Научная статья на тему 'Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности'

Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / DESIGN COMPETENCIES / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENGINEERING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL AND DESIGNING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Баринова Анна Николаевна, Гришанова Мария Николаевна, Царева Инесса Алексеевна

В данной статье авторами рассматривается формирование проектной компетенции будущих бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности. Анализ нормативно-правовой документации профессионально-педагогического образования позволил определить, что образовательно-проектировочная деятельность является одним из центральных видов деятельности бакалавра профессионального обучения наряду с научно-исследовательской, учебно-профессиональной и организационно-технологической. Авторами определено, что в условиях инновационного развития образования, внедрение проектной деятельности в образовательную практику становится особенно актуальной. Под проектной деятельностью понимается интегративная деятельность по построению и осуществлению перспективных целей, системного проектирования действий, интеграции знаний различных сфер науки, созданию стратегических приоритетов интенсификации образовательной системы с целью формирования оперативного мышления. В рамках исследования доказано, что проектная компетенция выступает новым качеством, обеспечивающим когнитивную и деятельностную составляющие результатов обучения, позволяющим осваивать и использовать междисциплинарные знания для разработки программных продуктов, социально-педагогических проектов, методик обучения, учебно-профессиональных целей, форм, методов и средств обучения. Так же определены показатели проектной деятельности и критерии оценки ее сформированности у студентов. Образовательно-проектировочная деятельность будущих бакалавров профессионального обучения является значимым структурным компонентом по формированию профессиональных компетенций, включающий мотивацию, знания, умения студентов к решению профессионально-педагогических задач по разработке и реализации педагогических проектов в учебной, внеучебной, учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Баринова Анна Николаевна, Гришанова Мария Николаевна, Царева Инесса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCIES OF BACHELORS PROFESSIONAL TRAINING THE EDUCATIONAL-PLANNING ACTIVITY

In this article the author considers the formation of design competence of the future training of bachelors in the framework of educational planning activity. Analysis of the legal documentation of professional teacher education possible to determine that the educational and designing activity is one of the main types of training activities Bachelor along with research, teaching and professional, organizational and technological. The authors determined that in terms of innovative development of education, the implementation of project activities in educational practice is particularly important. Under the project activity refers to integrative activities in the construction and implementation of long-term goals, the systems engineering activities, integrating knowledge of various fields of science, the creation of the strategic priorities of the intensification of the educational system in order to create the operational thinking. The study proved that the design competence of advocates new quality, providing cognitive and activity component of learning outcomes, allowing absorb and utilize interdisciplinary knowledge for software development, social and educational projects, teaching methods, educational and professional goals, forms, methods and means of training. As defined indicators of project activities and the criteria for evaluating the formation of its students. Educational and designing activity of the future bachelors of vocational training is an important structural component of the formation of professional competencies, including the motivation, knowledge and skills of students to solve professional-pedagogical problems in the development and implementation of educational projects in academic, extracurricular, educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной компетенции бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016

Цыплакова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Баринова Анна Николаевна, магистрант Гришанова Мария Николаевна, магистрант Царева Инесса Алексеевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье авторами рассматривается формирование проектной компетенции будущих бакалавров профессионального обучения в рамках образовательно-проектировочной деятельности. Анализ нормативно-правовой документации профессионально-педагогического образования позволил определить, что образовательно-проектировочная деятельность является одним из центральных видов деятельности бакалавра профессионального обучения наряду с научно-исследовательской, учебно-профессиональной и организационно-технологической. Авторами определено, что в условиях инновационного развития образования, внедрение проектной деятельности в образовательную практику становится особенно актуальной. Под проектной деятельностью понимается интегра-тивная деятельность по построению и осуществлению перспективных целей, системного проектирования действий, интеграции знаний различных сфер науки, созданию стратегических приоритетов интенсификации образовательной системы с целью формирования оперативного мышления. В рамках исследования доказано, что проектная компетенция выступает новым качеством, обеспечивающим когнитивную и деятельностную составляющие результатов обучения, позволяющим осваивать и использовать междисциплинарные знания для разработки программных продуктов, социально-педагогических проектов, методик обучения, учебно-профессиональных целей, форм, методов и средств обучения. Так же определены показатели проектной деятельности и критерии оценки ее сформированности у студентов. Образовательно-проектировочная деятельность будущих бакалавров профессионального обучения является значимым структурным компонентом по формированию профессиональных компетенций, включающий мотивацию, знания, умения студентов к решению профессионально-педагогических задач по разработке и реализации педагогических проектов в учебной, внеучебной, учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектная компетенция, образовательно-проектировочная деятельность, проектирование, профессиональное обучение.

FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCIES OF BACHELORS PROFESSIONAL TRAINING

THE EDUCATIONAL-PLANNING ACTIVITY

© 2016

Tsyplakova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department professional education and management of educational systems Barinova Anna Nikolaevna, magister Grishanova Maria Nikolaevna, magister Tsareva Inessa Alekseevna, magister Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603000, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. In this article the author considers the formation of design competence of the future training of bachelors in the framework of educational planning activity. Analysis of the legal documentation of professional teacher education possible to determine that the educational and designing activity is one of the main types of training activities Bachelor along with research, teaching and professional, organizational and technological. The authors determined that in terms of innovative development of education, the implementation of project activities in educational practice is particularly important. Under the project activity refers to integrative activities in the construction and implementation of long-term goals, the systems engineering activities, integrating knowledge of various fields of science, the creation of the strategic priorities of the intensification of the educational system in order to create the operational thinking. The study proved that the design competence of advocates new quality, providing cognitive and activity component of learning outcomes, allowing absorb and utilize interdisciplinary knowledge for software development, social and educational projects, teaching methods, educational and professional goals, forms, methods and means of training . As defined indicators of project activities and the criteria for evaluating the formation of its students. Educational and designing activity of the future bachelors of vocational training is an important structural component of the formation of professional competencies, including the motivation, knowledge and skills of students to solve professional-pedagogical problems in the development and implementation of educational projects in academic, extracurricular, educational and professional activities.

Keywords: project, project activities, design competencies, educational and designing activity, engineering, professional training.

Требования развития профессионально-педагогиче- Федерального государственного образовательного стан-ского образования в России включают необходимость дарта высшего образования по направлению подготовки овладения будущими бакалаврами профессионально- 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» го обучения знаниями современной науки, развития их позволил выявить, что педагог профессионального об-творческих способностей и формированием проектной учения должен выполнять учебно-профессиональную, деятельности [1, 2]. научно-исследовательскую, образовательно-проектиро-

В государственных нормативно-правовых докумен- вочную и организационно-технологическую деятельно-тах особое внимание уделяется проектно-творческому сти. Поэтому проектная деятельность является необхо-развитию студентов, которое направлено на профессио- димой формой подготовки студентов к профессиональ-нальное и личностное становление будущих бакалавров ной деятельности [3, 4].

профессионального обучения. Практической проблемой профессионально-педаго-

Одним из приоритетных направлений развития об- гического образования в области проектной деятельно-разования является развитие проектной деятельно- сти является недостаточная оценка ее значимости и реа-сти педагога профессионального обучения. Анализ лизации в области педагогической деятельности.

Таким образом, актуальность научного исследования определяется практической необходимостью введения изменений в процесс подготовки будущих бакалавров профессионального обучения с целью формирования у них проектной компетенции для реализации профессионально-педагогической деятельности, с учетом взаимосвязи педагогической и профильной направленности обучения.

Анализ научных и методических источников по изучению проектной деятельности обеспечил возможность определить труды, повышающие эффективность профессионального обучения студентов педагогических вузов:

- сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе рассматривались в трудах Дж. Дьюи, У.Х.Килпатрика и др.;

- идеи проектирования образовательного процесса определялись в трудах Ю.В.Громыко, В.В.Давыдова, Е.И.Исаева, Н.Ф.Талызиной, В.И.Слободчикова;

- методолого-теоретические основы проектирования педагогических систем изучались в трудах А.П.Беляевой, С.М.Марковой, А.П.Тряпицыной и др.;

- результаты научных исследований в области проектирования педагогического процесса, раскрывающие смыл и сущность проектирования в педагогической и управленческой деятельности рассмотрены в трудах Н.А.Алексеева, В.С.Безруковой, В.П.Беспалько, Е.С.Заир-Бек, В.К.Зарецкого, Г.Каменского, В.С.Лазарева, А.М.Моисеева, М.Н.Невзорова, Н.В.Немовой,

A.М.Новикова, М.М.Поташника, О.Г.Прикота,

B.Е.Радионова, В.И.Слободчикова, П.И.Третьякова, Г.П.Щедровицкого, Е.А.Ямбурга, Н.О.Яковлевой и др.;

- теория и практика педагогического проектирования изучалась в трудах В.П.Бедерхановой, В.С.Безруковой, В.П.Беспалько, И.А.Колесниковой, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, И.Я.Лернера, Г.П. Щедровицкого и др. [3, 4, 5, 6].

Вместе с тем, в современных условиях именно при подготовке бакалавров профессионального обучения не исследованы методологические основания моделирования проектной деятельности; сущность и структура проектной деятельности педагога профессионального обучения; не определены педагогические основания разработки и реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения.

В рамках нашего исследования под проектной деятельностью понимается интегративная деятельность по построению и осуществлению перспективных целей, системного проектирования действий, интеграции знаний различных сфер науки, созданию стратегических приоритетов интенсификации образовательной системы с целью формирования оперативного мышления.

В основу формирования проектной деятельности бакалавров профессионального обучения положены следующие принципы:

- принцип системности отражает целостность всех образовательных компонентов: цели, содержания, методов, форм, средств обучения и контроля, которые разрабатываются с целью формирования проектной деятельности педагогов профессионального обучения;

- принцип социального партнерства, ориентирующий подготовку педагогов профессионального обучения в условиях партнерства между высшими и средними профессиональными учебными заведениями для подготовки высококомпетентных специалистов, востребованных на рынке труда с запросами работодателей;

- принцип интеграции, реализующийся через взаимодействие теории и практики как в педагогическом, так и в профессиональном обучении и междисциплинарных связях;

- принцип межпредметных связей, обеспечивающий интеграцию знаний и видов профессионально-педагогической деятельности, при которых проектная деятель-

ность выступает системообразующим фактором [13, 14, 15].

Основными факторами, тормозящими процесс внедрения требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», и как следствие проектной деятельности бакалавра профессионального обучения являются ее недостаточное исследование в области учебной, внеучебной и учебно-профессиональной деятельности; отсутствие методического обеспечения формирования проектной компетенции [7].

Проектная компетенция педагогов профессионального обучения определяется нами как значимый структурный компонент профессиональных компетенций, включающий мотивацию, знания, умения бакалавра профессионального обучения к решению профессионально-педагогических задач по разработке и реализации педагогических проектов в учебной, внеучебной, учебно-профессиональной деятельности при подготовке рабочих и специалистов в условиях среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации при подготовке кадров.

Проектная компетенция выступает новым качеством, обеспечивающим когнитивную и деятельностную составляющие результатов обучения, позволяющим осваивать и использовать междисциплинарные знания для разработки программных продуктов, социально-педагогических проектов, методик обучения, учебно-профессиональных целей, форм, методов и средств обучения.

Показателями проектной компетенции, которая обеспечивает целостную, непрерывную, целенаправленную образовательно-проектировочную деятельность являются:

- проявление активности личности, имеющей потребность в проектной деятельности, развивающейся в процессе всего жизненного пути;

- создание педагогических проектов и организация собственной деятельности для разработки педагогических объектов и систем;

- наличие способностей к профессионально-творческому развитию [8, 9, 10, 11].

Компонентами проектной компетенции выступают: когнитивный, мотивационный, ценностный, профессионально-творческий.

Когнитивный компонент, проявляется в познании педагогической действительности; ценностный подразумевает формирование мотивации личности на овладение проектной компетенции; профессионально-творческий компонент способствует развитию творческих способностей студентов, в котором проявляется эмоциональное состояние, личностно-профессиональные качества, возможность создания творческого проекта.

В непрерывно меняющихся условиях становится все более востребованной способность педагогов профессионального обучения реализовывать ее в конкретной проектной деятельности. При этом проектная компетенция проверяется через усвоение (знания, умения) - когнитивный компонент, применение (отношение к выполнению деятельности) - ценностный компонент, и развитие творческих способностей - профессионально-творческий компонент.

Организация проектной деятельности бакалавров профессионального обучения представлена следующими этапами: первый этап - прогностико-ориентировоч-ный, начинается на первом курсе обучения. Студенты знакомятся с объектом педагогического проектирования, с сущностью и структурой педагогических проектов.

На втором этапе (2 курс) - учебно-проектировочном, студенты включаются в работу творческих групп, применяют профессиональные знания и умения при решении профессиональных задач, осуществляют проектную деятельность через курсовое проектирование.

На третьем этапе (3 курс) - социально-проектировоч-

ном, студенты осуществляют проектную деятельность через курсовое проектирование в рамках общепрофессиональных дисциплин. Студенты активно включаются во внеучебную проектную деятельность в процессе учебно-познавательной, научно-исследовательской, социально-воспитательной деятельностей.

На четвертом этапе (4 курс) - проектно-творческом, студенты осуществляют самостоятельную проектную деятельность через курсовое и дипломное проектирование в условиях профиля подготовки [12, 13, 14, 15].

Развитие проектной компетенции у будущих бакалавров профессионального обучения на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами НГПУ им. Козьмы Минина осуществляется через:

- организацию деятельности студенческого сообщества «Развиваем, обучаем педагогическим инновациям», в рамках которого студенты участвуют в различных научных, творческих, социально-значимых конкурсах;

- организацию конкурсов «Областной конкурс студенческих научных работ», «СТАРТ», «Студенческий лидер»;

- организацию конкурсов профессионального мастерства «К вершинам мастерства», «Творческие горизонты», «Педагогическая мастерская», «До изобретательских высот»

- участие в проектах: «Моя инициатива в образовании», «Мой лучший урок», «Педагогические династии» и др.

В ходе исследования были разработаны критерии сформированности проектной компетенции бакалавров профессионального обучения для каждого компонента: для когнитивного компонента - наличие знаний о проектной деятельности и проектировании педагогических целей; для ценностного - знание о ценностях и педагогических нормах подготовки проектов; для профессионально-творческого компонента - знание о социальных, педагогических, технологических возможностях при разработке проектов и осуществлении проектной деятельности [16].

Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательно-проектировочная деятельность будущих бакалавров профессионального обучения является значимым структурным компонентом по формированию проектных компетенций, включающий мотивацию, знания, умения студентов к решению профессионально-педагогических задач по разработке и реализации педагогических проектов в учебной, внеучебной, учебно-профессиональной деятельности при подготовке рабочих и специалистов в условиях среднего и высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 16.

2. Маркова С.М., Цыплакова С.А., Юртаева Т.С. Электронное учебное пособие «Проектная деятельность педагога профессионального обучения» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67). С. 4.

3. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 75-77.

4. Горлова В.Г., Маркова С.М. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 19.

5. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.

6. Ваганова О.И. Профессионально-педагогическое образование: сущность и структура: монография / Нижний Новгород, 2011.

7. Лапшова А.В. Профессиональная компетентность

как интегративный ресурс личности педагога-профессионала // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2-3 (21). С. 44-45.

8. Булаева М.Н., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 220-231

9. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. № 7 (43). С. 22-31.

10. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

11. Седых Е.П. Исторический аспект развития идеи проектной деятельности в педагогике // В сборнике: Инновации в системе непрерывного профессионального образования Сборник статей по материалам XII Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов. 2011. С. 259-261.

12. Седых Е.П., Ермолаева С.В. Становление и развитие теории и практики проектной деятельности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 306-309.

13. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 140-146.

14. Ваганова О.И. Специальные методы анализа и проектирования содержания обучения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2 (97). С. 125-129.

15. Цыплакова С.А. Проектирование как способ преобразования педагогической действительности // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10 (18). С. 17.

16. Цыплакова С.А. Цели и содержание проектирования педагогического процесса // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2012. № 5. С. 97-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.