Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ...
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2017
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Гладков Алексей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и
общенаучных дисциплин»
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье установлено, что профессиональные компетенции - это готовность и способность на основе усвоенных знаний и умений, приобретенного опыта самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы. Формированию профессиональных компетенций бакалавров способствует сочетание традиционных форм преподавания и инновационных электронных. Рассмотрены некоторые особенности дидактических материалов электронного обучающего курса по дисциплине «Педагогические технологии». Активно в рамках данного курса используется такая форма, как ведение блогов в учебном процессе, что включает новости учебного процесса; коллективные обсуждения; дополнительный учебный контент; сопровождение исследовательских работ; публикация материалов курса; сбор мнений о материалах и внешних источниках; коллекция полезных источников (ссылок); публикация заданий; публикация текущего состояния по выполнению заданий; сопровождение слушателей. Содержание каждого раздела представлено следующими стандартными учебными элементами: учебные ресурсы; деятельностные элементы - задания, форум, чат, глоссарий, wiki, тесты. Перечислены обстоятельства, благодаря которым возникла потребность в использовании компетентностного подхода в образовании, а также выделены преимущества электронного обучения. Например, благодаря электронному обучению происходит сокращение времени на выдачу и проверку заданий, система автоматически показывает студенту правильность процесса его решения задачи; появляется возможность варьировать задания в соответствии с уровнем подготовки студентов, что позволяет ему работать над учебным материалом индивидуально, выбирать темп и глубину проработки; освобождается аудиторное время, которое может быть использовано для организации других форм учебной деятельности; достигается максимальная объективность и оперативность оценки результатов учебного процесса.
Ключевые слова: электронная форма обучения, традиционная форма обучения, бакалавр, профессиональные компетенции, wiki, блог, форум, тесты, чат, глоссарий, Moodle, технологические инновации, компетентность, лекция, веб-ориентированная среда, online-курсы.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS IN ELECTRONIC
TRAINING CONDITIONS
© 2017
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Gladkov Alexey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops AI. Proshlyakov
of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article it is established that professional competencies are readiness and ability on the basis of acquired knowledge and skills, acquired experience independently to analyze and practically solve significant professional problems. Formation of professional competencies of bachelors is promoted by a combination of traditional forms of teaching and innovative electronic. Some features of the didactic materials of the electronic training course on the discipline "Pedagogical technologies" are considered. Active in the course of this course is used a form such as blogging in the learning process, which includes news of the educational process; Collective discussions; Additional learning content; Support of research works; Publication of course materials; Collection of opinions on materials and external sources; Collection of useful sources (links); Publication of tasks; Publication of the current status of the tasks; Accompaniment of listeners. The content of each section is represented by the following standard training elements: training resources; Activity items - tasks, forum, chat, glossary, wiki, tests. The circumstances that led to the need to use the competence approach in education, as well as the advantages of e-learning, are listed. For example, thanks to e-learning, the time for issuing and checking tasks is reduced, the system automatically shows the student the correctness of the process of solving it; There is an opportunity to vary tasks in accordance with the level of training of students, which allows him to work on the learning material individually, choose the pace and depth of study; Auditor time is freed, which can be used to organize other forms of educational activity; The maximum objectivity and efficiency of the evaluation of the results of the educational process is achieved.
Keywords: electronic form of training, traditional form of training, bachelor, professional competence, Viki, blog, forum, tests, chat, glossary, Moodle, technological innovation, competence, lecture, web-based environment, online-courses.
Система высшего образования постепенно преобразуется благодаря переходу на компетентностный подход, однако ее коренное изменение происходит благода-
ря технологическим инновациям, которые стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Другими словами, меняются фундаментальные основы традици-
Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ...
онной педагогики. Процесс информатизации на протяжении последних двух десятилетий активно внедряется в российское образовательное пространство на уровне всех учебных заведений, особенно высших. Формат учебного процесса направляется в сторону максимальной оптимизации обучения [1]. При реализации компе-тентностного подхода в условиях информатизации высшего образования необходимы соответствующие специфические требования к организации такого процесса, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы [2].
Проанализировав литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что в системе высшего профессионального образования компетентностный подход является особой технологией моделирования результатов образования и предоставления норм его качества в виде компетентностей и компетенций [3].
Профессиональные компетенции - это готовность и способность на основе усвоенных знаний и умений, приобретенного опыта самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы [4].
Для конкретного направления обучения установлен свой определенный набор необходимых компетенций.
Формированию профессиональных компетенций бакалавров способствует сочетание традиционных форм преподавания и инновационных электронных [5].
Для реализации данного положения необходимо наличие следующих элементов:
- учебно-методические электронные материалы для самостоятельной работы;
- доступ к основным и дополнительным источникам информации;
- задачи, ориентированные на оценку сформирован-ности разных групп компетенций;
- обратная связь о трудностях и достижениях студентов при прохождении курса [6].
Обращение к компетентностному подходу в подготовке студентов вызвано следующими обстоятельствами:
- выпускники являются профессионалами, которые свободны от установившихся ранее стереотипов мышления и отношений, они способны успешно решать различные задачи;
- выпускники являются профессионалами, которые владеют новейшими научными достижениями, знаниями и умениями управления технологическими процессами, могут успешно внедрять современные достижения науки и технической мысли в производство;
- выпускники, сориентированные в профессиональных ценностях, которые имеющют твердую установку на профессиональную подготовку, они могут успешно овладевать основами профессионального мастерства, способны инновационно, творчески решать задачи управления и организации производственных процессов;
- выпускники, которые овладели не только достижениями отечественной, но и зарубежной науки и практики, в их арсенале средства новейших информационных технологий, средства коммуникации, они способны грамотно решать социальные и производственные проблемы, мобилизуя на творческое отношение к делу целые коллективы [7].
В обучении сочетаются традиционные лекционные и практические занятия с самостоятельной работой студентов в режиме online с использованием личностно-ориентированной веб-программы. Контрольное тестирование проводятся в веб-ориентированной обучающей среде Moodle [8].
Рассмотрим некоторые особенности дидактических материалов электронного обучающего курса по дисциплине «Педагогические технологии».
Содержание каждого раздела представлено следующими стандартными учебными элементами: учебные
ресурсы; деятельностные элементы - задания, форум, чат, глоссарий, wiki, тесты [9].
Для студентов заочной формы обучения по данной дисциплине предусмотрена организация вебинаров по моделям: лекция - презентация с несколькими опросами в течение занятия; проблемный семинар с общими опросами студентов; практическое занятие по решению задач и занятий; групповая консультация по теме, определенной запросами студентов или заданной преподавателями [10].
Активно в рамках данного курса используется такая форма, как ведение блогов в учебном процессе, что включает новости учебного процесса; коллективные обсуждения; дополнительный учебный контент; сопровождение исследовательских работ; публикация материалов курса; сбор мнений о материалах и внешних источниках; коллекция полезных источников (ссылок); публикация заданий; публикация текущего состояния по выполнению заданий; сопровождение слушателей [11].
Ресурс использования Wiki в учебном процессе видно в групповой работе студентов над проектами; систематизация базы знаний по учебным предметам; научно-исследовательские работы преподавателей и студентов; учебники на Wiki [12].
Для получения промежуточной аттестации и сдачи экзамена по каждому разделу студент должен выполнить серию заданий и ответить на вопросы тестов не менее чем 85% от объема предложенных заданий. Количество попыток тестирования ограничивается по времени ответов в тесте, в зависимости от количества вопросов. Предусмотрено ограничение на интервал между попытками (не менее 30 мин) для того, чтобы студент в случае неудачи, мог еще раз обратиться к учебному материалу
[13].
Использование веб-ориентированной среды Moodle позволяет достигать непрерывности и систематичности самостоятельной работы студентов, повышается эффективность контроля преподавателя. Студенты имеют возможность заниматься в удобное для них время и в удобном месте (преимущественно дома), использовать наиболее подходящие для каждого способы аналитической работы с учебными материалами и оперативно получать необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы, не тратя время на встречи с преподавателем
[14].
Использование электронной обучающей среды по сравнению с традиционной системой обучения дает ряд преимуществ:
- сокращает время на выдачу и проверку заданий, система автоматически показывает студенту правильность процесса его решения задачи;
- появляется возможность варьировать задания в соответствии с уровнем подготовки студентов, что позволяет ему работать над учебным материалом индивидуально, выбирать темп и глубину проработки;
- освобождается аудиторное время, которое может быть использовано для организации других форм учебной деятельности;
- достигается максимальная объективность и оперативность оценки результатов учебного процесса;
- появляются дополнительные возможности формирования компетенций студентов, как результата продуктивного сочетания в электронном курсе контекстного, междисциплинарного и предметно-информационного подходов [15].
Как справедливо, замечает Т.В. Зыкова «к концу семестра автоматически накапливается информация об успеваемости студентов. Такое обучение с применением ИКТ позволяет оперативно анализировать типовые ошибки студентов, видеть динамику уровня сформиро-ванности компетенций через уровень формирования ее индикаторов» [16].
Большой популярностью также являются онлайн курсы EdX - некоммерческого предприятия, основанно-
Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Трутанова Александра Валерьевна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ... науки
го Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом (МТИ). На сегодняшний день обучающиеся имеют доступ к 175 различным курсам, которые отражают широкий диапазон дисциплин, преподающихся в реальных учебных заведениях [17]. EdX ставит своей целью достижение доступности образования для студентов любого возраста, национальности и уровня подготовки. Основная база еdX расположена в Кэмбридже, штат Массачусетс. Управляют проектом сотрудники МТИ и Гарварда. На данный период времени около 100 тысяч студентов прошли обучение на данных курсах и получили сертификаты[18].
Во всем мире электронное обучение используют уже более 100 миллионов человек.
И электронный сектор рынка образовательных услуг будет только расти - предсказывают ученые-аналитики. При исследовании зарубежного опыта можно сделать заключение о том, что качественный контент и грамотное построение учебного курса, используемые в различных отраслях являются залогом эффективности электронной формы обучения перед очной. ООН и ЮНЕСКО официально признают этот факт [19].
Если электронное обучение имеет эффективное и грамотное управление, то, несомненно оно является важным фактором развития образования в целом, и высшей школы в частности [20]. Сбалансированное электронное обучение, дополненное очным обучением активно помогает сформировать студентам необходимые компетенции, поэтому становится приоритетным направлением развития системы образования в условиях глобализации, массовой интернетизации и социализации сервисов и технологий. Электронное обучение становится одним из самых эффективных способов преодоления замкнутости российской образовательной системы.
Наиболее востребованной из всего многообразия различных технологий обучения является работа с использованием опНие-ресурсов. Такая работа является эффективной и востребованной рынком образовательных услуг, поэтому интерес к использованию сетевых ресурсов постоянно растет.
Интеграция традиционного и онлайнового обучения студентов на основе электронных обучающих курсов способствует успешному формированию комплекса компетенций, как общекультурных, так и профессиональных. Преимущества подобной интеграции поддерживается и студентами, как потребителями образовательных услуг вуза.
В настоящее время созданы хорошие предпосылки для успешного внедрения в практику вузовского учебного процесса современных методов и технологий дистанционного обучения - оснащенность электронным и телекоммуникационным оборудованием, наличие развитых компьютерных сетей, методики электронного обучения достигли уровня международной стандартизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ/Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
2. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 2) 2017, стр. 429-431.
3. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Особенности обучения взрослых в электронной среде// Успехи современной науки. №2 (том 1) 2017, стр. 120122.
4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Интерактивные технологии в информационной образовательной среде Moodle //Успехи современной науки и образования. №4 (том 2) 2017, стр. 15-18.
5. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство 192
организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 968-970.
6. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Становление современного человека через концепцию непрерывности образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 89-91.
7. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
8. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.
9. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71
10. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. №1 (66). С. 90.
11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.
12. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_21680911_74449593.pdf (дата обращения: 11.04.2017).
13. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.
14. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 24-27
15. Прохорова М. П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/(дата обращения: 11.04.2017).
16. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Информационные технологии в организации безбарьерного обучения студентов вуза//Успехи современной науки.№3(том 1) 2017, стр. 50-52.
17. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].иКЬ: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 16.05.2017).
18. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований:
Ваганова Ольга Игоревна, Гладков Алексей Владимирович, Трутанова Александра Валерьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ...
педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.
19. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С. 134-136.
20. Колдина М.И. Общедидактическая характеристика процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности бакалавров//Символ науки. 2016. № 11-2. С. 129-132.
Статья поступила в редакцию 29.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.