Научная статья на тему 'Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия'

Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / ДИАГНОСТИКА / ТОЛЕРАНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОМПРОМИСС / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / СОПЕРНИЧЕСТВО. / RIVALRY. / FORMATION / COMMUNICATIVE TOLERANCE OF YOUTH / DIAGNOSTICS / TOLERANT INTERACTION / COOPERATION / THE COMPROMISE / THE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстикова Светлана Николаевна

в статье рассматривается процесс становления толерантности личности в системе образования. На основе теоретического обзора исследований по проблеме автор проводит анализ существующей типологии взаимодействия индивидов и устанавливает связь с толерантными качествами, позиция определяется им как статусноролевая характеристика личности, а коммуникативная толерантность как отношение личности к людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article process of formation of tolerance of the person in an education system is considered. On the basis of the theoretical review of researches on a problem the author carries out the analysis of existing typology of interaction of individuals and connection with tolerant qualities, position determined it as the statusno-role characteristic of the person, and communicative tolerance as establishes the relation of the person to people.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативной толерантности в процессе становления личностной позиции в стратегии взаимодействия»

тивных проявлений и оптимизации корпоративной культуры в учреждениях и органах УИС, которая включает в себя:

- программу социально-психологической подготовки руководителей, состоящую из индивидуальных консультаций и психокоррекционных мероприятий с начальниками отделов и служб, направленные на коррекцию ценностей и «Я»-концепции руководителя, теоретические занятия (лекции), позволяющие ознакомится с основами управления персоналом, практические занятия (социально-психологические тренинги), развивающие профессионально-значимые умения и навыки;

- программу групповых психокор-рекционных мероприятий (социально-психологическе тренинги) для коллективов сотрудников УИС, проводимых при непосредственном участии руководителей;

- программу проведения отбора вновь принимаемых сотрудников.

Эти программы могут быть использованы психологами учреждений и ор-

ганов УИС при проведении психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с руководителями и коллективами сотрудников.

Таким образом, изучение организационной культуры УИС позволило не только конкретизировать представления о ней, определить ее особенности и негативные проявления, но и подготовить психологически обоснованные рекомендации и программы индивидуальных и групповых психокоррекцион-ных мероприятий, направленных на ее оптимизацию.

Литература

1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. М.: Известия, 2002. 312 с.

2. Аксеновская Л.Н. Ордерная модель организационной культуры. М.: Академический Проект; Трикста, 2007. 303 с.

3. Магура М.И., Курбатова МБ. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации // Б-ка журн. «Управление персоналом». М., 2002.

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ В СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С. Н. Толстикова

Аннотация: в статье рассматривается процесс становления толерантности личности в системе образования. На основе теоретического обзора исследований по проблеме автор проводит анализ существующей типологии взаимодействия индивидов и устанавливает связь с толерантными качествами, позиция определяется им как статусно-ролевая характеристика личности, а

коммуникативная толерантность — как отношение личности к людям.

Ключевые слова: образование, коммуникативная толерантность молодежи, диагностика, толерантное взаимодействие, сотрудничество, компромисс, приспособление,соперничество.

The summary: in article process of formation of tolerance of the person in an education system is considered. On the

basis of the theoretical review of researches on a problem the author carries out the analysis of existing typology of interaction of individuals and connection with tolerant qualities, position determined it as the statusno-role characteristic of the person, and communicative tolerance as establishes the relation of the person to people.

Keywords: formation, communicative tolerance of youth, diagnostics, tolerant interaction, cooperation, the compromise, the adaptation, rivalry.

Интеграционные процессы в Европе и мире находятся в прямой зависимости от прихода в активную жизнедеятельность нового поколения молодежи. В России, как и во всем мире, наблюдается усиление расслоения общества по социальным, религиозным, экономическим и иным признакам, обостряются межэтнические отношения. Локальные войны, терроризм, национальная и религиозная нетерпимость на межгосударственном уровне тесно связаны с возрастанием конкуренции, нетерпимости и насилия на уровне взаимодействия отдельных индивидов. Молодежи последнего поколения в этой атмосфере все сложнее сохранить психическую гармонию и здоровье.

На современном этапе высшее образование наряду с традиционными задачами приобретает ряд новых качеств: оно становится важным составным фактором интернационализации мировых процессов, решения таких глобальных проблем, как взаимопонимание между народами, экологическая опасность, народонаселение. Общеизвестно, что роль образования возрастает и будет возрастать в строительстве новой цивилизации XXI в.

Теоретический обзор проблемного поля нашего исследования предполагает рассмотрение толерантности как явления с разных сторон: на философском уровне (Г.С. Батищев, В.М. Золотухин, В.И. Гараджа, Б.С. Гершунский, В.Т. Лекторский, А.Ю. Шадже, В.В. Ша-лин и др.), на педагогическом уровне (Л.В. Байбородова, О.Б. Скрябина, М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, А.Н. Шмаков и др.), на психологическом и этнопсихологическом уровне (Н.М. Борытко, A.M. Байбаков, В.А. Гончарова, В.В. Глеб-кин, А.И. Донцов, Г.У. Солдатова и др.). Изучение психологической природы толерантности как свойства личности базировалось на позициях, изложенных в психолого-педагогических работах А.Г. Асмолова, Н.А. Асташова, Л.В. Бай-бородовой, С.К. Бондырева, Р. Брислина, И.Б. Гриншпуна, P.P. Валитова, Д.В. Колесова, Л.Я. Коломинского, A.M. Прохорова, А.А. Реана, М.И. Рожкова и др.; а коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность на идеях, ставших предметным исследованием в трудах В.В. Бойко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.И. Кашницкого, О.А. Скрябиной, А.И. Тимонина, С.Н. Тол-стиковой и др.

Значительную роль в решении данной задачи многие авторы отводят системе образования, и в частности, высшего профессионального образования, так как эта сфера имеет реальную возможность вносить свой вклад в процесс сближения и диалога различных религий, культур, может и должна инициировать развитие человеческих контактов на самых разнообразных уровнях, влиять на выработку правовых норм и важнейших политических решений, преодоление межгосударственных, межна-

циональных и многих других противоречий.

Проанализировав различные подходы к определению толерантной позиции личности, мы сделали вывод, что толерантность в стратегии взаимодействия — это совместная деятельность, приводящая к общему продуктивному решению, а ее участники должны быть равноправными.

В педагогической и психологической литературе (А.А. Бодалев, А.Ю. Борисов, Л.П. Буева, В.К. Дьяченко, М.С. Каган, Р.Д. Льюис) понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на той, которая связывает взаимодействие и толерантность. Эта типология представляет следующие типы взаимодействия: сотрудничество, компромисс, приспособление, соперничество и пр.

В первом типе — сотрудничестве — проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, так сотрудничество подразумевает равенство позиций в общении, характеризуется высоким уровнем эмпатии, чувством партнера, умением принять его таким, каков он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других, гибкостью мышления, умением видеть свою индивидуальность, адекватно принимать (оценивать) свою личность.

Р.С. Немов дает такое определение этому процессу: «Сотрудничество есть стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. Про-

тивоположно соперничеству» [4] .

Своеобразие сотрудничества выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя).

Второй тип взаимодействия — компромисс — подразумевает совместное определение целей деятельности, ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: контактность; доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе самоагрессии); отсутствие тревожности; вежливость (учтивость); терпение; доверительность; социальная активность.

Приспособление является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Подобный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность; экс-травертность; социальная активность; умение прийти на помощь.

Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога [2].

Остальные типы взаимодействия (подавление, индифферентность, конфронтация и конфликт), хотя и совместимы с понятием толерантности, но, скорее связаны с ее негативным проявлением, поэтому о них не следует забывать и нужно стремиться минимизировать проявление этих процессов.

Понятие «позиция» активно используется в научных работах. Приведем формулировку из словаря под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского: «Позиция (от лат. роБ^о) — 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция — развивающееся образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью; 2) интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре».

По мнению А.Г. Асмолова, Н.А. Аста-шовой, В.П. Бездухова и А.В. Кирьяковой, толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности.

Образ толерантной личности можно охарактеризовать с точки зрения психолого-этических человеческих отношений следующим образом:

гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека;

рефлексивность — знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия

толерантному мировосприятию; свобода, выражающаяся в дисциплине и долге, не приемлющая насильственных предписаний и запретов;

защищенность — гарантия понимания и поддержки, ощущение безопасности и объединение с другими людьми в противостоянии пагубному воздействию социума;

гибкость — умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

уверенность в себе — адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

самообладание — владение собой, управление эмоциями, поступками;

вариативность — многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

перцепция—умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

эмпатия — сопереживание проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;

чувство юмора — ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой [6, с. 77].

При проведении исследования нами учитывались возрастные, личностные особенности и познавательные способности студенческой молодежи, которые достаточно представлены в современной психолого-педагогической литературе (Э.Ф. Зеер, Е.П. Климов, И.С. Кон, Г. Крайг и др.).

В период обучения в вузе наибольшие трудности в развитии коммуникативной компетентности возникают по компетенциям, связанным с применением знаний в сфере общения: несформи-рованность мотивационно-ценностной компетенции проявляется как отсутствие желания и готовности к построению профессионального общения, операциональной — как неспособность его эффективно реализовывать. В учебном процессе используются различные формы и методы, которые можно охарактеризовать следующим образом:

- формы и методы проблемно-поискового характера предполагают создание и рассмотрение некоторых типичных проблемных (а иногда и конфликтных) ситуаций, возникающих при межличностном общении. Задачей студентов является: выстроить модель своего поведения, найти наиболее оптимальное и верное решение. Это способствует развитию ценностных ориентаций личности: идеалов, положительных примеров, общественной и личной значимости, накоплению представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и переживаний;

- формы и методы имитационно-ролевого характера способствуют выработке тактики поведения, алгоритма действий и поступков по отношению к людям независимо от их принадлежности, профессии, возраста, пола, взглядов и др. и преодолению трудностей и барьеров в межличностном взаимодействии. Основная их задача — научить студентов правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, давать объективную оценку своему поведению, а также поведению других, устанавливать контакты с людьми, вставать на позицию

другого, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, признавать свою неправоту в ситуации спора, столкновения точек зрения, мнений и оценок. Непредсказуемость делает эти формы и методы специфической формой познавательной деятельности, дает возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

На психологическом уровне формирование толерантного сознания молодежи во многом обеспечивается развитием ее коммуникативной толерантности. Известно, что межличностная коммуникация является доминантой в развитии личности, его рефлексии, самосознания; об этом свидетельствуют исследования В.М. Басовой, М.И. Волка, Б.З. Вульфо-ва, И.В. Дубровиной. Наиболее продуктивные идеи для развития коммуникативной толерантности молодежи содержатся в методологических, теоретических и технологических основаниях гуманистической педагогики (Ш.А. Амо-нашвили, М.А. Данилов, М. Монтессо-ри, В.А. Сухомлинский) и педагогики сотрудничества (О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин и др.).

Коммуникативная толерантность одна из важнейших информативных черт личности и общества. Она является собирательной, интегративной, поскольку в ней отражаются архетипы и типы воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления в культуре, ценностях, потребностях, интересах, установках, характере, темпераменте, привычках, особенностях мышления, ментальности. «Коммуникативная толерантность — это характеристика отношений личности к людям, показывающая

степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию». Коммуникативная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной степени определяет ее жизненный путь и деятельность, положение в ближайшем окружении, профессии и семье. Коммуникативная толерантность человека свидетельствует о его психическом здоровье, внутренней гармонии (или дисгармонии), способности к самоконтролю и самокоррекции (или неспособность к ним).

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит принципиальных различий между собой и другим, либо, фиксируя их, не испытывает негативных переживаний по этому поводу.

Таким образом, и это особенно важно и достижимо на путях образования, воспитания, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит человек в другом, тем больше у него предпосылок для коммуникативной толерантности, тем меньше для ин-толерантности, он не раздражается, не осуждает. Повышение уровня толерантности зависит от умения преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий с другими, не акцентировать внимание на них, то есть принимать других такими, какие они есть, и, если возможно, продуктивно устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.

Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях с партнерами и совместим с очень разными людьми.

Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной жизни и деятельности. Общаясь с толерантной личностью, большинство людей испытывает комфортное состояние.

Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия с другими.

Показателем уровня коммуникативной толерантности является принятие/ непринятие других, альтруизм/эгоцентризм, гибкость/категоричность в оценках, коммуникабельность/некоммуникабельность, отсутствие стремления/ стремление изменить других, подстроить их под себя, и, наконец, то, чему учили религии мира, — умение/неумение прощать, умение/неумение приспосабливаться. Исследование учеными свойств толерантности и, в частности указанных ранее, дает науке инструментарий измерения уровней толерантности, ее показателей.

С целью измерения общего уровня толерантности нами в процессе практического исследования использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой. Утверждения опросника отражают общее отношение к окружающему миру и другим людям, социальные установки в разных сферах взаимодействия, где могут проявиться толерантность/ интолерантность человека. Его результаты помогают выявить отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, позволяют оценить толерантные/интолерантные

проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, психически больных людей, представителей низших социальных слоев), диагностировать личностные черты, установки и убеждения (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству), которые определяют отношение человека к окружающему миру. При этом разработка и проведение в студенческой аудитории тренинга, направленного на формирование коммуникативных навыков и умений, дает возможность проявить в смоделированных условиях коммуникативную компетентность, составной частью которой выступает толерантность.

Анализ научно-педагогической литературы, изучение состояния учебно-воспитательного процесса в вузе, собственный опыт воспитательной деятельности позволили выявить требования, необходимые для эффективного воспитания толерантности: проектирование профессиональной деятельности осуществляется с учетом структуры и содержания толерантности, возможностей образовательного процесса в вузе, которые являются методологическими предпосылками воспитания толерантности; реализация задач воспитания толерантности основывается на принципах гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия, обеспечивающих право человека на свободу, развитие и проявление своей индивидуальности, духовное взаимообогащение студентов как представителей различных культурных общностей, развитие инициативы и самостоятельности студентов; осознание студентами

ценности толерантности как качества личности происходит при адекватном содержании образовательного процесса, обусловленном целостностью знаний о толерантности; формы и методы проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера способствуют позитивному взаимодействию с представителями различных культур, которое проявляется в сотрудничестве, компромиссе, приспособлении.

В содержании вузовского образования можно выделить три взаимосвязанных блока, обеспечивающих:

- возможность личности самоидентифицироваться по принадлежности к той или иной культуре, общности, социальной группе и т. д.;

- условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным, инонациональным, иноконфессиональным, иносоциальным окружением;

- включенность личности в современные мировые общецивилизацион-ные процессы.

Система образования в России в настоящее время развивается в трехмерном пространстве национальной, российской и мировой культур. Следовательно, этот факт должен учитываться в современном образовании, что означает: для продуктивного, толерантного взаимодействия с другими культурами и общения с их представителями важно знать и уважать психологические основы межкультурных различий, особенности вербальной и невербальной коммуникации у разных народов и наций. Эти проблемы исследуются социальной психологией (такими ее разделами, как кинесика, изучающая язык тела — жесты, мимику, позы; проксемика, иссле-

дующая отделение личной территории и пространственно-временные закономерности общения), языкознанием (паралингвистикой, занимающейся особенностями звучащей речи (сила, тембр, интонация, паузы) и формой преподнесения информации). Приобщаясь к ним, студент сможет приобрести знания и умения взаимопонимания, взаимоуважения и дружелюбия. При этом заметим, что овладение данным блоком знаний и умений требует не столько репродуктивных технологий и получения знаний в готовом виде, сколько добывания их в сюжетно-ролевых играх, тренингах с помощью интерактивных методов.

Литература

1. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. — 2001. — № 4.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.

3. На пути к толерантному сознанию / под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2000.

4. Немов Р.С. Психология: учебник: в 3 т. — М., 2001. — Т. 1.

5. Солдатова Г.У. Кодекс толерантности: как жить в мире с собой и другими // Учительская газ. — 2003. — № 1.

6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. — М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.