DOI: 10.25588ZCSPU.2018.0L19
УДК 378:151.8 ББК 74.480.26:88.4
го X
О
М.Э. Хамиди
ORCID № 0000-0001-5925-0504, аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: eminhamidi@gmail.com
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЕРАНТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация
Введение. В статье описана модель организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Важность развития такого качества, как толерантность у студенческой молодежи обусловлена тем, что эффективность учебного процесса может быть достигнута лишь в сотрудничестве, которое невозможно в условиях отсутствия толерантного взаимодействия.
Материалы и методы. Автор использовал такие материалы и методы, как: «Методика диагностики коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко; «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, методика «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттела и «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири; методы статистического анализа и математической обработки данных.
Ре.зультаты. Представлены результаты эксперимента по формированию толерантного педагогического взаимодействия в вузе. Схематично представлена динамика повышения уровня толерантности иностранных студентов университета в процессе экспериментальной работы, также представлена таблица с показателями эффективности формирования коммуникативной толерантности студентов.
Обсуждение. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая система взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Раскрыты и обусловлены условия эффективного функционирования модели организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе. Доказана эффективность и рациональность внедрения авторской модели.
Заключение. Показано, что по результатам проведенной экспериментальной работы реализация модели организации толерантного педагогического взаимодействия иностранных студентов обеспечит эффективность решения задач их профессионального образования.
Ключевые слова: толерантность личности, целевой блок, содержательный блок, организационно-управленческий блок, методологический блок.
Основные положения:
• предложена модель организации толерантного педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе;
• раскрыты и обусловлены условия эффективного функционирования модели организации толерантного педагогического взаимодействия;
• доказана эффективность и рациональность внедрения авторской модели.
1. Введение (Introduction)
В рамках интернационализации образования, увеличения числа иностранных студентов в вузах России и важности их высокой профессиональной подготовки становится актуальным формирование и развитие основных компетенций современного специалиста, который будет легко контактировать и адаптироваться, будет способен продуктивно и профессионально взаимодействовать.
Профессиональная подготовка обеспечивает готовность иностранных студентов к учебно-познавательному процессу в рамках неродного социально культурного и образовательного пространства вуза. Также профессиональная подготовка позволяет устранить трудности коммуникативного, адаптационного, учебного и психологического характера.
Толерантность выступает в качестве инструмента осуществления эффективного образовательного процесса в вузе. Толерантность - это ценностное качество индивида и его определённое отношение к окружающей действительности, а также способность индивида к беспристрастной оценке и решению проблемных ситуаций.
Развития качества толерантности всех участников образовательного процесса можно достичь лишь в сотрудничестве, которое будет основано на толерантных началах.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Эксперимент проводился в три этапа в течение 2013-2016 гг.
На первом этапе (2013 г.) был проведен теоретический анализ проблемы, разработана программа исследования.
На втором этапе (2013-2014 гг.) изучены особенности общей и коммуникативной толерантности и социально-психологические причины ее формирования и развития. Чтобы решить эти задачи, мы применили следующие методики в нашем исследовании:
а) «Методика диагностики коммуникативной толерантности» В.В. Бойко - в целях исследования особенностей коммуникативной толерантности преподавателей высших учебных заведений [1];
б) «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко; «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко, методика «16-факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттела и «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири -дляизучениясоциально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование коммуникативной толерантности студенческой молодежи высших учебных заведений. Полученные данные обрабатывались посредством статистического анализа с последующим обобщением и интерпретацией. Математическая обработка данных и графическое представление результатов осуществлялись посредством компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 13.0).
На третьем этапе (2015-2016 гг.) была разработана и экспериментально проверена эффективность программы подготовки, направленной на формирование коммуникативной толерантности иностранных студентов вуза. Применен комплекс интерактивных техник (групповая дискуссия, «мозговой штурм», ролевые игры, мини-лекции и др.).
3. Результаты (Results)
В 2015/2016 учебном году на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета было проведено исследование, в котором приняли участие 56 студентов. В выборку вошли студенты подготовительного отделения из Турции, Конго и Китая, а также студенты второго курса факультета физической культуры, физико-математического и психологического факультетов из Турции и Конго. Среднестатистический возраст студентов - 21 год (от 18-23 лет), 30% представителей женского пола, и 70 % представителей мужского пола. Для наглядности обобщенных данных динамики повышения уровня толерантности студентов до и после экспериментальной работы предложена гистограмма. Как видно на рис. 1, вследствие формирующего эксперимента повысить уровень толерантности удалось почти 10% студентов группы.
ф о
о ф
^
о ^
с
ш
ь
>s ф ф
° ^
m со со о
IX
ф
15
н
о
О
Ф о т *
12 Ц
■ О. I-
ё!» о ч н о с
Го I
со .0 р
° §
.0 о ^ ф
If
п. с
■ высокий ■ средний ■ низкий
до начала после эксперимента
Рис. 1. Динамика повышения уровня толерантности иностранных студентов университета в процессе экспериментальной работы
Fig. 1. The dynamics of increasing the level of foreign students' tolerance
during the experimental work
Составляем таблицу для дальнейшего определения критерия ф*, сопоставив две группы (табл. 1).
Табл. 1. Показатели эффективности формирования коммуникативной
толерантности студентов
Tab.1. Efficiency factor of forming students' communicative tolerance
Группы Эффективна Неэффективна
В% В%
До эксперимента 72,05 27,95
После эксперимента 86,74 13,26
Определим эмпирическое значение ф * по формуле 1 [2]:
=(ф1-ф2
п\ • п2
п\ + п2
,(1)
где: ф1 - угол, соответствующий большей процентной доле; ф2 - угол, который соответствует меньшей процентной доле; п1 - объём выборки контрольного среза (КС); п2 - объем выборки конечного среза п1 = 40; п2 = 48.
Величина угла ф по соответствующей таблице процентных долей: ф1 (86,74) = 2,395; ф2 (72,05) = 2,029.
Тогда:
Ф * Эмпир = (2,395 - 2,029)'
40 48 40 - 48
1,709
ф * Эмпир сопоставляем с критиче-
скими значениями ф
Ф * кр
{
(р < 0,05) (/? < 0,01) •
Поскольку ф * Эмпир = 1,709 > фкр, с надежностью р = 0,00, то внедрение авторской модели формирования толерантности у иностранных студентов является эффективным, а его результаты -неслучайны.
4. Обсуждение (Discussion) Толерантность личности, по мнению автора, это сложное и многогранное явление, имеющее собственную структуру и взаимодействующее в процессе функционирования с иными явлениями и процессами психолого-педагогического характера. Вследствие этого возникает необходимость применения системного подхода в ходе формирования толерантности у иностранных студентов.
В качестве методологического основания системный подход способствует моделированию логической схемы образовательного процесса развития толерантности, созданию абстрактной струк-
*
туры педагогического явления, учитывая при этом все необходимые составляющие и связи между ними [3, 4, 5]. Что касается развития толерантности, то системный подход способствует интеграции основной части методологических подходов в единый механизм, формированию заказа государства и общества по овладению толерантно-коммуникативной составляющей [6].
В содержательный блок нашей модели вошли следующие структурные элементы:
1. Мотивационно-когнитивный подход. Цель данного подхода - понять сущность «педагогической толерантности» на основе учебно-воспитательной деятельности, профессионального развития и самореализации. На данном этапе студент беспристрастно оценивает свою профессиональную позицию и уровень сформированности толерантности. Однако процесс развития толерантности -это индивидуальное явление, которое воплощается в жизнь посредством взаимодействия студентов и преподавателя в рамках реального процесса обучения. Задача преподавателей - оценить степень содержания учебного материала по вопросу формирования толерантности в студенческой среде вуза.
2. Деятельностный подход. Целью данного подхода является осуществление педагогических условий и формирования толерантности у иностранных студентов, что также подразумевает применение дидактической адаптации в ходе обучения, применение как аудиторной, так и внеаудиторной работы, а также введение технологии непрерывного оценивания уровня сформирован-ности толерантности у студенческой молодежи. Нужно заметить, что данный подход обусловлен правильным выбором и четким описанием педагогических условий, а также таких форм, средств и методов учебно-познавательного процесса, которые послужат толчком для эффективной и успешной адаптации студентов-первокурсников. На начальном этапе формирования толерантности деятельность студентов можно охарактеризовать как личностное и профессио-
нальное развитие, а также настрой на восприятие предложенных знаний, опыта и ценностей.
3. Критериально-результативный -данный подход помогает выявить соответствие толерантного поведения студентов. По мнению автора, критерий - это объективный признак, при помощи которого будет определена эффективность данной работы. Руководствуясь этой методологической основой, будем изучать ход учебного процесса с точки зрения гуманитарной и гуманистической роли педагогики толерантности, которые направлены на формирование ценностных ориентаций и интересов студенческой молодежи, а также «наращивание знаний о человеке, человечестве и гуманизме» [7; 8].
Дальнейший этап нашей модели - это организационно-управленческая система организации и управление учебно-воспитательного процесса формирования норм толерантности у студенческой молодежи в условиях образовательного пространства вуза. Одна из главных целей создания организационно-управленческого блока модели автора - это практическое внедрение педагогических условий, которые обеспечат высокий уровень сформи-рованности толерантного сознания среди определенной категории студентов.
На подготовительном этапе предусмотрена трансляция информации о толерантности личности, убежденность студентов в том, что толерантность - это не только общечеловеческая ценность, но и неотъемлемая норма профессиональной деятельности студентов. В аналитико-интериоризированный этап входит аналитическая деятельность студенческой молодежи во время проведения аудиторных и внеаудиторных занятий по формированию принципов общения на толерантных началах, а именно формирование и развитие внутренних структур психики человека за счет овладения структурой внешней общественной деятельности.
Основной этап предусматривает развитие и работу над совершенствованием умений и навыков толерантного общения студенческой молодежи, основанном на решении в ходе обучения сложных задач, выполнении упражнений и пр.
ф о
о ф
^
о ^
с
ш
ь
ф ф
о ^ т
^ со
го сд
2 о
со £
о х
„ ^
Ф о
I* 21
I—
£2
° о с
Го I СО .0
Р
° 5
.0 о с; Ф
Ц
^ с
го X
О
Цель обобщающего этапа заключается в усилении регулятивных проявлений толерантности в процессе учебно-профессионального взаимодействия. В конечном счете, толерантное состояние студенческой молодежи становится устойчивее, у студентов появляется желание и потребность в трансляции полученных теоретических знаний и практических умений толерантного общения.
Следовательно, вышеупомянутые этапы соответствуют задаче создания подходящих условий для формирования коммуникативной толерантности, так как эффективность образовательного процесса зависит от них [9].
Целевой компонент модели определен в качестве системообразующего, то есть «цель» - это то, что указывает на движение в направлении результата, который заранее предусмотрен целью [10]. Отсюда следует, что именно цели в ходе процесса формирования коммуникабельности выполняют тройную функцию: направление, упорядочение и оценка педагогических действий в целях достижения желанных результатов.
Чтобы определить задачи формирования толерантности, необходимо обратиться к теории классического психоанализа З. Фрейда, который особое внимание уделяет защите целостности личности, основой которой является осознание собственных потребностей и свобода выбора путей их осуществления. Это, в свою очередь, оказывает влияние на разрешение внутренних конфликтов самой личности, на способности изучать и осознанно выстраивать взаимоотношения с обществом. Таким образом, одна из задач формирования коммуникативной толерантности проявляется в виде конструктивного осуществления его индивидуальных функций: совести, самостоятельного наблюдения, контролирования поведения. Данную задачу необходимо выполнять, основываясь на интеллектуальном и эмоциональном проникно-
вении в прошлые и настоящие события межличностной коммуникации.
Тем не менее следующая задача формирования толерантности - это создание условий, при которых качество личности будет воспринято как ценность, а развитие данного качества станет для индивида целью профессионального развития и роста1.
Следовательно,следующаязадачафор-мирования толерантности студентов - системное психолого-педагогическое влияние на такие сферы личности студента, как - эмоциональная, когнитивная и поведенческая, чтобы развивать умения в отстаивании собственной точки зрения и для организации толерантных отношений с окружающими [11; 12].
Поставленные задачи согласуются с масштабными целями формирования толерантности и осуществляются на практике в системе проблемных педагогических ситуаций посредством вербально-дискурсивных средств.
По мнению Д. Бродского, на этапе предметного общения важно воспитывать потребности существования людей в условиях гармоничного, стабильно положительного эмоционального состояния при учете отсутствия тревожности и наличия учебно-познавательного интерес2. Такая педагогическая обоснованность формирования толерантности личности подразумевает выполнение задач, которые имеют методологическое значение: выбор и соответствие определенным подходам и принципам гуманизации образования в общем, и педагогики толерантности в частности.
Осуществление принципов аксиологического подхода занимает основное место в иерархии целей профессионального обучения студентов, так как образовательно-воспитательное пространство и учебно-профессиональная коммуникация выступают для студенческой молодежи условием формирования умения и навыков анализировать раз-
1 Социально-психологический практикум: учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии и социальной работы / авт.-сост. В.В. Гриценко. Балашов: Николаев, 2004. 184 с.
2 Психология: словарь [Текст] / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
ного рода процессы и явления, а также сотрудничать на толерантных началах. В рамках образовательного контекста данный подход помогает исследовать явления удовлетворения потребностей людей, а также помогает в решении задач гуманизации общества. Именно поэтому в данном подходе к профессиональной подготовке студенческой молодежи главное значение придается категориям «ценность» и «ценностная ориентация».
В рамках личностно ориентированного подхода в качестве общих принципов педагогики толерантности признаны принципы субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции, создание толерантного образовательного пространства [14].
Вышеперечисленные принципы не могут быть реализованы за пределами контекста субъект-субъектных отношений, так как их применение предоставляет учебно-образовательному процессу личностную форму. Это соответствует положению Б. Ананьева, о том, что личность - это «вершина всего набора качеств человека», а индивидуальность -это «глубина человека» [3]. В нашем случае субъектность выступает синонимом индивидуальности.
Согласно Б. Ломову, личность может развиваться лишь тогда, когда входит в состав совокупности субъектов, то есть общение - это важный фактор субъек-тогенеза. Человек порождает себя как субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, которые наделены психикой и пониманием. При данных условиях разумно говорить о субъектном подходе для формирования толерантности студентов, основанной на равном партнерстве, взаимопонимании, взаимоуважении, морально-эстетическом взаимодействии. [15].
В рамках субъектного подхода, А. Шарова, Г. Солдатова и Л. Шайгерова предлагают следующие принципы педагогики толерантности: мультикульту-ралистический (реализация комплекса идей, ценностей и действий в целях создания положительных отношений между непохожими по расовым, этническим,
религиозными и др. признакам людьми), синергитический (определяет единую совместную деятельность альтруистов и эгоистов), альтернативно-этический (стимулирование стремления к целостности личности посредством принятия мира и себя в этом мире во всем многообразии положительного и отрицательного), рефлексивный (помогает развивать способности контроля собственных поступков в отношениях между людьми в духе понимания, принятия, сотрудничества и партнерства) [16].
Формирование толерантности должно быть практически ориентировано и включать в себя диалог, культуру, мирное сосуществование и менталитет индивида. В данном контексте становится актуальной проблема единства в процессе общения субъектов учебно-воспитательного взаимодействия. Данная проблема заключается в разрешении всех вопросов и готовности к компромиссу [17; 18]. Достичь этого можно благодаря взаимопониманию, то есть увидеть то, что не видят другие: ценности, отношения, сочувствие и т.п. Таким образом, мы говорим о герменевтическом подходе к формированию толерантности. По А. Хуторскому, суть данного подхода заключается в «... достижении понимания истины путем проникновения в духовный смысл субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир» [19; 20]. Данный подход востребован по причине педагогического внимания к личному, исключительному проявлению человеческой субъективности, что помогает понять себя, других, принятия всех как себя, а себя как всех.
Таким образом, говоря о герменевтическом подходе, мы говорим о симпатическом (эмпатическом, согласованном) понимании, которое ведет к толерантному общению. Следовательно, в процессе организации толерантного педагогического взаимодействия можно выделить: эмпатический, кооперативный и конвенциональный принципы.
Суть принципа эмпатии состоит в формировании способности индивида эмоционально проникать в собеседника, сопереживать ему [8].
ф о
о ф
^
о ^
с
ш
ь ф ф
°
т СО со
о
IX
ф
15
н
о ¡£ о
Ф о т *
■ О. I-
ё!» О ч н о с
со I со .0
Р
° г!
.0 о с; Ф
ИГ
п. с
Суть кооперативного принципа состоит в обоюдном признании всех участников педагогического взаимодействия, где нет сильных и слабых, и где каждый член педагогического взаимодействия представляет собой ценность.
Суть конвенционального общения по Л. Азнабаевой состоит в положительном отношении, взаимности, психологической поддержке, избегании конфликтных ситуаций [3].
5. Заключение (Conclusion) Исходя из вышесказанного, мы видим, что толерантность субъектов педа-
гогического процесса в высшей школе проявляется в процессе межличностного и интерсубъектного, педагогического и учебно-профессионального взаимодействия ее носителей. Толерантное педагогическое взаимодействие основано на взаимопонимании, партнерстве, диалогичности, доброжелательности, поддержке. Следовательно, внедрение авторской модели является целесообразным, так как результаты статистического метода углового преобразования Фишера доказывают эффективность данной модели, а значит, гипотеза подтверждена.
Библиографический список
1. Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность [Текст]: методическое пособие / В.В. Бойко. -СПб.: СПбМАПО, 1998. - 24 с.
2. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. -СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
3. Азнабаева, Л.А. Принципы речевого поведения адресата в конвенциональном общении [Текст] / Л.А. Азнабаева. - Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1998. - 182 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества [Текст] / Ш. А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989.- С. 144-177.
5. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. Амонашвили. - М.: Дом Ш. Амонашвили, 1995. - 596 с.
6. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т. Адорно, Р. Сэнфорд, Э. Френкель-Брюнсвик, Д. Левинсон. - СПб.: Наука, 2001. - 412 с.
7. Латынов, В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты [Текст] / В.В. Латынов // Психологический журнал. - 1995. - № 6. - С. 90-100.
8. Асмолов, А.Г. Толерантность от утопии к реальности [Текст] / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Смысл, 2010. - 255 с.
9. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2011. - С. 8-18.
10. Волков, А. Когда рождается ксенофобия, или один на один с коллективом [Текст] / А. Волков // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 242-247.
11. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация [Текст]: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Альфа-М ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
12. Борытко, Н.М. Введение в педагогику толерантности [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков / под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 80 с.
13. Клинберг, Л. Проблемы теории обучения [Текст] / Л. Клинберг; пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
14. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст]: в 7 т. / А.С. Макаренко. - М.: АПН РСФСР, 1952. - Т. 2.
- 496 с.
15. Журавлев, А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Текст] / А.Л. Журавлев // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Академический проект, 2000. - С. 133-150.
16. Саламатов, А.А. Методологические подходы в педагогических исследованиях: аксиологический подход [Текст] / А.А. Саламатов / / Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. -2014. - № 1 (14). - С. 58-68.
17. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017), Developing professionally significant qualities of competitive vocational training teachers: dynamics of the process. Espacios. 38 (40), 34.
18. Сенько, Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося [Текст] / Ю.В. Сенько // Педагогика. - 1997. - №3. - С. 40-45.
19. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений [Текст] / Н.А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-методических статей. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. -С. 74-85.
20. Батаршов, А.В. Диагностика способности к общению [Текст] / А.В. Батаршов. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
M.E. Hamidi
ORCID No. 0000-0001-5925-0504, Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: eminhamidi@gmail.com
MODELLING ORGANIZATION OF TOLERANT PEDAGOGICAL COOPERATION IN THE PROCESS OF FOREIGN STUDENTS' PROFESSIONAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY
Abstract
Introduction. The article deals with the model of organization of tolerant pedagogical cooperation in the process of foreign students' professional education at the university. The author suggests the importance of developing such students' qualities as tolerance, because the learning process may be effective only in cooperation, which is impossible without tolerant interaction.
Materials and methods. The author used such materials and methods as method of communicative tolerance diagnostic by V.V. Boyko; method of communicative persuasion diagnostic by V.V. Boyko, method of diagnosing empathic abilities level by V.V. Boyko, method of "16-factorial personality ф question by R.B. Kettle, and methodic of interpersonal relations by T. Liri; methods of statistic analysis, 2 and mathematic treatment. <u
Results. The article also shows the experiment results of developing tolerant pedagogical cooperation at the university. We can also see the scheme of the dynamics of increasing the level of с foreign students' tolerance during the experimental work and the table of efficiency factor of forming -jg ^ students' communicative tolerance.
Discussion. The development of model, theoretical model validation and testing the model of о ^ organization of tolerant pedagogical cooperation in the process of foreign students' professional -¡g^ education at university with experiment. We defined the conditions of effective functioning of the model ^ ^
СЛ
of organization of tolerant pedagogical cooperation in the process of foreign students' professional education at university. The rationality and efficiency of model implementation was proved.
Conclusion. The article has shown the results of experimental work and proved that the model implementation will guarantee the effective pedagogical cooperation and efficiency in problem solution of professional education. 0-55
Keywords: tolerance of personality, destination block, content block, institutional and o^ management block, methodological block. o ^
Highlights: 11
We described the model of organization of tolerant pedagogical cooperation in the process of Ü -g foreign students' professional education at university. o Ü
We defined the conditions of effective functioning of the model of organization of tolerant ç ^ pedagogical cooperation. Tû Ï
The rationality and efficiency of model implementation has been proved.
References
1. Boyko V.V. (1998), Kommunikativnaya tolerantnost':m£todicheskoe posobie [Communicative tolerance: teacher edition], SPb: SPbMAPO Publ. (In Russian).
2. Sidorenko Y.V. (2002), Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [The methods of mathematic treatment in psychology], SPb.: Rech' Publ. (In Russian).
3. Aznabayeva L.A. (1998), Principy rechevogo povedeniya adresata v konvencional'nom obshchenii [The principles of recipient's language behavior in common dialogue], Ufa: Izdatel'stvo Bashkirskogo universiteta Publ. (In Russian).
4. Amonashvili Sh.A. (1989), Osnovaniya pedagogiki sotrudnichestva [The foundation of pedagogy of cooperation]. Novoepedagogicheskoe myshlenieM.: Pedagogika. 144-177. (In Russian).
5. Amonashvili Sh.A. (1995), Razmyshleniya o gumannoj pedagogike [The thoughts about human pedagogy], M.: Izd-vo Dom SH.Amonashvili. (In Russian).
6. Adorno T., Sandford R., Frenkel-Brunswick E., Levinson D. (2001 ), Issledovanie avtoritarnoj lichnosti [The research of authoritarian personality], SPb.: Nauka Publ. (In Russian).
7. Latynov V.V. (1995), Stili rechevogo kommunikativnogo povedeniya: struktura i determinanty [The styles of verbal communicative behavior: the structure and determinants]. Psihologicheskijzhurnal. 6, 90-100. (In Russian).
8. Asmolov A.G. (2010), Tolerantnost' ot utopii k real'nosti [Tolerance. From Utopia to Reality]. On the way to tolerant mentality. M.: Smysl. 4-7. (In Russian).
9. Asmolov A.G., Asmolov A.G., Soldatova G.U., Shaygerova L.A. (2011), O smyslah ponyatiya "tolerantnost'" [About the meaning of tolerance]. Vek tolerantnosti: Nauchno-publicisticheskij vestnik. M.: MGU. 8-18. (In Russian).
10. Volkov A. (2003), Kogda rozhdaetsya ksenofobiya, ili odin na odin s kollektivom [When the xenophobia comes up or face to face with group]. Narodnoye Obrazovaniye. 6, 242-247. (In Russian).
11. Sadokhin A.P. (2004), Mezhkul'turnaya kommunikaciya:uchebnoe posobie [Intercultural Communication: work-book], M.: Al'fa-M INFRA-M Publ. (In Russian).
12. Solovtsova I.A., Baybakov A.M., Borytko N.M. (eds). (2006), Vvedenie vpedagogiku tolerantnosti: ucheb-noe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov [Introduction to pedagogy of tolerance: work-book for pedagogical university students], Volgograd: Izd-vo VGIPK RO Publ. (In Russian).
13. Klinberg L. (1984), Problemy teorii obucheniya [The problems of learning theory]. M.: Pedagogika. (In Russian).
14. Makarenko A.S., (1952), Sochineniyav 7tomah [Collected works in 7 volumes]. M.: APN RSFSR Publ. (In Russian).
15. Juravlev A.L. (2000), Psihologicheskie osobennosti kollektivnogo sub"ekta [Psychological features of collective subject]. Problema sub"ekta vpsihologicheskoj nauke. M.: Akademicheskij proekt. 133-150. (In Russian).
16. Salamatov, A.A. (2014), Metodologicheskie podhody v pedagogicheskih issledovaniyah: aksiolog-icheskij podhod [Methodological approaches in pedagogical researches: axiological approach]. Professional'nyj proekt: idei, tekhnologii, rezul'taty. 1(14), 58-68. (In Russian).
17. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017), Developing professionally significant qualities of competitive vocational training teachers: dynamics of the process. Espacios. 38(40), 34.
18. Senko Y.V. (1997), Uchebnyj process: sotvorchestvo pedagoga i uchashchegosya [Educationproc-ess: co-work of teacher and student]. Pedagogika. 3, 40-45. (In Russian).
19. Astashova N.A. (2013), Problema vospitaniya tolerantnosti v sisteme obrazovatel'nyh uchrezhdenij [The problem of forming tolerance in the system of educational institutions]. Tolerantnoe soznanie iformiro-vanie tolerantnyh otnoshenij (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskih statej. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEHK. 74-85. (In Russian).
20. Batarshov A.V. (2006), Diagnostika sposobnosti k obshcheniyu [The diagnostics of ability to dialogue],
■g SPb: Piter Publ. (In Russian). ro