Психолог МКОУ СОШ №1, г. Шелехов, Россия
УДК 159.9 ББК 88
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
В статье говорится о формировании толерантности у подростков посредством тренинговой работы. Представлены способы диагностики уровня толерантности и предварительные результаты.
Ключевые слова: толерантность; формирование толерантности; интоле-рантность; подростковый возраст; метод тренинга; диагностические методики.
METHODS OF DIAGNOSTICS OF TEENAGERS' TOLERANCE LEVEL
The author considers the training method of tolerance formation among teenagers after the results of measurement of their tolerance level.
Key words: tolerance; tolerance formation; intolerance; training method; diagnostic techniques.
Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции развитой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Понятие «толерантность» является термином международного права, который обозначен в Декларации принципов толерантности как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения. В своем исследовании мы рассматриваем толерантность как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству. Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования.
Н.Г. Маркова выделяет следующие критерии толерантности:
• сознание (самосознание), осознание, осмысление собственной деятельности в процессе межнационального взаимодействия, а также способность разрешения возникших противоречий;
• дивергентность поведения - способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
• мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
• социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;
• аттракция - форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств;
• креативность - способность человека генерировать новые или оригинальные идеи и точки зрения;
• эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека [Маркова, 2009, с. 53-58].
Критерии толерантности формируются и становятся устойчивыми характеристиками личности, которые необходимы в процессе взаимодействия с людьми. Н.Г.Маркова считает важными показателями сформированности толерантности личности - отсутствие стереотипов восприятия, гибкость и критичность мышления [Там же].
Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснение проявлений её противоположности - интолерантности (или нетерпимости). Интолерантность основывается на том, что система взглядов, образ жизни, группа, к которой принадлежит человек, стоят выше остальных. Для интолерантной позиции характерны: нотации, неудовольствие, подчеркнутая эмоционально-раздражительная окраска высказываний, снисходительность, негативные оценки [Орешкина, 2002]. Рассмотрим уровни толерантности личности:
• Низкий уровень толерантности: наличие у человека выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
• Средний уровень: сочетание толерантных и интолерантных черт. Возможно, непринятие себя, непонимание других людей.
• Высокий уровень толерантности: наличие выраженных черт толерантной личности, таких как реальная оценка ситуаций, способность формировать верные суждения о других людях, эмоциональная отзывчивость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Чтобы предотвратить проявление нетерпимости, необходимо воспитывать толерантность в школьной среде.
Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций. В подростковый период происходит формирование нравственных ценностей,
осознание самого себя, своих возможностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.
Многими учеными подчеркивается, что особенно важна сегодня проблема формирования, развития толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, А.Н. Джуринский, Л.В. Меньшикова, Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерва и др.).
Существует немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы, проведение тренингов. Метод тренинга позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте.
В связи с этим мы решили провести исследование, целью которого будет являться проверка эффективности педагогических условий формирования толерантности у подростков посредством тренинговой работы.
Мы предполагаем, что тренинговые занятия являются эффективным методом развития толерантности у подростков при реализации следующих условий:
1) содержание тренинговых занятий посвящено проблеме толерантности;
2) использование педагогических методов, вызывающих рефлексию подростков;
3) реализация следующих принципов групповой работы: добровольность, конфиденциальность, обеспечение психологической безопасности участников группы.
Исследование проводилось в школе № 1 г. Шелехова. В данной школе обучается 760 учащихся. В исследовании принимали участие 52 ученика 8«А» и 8«Б» классов.
В качестве критериев толерантности мы определи отношение к окружающему миру, себе и другим людям, коммуникативные установки, проявление толерантных и интолерантнных черт, степень принятия индивидуальности окружающих людей.
Ориентируясь на данные показатели и уровни толерантности, нами были подобраны и использованы следующие психодиагностические методики:
• Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).
• Диагностика принятия других по шкале Фейя.
• Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» отражает как общее отношение
к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что высокий уровень толерантности по данной методике не выявлен. 94% (49
человек) учащихся продемонстрировали средний уровень толерантности. У троих испытуемых (6%) наблюдается низкий уровень толерантности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства учащихся 8«А» и 8«Б» класса средний уровень толерантности. Это показывает, что для подростков данного класса характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. С повышением уровня толерантности ученики станут более уравновешенными, терпеливыми, уверенными в себе, что, несомненно, повлияет на достижение успеха в учебной деятельности.
Диагностика принятия других по шкале Фейя определяет представление подростка о себе и окружающих, степень принятия им индивидуальности окружающих людей.
Результаты исследования по данной методике свидетельствуют о том, что 71% (37 человек) учащихся продемонстрировали средний показатель принятия других с тенденцией к высокому. Учащихся со средним показателем принятия других с тенденцией к низкому оказалось 21% (11 человек). У четырёх человек (8%) наблюдается высокий показатель принятия других.
Таким образом, можно сказать, что у учащихся 8«А» и 8«Б» класса наблюдается средний показатель принятия других с тенденцией к высокому. Полученные результаты являются нормой среди подростков. В этом возрасте уже накоплен достаточный опыт морального поведения, но всё ещё стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить, в каких аспектах отношений подросток более всего подвержен конфликтам.
Данные результатов диагностики показали, что 92% (48 человек) обладают средним уровнем коммуникативной толерантности, а 8% (4 человека) имеют низкий уровень.
Анализируя общие результаты, мы можем сделать выводы о том, что у учащихся 8«А» и 8«Б» класса недостаточно развиты качества толерантной личности.
В связи с этим, мы видим необходимость в дальнейшем разработать и апробировать программу развития толерантности у подростков путём тренинговых занятий на уроках психологии.
Тренинг - совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Метод тренинга позволяет активизировать участников с целью осуществления изменений в их жизни и в них самих, поэтому мы считаем данный метод наиболее эффективным в работе с подростками.
Библиографический список
1. Маркова, Н.Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений [Текст] / Н.Г. Макарова // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 31. - С. 53-58.
2. Орешкина, А.К. В аспекте проблем качества профессионального образования [Текст] // Теоретические исследования в 2001 году: материалы научно-практической конференции / Под ред. В.А. Мясникова. - М. : ИТОП РАО, 2002. - С. 330-339.
Чжао Дайфэн
Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия Направление подготовки: Лингвистика
Профиль: Теория перевода и межкультурная/межъязыковая коммуникация
УДК 378.048.2 ББК 74.58
КРАТКИЙ АНАЛИЗ ВСЕКИТАЙСКИХ ВУЗОВСКИХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ И РОССИЙСКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В статье рассматриваются системы вступительных испытаний высшей школы Китая и России: всекитайские вузовские вступительные испытания и единый государственный экзамен, дается их краткий обзор и результаты сравнительного анализа данных систем.
Ключевые слова: вступительные испытания; система вступительных испытаний; реформирование вступительных испытаний; единый государственный экзамен.
BRIEF ANALYSIS OF HIGH SCHOOL PRELIMINARY EXAMINATIONS IN CHINA AND COMMON STATE EXAMINATION IN
RUSSIA
The article considers the systems of preliminary testing of high schools in China and Russia and gives a short review and results of the comparative analysis of both systems.
Keywords: preliminary tests; system of preliminary tests; reforming of preliminary tests; common state exam.
^шшш