Научная статья на тему 'Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи'

Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
352
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ТОЛЕРАНТНЫЕ УСТАНОВКИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ / ETHNIC TOLERANCE ORIENTATIONS IN INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / TYPES OF ETHNIC IDENTITY / ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ETHNIC GROUPS / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ СОЦИУМ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHIC TOLERANCE / POLY-CULTURAL SOCIETIES / INTER-ETHIC RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, Ахматханова Лиана Айратовна

Современное общество характеризуется обострением отношений между представителями различных этнических групп. В связи с этим немаловажной задачей образовательных учреждений является формирование межэтнической толерантности у современной молодежи. В поликультурном социуме, которым является на сегодняшний день любое государство, с одной стороны усугубляет проблему межэтнических отношений в обществе, а с другой может способствовать еще большему сплочению и взаимопониманию представителей различных этногрупп. Однако этот вопрос в социологической этнологической, педагогической и психологической науках остается открытым. Несмотря на достаточно большое количество исследований о роли различных этнопсихологических феноменов в формировании этнической идентичности и толерантности, возникает вопрос о специфике взаимосвязи их компонентов. В нашем исследовании также осуществляется исследование данной проблемы на выборке студенческой молодежи, проживающей в поликультурном регионе, каковым является Башкортостан. В ходе эмпирического исследования установлено, что для современной молодежи характерно преобладание позитивной этнической идентичности и позитивных этнических установок в межличностных отношениях. Корреляционный анализ позволил установить как положительные, так и отрицательные связи между типами этнической идентичности и структурными компонентами этнических толерантных установок в межличностных отношениях студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, Ахматханова Лиана Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTIONS OF TYPES OF ETHNIC IDENTITYWITH TOLERANT ATTITUDES IN INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS

Contemporary society is characterized by complication in relations between representatives of different ethnic groups. In this respect it is of urgent importance that educational institutions should teach inter-ethic tolerance to young people. In poly-cultural societies ethic tolerance, on the one hand, aggravates the problem of teach inter-ethic relationships in the society, on the other hand, it can encourage unity and mutual understanding of representatives of different ethnic groups. But in this is still an open issue in sociological, ethnological, pedagogical and psychological sciences. Although there are many studies dedicated to the importance of ethnic and psychological phenomena in the formation of ethnic identity and tolerance, there still rises a question of specific connections of its components. In our work we touch upon this problem on the basis of young people living on the territory of multicultural region of Bashkortostan. Empirical investigation shows that contemporary young people are characterized by positive ethnic identity and positive ethnic orientation in interpersonal relationships. Correlation analysis helps us to determine both positive and negative connections between types of ethnic identity and structural components of ethnic tolerance orientations in interpersonal relationships of students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи»

XIII_00043.pdf. (дата обращения 12.02.2015)

11. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с.

12. Пайгунова Ю.В. Этничность в структуре самосознания личности юноши-призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.05 / Казан. гос. ун-т. Каф.психологии. - Казань: 2000. - 21 с.

13. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172с.

14. Усова Н.В. Опыт взаимодействия личности в условиях поликультурного региона. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ pdf/2014/5/703.pdf (дата обращения 12.02.2015).

15. Гуцунаева С.В. Типы этнической идентичности и стратегии межэтнического взаимодействия. // Научные про-

блемы гуманитарных исследований. 2008. №9. С. 15-19.

16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.

17. Бромлей Ю., Подольный Р. Возможна ли дружба народов? // Психология национальной нетерпимости. - Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998. 560 с.

18. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. №3. С. 51-65.

19. Allport G.W. The nature of prejudice. Anchor Books edition, 1958. 498 p.

20. Madon S., Guyll M. Ethnic and National Stereotypes: The Princeton Trilogy Revisited and Revised. // Personality and social psychology bulletin. Vol. 27 No. 8, August 2001. p. 996 - 1010.

© 2015

RESEARCH OF THE ACTUAL ETHNOPSYCHOLOGICAL STATUS AS MARKER OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF REGION

I.N. Yefremkina, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and Psychology»

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Abstract. The problem of interethnic mutual relations, the tolerances, caused by growth of migratory processes, strengthening of influence of mass media and process of globalization, is rather actual at the present stage. Especially sharply given problem can be shown in polycultural regions where questions of ethnic tolerance become determining at interaction of representatives of various cultures. The intense, disputed interethnic relations create direct threat not only psychological, but also economic, social safety of this or that region, the country as a whole. Therefore researches of socially-psychological markers of safety of region can become the tool not only constructions of forecasts of development of some regions of Russia, but also an information basis of management. In article results of empirical research of the actual ethnopsychological status, being are presented to one of the major markers of psychological safety of region, on an example of student's youth of the Penza area. In concept of the actual ethnopsychological status of the person include type of ethnic identity, an emotional orientation and expressiveness of ethnic stereotypes, ethnic tolerance. Research was spent to two stages: in 2012 and in 2014. By the author dynamics of components of student's youth is shown: changes in types of ethnic identity, in a sign on an emotional orientation and expressiveness of ethnic stereotypes in relation to some people and ethnic groups.

Keywords: psychological safety, socially-psychological markers of safety of region, the actual ethnopsychological status, ethnic identity, autostereotypes, heterostereotypes.

УДК 316.473

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ТОЛЕРАНТНЫМИ УСТАНОВКАМИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2015

Е.Ф. Сайфутдиярова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Л.А. Ахматханова, бакалавр 3 курса, Социально-гуманитарный факультет Башкирский государственный университет, Бирск (Россия)

Аннотация. Современное общество характеризуется обострением отношений между представителями различных этнических групп. В связи с этим немаловажной задачей образовательных учреждений является формирование межэтнической толерантности у современной молодежи. В поликультурном социуме, которым является на сегодняшний день любое государство, с одной стороны усугубляет проблему межэтнических отношений в обществе, а с другой - может способствовать еще большему сплочению и взаимопониманию представителей различных этно-групп. Однако этот вопрос в социологической этнологической, педагогической и психологической науках остается открытым. Несмотря на достаточно большое количество исследований о роли различных этнопсихологических феноменов в формировании этнической идентичности и толерантности, возникает вопрос о специфике взаимосвязи их компонентов. В нашем исследовании также осуществляется исследование данной проблемы на выборке студенческой молодежи, проживающей в поликультурном регионе, каковым является Башкортостан. В ходе эмпирического исследования установлено, что для современной молодежи характерно преобладание позитивной этнической идентичности и позитивных этнических установок в межличностных отношениях. Корреляционный анализ позволил установить как положительные, так и отрицательные связи между типами этнической идентичности и структурными компонентами этнических толерантных установок в межличностных отношениях студентов.

Ключевые слова: этническая толерантность, толерантные установки в межличностных отношениях, этническая идентичность, типы этнической идентичности, поликультурный социум, этническая группа, межэтнические отношения.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема толерантности является неоднозначной и изучается как зарубежными, так и отечественными историками, социологами, этнологами, психологами (J.W. Berry, M.Pleasants [1], А.Г. Асмолов [2], Л.М. Дробижева [3],

В.А. Тишков, [4]; А.Н. Татарко [5], В.Ю. Хотинец [6], Е.Ю. Клепцова [7], Батарчук Д.С. [8] и др.). Понятие «толерантность», с одной стороны, оно вбирает в себя семантические характеристики, среди которых, терпимость, снисхождение, устойчивость, альтруизм, а с другой, имеют теоретические преставления, которые свя-

заны с вопросами о Я-концепции, идентичности, социальной дистанции, феноменом конформного поведения. А.Г. Асмолов утверждает, что толерантность является решающим фактором, непосредственно снижающим ситуации проявления насилия, нарушения прав человека, а также дискриминации [2].

Немаловажным аспектом формирования толерантности личности является становление его установок. Как установка толерантность носит характер индивидуального добровольного выбора, то есть она не навязывается, а формируется в процессе воспитания и личного жизненного опыта. В.А. Тишков отмечает, что как действие толерантность, есть добровольное согласие на терпимость субъектов по отношению к представителям различных этнических групп [4].

В полиэтничном обществе роль этнической толерантности значительно возрастает, образуя духовную составляющую личности, выступая условием терпимости по отношению к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям, иным чувствам. Этническая толерантность личности проявляется в процессе его взаимодействия с представителями различных этнических групп и в этом случае, как отмечают исследователи, не изучается отдельно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены представляют собой единое целое, обуславливающие становление этнического самосознания индивида [9-12].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Кросс-культурные исследования современных ученых (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, В.Ю. Хотинец, Е.Ю. Чеботарева) позволили установить взаимосвязь этнической идентичности и толерантности, которые выполняют функцию регуляции межэтнических отношений в социуме [13-15]. Исследования в области развития толерантности в поликультурном социуме позволили выявить два основных условия формирования этнической толерантности, с одной стороны, это позитивная этническая идентичность, а с другой, положительно ориентированные авто- и гетеростереотипы. Тогда как интолерантность, в исследованиях данных ученых, порождается негативными типами этнической идентичности и отрицательно направленными авто- и гетеро-стереотипами. В ходе исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, установлено, что позитивная этническая идентичность определяет этническую толерантность. Однако изучение данной взаимосвязи, с точки зрения Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко все же недостаточно изучено, определяющим остается вопрос о том, что же происходит с толерантностью, в момент повышенной или пониженной позитивности этнической идентичности. К тому же исследованиями не установлено влияние этнической идентичности на степень выраженности межэтнической толерантности [13].

По мнению Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко, Г.У. Солдатовой и др., позитивная этническая идентичность представляет собой сочетание положительного образа собственной этнической группы наряду с позитивным ценностным отношением с представителями разных этнических групп, что, в свою очередь выступает условием независимого и стабильного существования этноса и его взаимоотношений в поликультурном мире [13, 16]. Положительная этническая идентичность сохраняет внутреннюю межгрупповую гармонию, а также - позитивное личностное самоощущение.

Гипотеза и методики исследования. В исследовании участвовали студенты Социально-гуманитарного факультета Бирского филиала БашГУ в возрасте 18-20 лет в количестве 30 человек. Мы предположили, что существует взаимосвязь между типом этнической идентичности студентов с компонентами толерантных установок в сфере межличностных установок.

В целях подтверждения выдвинутой нами гипотезы респондентам предлагались две методики: «Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений» (В.С. Собкина и Д.В. Адамчук) и «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой).

На первоначальном этапе анализа полученных результатов мы вычислили среднее арифметическое значение (X), и среднее квадратичное отклонение ((7), что позволило нам установить уровни выраженности исследованных показателей типов этнической идентичности и компонентов толерантных установок студентов. В ходе дальнейшего анализа полученные результаты исследования были подвергнуты корреляционному анализу (Спирмен) с целью выявления наличия взаимосвязей между исследованными показателями.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Результаты исследования типов этнической идентичности позволили установить, что у большинства студентов наблюдается преобладание таких его типов как «Позитивная этническая идентификация» (40% выборки) либо промежуточный тип - «Позитивная этническая идентичность - Этническая индифферентность» (30%), остальные студенты проявляют неопределенный промежуточный тип этнической идентичности (позитивная этническая идентичность в сочетании с этнической индифферентностью, этнофанатизмом, этноэ-гоизмом, либо этноизоляционизмом). Исследованная группа студенческой молодежи более всего склонная к позитивному отношению как к своему, так и другим народам. Как отмечают авторы методики (Г.У. Солдатова и С.В. Рыжова) позитивная этническая идентичность в полиэтнической среде является нормой и свойствен большинству индивидов: «Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире» [16, с. 152]. Однако, следует отметить, что наличие проявления этнической индифферентности, характеризующийся размытостью этнической идентичности, ее неопределенностью, возможно проявляется у молодых людей в некоторых ситуациях, связанных с взаимоотношениями с представителями других этногрупп, в частности, представителей этнических меньшинств с титульными нациями, а также как критерий позволяющий принимать традиции и культуру других народов, которые активно включаются в жизнь всех народов, проживающих в едином поликультурном пространстве.

Результаты изучения толерантных установок в сфере межличностных установок подтверждают позицию Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой: установлено, что у 25 (83%) студентов итоговый индекс толерантных установок относится к полюсу толерантности (отрицательный суммарный показатель), т.е они эмоционально позитивно относятся к представителям других этногрупп, не проявляют конфликтного к ним отношения, не проявляют негативизма к этническим меньшинства (в нашей выборке, наоборот, отмечается высокий уровень позитивного к ним отношения), уважительно относятся к национальным традициям и праздникам. Следует отметить, что из всей выборки только 4 человека показали желание несколько дистанцироваться от других этно-групп, тогда как остальные проявили нежелание к установлению каких-либо барьеров по отношению к другим.

Рассмотрим результаты выявленных корреляционных связей между типами этнической идентичности и критериями толерантных этнических установок (рис. 1).

Статистический анализ результатов исследования позволил выявить взаимосвязь показателей «Типов этнической идентичности» (по методике Г.У.Солдатовой,

С.В.Рыжовой) с критериями этнических толерантных установок: «Этнонигилизм» взаимосвязан с общим показателем измерения этнических установок (г=0,386; р<0,04) и его критерием «Межнациональная конфликтность» (г=0,362; р<0,05), «Этническая индифферентность» взаимосвязана с такой толерантной установкой, как «Эмоциональное переживание за собственную национальную принадлежность» (г=0,494; р<0,006), единственная отрицательная корреляционная связь наблюдается между показателями «Позитивная этническая идентификация» и «Межнациональная конфликтность» (г=-0,366; р<0,05).

Рисунок 1 - Корреляционные связи между показателями этнической идентичности и этнических толерантных установок

Интерпретируя результаты корреляционных связей можно констатировать, что при выраженности позитивной этнической идентичности молодой человек не проявляет стремления к межэтническим конфликтам и, соответственно, он не стремится к отходу от своей нации и поиску иных социально-психологических сфер не связанных с его этнической культурой. Студенты с повышенным уровнем этнической индифферентности, проявляющейся в неопределенности у них этнической принадлежности, испытывают повышенное отрицательное эмоциональное переживание за собственную нацию, что приводит к отстраненности от собственной этнической группы.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, по данным зарубежных и отечественных исследователей формирования позитивной этнической идентичности выступает одним из основных условий становления межэтнической толерантности. Именно этот факт позволяет исследователям изучать межэтническую толерантности через призму этнической идентичности.

Результаты исследования позволили установить, что в поликультурной среде у молодых людей преобладает позитивная этническая идентичность, характеризующаяся уважительным отношениям к представителям всех этнических групп, они также проявлению толерантные установки по отношению другим этногруппам вне зависимости от их принадлежности к титульной нации или группам этнических меньшинств.

Результаты корреляционного анализа позволили выявить связи типов этнической идентичности (позитивная этническая идентичность, этническая индифферентность и этнонигилизм) с интегральным показателем измерения этнических установок и его структурными показателями (эмоциональное переживание за собственную нацию и межнациональная конфликтность). Таким образом, молодые люди с выраженной позитивной этнической идентичностью не склонны к провоцированию межэтнических конфликтов, стремятся к изучению как своей культуры, так и других народов. При повышенном уровне этнической индифферентности, студенты склонны испытывать отрицательные эмоциональные пере-

живания по отношению к своей этногруппе, вплоть до изоляции от них.

В дальнейшем предполагается изучение сравнительного анализа проявления типов этнической идентичности и толерантности у молодежи в соответствии с их этнической принадлежностью и выходцев их биэтниче-ских семей. Мы считаем, что моноэтническая и биэтни-ческая культура специфически влияет на формирование этничности молодых людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Berry J.W., Pleasants M. Ethnic Tolerance in Plural Societes: Paper Given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. Potsdam, N.J., Wiley, 1984.

2. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001. № 24. С. 61-63.

3. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие / Отв. ред. В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 1997. С. 62-63.

4. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие / Отв. ред. В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 1997. С. 19-27.

5. Татарко А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и этнической толерантности в кросс-культурной перспективе // Журнал прикладной психологии. 2002. №4/5. С. 69-79.

6. Хотинец В.Ю. Позитивная этническая идентичность и толерантность / Этнотолерантность: философские, психологические и культурологические аспекты / Отв. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2002. 306 с. С.66-105.

7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности, Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2004. 176 с.

8. Батарчук Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически диверсифицированного общества // Вестник ТГПУ. 2010. 5 (95). С. 129-134.

9. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Ethnic Identity, Group Status and Type of Settlement as Predictors of Ethnic Intolerance // Psychology in Russia: State of the Art. 2008. 1. Pp. 102-119.

10. Эм Е.А. Позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности // Сибирский педагогический журнал. 2010. 5. С.225-231.

11. Анаев М.А., Багова Р.Х., Ногерова М.Т. Место этнической идентичности в структуре идентификаций и ее влияние на индекс толерантности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. 1 (23). С.229-231.

12. Кузьмина К.Е., Буров А.В. Исследование взаимосвязи толерантности в отношении представителей других этносов и этнической идентичности личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. 1. С.412-418.

13. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как фактор межгрупповой интолерантности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3. С. 51-64.

14. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. - 121 с.

15. Чеботарева Е.Ю. Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012. № 1. С.22-28.

16. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.

CONNECTIONS OF TYPES OF ETHNIC IDENTITYWITH TOLERANT ATTITUDES IN INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS

© 2015

E.F. Sayfutdiyarova, candidate of psychological science, associate professor

of the chair «Psychology» L.A. Akhmatkhanova, bachelor

Birskiy Branch of Bashkir State University, Birsk (Russia)

Abstract. Contemporary society is characterized by complication in relations between representatives of different ethnic groups. In this respect it is of urgent importance that educational institutions should teach inter-ethic tolerance to young people. In poly-cultural societies ethic tolerance, on the one hand, aggravates the problem of teach inter-ethic relationships in the society, on the other hand, it can encourage unity and mutual understanding of representatives of different ethnic groups. But in this is still an open issue in sociological, ethnological, pedagogical and psychological sciences. Although there are many studies dedicated to the importance of ethnic and psychological phenomena in the formation of ethnic identity and tolerance, there still rises a question of specific connections of its components. In our work we touch upon this problem on the basis of young people living on the territory of multicultural region of Bashkortostan. Empirical investigation shows that contemporary young people are characterized by positive ethnic identity and positive ethnic orientation in interpersonal relationships. Correlation analysis helps us to determine both positive and negative connections between types of ethnic identity and structural components of ethnic tolerance orientations in interpersonal relationships of students.

Keywords: ethic tolerance, ethnic tolerance orientations in interpersonal relationships, ethnic identity, types of ethnic identity, poly-cultural societies, ethnic groups, inter-ethic relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.