педагогические Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна
науки ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МАГИСТРАНТОВ ...
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МАГИСТРАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
© 2017
Абрамова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и
общенаучных дисциплин»
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова
Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья представляет коммуникативные навыки современного студента как основные, в системе подготовки будущего профессионала. Подчеркивается важность приобретения коммуникативной компетенции путем приведения аргументов. Приведены несколько определений понятия «коммуникация». Самым распространенным на наш взгляд считается определение коммуникации как передача определенной информации от одного субъекта другому для создания общего информационного и эмоционального поля. Также коммуникацию можно определить как специфическую форму взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности или как связь между двумя и более индивидами, основанную на взаимопонимании. Также были выделены определения коммуникативной компетентности - умение решать определенные типы коммуникативных задач: определить цель коммуникаций, оценить ситуацию, учесть намерения и способы коммуникации объекта (объектов), выбрать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым осмысленно изменить собственное речевое поведение, а также - это удовлетворительный уровень владения нормами общения, усвоение определенных стереотипов поведения, способность устанавливать необходимые контакты с людьми. В процессе вузовского образования применяются различные методики, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков у студентов. Было отмечено, что к ним относятся: практические занятия, научные беседы, диспуты, деловые игры. В статье был приведен пример тренинга, который можно использовать в качестве инструмента для развития коммуникативных навыков у студентов. Были приведены этапы для формирования коммуникативных навыков. На первом преподаватель дает общее представление о коммуникативных навыках студенту, раскрывает его роль в деловой среде. Второй этап проходит в рамках специальных педагогических условий, где происходит ознакомление с основами межличностных индивидуальных и групповых взаимодействий.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, магистрант, студент, коммуникативная культура, коммуникация, личность, тренинг, специальное обучение, специальные курсы, деловые игры, проектная деятельность.
FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF MAGISTRANTS AT THE STUDY OF DISCIPLINE OF PROFESSIONAL CYCLE
© 2017
Abramova Natalia Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov of the
Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article represents the communicative skills of a modern student as the core, in the system of training the future professional. The importance of acquiring communicative competence by bringing arguments is underlined. Several definitions of the concept of "communication" are given. The most common in our opinion is the definition of communication as the transfer of certain information from one subject to another to create a common information and emotional field. Also, communication can be defined as a specific form of interaction of people in the processes of their cognitive-labor activity or as a connection between two or more individuals, based on mutual understanding. The definitions of communicative competence were also defined: the ability to solve certain types of communicative tasks: to determine the purpose of communications, to assess the situation, to take into account the intentions and methods of communication of the object (objects), to choose adequate communication strategies, to be ready to intelligently change one's own speech behavior, and also this is a satisfactory level Possession of the norms of communication, the assimilation of certain stereotypes of behavior, the ability to establish the necessary contacts with people. In the process of university education various methods are used, aimed at the formation of communicative skills and skills of students. It was noted that they include: practical classes, scientific talks, debates, business games. The article gave an example of a training that can be used as a tool for developing students' communication skills. Stages were given for the formation of communication skills. On the first, the teacher gives a general idea of the communicative skills of the student, reveals his role in the business environment. The second stage takes place within the framework of special pedagogical conditions, where the familiarity with the basics of interpersonal individual and group interactions takes place.
Keywords: communicative competence, communication skills, master student, student, communicative culture, communication, personality, training, special education, special courses, business games, project activity.
Для современного выпускника коммуникативные на- на сегодняшний день. выки являются залогом его будущего успеха в профес- Коммуникативная компетенция не только показы-сиональной деятельности. Поэтому рассмотрение темы вает, на сколько человек подготовлен к общению в раз-формирования коммуникативных умений так актуально личных ситуациях, реализуясь на практике в процессе Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20) I7
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ МАГИСТРАНТОВ ... sciences
повседневных взаимодействий, но и присутствует в профессиональной сфере, где имеет свои специфические отличия. Для профессиональной сферы характерно постоянное взаимодействие с информацией, умением ее перерабатывать, поэтому большинство заданий в учебном процессе связано именно с этим. Студент должен уметь выделить главную сторону и суметь презентовать ее [1].
Трактовка понятия «коммуникация» достаточно широка и используется многими авторами. Самым распространенным на наш взгляд считается определение коммуникации как передача определенной информации от одного субъекта другому для создания общего информационного и эмоционального поля. Также коммуникацию можно определить как специфическую форму взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности или как связь между двумя и более индивидами, основанную на взаимопонимании. Каждое из этих определений имеет общую суть - это взаимодействие людей [2].
В широком смысле коммуникативная деятельность является социальным процессом в котором происходит установление связей и отношений между людьми на основе обмена различными видами деятельности, ее результатами, информацией, идеями, ценностями, то есть она системно-интегративна, что особенно отчетливо проявляется в образовании и профессионально-педагогической деятельности [3].
В процессе вузовского образования применяются различные методики, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков у студентов.
К ним относятся:
- практические занятия;
- научные беседы;
- диспуты;
- деловые игры [4].
Ю.В. Суховершинина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная разработали специальный тренинг коммуникативной компетентности, где можно овладеть необходимыми навыками делового общения. Исследователи подчеркивают, что эффективность коммуникации зависит не только от заложенных коммуникативных способностей, но и от способностей к преодолению коммуникативных барьеров [5]. Стоит отметить, что на сегодняшний день существует достаточно много методов, с помощью которых можно развить коммуникативные способности. И все их разнообразие основывается на методологическом положении о том, что способности создаются и развиваются в соответствующей конкретной деятельности [6].
С их помощью преподаватели контролируют процесс формирования коммуникативный навыков и умений студентов. Тестирования является одним из самых эффективных способов выявления сформированности навыков принимать и анализировать информацию [7].
Сегодня есть множество средств для того чтобы целенаправленно развивать коммуникативные способности обучающихся. Сюда следует отнести различные тренинги, включающие в себя личностно-развивающие технологии и коллективное активное социальное обучение, а также программы и спецкурсы, реализуемые в процессе вузовского обучения [8].
К современным методам обучения для развития коммуникативных навыков отнесем проектную деятельность.
Когда студент выполняет работу над проектом, у него формируются следующие умения и навыки:
- сотрудничество (умение коллективного планирования, взаимодействие со всеми участниками группы, оказание взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других);
- осуществление коммуникации (взаимодействие с преподавателем: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своего мнения, позиции или поиск компромисса); 18
- представление презентации (умение грамотно выступить, презентовать работу, выстроить монолог, умение уверенно держаться, отвечать на вопросы без дополнительной подготовки и т. п.) [9].
Важным является и то, что обучающиеся в процессе такой работы приобретают чувство коллективизма, переживают общую радость. Такая эмоциональная привлекательность крайне необходима для положительных результатов учебного процесса [10].
Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков.
Для того чтобы сформировать коммуникативные навыки, студент должен пройти несколько этапов. На первом преподаватель дает общее представление о коммуникативных навыках студенту, раскрывает его роль в деловой среде. Второй этап проходит в рамках специальных педагогических условий, где происходит ознакомление с основами межличностных индивидуальных и групповых взаимодействий на основе деловых игр и специальных заданий. Далее преподаватель дает некоторые конфликтные ситуации, контролируя процесс снятия эмоционального напряжения в группе [11]. Так постепенно у студента формируется коммуникативная компетентность [12, 13, 14].
Л.А. Петровская определяет это понятие как умение решать определенные типы коммуникативных задач: определить цель коммуникаций, оценить ситуацию, учесть намерения и способы коммуникации людей, выбрать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым осмысленно изменить собственное речевое поведение [15].
По мнению М.К. Кабардова - это удовлетворительный уровень владения нормами общения, усвоение определенных стереотипов поведения, способность устанавливать необходимые контакты с людьми [16].
Проблема развития коммуникативных способностей у магистрантов - педагогов стоит особенно остро, поскольку применение ораторского искусства в этой сфере деятельности является неотъемлемым элементом. О необходимости развития речевого навыка в профессии типа «человек-человек» говорят работы многих ученых, например Н.А. Аминова, М.В. Молоканова, Л.В. Лежниной [17].
Развитие коммуникативности будущего преподавателя - сложный многокомпонентный процесс, где главное - формирование гуманистического коммуникативного ядра личности, предполагающего достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность [18].
Проанализировав определенную литературу, необходимо сказать, что коммуникативная компетентность и коммуникативные способности являются одной из базовых, ключевых компетенций, которыми должен овладеть студент - педагог, поскольку в своей профессиональной деятельности он будет выступать как активный субъект общения. Он должен уметь отстаивать свою профессиональную позицию, овладеть даром убеждения, умением воспринимать другого человека как личность, адекватно реагировать на него и уметь разрешать конфликты [19].
Для развития коммуникативных навыков преподаватель может вводить студентов в определенные условия, это называется проблемно-коммуникативным подходом [20].
Преподаватель создает на занятиях специальный эмоционально-ценностный фон. На тренинге появляется проблемный контекст, актуализируется субъектный опыт в сфере коммуникативной деятельности и расширяются субъектные функции студентов. Преподаватель должным образом выстраивает последовательность этапов формирующего воздействия, который наращиваю-щивает потенциал саморазвития на основе достигнутого
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МАГИСТРАНТОВ ...
уровня сформированности коммуникативных способностей.
Хоть коммуникативные способности и формируются в процессе коммуникативной деятельности, стоит отметить и наличие обратной связи - влияние коммуникативных способностей на характер и эффективность соответствующей деятельности субъекта. Такая взаимная детерминация во многом и обусловливает функциональную структуру коммуникативных способностей личности [21].
А.А. Бодалаевым раскрыты специфические особенности профессионального становления студентов. Он обращает внимание на развитие тех личностных качеств, способностей и умений, которые пригодятся в профессиональной деятельности. Среди них можно выделить понимание взаимосвязи между поступком человека и его внутренним состоянием [22].
Стоит отметить, что коммуникативные способности в студенческом возрасте можно развить наиболее лучшим образом, поскольку именно в этом возрасте происходит расширение круга общения, меняется социальное окружение, происходят преобразования в личной жизни [20]. Начинает формироваться культура общения: доверие, чувство такта, чуткость и отзывчивость. Здесь фиксируются коммуникативные свойства личности и можно считать коммуникативные свойства человека относительно устойчивыми.
Приоритетной установкой современного высшего образования становится перенесение акцента с узкопредметной подготовки на формирование и развитие высокообразованной целостной личности, переход студента из объекта внешнего воздействия, «потребителя» готовых знаний к субъекту своего профессионального становления.
Важность формирования коммуникативных навыков у студентов неоспорима. Продуктивность коммуникативной деятельности имеет прямую зависимость от уровня развития коммуникативных способностей. Чем больше вуз уделяет внимание коммуникативной подготовке обучающихся, тем успешнее реализует себя выпускник в профессиональной деятельности, поскольку именно от коммуникативных навыков зависит любое взаимодействие. Существующие методы позволяют развивать о обучающихся предложенный навык, однако качество исполнения в процессе обучения следует постепенно повышать в соответствии с новыми стандартами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
2. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
3. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
4. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
5. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической кон-
ференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
6. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
7. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
8. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
9. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
10. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle/Юбщество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
11. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
12. Насиленко Л.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний) // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 31-33.
13. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.
14. Толикина Е.А. Коммуникативная компетентность как базовый компонент компетентностной структуры образовательного результата // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 192-195.
15. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
16. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
17. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
18. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
19. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
20. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций//В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
19
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ МАГИСТРАНТОВ ...
pedagogical sciences
21. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
22. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
23. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
Статья поступила в редакцию 27.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
20
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)