УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
© 2017
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Шагалова Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент, кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрывается роль общекультурных компетенций в системе высшего образования. Указано, на сегодняшний день проблема заключается в том, что конкретные механизмы формирования и оценивания общекультурных компетенций отсутствует. Нижегородский государственный педагогический университет работает над разрешением этой проблемы. Акцент внимания смещен на способность применения полученных знаний, умений и навыков в конкретной ситуации, на то, как студент сочетает в своей деятельности профессиональные и общекультурные компетенции. В статье приводится несколько определений понятия «общекультурная компетенция». Например, один из авторов считает, что это широкий круг вопросов, который обучающиеся должны хорошо знать, это познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов, культурологические основы традиций. Выведено авторское определение понятия общекультурная компетенция. Исследовано несколько структур общекультурной компетенции. Отмечена весомая роль в формировании общекультурных компетенций в педагогическом университете. Здесь на первое место выходят психологические и соответственно педагогические дисциплины, задача преподавания которых не только в познавательной, но и в ценностно-мотивационной, аксиологической и коммуникативной плоскостях. В статье выявлено, что в процессе обучения для формирования общекультурных компетенций используются информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция в виде презентации, доклад в виде презентации, обучающие фильмы. Используются такие методы как групповые дискуссии, деловые игры, конференции. Вуз формирует у студентов общекультурные компетенции совместно с професиональными, только в этом случае выпускник будет востребован на современном рынке труда.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность, студент, бакалавр, высшая школа, компетентностный подход, специалист, выпускник, образовательные программы, образовательные технологии.
FORMATION OF CULTURAL COMPETENCE IN STUDENTS
© 2017
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Shagalova Olga Glebovna, candidate of historical pedagogical sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article reveals the role of general cultural competences in the system of higher education. It is indicated, for today the problem lies in the fact that there are no specific mechanisms for the formation and assessment of general cultural competencies. Nizhny Novgorod State Pedagogical University is working to resolve this problem. The emphasis is shifted to the ability to apply the acquired knowledge, skills and skills in a specific situation, to how a student combines professional and general cultural competences in their activities. The article gives several definitions of the concept of «general cultural competence». For example, one of the authors believes that this is a wide range of issues that students need to know well, this knowledge and experience in the field of national and universal culture, the spiritual and moral foundations of human life, of mankind and individual peoples, and the cultural principles of traditions. The author's definition of the concept of general cultural competence is derived. Several structures of general cultural competence have been studied. A significant role in the formation of general cultural competencies in the pedagogical university was noted. Here the psychological and correspondingly pedagogical disciplines come first, the task of teaching which not only in the cognitive, but also in the value-motivational, axiological and communicative planes. The article reveals that in the learning process, information and communication educational technologies are used to form general cultural competencies: lecture in the form of presentations, presentations in the form of presentations, educational films. Such methods as group discussions, business games, conferences are used. The university forms general cultural competencies among students along with professional ones, only in this case the graduate will be in demand on the modern labor market.
Keywords: general cultural competence, professional competence, competence, student, bachelor, higher school, competence approach, specialist, graduate, educational programs, educational technologies.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в настоящих условиях претерпевает значительные изменения. Поскольку, к примеру, приходится действовать в условиях компетентностного подхода, непрерыв-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
ности образования и технологизации образовательного процесса. Все внимание в такой ситуации максимально направляется на профессиональную сторону обучения, приобретение студентами профессиональных компетен-
15
pedagogical sciences
ций. Однако, отметим, что без общекультурных компетенций студент не сможет стать настоящим профессионалом. Вот что вызывает актуальность рассматриваемой темы. Этот вопрос рассматривается достаточно давно, но, как мы уже говорили, в связи с регулярными преобразованиями в сфере образования, этой теме следует уделять больше внимания.
По мнению А.В. Хуторского общекультурной компетенцией называется широкий круг вопросов, который обучающиеся должны хорошо знать, это познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов, культурологические основы традиций [1]. Л.С Троянская говорит об общекультурной компетенции как об интегративной способности личности обучающегося, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов [2]. Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
Таким образом, исходя из указанных определений, мы можем сказать, что общекультурная компетенция -это базовая компетенция, которая помогает существовать в культурном сообществе, самоопределяться, применять знания и умения на практике, свободно ориентироваться в обществе [3].
Структура общекультурной компетенции по мнению Л.С. Троянской выглядит следующим образом:
- когнитивный компонент;
- ценностно-ориентационный компонент;
- коммуникативно-деятельностный компонент [4].
Структура О.Е. Лебедева отличается от предыдущей
и выглядит следующим образом:
- ориентация в первоисточниках культуры. Этот компонент означает знакомство с различными видами искусств;
- способность ориентироваться в источниках информации. Умение выделять и отбирать только нужную и актуальную информацию;
- способность объяснять явления действительности. Способность объяснять себе и другим явления повседневной жизни с точки зрения науки;
- способность ориентироваться в социальных проблемах современного общества. Иметь желание приобщиться к решению этих проблем;
- способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей [5].
Следует сказать, что роль общекультурных компетенций в системе высшего образования достаточно высока. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении [6].
Исследователь Е.В. Леонова утверждает, что современное постиндустриальное общество перед выпускником ставит на первое место задачу непрерывного образования в течение всей жизни, деятельности в быстро изменяющихся экономических условиях [7]. Студент должен быстро анализировать поступающую информацию, творчески решать создающиеся проблемы в условиях неопределенности, обладать коммуникативной компетенцией. Развитые общекультурные компетенции дают дальнейший толчок к самообразованию и саморазвитию [8].
Разрабатывая основные образовательные программы, вуз должен учитывать требования работодателей,
обращающих внимание не только на профессиональную подготовку студента, но и на личностные качества человека. Для этого закон «Об образовании в Российской Федерации» дает свободу образовательным организациям для определения содержания образования, свободу выбора учебно-методического обеспечения и образовательных технологий [9].
Компетентность специалиста определяется не только наличием профессиональных знаний, умений и навыков, но и способностью и готовностью реализовывать свои знания и умения на практике, применять свой опыт и личностные качества в профессиональной и социальной сферах, уметь брать и нести ответственность за проделанную работу и результаты своей деятельности [10]. Хорошо подготовленный специалист понимает необходимость постоянного самосовершенствования, он должен быть конкурентоспособным на рынке труда и готовым к социальной и профессиональной мобильности [11-16].
Рассматривая уровень подготовленности выпускника, с точки зрения популярного и повсеместно вводимого в сфере профессионального образования, компетент-ностного подхода, следует сказать, что он определяется степенью самостоятельности специалиста в области решения внезапно возникнувших задач и проблем различного уровня сложности, на основе знаний ранее приобретенных студентом. Другими словами, акцент внимания смещен на способность применения полученных знаний, умений и навыков в конкретной ситуации, то, как студент сочетает в своей деятельности профессиональные и общекультурные компетенции [17]. Однако, обратим внимание, что выпускнику вуза необходимо реализовать себя не только в узкой профессиональной области, но и в сложной многогранной системе социальных и межличностных связей и отношений. Общество, в первую очередь, в человеке с высшим образованием видит носителя высокой культуры, человека со сформировавшейся системой нравственных ценностей, гражданскими качествами и активной жизненной позицией. Поэтому государственный образовательный стандарт указывает не только профессиональные (ПК), но и общекультурные (ОК) компетенции [18].
Весомую роль в формировании общекультурных компетенций в педагогическом университете играют психологические и соответственно педагогические дисциплины, задача преподавания которых не только в познавательной, но и в ценностно-мотивационной, аксиологической и коммуникативной плоскостях [19]. Освоив материал данных дисциплин студент может легко вести диалог, аргументированно доказывать свою точку зрения, осуществлять сотрудничество и разрешать конфликты, что играет большую роль в социальной жизни.
Кроме этого, знания в области психологии и педагогики, овладение методологией психолого-педагогических исследований направлены на формирование у студентов ценностей образования и воспитания, мотиваций к продолжению обучения, способностей оценивать и определять свои потребности, необходимые для профессионального и личностного становления, а, следовательно, служат фундаментом для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности и социальной активности [20].
На сегодняшний день проблема заключается в том, что конкретные механизмы формирования и оценивания общекультурных компетенций отсутствует.
Нижегородский государственный педагогический университет работает над этой проблемой. Согласно ФГОС по направлению подготовки 051000 профессиональное обучение (по отраслям), степень «магистр», осваивая предмет «Моделирование учебных дисциплин» студент должен овладеть (ОК-1) - способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, (ОК-5) - проектировать и осуществлять индивидуально-лич-
ностные концепции профессионально-педагогической деятельности; (ОК-7) - способностью и готовностью формировать свой индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности. Целенаправленая деятельность преподавателя по данной дисциплине для формирования необходимых компетенций должна выражаться в виде приемов и методов, позволяющих создать систему представлений, опираясь на собственные знания и опыт, а также личностное отношение для решения профессиональных задач и включает применение практико-ориентированных, игровых, диалоговых методов обучения. Использование ролевых игр на занятиях имитирует контекст будущей профессиональной деятельности; при этом акцент делается на работу в малых группах, организуя междисциплинарные связи, формируя самостоятельность и личную ответственность студентов за принятие решений [21]. Студенты осваивают навыки социального взаимодействия, у них закладываются элементы поискового образования и творческой конкуренции [22].
В процессе обучения используются информационно-коммуникационные образовательные технологии:
- лекция в виде презентации;
- доклад в виде презентации;
- обучающие фильмы [23].
Используются такие методы как:
- групповые дискуссии;
- деловые игры;
- конференции;
- тренинги;
- выполнение проектов [24].
Используя компетентностный подход, высшая школа направляет образовательный процесс все больше не на развитие памяти, а на развитие мышления. Благодаря постановке учебной проблемы, ее принятию и решению, обучающиеся сами усваивают необходимые знания, осуществляют поиск различных путей решения поставленной задачи, тем самым формируя свою самостоятельность [25]. Групповые задания способствуют формированию различных средств общения, студенты осваивают технику партнерской беседы, формируют навыки работы в команде, аргументации и контраргументации. Все эти навыки необходимы как в повседневной социальной жизни, так и в профессиональной сфере. Отметим, что интерактивные формы обучения способствуют восполнению недостатка эмоциональной составляющей в обучении, а это перестраивает психику для восприятия большего объема информации.
В условиях социальных, политических и экономических изменений, происходит смена приоритетов. Общество нацелено на получение высокоэффективного культурного человека, обладающего общекультурными компетенциями. Общекультурные компетенции формируются высшей школой вместе с профессиональными компетенциями. Только благодаря такому подходу вуз выпускает высококвалифицированных специалистов, личностей, которые способны к самостоятельному принятию решений, у которых сформировано мировоззрение, они обладают активной гражданской позицией и умеют аргументированно отстаивать свою точку зрения, они мобильны и организованы, а значит востребованы на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
2. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
3. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.
4. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167
5. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
7. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
8. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
9. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций//В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.
10. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
11. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2014. № 4. С. 28-30.
12. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
13. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 3. С. 27-30.
14. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.
15. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.
16. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как интегральное качество личности современного специалиста // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 4 (13). С. 70-73.
17. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоя-
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
17
pedagogical sciences
тельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
18. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle/Юбщество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.
19. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27
20. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
21. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
22. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
23. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
24. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
25. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
Статья поступила в редакцию 04.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.