педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ...
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ
© 2017
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Гладкова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)
Аннотация. В статье приведены проблемы, связанные с качеством подготовки студентов, то есть несоответствием требованиям работодателей на современном рынке труда подготовки выпускников. Не все существующие методы и формы обучения способствуют должному уровню формирования проектной компетенции. Статья делает акцент на том, что выпускник, в первую очередь должен быть конкурентоспособным и готовым к непрерывному развитию. Именно инновационный потенциал выпускника позволяет успешно сформировать проектную компетенцию. Проектная компетентность определена как способность субъектов образовательного процесса применять современные технологии, проектные умения и навыки для создания интегрированных проектов, использовать организованную проектную деятельность для решения задач профессионального роста и развития. В узком смысле проектная компетентность предполагает умение студентов создавать конкретные проекты, самостоятельно проводить исследования, а также подвергать обработке информацию и грамотно использовать ее в проекте. Проектная компетентность в широком смысле означает наличие у будущего специалиста проектного мышления, способность с помощью проектной деятельности осуществлять профессиональный рост и личностное развитие. Для того чтобы наиболее эффективно сформировать проектную компетенцию необходимо объединить методическую, предметную и проектную составляющие профессиональной подготовки в одну дидактическую конструкцию. Одним из нововведений для грамотного формирования проектной компетенции в вузе является проблемно-проектная лекция. Выявлена структура проблемно-проектной лекции, которая включает познавательную деятельность, поиск проблем, нахождение идей, их разработку и реализацию в виде проекта и внедрение его в практику. Установлена совокупность элементов, характеризующих понятие «проектная деятельность педагога». К ним относятся: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, креативный, личностный элементы. Каждый представленный элемент подробно раскрывается, описывается содержание каждого из них.
Ключевые слова: проектная компетенция, бакалавр, лекция, инновационная деятельность, проектирование, проблемное обучение, интерактивное обучение, проблемно-проектная лекция, деятельностный компонент, проектная компетентность.
FORMATION OF PROJECT COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE UNIVERSITY
© 2017
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional
Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Gladkova Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov of the
Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: alya_trutanova@mail.ru)
Abstract. The article cites problems related to the quality of students' preparation, that is, inconsistency with the requirements of employers in the modern labor market for graduates. Not all existing methods and forms of training contribute to the proper level of the formation of project competence. The article emphasizes that the graduate, first of all, must be competitive and ready for continuous development. It is the innovative potential of the graduate that can successfully form the project competence. Project competence is defined as the ability of subjects of the educational process to apply modern technologies, design skills and skills for the creation of integrated projects, to use organized project activities to solve problems of professional growth and development. In a narrow sense, project competence presupposes the ability of students to create specific projects, independently conduct research, and also process information and use it competently in the project. Project competence in a broad sense means the presence of the future specialist in project thinking, the ability to carry out professional growth and personal development with the help of project activities. In order to most effectively form the project competence, it is necessary to combine the methodological, substantive and project components of vocational training into one didactic structure. One of the innovations for the competent formation of project competence in the university is a problem-project lecture. The structure of the problem-project lecture is revealed, which includes cognitive activity, search for problems, finding ideas, developing them and implementing them in the form of a project and putting it into practice. A set of elements characterizing the concept of «teacher's design activity» is established. These include: motivational, cognitive, activity, reflective, creative, personal elements. Each presented element is described in detail, the content of each of them is described.
Keywords: project competence, bachelor, lecture, innovative activity, design, problem training, interactive training, problem-project lecture, activity component, project competence.
На сегодняшний день на рынке труда установилась жен отвечать всем тем требованиям, которые предъяв-жесткая конкуренция. И современный выпускник дол- ляют к нему работодатели. То есть, другими словами,
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ... sciences
он должен иметь креативный подход к решению любой проблемы, активно действовать и развиваться, легко адаптироваться к потребностям социума, быть готовым к саморазвитию и инновационной деятельности. Для того, чтобы выпускник сочетал в себе все эти элементы необходимо сформировать у него проектную компетенцию. От качества ее сформированности зависит успешность будущего выпускника на рынке труда, сможет ли тот реализовать себя в полной мере, что и вызывает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Современное образование выдвигает компетентност-ный подход как фундаментальную основу, базирующуюся на способностях выпускников вузов к практическому применению приобретенных профессиональных навыков на рабочем месте, а также как активную жизненную позицию профессионала. Компетентностному подходу отведена роль навыковой стороны результата образования, практикоориентированного основания [1]. С введением данного подхода в образование, процесс и его цели приобрели новые ориентиры. Теперь, как уже отмечали некоторые исследователи, к первоочередным задачам высшей школы относят не приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, а активное применение приобретенного опыта на практике, чтобы использовать его при решении поставленных проблем [2].
Определим понятие проектной компетентности студента. Это способность субъектов образовательного процесса применять современные технологии, проектные умения и навыки для создания интегрированных проектов, использовать организованную проектную деятельность для решения задач профессионального роста и развития [3].
Рассмотрим проектную компетентность в широком и узком смыслах.
В узком смысле проектная компетентность предполагает умение студентов создавать конкретные проекты, самостоятельно проводить исследования, а также подвергать обработке информацию и грамотно использовать ее в проекте [4]. Проектная компетентность в широком смысле означает наличие у будущего специалиста проектного мышления, осознание интегративных связей между дисциплинами, способность с помощью проектной деятельности осуществлять самообразование, профессиональный рост и личностное развитие. Проектная компетентность формируется в ходе проектной деятельности, которая представляет собой организованную работу по созданию оригинального продукта (проекта), направленную на решение профессионально-значимой задачи, имеющую целью приобретение и развитие умений и навыков, личностных качеств, необходимых современному конкурентоспособному специалисту [5].
Для студента проект является возможностью самовыражения, самореализации и способствует раскрытию его творческого потенциала, выступает как опыт самостоятельной деятельности. Для преподавателя - это возможность превратить теоретический материал в профессиональные навыки, сделать студента конкурентоспособным [6].
Совокупность проведенных исследований позволила вывести и утвердить новую форму проведения лекций, так называемую «проблемно-проектную», задача, которой состоит в интеграции методического, предметного и проектного направлений. В этих условиях будущий бакалавр учится самостоятельно принимать решения [7].
Лекция состоит из следующих элементов: познавательная деятельность, поиск проблем, нахождение идей, их разработка и реализация в виде проектной деятельности, внедрение разработок в практику. Применение именно такого способа позволит привлечь студента к инновационной деятельности и сформировать у него проектную компетенцию [8].
Также следует отметить, что новые государственные стандарты содержат в себе не только требования к 52
педагогической и исследовательской деятельности студентов, но также и к проектной. К особым требованиям ФГОС, установленным рамками реализации компетент-ностного подхода относится формирование у бакалавров способности работать в режиме инновационности [9]. Имеется в виду установка ФГОС на подготовку будущего специалиста к работе с любыми нормативными требованиями в сфере образования. Речь идет о таком качестве профессиональной состоятельности, которая включает в себя определенную деятельностную мобильность, готовность и способность будущего выпускника работать в «свободно» [10]. А это означает наличие в его личностном ресурсе проектной компетентности особого характера, предполагающей возможность переоформления, переструктурирования собственной профессиональной деятельности в необходимом направлении [11].
Однако далеко не все существующие методы и формы обучения способствуют должному уровню формирования проектной компетенции - вот в чем состоит основная проблема. А современные социально-экономические условия требуют более продвинутого уровня подготовки специалистов [12, 13, 14, 15].
Для того чтобы наиболее эффективно сформировать проектную компетенцию необходимо объединить методическую, предметную и проектную составляющие профессиональной подготовки в одну дидактическую конструкцию.
Вернемся к проблемно-проектной лекции. Ее структура отражает структуру инновационной деятельности, так как, как мы уже говорили, включает главные ее элементы: познавательная деятельность, поиск проблем, нахождение идей, разработка и реализация идей в виде проектной деятельности, внедрение разработок в практику. Поэтому проведение лекций в проблемно-проектной форме может способствовать становлению инновационного потенциала бакалавров [16].
В ходе анализа характеристик современного педагога, представленных такими авторами как Я.М. Кузьминов и В.Л. Матросов, мы пришли к выводу, что к определению понятия «проектная компетенция педагога» относится совокупность следующих элементов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, креативный, личностный [17].
Каждый из элементов имеет определенные характеристики.
Характеристика деятельностного компонента заключается в:
- умении преподавателя определять реальные цели проекта;
- умении грамотно организовать процесс проектной деятельности в учебной группе;
- умении распределить ответственность и полномочия в подгруппах при непосредственном выполнении работы;
- умении выполнять текущее регулирование процесса;
- умении корректировать нежелательные результаты проекта;
- умении ввести проект в деятельностное поле группы студентов [18].
Мотивационный компонент состоит из следующих навыков:
- желание работать в коллективе, проявлять заинтересованность в положительном исходе проектной деятельности;
- эмоциональная устойчивость [19].
Содержание личностного компонента выглядит следующим образом:
- умение грамотно оценивать проектную деятельность;
- умение ставить учебную задачу так, чтобы она становилась личностно-значимой [20].
Проектную компетенцию составляет также и рефлексивный компонент, который в свою очередь составляет
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ...
эмоциональный, куда входят коммуникативные умения:
- рефлексивные умения;
- способность взаимодействовать в группе;
- умение сохранять эмоциональную устойчивость;
- проявление эмпатии и такта в общении с коллективом [21].
Когнитивный компонент выглядит следующим образом:
- проявление навыков ораторского искусства;
- навыки разработки стратегии и выстраивания общения во время работы с коллективом;
- умение давать объективную оценку взаимодействию студентов [22].
Креативная составляющая подразумевает творческий подход преподавателя к своей деятельности, способности решать задачи нестандартным подходом и критичность ума [23].
Если у выпускника правильно сформирована проектная компетенция, то его проект должен обладать следующими критериями:
- содержательность,
- иноязычная грамотность,
- креативность проекта,
- эстетика оформления полученных результатов,
- грамотная речь на защите проекта.
Таким образом, формирование проектных компетенций является залогом успешности, конкурентоспособности выпускника на рынке труда, это показатель личностного и профессионального роста студента. Поэтому вуз должен организовать грамотную последовательную работу по формированию проектной компетенции студентов, так как при должном уровне сформированности этой компетенции выпускник характеризуется хорошо развитыми проектными умениями и навыками. Студент способен осуществлять эффективную самостоятельную познавательную деятельность, активно стремится к самообразованию и саморазвитию, умеет адекватно оценить проект по предложенным критериям, имеет хорошо развитое проектное мышление, что выводит его на конкурирующий уровень. В противном случае, студент не сможет уверенно осуществлять свою профессиональную деятельность, не сможет реализовать себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
2. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
3. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
4. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
5. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
6. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
7. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образователь-
ных организаций/В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
8. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
9. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
10. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
11. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
12. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
13. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал.
2015. № 1 (10). С. 34-36.
14. Течиева В.З. Формирование функциональных умений у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 2 (15). С. 189-191.
15. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.
16. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
17. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
18. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
19. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
20. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
Ваганова Ольга Игоревна, Гладкова Марина Николаевна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ...
pedagogical sciences
21. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
22. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
23. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle//Общество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
Статья поступила в редакцию 20.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
54
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)