Научная статья на тему 'Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза'

Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / СТУДЕНТ / STUDENT / БАКАЛАВР / BACHELOR / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна

Статья раскрывает сущность общекультурных компетенций в системе высшего образования. Компетентностный подход, как раз ориентирован на воспитание личности специалиста в целом. Его сущность заключается в единстве теоретических знаний, практической подготовленности, высокой мотивации к профессиональной и социальной деятельности. И формирование общекультурных компетенций происходит неотделимо от профессиональных. Отмечено, что единого конкретного механизма формирования общекультурных компетенций нет. ФГОС ВПО требует формирования как профессиональных, так и общекультурных компетенций, однако, общекультурные компетенции относят к воспитательной части учебного процесса и на сегодняшний день механизмы их формирования представляются очень схематичными. Были выявлены функции, которые выполняет комплекс общекультурных компетенций. К ним относятся: социокультурная, прагматическая, коммуникативная, информационная, мировоззренческая, мотивационная, регулятивная, общенаучная. Активные методы обучения выделяются как наиболее продуктивные, поскольку характеризуются высокой степенью вовлеченности студентов в учебный процесс, активизируют познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. К ним можно отнести следующие: мозговой штурм, беседа, деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов. Представлены наиболее известные и эффективные активные методы. В статье выявлено, что в процессе обучения для формирования общекультурных компетенций используются информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция в виде презентации, доклад в виде презентации, обучающие фильмы. Вуз формирует у студентов общекультурные компетенции совместно с профессиональными, только в этом случае выпускник будет востребован на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND MEANS OF FORMATION OF CULTURAL COMPETENCES OF TRAINING HIGH SCHOOLS

The article reveals the essence of general cultural competences in the system of higher education. Competence approach, it is focused on educating the personality of the specialist as a whole. Its essence lies in the unity of theoretical knowledge, practical preparedness, high motivation for professional and social activity. And the formation of general cultural competencies occurs inseparably from the professional. It is noted that there is no single specific mechanism for the formation of general cultural competences. GES VPO requires the formation of both professional and general cultural competencies, however, general cultural competence is considered an educational part of the educational process and to date the mechanisms for their formation seem very schematic. The functions that are carried out by the complex of general cultural competences were identified. These include: sociocultural, pragmatic, communicative, informational, philosophical, motivational, regulative, general scientific. Active methods of teaching are distinguished as the most productive, because they are characterized by a high degree of involvement of students in the educational process, activate cognitive and creative activity in solving the tasks assigned. These include: brainstorming, conversation, business games, trainings, case-method, project method. The most known and effective active methods are presented. The article reveals that in the learning process, information and communication educational technologies are used to form general cultural competencies: lecture in the form of presentations, presentations in the form of presentations, educational films. The university forms general cultural competences among students together with professional ones, only in this case the graduate will be in demand on the modern labor market

Текст научной работы на тему «Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза»

педагогические науки

Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

УДК 378.147

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

© 2017

Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья раскрывает сущность общекультурных компетенций в системе высшего образования. Компетентностный подход, как раз ориентирован на воспитание личности специалиста в целом. Его сущность заключается в единстве теоретических знаний, практической подготовленности, высокой мотивации к профессиональной и социальной деятельности. И формирование общекультурных компетенций происходит неотделимо от профессиональных. Отмечено, что единого конкретного механизма формирования общекультурных компетенций нет. ФГОС ВПО требует формирования как профессиональных, так и общекультурных компетенций, однако, общекультурные компетенции относят к воспитательной части учебного процесса и на сегодняшний день механизмы их формирования представляются очень схематичными. Были выявлены функции, которые выполняет комплекс общекультурных компетенций. К ним относятся: социокультурная, прагматическая, коммуникативная, информационная, мировоззренческая, мотивационная, регулятивная, общенаучная. Активные методы обучения выделяются как наиболее продуктивные, поскольку характеризуются высокой степенью вовлеченности студентов в учебный процесс, активизируют познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. К ним можно отнести следующие: мозговой штурм, беседа, деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов. Представлены наиболее известные и эффективные активные методы. В статье выявлено, что в процессе обучения для формирования общекультурных компетенций используются информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция в виде презентации, доклад в виде презентации, обучающие фильмы. Вуз формирует у студентов общекультурные компетенции совместно с профессиональными, только в этом случае выпускник будет востребован на современном рынке труда.

Ключевые слова: компетентностный подход, специалист, выпускник, образовательные программы общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность, студент, бакалавр, высшая школа, образовательные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт.

METHODS AND MEANS OF FORMATION OF CULTURAL COMPETENCES OF TRAINING HIGH SCHOOLS

© 2017

Koldina Margarita Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article reveals the essence of general cultural competences in the system of higher education. Competence approach, it is focused on educating the personality of the specialist as a whole. Its essence lies in the unity of theoretical knowledge, practical preparedness, high motivation for professional and social activity. And the formation of general cultural competencies occurs inseparably from the professional. It is noted that there is no single specific mechanism for the formation of general cultural competences. GES VPO requires the formation of both professional and general cultural competencies, however, general cultural competence is considered an educational part of the educational process and to date the mechanisms for their formation seem very schematic. The functions that are carried out by the complex of general cultural competences were identified. These include: sociocultural, pragmatic, communicative, informational, philosophical, motivational, regulative, general scientific. Active methods of teaching are distinguished as the most productive, because they are characterized by a high degree of involvement of students in the educational process, activate cognitive and creative activity in solving the tasks assigned. These include: brainstorming, conversation, business games, trainings, case-method, project method. The most known and effective active methods are presented. The article reveals that in the learning process, information and communication educational technologies are used to form general cultural competencies: lecture in the form of presentations, presentations in the form of presentations, educational films. The university forms general cultural competences among students together with professional ones, only in this case the graduate will be in demand on the modern labor market.

Keywords: competence approach, specialist, graduate, educational programs, general cultural competence, professional competence, competence, student, bachelor, higher school, educational technology, federal state educational standard.

Современные вузы занимаются не только подготовкой высококвалифицированных специалистов, которые могут безукоризненно выполнять свою профессиональную роль, но и занимаются воспитанием личности в целом, прививая студентам необходимые ценности и формируя их мировоззрение. Таким образом, высшая школа выпускает человека, обладающего всеми необходимыми качествами, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и легко ориентироваться в повседневной жизни. Современный мир в лице работодателей заинтересован в специалистах, обладающих высоким уровнем культуры [1]. Это, в свою очередь, вызывает необхо-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

димость формировать общекультурные компетенции, адаптированные под современные условия жизни и трудовой деятельности.

С развитием технологий, нововведениями в сфере образования вуз должен формировать нового человека, личность, которая кардинально отличается от той, которая была актуальна еще пять лет назад, в этой связи необходимо использование новых методов и средств, поэтому рассмотрение данного вопроса является актуальным [2].

Отметим, что популярный на сегодняшний день, компетентностный подход, как раз ориентирован на

Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ... sciences

воспитание личности специалиста в целом [3]. Его сущность заключается в единстве теоретических знаний, практической подготовленности, высокой мотивации к профессиональной и социальной деятельности. И формирование общекультурных компетенций происходит неотделимо от профессиональных [4]. Задача формирования компетенций отражена в содержании образования, представленном в рамках основных образовательных программ, которые должны быть компетентностно-ориентированными.

По мнению ученого А.В. Хуторского общекультурной компетенцией называется широкий круг вопросов, который обучающиеся должны хорошо знать, это познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов, культурологические основы традиций [5]. Л.С Троянская говорит об общекультурной компетенции как об интегративной способности личности обучающегося, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов [6].

Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения указывают на необходимость формирования социокультурной среды вуза, которая и обеспечит формирование общекультурных компетенций [7].

По мнению исследователей Н.А. Морозовой и М.Э. Жуковской социокультурная среда является наиболее важной среди локальных образовательных сред (культурно-ценностная, гуманитарная, учебная, исследовательская, информационная, виртуальная, спортивная, трудовая...) для формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Отметим, что единого конкретного механизма формирования общекультурных компетенций на данный момент нет [8].

К тому же ФГОС ВПО требует формирования как профессиональных, так и общекультурных компетенций, однако, общекультурные компетенции относят к воспитательной части учебного процесса и механизмы их формирования представляются очень схематичными. Воспитательную деятельность как составляющую процесса становления профессионала практически исключают, в то время как она является неотъемлемой частью [9].

Стоит заметить, что общекультурные компетенции направлены, прежде всего, на общее умений выпускника жить в современном обществе, а это подразумевает полноценное участие в социокультурной жизни, взаимодействие с окружающими [10].

По мнению Е.М. Кузнецовой, комплекс общекультурных компетенций выполняет следующие функции:

- социокультурная (полноценное взаимодействие с другими людьми, обществом в целом);

- прагматическая (помогает ориентироваться в различных ситуациях, формирует поведение);

- коммуникативная (способствует грамотному построению диалога);

- информационная (умение перерабатывать информацию, выделять нужное, важное);

- мировоззренческая (влияет на восприятие окружающего мира, формирует собственную точку зрения);

- мотивационная (поддержка интереса к трудовой деятельности);

- регулятивная (способность к проведению анализа собственной деятельности);

- общенаучная (способствует формированию базовых навыков применения общенаучного подхода к информации) [11].

Подбор методов формирования общекультурных компетенций в первую очередь зависит от функций, которые они выполняют. Но нужно также помнить, что ФГОС третьего поколения прививает необходимость использования активных и интерактивных ме-176

тодов обучения, разнообразных методов организации самостоятельной работы студентов [12].

Общекультурные компетенции формируются только в процессе собственной деятельности студента, поэтому необходимо вовлечь его в этот процесс. Поэтому целесообразно применение активных методов обучения. Они характеризуются высокой степенью вовлеченности студентов в учебный процесс, активизирует познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [13].

Е.В. Зарукина выделяет следующие особенности активных методов обучения:

- происходит целенаправленная активизация мышления, вне зависимости от желания студента;

- творческий подход к решению задач;

- большая продолжительность вовлеченности студента в работу;

- интерактивный характер взаимодействия при котором происходит свободный обмен информацией между обучающимися и преподавателем [14].

К активным методам можно отнести следующие: мозговой штурм, беседа, деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов.

Рассмотрим наиболее эффективные активные методы.

Кейс содержит в себе условия задачи, которую необходимо решить, изучить и предложить несколько вариантов. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс должен включать в себя: ситуацию; контекст; комментарий ситуации, данный автором; вопросы и задания для работы с кейсом [15].

Метод проектов способствует развитию ключевых компетенций и рассматривается как одна из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы [16].

Проектирование должно отвечать следующим требованиям:

- необходима социально значимая задача;

- далее необходимо спланировать действия по решению проблемы с указанием сроков решения проблемы, ответственных и списком конкретных действий;

- поиск обучающимися необходимой информации, ее обработка и осмысление;

- результат проектной деятельности. Студенты должны предоставить готовый продукт, который появился в результате проведенных исследований;

- подготовка презентации проекта;

- зашита работы [17].

Проекты бывают практико-ориентированными, которые направлены на интересы участников проекта, информационными, то есть направленными на сбор информации с целью ее анализа и предоставления широкому кругу людей, краткосрочные проекты, на которые дается минимум времени, ролевые и творческие проекты, когда участники берут на себя роли различных персонажей, во втором случае результат исследования может быть представлен каким-либо нетрадиционным способом, также существуют исследовательские проекты, напоминающие научные работы [18].

Мозговой штурм - это совокупность методов и приемов коллективного решения проблемы. Студентам предлагается высказывать свое мнение, предлагать как можно больше вариантов решения проблемы. Этот метод отличается нетрадиционным способом разрешения ситуаций [19]. Проблема, которая была поставлена автором при мозговом штурме должна быть актуальной и вызывать практический интерес обучающихся. В процессе мозгового штурма, его участники обязаны соблю-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Колдина Маргарита Игоревна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

дать определенные правила, от соблюдения которых зависит успешность его проведения [20].

Общество нацелено на получение высокоэффективного культурного человека, обладающего общекультурными компетенциями. Общекультурные компетенции формируются высшей школой вместе с профессиональными компетенциями. Только благодаря такому подходу вуз выпускает высококвалифицированных востребованных специалистов, обладающих высоким уровнем культуры. Только грамотное сочетание методов в обучающей деятельности сможет привести к положительному результату.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.

2. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.

3. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.

4. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.

5. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

6. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.

7. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.

8. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.

9. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.

10. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.

11. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций//В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.

12. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в кон-

тексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.

13. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.

14. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 24-27

15. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.

16. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

17. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде Moodle//Общество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.

18. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении//В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.

19. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: авто-реф. дис. канд. пед.наук/А.В.Хижная; Нижегород. гос. пед. унт. Н.Новгород, 2005. -19 с.

20. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167

Статья поступила в редакцию 22.07.2017.

Статья принята к публикации 23.09.2017.

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.