации. Автор отмечает, что оба подхода имеют семантическую и содержательную одинаковость, однако последний исходит из ограниченности возможностей адаптации ребенка в образовательной среде и базируются на определении критериев зоны дезадаптации и зоны риска по дезадаптации как границ, за которые обучающая среда не должна выходить. Данный подход и определяет содержание психологического сопровождения специалистов [7].
Таким образом, исследователи единодушны во мнении, что сопровождение - это система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации ребенка к общеобразовательной среде. В современной практической психологии еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения.
В структуре сопровождения выделяет три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребёнке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Предполагает разработку индивидуальных и групповых программ психологического развития.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении [4].
В соответствии с основными компонентами сопровождения выделяются практические направления деятельности педагога-психолога: диагностика (применение стандартизированных методик); психолого-педагогическая коррекция, психологическое консультирование, просвещение, профилактика, экспертиза и т. д. Необходимо отметить, они не новы, но в аспекте сопровождения обретают содержание и выстраиваются в систему.
Выделяют теоретические подходы, на которых должна базироваться деятельность по сопровождению:
1. Личностно-ориентированный подход - при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса приоритет отдается потребностям, целям и ценностям развития личности ребенка, максимальному учёту индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. Сопровождение ориентируется на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.
2. Антропологическая подход, предполагает целостный подход к человеку, рассмотрение ребёнка в контексте социальной ситуации развития, его связей и отношений с другими субъектами.
3. Ориентация на психическое и психологическое здоровье детей, рассматривающая личность в условиях конкретного образовательного пространства, ее влияние на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства;
4. Приоритетность развивающего образования, предполагает «психологизацию» педагогической практики, проектирование такой системы образования, которая обеспечивает развитие у ребенка, не только знания, умения и навыки, но фундаментальные человеческие способности и личностные качества.
5. Теория педагогической поддержки, утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
6. Проектный подход, ориентируется на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации [8].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сопровождение - сложный процесс взаимодействия, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущие к изменению положения сопровождаемого.
Изменения содержания образования, введение новых нормативно-правовых документов регламентирующих деятельность образовательных организаций обусловило формирование принципиально новых подходов к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, по мнению И.И. Мамайчук, представляет собой целостную деятельность психолога, направленную на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение т. д.) [9].
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ОВЗ в образовательной организации создаются специальные условия для детей с ОВЗ. В этой связи основной целью сопровождения детей с ОВЗ является: «...создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, формирования устойчивости мотивации к познанию, развития личности с учётом индивидуальных способностей, психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса» [10]; «.успешная адаптация, реабилитация и личностный рост ребенка в социуме» [11]; «создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы [12].
Современные практики, Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина отмечают, что современная система психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в условиях реализации
Библиографический список
ФГОС, с одной стороны, должна интегрировать все виды деятельности практического психолога (диагностику, консультирование, коррекционные занятия, тренинги и др.), с другой - включать сопровождение всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов и других специалистов). Вариативность комплекса форм по психолого-педагогическому сопровождению осуществляется на разных уровнях (индивидуальном, групповом, класса) [10].
Интересный опыт школьной службы психолого-медико-педагогического сопровождения представлен С.В. Прудниковой. Основные направления деятельности психолого-педагогичеко-го сопровождения детей с ОВЗ осуществляются руководителем школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) и специалистами данной группы (педагогами-психологами, социальным педагогом, учителями-логопедами, учи-телями-дефектологами, врачом - психоневрологом (по месту жительства).
Автор выделяет уровни психолого-педагогического сопровождения учащихся: индивидуальное - выражается в работе в индивидуальной работе, индивидуальных коррекционно-разви-вающих занятиях, проектировании и реализации индивидуаль-но-коррекционных маршрутов; групповое сопровождение предусматривает групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска» по дифференцированным линиям; сопровождение на уровне класса, осуществляется классным руководителем совместно с психологом, обеспечивая необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития; сопровождение на уровне образовательной организации осуществляется педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками [11].
В содержание деятельности педагога-психолога по сопровождению учащихся с ОВЗ входит: проведение комплексного психолого-педагогического обследования школьников специалистами школьного ПМПк; комплектование групп для проведения групповых коррекционных занятий и дальнейшее наблюдение за динамикой их развития; разработка и реализация коррекци-онных программ, в том числе предполагающих формирование универсальных учебных действий в соответствии с требования ФГОС НОО; оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения особого ребенка; разработка рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально типическими особенностями детей, направленных на повышение профессиональной компетенции учителей, работающих с ними в условиях перехода на ФГОС; участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации, посвященных вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью деятельности педагога-психолога, которое обусловлено потребностями теории и практики образовательной среды, жестко регламентируемое нормативно-правовыми документами. Психологическая помощь детям с оВз существенно отличается от помощи здоровым детям, как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение на современном этапе развития психологии рассматривается в двух аспектах: нормального развития как системная интегра-тивная технология, цель которой создание оптимальных условий обеспечивающих полноценное развитие личности в определенной ситуации социального взаимодействия, сохранение «психологического здоровья». В аспекте аномального развития целью данной технологии будет, является создание специальных условий для детей с ОВЗ, способствующих, в первую очередь, компенсации недостатков психического развития, и только потом успешной социальной адаптации.
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: словарь. Москва: Эксмо, 2007.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: ВИРТ; Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 1993.
3. Жданова М.А., Казакова Е.И., Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. Москва: ВЛАДОС, 2003.
4. Битянова Н.Р Организация психологической работы в школе. Москва: Совершенство, 1997.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Москва: ТЦ «Сфера», 2013.