Научная статья на тему 'Комплексный подход к изучению толерантности в условиях общеобразовательных организаций'

Комплексный подход к изучению толерантности в условиях общеобразовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / COMPLEX APPROACH / TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / TOLERANCE IN ADOLESCENCE / TOLERANCE OF TEACHERS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / EMOTIONAL BURNOUT / BASIC BELIEFS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матасова Инна Леонидовна, Бугаева Дарья Эдуардовна

Сегодня тема толерантности активно обсуждается в СМИ и научных кругах, причем можно встретить как ярых противников, так и сторонников этого явления. Толерантность это сложный, многокомпонентный и неоднородный феномен. Образование является одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал. В настоящее время воспитание и образование подрастающего поколения протекает в условиях поликультурной среды. В связи с этим следует уделять особое внимание как толерантности самого педагога, как ретранслятора определенных ценностей и норм поведения, так и обучающихся. В статье представлены результаты эмпирических исследований особенностей этнической толерантности в подростковом возрасте и этнической толерантности педагогов общеобразовательных организаций г.Самара и Самарской области. Выявлены взаимосвязи показателей этнической толерантности педагога с показателями эмоционального выгорания (Rs= 0,369; р≤0,01) и психоэмоционального состояния (Rs= 0,252; р≤0,01). Также установлено, что этническая толерантность подростков коррелирует с таким базовым убеждением личности, как убежденность в справедливости мира (Rs= 0,432; p≤0,05). В статье дается интерпретация полученных результатов исследований и объясняется целесообразность изучения обозначенных направлений в рамках единой проблемы. Выявленные особенности толерантности педагогов и обучающихся учтены при разработке комплексной модульной психолого-педагогической программы, первый модуль которой направлен на формирование толерантности педагогов, второй толерантности обучающихся подросткового возраста. В основу разработки программы положен метод комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, как высоко экологичный метод в психолого-педагогической работе с подростками и взрослыми. В статье дается описание программы и её основные содержательные характеристики. В настоящее время авторами статьи проводится апробация комплексной модульной психолого-педагогической программы формирования толерантности педагогов и обучающихся подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE APPROACH TO STUDY OF TOLERANCE IN CONDITIONS OF THE POLIKULTURAL ENVIRONMENT OF SCHOOLING ORGANIZATIONS

Today the theme of tolerance is actively discussed in the media and scientific circles, and it is possible to meet both ardent opponents and supporters of this phenomenon. Tolerance is a complex, multicomponent and heterogeneous phenomenon. Education is one of the social institutions that contribute to the formation of tolerant principles. Currently, the upbringing and education of the younger generation is taking place in a multicultural environment. In this regard, special attention should be paid to the tolerance of the teacher himself, as a repeater of certain values and norms of behavior, and students.The article presents the results of empirical studies of the characteristics of tolerance in adolescence and the tolerance of teachers of general education organizations in Samara and the Samara region. The interrelations of the indicators of the teacher's ethnic tolerance with the indicators of emotional burnout (Rs = -0.369, p≤0.01) and the psychoemotional state (Rs = -0.252, p≤0.01) were revealed. It is also found that the ethnic tolerance of adolescents correlates with such a basic conviction of the individual as the belief in the justice of the world (Rs = -0.432; p≤0.05). The article gives an interpretation of the obtained research results.The revealed peculiarities of tolerance of teachers and trainees are taken into account in the development of the author's modular psycho-pedagogical program, the first module of which is aimed at the formation of tolerance of teachers, the second the tolerance of students of adolescence. The program is based on the method of complex fairy tale therapy Zinkevich-Evstigneeva, as a highly ecological method in the psychological and pedagogical work with adolescents and adults. The article describes the program and its main content characteristics. Currently, the author of the article is approbation of the author's modular psychological and pedagogical program for the formation of tolerance of teachers and students of adolescence. The purpose of the article is to present the results of the study of the peculiarities of ethnic tolerance of adolescent students and teachers, and also to actualize the strategies for the formation of ethnic tolerance in the conditions of a modern general education organization.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к изучению толерантности в условиях общеобразовательных организаций»

психологические науки

Матасова Инна Леонидовна, Бугаева Дарья Эдуардовна КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ...

УДК 159:37.012.5

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© 2018

Матасова Инна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и прикладной психологии Бугаева Дарья Эдуардовна, аспирант кафедры педагогической и прикладной психологии Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443081, Россия, Самара, ул.Стара-Загора, 76, е-mail.: bugaeva_dariya@mail.ru)

Аннотация. Сегодня тема толерантности активно обсуждается в СМИ и научных кругах, причем можно встретить как ярых противников, так и сторонников этого явления. Толерантность - это сложный, многокомпонентный и неоднородный феномен. Образование является одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал. В настоящее время воспитание и образование подрастающего поколения протекает в условиях поликультурной среды. В связи с этим следует уделять особое внимание как толерантности самого педагога, как ретранслятора определенных ценностей и норм поведения, так и обучающихся.В статье представлены результаты эмпирических исследований особенностей этнической толерантности в подростковом возрасте и этнической толерантности педагогов общеобразовательных организаций г.Самара и Самарской области. Выявлены взаимосвязи показателей этнической толерантности педагога с показателями эмоционального выгорания (Rs= - 0,369; р<0,01) и психоэмоционального состояния (Rs= - 0,252; р<0,01). Также установлено, что этническая толерантность подростков коррелирует с таким базовым убеждением личности, как убежденность в справедливости мира (Rs= - 0,432; p<0,05). В статье дается интерпретация полученных результатов исследований и объясняется целесообразность изучения обозначенных направлений в рамках единой проблемы. Выявленные особенности толерантности педагогов и обучающихся учтены при разработке комплексной модульной психолого-педагогической программы, первый модуль которой направлен на формирование толерантности педагогов, второй - толерантности обучающихся подросткового возраста. В основу разработки программы положен метод комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, как высоко экологичный метод в психолого-педагогической работе с подростками и взрослыми. В статье дается описание программы и её основные содержательные характеристики. В настоящее время авторами статьи проводится апробация комплексной модульной психолого-педагогической программы формирования толерантности педагогов и обучающихся подросткового возраста.

Ключевые слова: комплексный подход; толерантность; этническая толерантность; терпимость; толерантность в подростковом возрасте; толерантность педагогов общеобразовательных организаций; эмоциональное выгорание; базовые убеждения.

COMPREHENSIVE APPROACH TO STUDY OF TOLERANCE IN CONDITIONS OF THE POLIKULTURAL ENVIRONMENT OF SCHOOLING ORGANIZATIONS

© 2018

Matasova Inna Leonidovna, Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Pedagogical and Applied Psychology Bugaeva Daria Eduardovna, post-graduate student of the Department of Pedagogical and Applied Psychology Moscow City Pedagogical University, Samara Branch (443081, Russia, Samara, Stara Zagora str., 76, e-mail.: Bugaeva_dariya@mail.ru)

Abstract. Today the theme of tolerance is actively discussed in the media and scientific circles, and it is possible to meet both ardent opponents and supporters of this phenomenon. Tolerance is a complex, multicomponent and heterogeneous phenomenon. Education is one of the social institutions that contribute to the formation of tolerant principles. Currently, the upbringing and education of the younger generation is taking place in a multicultural environment. In this regard, special attention should be paid to the tolerance of the teacher himself, as a repeater of certain values and norms of behavior, and students. The article presents the results of empirical studies of the characteristics of tolerance in adolescence and the tolerance of teachers of general education organizations in Samara and the Samara region. The interrelations of the indicators of the teacher's ethnic tolerance with the indicators of emotional burnout (Rs = -0.369, p<0.01) and the psychoemotional state (Rs = -0.252, p<0.01) were revealed. It is also found that the ethnic tolerance of adolescents correlates with such a basic conviction of the individual as the belief in the justice of the world (Rs = -0.432; p<0.05). The article gives an interpretation of the obtained research results. The revealed peculiarities of tolerance of teachers and trainees are taken into account in the development of the author's modular psycho-pedagogical program, the first module of which is aimed at the formation of tolerance of teachers, the second - the tolerance of students of adolescence. The program is based on the method of complex fairy tale therapy Zinkevich-Evstigneeva, as a highly ecological method in the psychological and pedagogical work with adolescents and adults. The article describes the program and its main content characteristics. Currently, the author of the article is approbation of the author's modular psychological and pedagogical program for the formation of tolerance of teachers and students of adolescence. The purpose of the article is to present the results of the study of the peculiarities of ethnic tolerance of adolescent students and teachers, and also to actualize the strategies for the formation of ethnic tolerance in the conditions of a modern general education organization.

Keywords: a complex approach; tolerance; ethnic tolerance; tolerance; tolerance in adolescence; tolerance of teachers of general education organizations; multicultural environment; emotional burnout; basic beliefs.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня к проблеме толерантности обращаются многие авторы, среди них философы, политологи, социологи, психологи, педагоги.

Толерантность - это сложный, многоаспектный, многокомпонентный и неоднородный феномен, который невозможно описать только в одном измерении.

Повышенный интерес к толерантности обусловлен ее

научной междисциплинарностью, а также политической модернизацией, которая порождает новые социальные процессы и события, способствующие как возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирующие различные по своему характеру проявления интолерант-ности.

Россия - многонациональное государство, в связи с этим воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, поли-

Matasova Inna Leonidovna, Bugaeva Daria Eduardovna COMPREHENSIVE APPROACH TO STUDY ...

psychological science

культурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования.

Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование толерантности педагога.

Толерантность является профессионально важным качеством личности учителя и оказывает влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса.

Толерантность здесь может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой, — как одна из целей процесса воспитания.

Обращаясь к вопросу толерантности обучающихся, считаем целесообразным рассмотреть толерантность в подростковом возрасте - важнейшем периоде в психосоциальном развитии человека.

На основании вышеизложенного, считаем актуальным проведение исследования особенностей толерантности педагогов и обучающихся подросткового возраста в условиях поликультурной образовательной среды.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «толерантность», сложившихся в разных областях науки. Ни в одной из научных областей нет однозначного определения, позволяющего всецело охватить феноменологию данного понятия.

В ходе теоретического обзора нам удалось выделить, по меньшей мере, три точки зрения на определение понятия «толерантность», сложившихся в психологии. Одна из которых рассматривает толерантность как некую ценность [1, С.43], другая же - как способность субъекта к принятию социокультурных отличий объекта [2, С.144], а третья указывает на то, что толерантность - способ отношения к неприятным или чуждым объектам принужденное терпение без применения насилия [3, С.121].

Под толерантностью мы предлагаем понимать активное социальное поведение, «свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т.п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту» [4, С.22].

В то время как под этнической толерантностью - «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [5, С. 37].

Можно выделить частные уровни проявления толерантности [6], а именно факторы макроуровня, мезоу-ровня и микроуровня. Основными факторами проявления толерантности мезоуровня являются институты образования и воспитания. Образование - один из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной, сформированной.

Б.З. Вульфов в статье «Воспитание толерантности: сущность и средства» дает следующее определение толерантности: «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни» [Цит. По: 7, С.274]. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Подростковый возраст - это период онтогенеза человека, при котором подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает

различные социальные роли, происходит становление ценностной сферы его личности. Глобальная жизненная ориентация подростка зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире [8].

В этой связи подростковый возраст можно считать сензитивным периодом для формирования толерантности личности.

Формирование целей статьи. Представить результаты исследования особенностей этнической толерантности обучающихся подросткового возраста и педагогов, а также актуализировать стратегии формирования этнической толерантности в условиях современной общеобразовательной организации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование проходило поэтапно. На первом этапе было проведено исследование особенностей этнической толерантности обучающихся подросткового возраста. На втором - исследование особенностей этнической толерантности педагогов.

С запросом на предмет разрешения конфликта на почве этнической принадлежности между обучающимися подросткового возраста обратилась одна из общеобразовательных организаций г.о.Самара.

Нами было проведено исследование, в котором приняло участие 27 человек в возрасте от 15 до 17 лет. Исследование представляло собой констатирующий эксперимент корреляционной модели.

Мы предположили, что существует взаимосвязь показателей толерантности с базовыми убеждениями, а также такими характеристиками как тревожность, агрессивность и социометрический статус личности.

Был подобран диагностический инструментарий, а именно: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) [9], диагностика состояния агрессивности Басса-Дарки, шкала базовых убеждений Р.Янов-Бульман (перевод и адаптация О.А.Кравцовой) [10], методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, критерий ранговой корреляции Спирмена.

На втором этапе было выдвинуто предположение, что, возможно, проблема этнической толерантности не проработана педагогами: их замалчивание и искажённая интерпретация конфликтных ситуаций на почве этнической принадлежности приводит к формированию инто-лерантных позиций обучающихся. В связи с этим на базе Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования было проведено исследование этнической толерантности педагогов образовательной организации. В исследовании принимало участие 65 педагогов образовательных организаций г.о.Самара и Самарской области. В возрасте от 23 до 65 лет. Средний педагогический стаж на момент исследования составил 21 год.

Был подобран диагностический инструментарий, а именно: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) [9], типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [9], 16-факторный опросник Кеттела, методика диагностики эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко), методика «Психологический портрет учителя» (Г. Резапкина, 3. Резапкина) [11], анкета по изучению толерантного отношения педагога [12].

Мы предположили, что существует взаимосвязь показателей толерантности педагога с такими характеристиками как черты личности, типы этнической идентичности, показатели эмоционального выгорания, приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля педагога.

К полученным в ходе эмпирического исследования этнической толерантности обучающихся подросткового

психологические науки

Матасова Инна Леонидовна, Бугаева Дарья Эдуардовна КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ...

возраста психодиагностическим данным был применен критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена [13].

Таким образом, на первом этапе нашего исследования было установлено, что для подростков с высокими показателями этнической толерантности характерны низкие показатели убежденности в справедливости мира - 0,432; р<0,05). Другими словами, чем выше терпимость подростка к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, тем ниже его убежденность в контролируемости и справедливости мира. Наличие того, что такие группы людей существуют и с этим надо мириться, не проявляя своих истинных чувств по отношению к ним, говорит о несправедливости мира. И чем больше уверенность подростка в этом, тем больше ему приходится терпеть эти «ненадёжные», «неугодные», «конфликтные» национальности.

В подростковом возрасте нравственные убеждения начинают оформляться в систему — нравственное мировоззрение. Исходя из результатов нашего исследования, мы можем говорить о том, что для данной возрастной группы этническая толерантность оказывается, прежде всего, связанной с таким базовым убеждением личности, как убежденность в справедливости мира.

На втором этапе, анализируя полученные данные в ходе эмпирического исследования этнической толерантности педагогов общеобразовательных организаций, был составлен психологический портрет респондента -педагога общеобразовательной организации. У среднестатистического педагога выражены такие личностные черты, как общительность (63%), подозрительность (65%), тревожность (60%), высоки самоконтроль (81%) и нормативность поведения (57%). Психоэмоциональное состояние педагога нестабильно (31%). Характерной является такая фаза эмоционального выгорания, как «Резистенция» (48%). Педагогу свойственен демократичный стиль преподавания (48%). Также ему присуща позитивная этническая идентичность (58%), то есть сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Средним является общий уровень толерантности (56%) и уровень этнической толерантности (68%) педагога. Важными чертами личности толерантного человека педагог считает доброту (60%), терпимость (84%), способность к саморегуляции (57%) и эмпатии (43%).

К полученным в ходе эмпирического исследования психодиагностическим данным был применен критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена и установлено, что у педагога с высоким уровнем этнической толерантности психоэмоциональное состояние более стабильно (Rs= - 0,252; р<0,01). У педагога с высоким уровнем этнической толерантности психоэмоциональное состояние более стабильно, что положительно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, не затрудняя при этом решение профессиональных и жизненных проблем.

Для педагога с высоким уровнем этнической толерантности характерно сопротивление стрессу в профессиональной деятельности - 0,369; р<0,01). Для педагога с высоким уровнем этнической толерантности характерно сопротивление стрессу в профессиональной деятельности, такой педагог стремится к психологическому комфорту, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Проведенный корреляционный анализ в рамках исследования этнической толерантности педагогов образовательных организаций позволяет нам говорить о том, что существует взаимосвязь показателей этнической толерантности педагога с показателями эмоционального выгорания и психоэмоционального состояния.

Исходя из результатов эмпирических исследований, стоит отметить, что как для подростков, так и для педагогов общеобразовательных организаций быть толерант-

ным — значит быть терпимым, то есть толерантность в большей степени связана с работой волевой сферы личности подростка и педагога, с умением сдерживать свои истинные эмоции, и только «принятие» другого, понимание его состояний, ситуаций переводит отношения с человеком или группами людей на другой, ценностный уровень. Это сложная и трудная работа со своим внутренним миром, с собственной системой ценностей.

По нашему мнению, тот факт, что толерантность для подростков в большей степени связана с терпимостью, можно объяснить особенностями развития идентичности в подростковом возрасте. Дж.Марсиа [Цит. По: 14, С.687] выделяет ряд вариантов развития идентичности подростков, среди которых неопределенная и предрешенная идентичность, которая характеризуется нечеткими убеждениями личности, а также несамостоятельностью выбора своего жизненного пути. Таким образом, подростки под влиянием общества в целом, которое пропагандирует не проявление агрессии, будучи отчасти несамостоятельными в принятии тех или иных решений (влияние взрослых), вынуждены сдерживать свои негативные эмоции и агрессивные проявления в адрес разного рода этнических и социальных групп, а, следовательно, проявлять терпимость, то есть быть толерантными.

Тот факт, что толерантность для педагогов в большей степени связана с терпимостью, можно объяснить неразвитой этнической идентичностью педагога. Этническая идентичность, понимается авторами широко, не только как самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним, и при определенных условиях готовность действовать во имя этих представлений.

По итогам проведенного анализа мы можем сказать о том, что современный педагог находится на первом уровне проявления толерантности - на уровне терпимости, который заключается в сдерживание негативного реагирования на нравственно значимый фактор [15, С.16]. Вследствие сдерживания негативных эмоций у педагога наблюдаются трудности в эмоциональной сфере, выраженные в нестабильности психоэмоционального состояния и самооценке педагога. Однако, обозначенные особенности эмоциональной сферы педагога могут быть связаны и с особенностями его профессиональной деятельности.

Ю.П. Поваренков [16] анализируя особенности толерантности учителя в педагогическом процессе, определяет два вида толерантности педагога: социальная (социально-психологическая) и психологическая (психофизиологическая). Наличие социальной толерантности позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость учителя к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры. Результаты нашего исследования говорят о низкой сформированности психологической толерантности педагога, поскольку высоки показатели эмоционального выгорания педагога, а, следовательно, низка сопротивляемость стрессу.

Проведенное исследование толерантности педагогов общеобразовательных организаций указывает на важность и необходимость психологической работы с педагогом по вопросам толерантности и эмоционального выгорания. И поскольку сегодня все чаще поднимается опрос о психоэмоциональном здоровье педагога, его способности к саморегуляции и стрессоустойчивости, игнорировать результаты проведенного исследования особенностей толерантности педагога и установленные взаимосвязи невозможно, так как «толерантность сегодня это профессионально важное качество педагогического работника, критерий успешности его профессионально деятельности» [17, С.89].

Matasova Inna Leonidovna, Bugaeva Daria Eduardovna psychological

COMPREHENSIVE APPROACH TO STUDY ... science

Результаты исследований особенностей толерантности подростков и педагогов общеобразовательных организаций учтены при разработке комплексной психолого-педагогической программы, направленной на формирование этнической толерантности как подростков, так и педагогов общеобразовательных организаций. Программа должна включать такие направления работы, как формирование этнической идентичности педагогов и обучающихся, этнокультурной компетентности педагога, работа с самооценкой, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, получение информации о феномене толерантности, стратегиях выхода из конфликтных ситуаций, навыков самоанализа собственного поведения и коммуникативных навыков и, как следствие, личностного роста обучающихся и педагогических работников.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исходя их результатов проведенного нами исследования, мы можем говорить о том, что выдвинутые нами предположения подтвердились частично. По итогам исследования особенностей этнической толерантности обучающихся подросткового возраста и педагогов общеобразовательных организаций мы пришли к следующим выводам:

Для подростков с высокими показателями этнической толерантности характерны низкие показатели убежденности в справедливости мира.

У педагога с высоким уровнем этнической толерантности психоэмоциональное состояние более стабильно.

Для педагога с высоким уровнем этнической толерантности характерно сопротивление стрессу в профессиональной деятельности, такой педагог менее подвержен синдрому эмоционального выгорания.

Также, в ходе интерпретации полученных результатов, мы пришли к выводу, что этническая толерантность в указанных выборках — это терпимость, а не принятие.

В настоящее время ведется апробация заявленной комплексной психолого-педагогической программы. На следующем этапе планируется провести измерение эффективности разработанной авторской психолого-педагогической программы с применением метода Комплексной Сказкотерапии [18], направленной на формирование толерантности подростков и педагогов общеобразовательных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. Монография. СПб., 2005. - 120 с.;

2. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. - с. 143 - 147;

3. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2002. - 298 с.;

4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004. - 173 с;

5. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал, 2003, том 24, №5, с. 31 - 44;

6. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности // Век толерантности, 2003. - № 6. - с. 60-69;

7. Виноградова С.А. Культурное разнообразие в современном мире // Альманах сравнительных социогума-нитарных исследований. - СПб.: 2001., с.272-281;

8. Сомова Н.Л. Программа психолого-педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III Национальной научно-практической конференции. В 2 т. Т.1/Федерация психологов образования России. - М.: ФПО России, 2006. - с.56- 59;

9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагнос-

тика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.;

10. Чекмарёва Т.Н., Фёдорова С.А. Толерантность - поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии: практикум. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. -183с.;

11. 13Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. -М.: Генезис, 2005. - 124 с;

12. Бугаева Д.Э., Матасова И.Л. Социально-психологические особенности этнической толерантности педагога // Проблемы теории и практики современной психологии [Электронный ресурс]: материалы XIV ежегодной Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Иркутск, 23-24 апреля 2015 г. / ФГБОУ ВПО «ИГУ». Электронный текст. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. ISBN 978-5-9624-1240-5;

13. Устюжанинова Е.Н. Математические основы психологии: методические рекомендации по изучению курса / Автор-сост. Е.Н.Устюжанинова. - Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. - 84с;

14. Kroger, J., Martinussen, M., & Marcia, J. E. (2010). Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis. Journal of Adolescence, 33, 683-698;

15. Вязовец Н.В., Лаврова В.А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. -2003. - №3. - с. 1219;

16. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И. Страхова. — Саратов: изд-во Сарат. унта, 2003. — Вып. 21. —256 с.;

17. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М., 2003. - с.85-92;

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2010. - 172с.

Статья поступила в редакцию 12.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.