Колдина Маргарита Игоревна, Костылева Елена Анатольевна, Трутанова Александра Валерьевна ЭССЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНИВАНИЯ ...
pedagogical sciences
УДК 378.147
ЭССЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
© 2017
Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Костылева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Нижегородский государственный институт экономики и управления, филиал в Н.Новгороде (603062, Россия, Нижний Новгород, улица Горная, 24, e-mail: [email protected]) Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассмотрено несколько определений понятия «компетентностный подход» для выявления действенности эссе в процессе формирования какой-либо компетенции. К примеру, это ориентация на достижение основных целей-векторов образования: обучаемости, самоопределения, самоактуализации, социализации и развития индивидуальности. Здесь мы выделяем термин индивидуальность. Эссе как раз является средством раскрытия индивидуальности, поскольку каждый студент выполняет здания самостоятельно, основываясь на своих суждениях и опыте. Также рассмотрено несколько определений понятия «эссе» и выведено собственное, авторское определение. Эссе - это авторское, логически выстроенное, самостоятельное сочинение с элементами использования идей и концепций из иных областей научной и общественной жизни с применением собственного опыта. Отмечено, что в отличие от других видов письменных работ, к примеру, рефератов, это самостоятельное сочинение-рассуждение обучающегося над научной проблемой, это не коллективная работа, как бывает при использовании метода проектов. Для определения сформированности компетенции посредством эссе в статье указаны критерии оценки. Если работа студента соответствует установленным требованиям - он получает максимальную оценку. К критериям относится умение логически выстраивать текст, умение выделять собственную позицию по проблеме, объективность аргументов, учет стиля изложения и эстетика оформления работы. Установлено, что после проверки эссе преподавателем, могут быть выявлены следующие факторы для определения усвоенности той или иной компетенции: критичность мышления; умение моделировать ситуации; умение выделять главную мысль и выстраивать текст вокруг нее, не удаляясь от основной темы своего сочинения-размышления; умение проводить рефлексию, оценку собственной деятельности.
Ключевые слова: эссе, компетентностный подход, специалист, выпускник, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность, студент, бакалавр, магистр, аспирант, высшая школа, активный метод обучения, проблемный метод обучения.
ESSAY AS A METHOD OF CONTROL OF KNOWLEDGE AND ASSESSMENT OF COMPETENCIES
© 2017
Koldina Margarita Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Kostyleva Elena Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Humanities sciences» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, branch in Nizhny Novgorod (603062, Russia, Nizhny Novgorod, Gornaya street, 24 e-mail: [email protected]) Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article, several definitions of the concept of "competence approach" are examined for revealing the effectiveness of the essay in the process of forming any competence. For example, it is an orientation toward achieving the main goals-vectors of education: learning, self-determination, self-actualization, socialization and the development of individuality. Here we distinguish the term individuality. The essay is just a means of revealing the individuality, because each student performs the building independently, based on his judgments and experience. Also, several definitions of the concept of "essays" are considered and a proper author's definition is derived. The essay is an author's, logically arranged, independent work with elements of using ideas and concepts from other areas of scientific and social life with the application of one's own experience. It is noted that unlike other types of written works, for example, abstracts, this is an independent composition-reasoning of a student over a scientific problem, it is not a team work, as happens when using the project method. To determine the formation of competence through an essay, the article specifies evaluation criteria. If the work of the student meets the established requirements - he receives the maximum evaluation. The criteria include the ability to logically build text, the ability to highlight your own position on the problem, the objectivity of the arguments, the accounting style of the presentation and the aesthetics of the design work. It is established that after checking the essay by the teacher, the following factors can be identified to determine the mastery of one or another competence: criticality of thinking; The ability to model situations; The ability to highlight the main idea and build a text around it, not moving away from the main theme of his writing-reflection; Ability to conduct reflection, evaluation of one's own activity.
Keywords: essay, competence approach, specialist, graduate, general cultural competence, professional competence, competence, student, bachelor, master, graduate, high school, active teaching method, problem method of teaching.
Основная цель современного высшего образования состоит в подготовке высококвалифицированного специалиста, будь то бакалавр, магистр или аспирант, способного к профессиональному росту, обладающего высокой степенью мобильности, легко адаптирующегося в изменяющихся внешних условиях. На сегодняшний день, высшее образование основывается на компетент-
ностном подходе. В этих условиях студент приобретает не готовые знания, а учится добывать их сам, после чего самостоятельно применяет на практике. Степень овладения компетенцией отражает качество подготовки выпускника. Одним из элементов компетенции является опыт - совокупность освоенных студентом методов и приёмов решения задач, которые были применены на
178
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Колдина Маргарита Игоревна, Костылева Елена Анатольевна, Трутанова Александра Валерьевна ЭССЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНИВАНИЯ ...
практике в жизни.
Выражение профессиональных и общекультурных компетенций не только требует постоянного обновления знаний, освоения новой информации, но и выстраивания собственной аргументированной позиции по отношению к ней [1].
Компетенции, с помощью которых описываются результаты обучения, представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, а также способностей и личностных качеств, которые выпускник сможет продемонстрировать, получив диплом бакалавра или магистра. Общее понятие профессиональной компетентности рассматривается с точки зрения конкурентоспособности специалиста на рынке труда, ответа на запросы работодателя, готовности качественно выполнять определенные действия [2].
Особенность компетенции, как результата образования, состоит в том, что она: является интегрированным результатом обучения, проявляется и существует в форме деятельности, а не информации о ней; связана со значительным количеством объектов действия, наращивается совместно с другими компетенциями, формируя профессиональную компетентность; компетенция, как действие, проявляется не автоматически, а осознанно и многократно проявляясь, образует профессиональный опыт [3]. Компетентностный подход в большей степени направлен на достижение качества подготовки, отвечающего экономическим и социальным общественным потребностям, создавая баланс между востребованностью на рынке труда и интересами и профессиональной реализацией личности [4].
Компетентностный подход - это ориентация на достижение основных целей-векторов образования: обучаемости, самоопределения, самоактуализации, социализации и развития индивидуальности [5].
О.Е. Лебедев считает компетентностный подход совокупностью общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [6].
По мнению Д.С. Ермакова, компетентностным подходом считается метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества. Результат образования в данном случае отражается как система признаков готовности выпускника к профессиональной деятельности в целостном виде [7].
Каждое определение отражает цели образования посредством выделения понятия индивидуальность. Эссе как раз и является отличным инструментом для ее выявления, поскольку каждый студент выполняет задание самостоятельно и высказывает свое точку зрения на определённый вопрос. А компетентностный подход добивается от студентов сформированного мировоззрения, собственной жизненной позиции. Поэтому через эссе можно достаточно легко определить сформированность той или иной компетенции [8].
Текущие условия диктуют требования по использованию активных и проблемных методов обучения, называя эти методы лучшими для формирования компетенций, поскольку они предполагают наличие условий, эмитирующих профессиональную деятельность [9]. Зачастую эти методы используются в командной деятельности, где преимущественным выступает коллективное мнение, то есть происходит оценивание деятель-ностных характеристик и личностных качеств студентов в микрогруппах. И в таком случае возникает необходимость в оценочной системе, которая смогла бы собрать в себе все инструменты, которые формировали бы компетенции [10].
Однако, в поисках такой системы, мы упускаем из виду инструмент оценивания, который смог бы показать индивидуальность каждого студента, его способность показать свои мысли и умение аргументировать ответ, выразить имеющийся опыт в качестве письменного от-
вета [11].
На наш взгляд, такой элемент оценивания как эссе, до сих пор не утратило своей значимости и остается важным и для современного студента в условиях всеобщей тенденции к использованию тестирования [12]. Эссе может показать способность к овладению той или иной компетенции еще на ранних стадиях обучения и выстроить образовательный процесс по скорректированной траектории, это и вызывает актуальность рассматриваемой темы [13].
Рассмотрим несколько определения понятия «эссе». Эссе - это достаточно эффективный и активизирующий учебный процесс метод контроля и проверки знаний обучающихся более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний).
Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на
полноту и исчерпывающую трактовку предмета [14].
Эссе является средством, которое позволяет оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно анализировать проблему, используя концепции и аналитический инструментарий той или иной дисциплины, также это демонстрация умения делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленному вопросу [15].
Таким образом, эссе - это авторское, логически выстроенное, самостоятельное сочинение с элементами использования идей и концепций из иных областей научной и общественной жизни с применением собственного опыта.
Мы выделяем именно эссе как способ контроля знаний, так как в отличие от других видов письменных работ, к примеру, рефератов, это самостоятельное сочинение-рассуждение обучающегося над научной проблемой, это не коллективная работа, как бывает при использовании метода проектов. В эссе студент использует идеи, концепции, ассоциативные образы из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики [16].
Эссе может использоваться как во время аудиторных занятий, так и вне аудитории, к примеру, его можно выполнить посредством использования электронных систем, которые предполагают возможность связаться с преподавателем в любое время [17].
На наш взгляд, для определения сформированности компетенции посредством эссе, необходимо установить следующие критерии для студента.
Студент заслуживает максимальной оценки в случае выполнения всех пяти критериев:
- имеется логическая структура построения текста (есть вступление; установлена проблема; основная часть текста, разбитая на несколько частей с различными идеями; наличие заключения с выводами);
- четко выделена собственная позиция по поставленному вопросу в эссе;
- объективность аргументов приведенных для обоснования собственной позиции;
- учет стиля изложения (грамотно использованные в тексте профессиональные термины, приведение цитат, стилистическое построение фраз);
- эстетика оформления работы (аккуратность, форматирование текста, применение выделения...) [18].
При написании эссе выявляются следующие факторы:
- критичность мышления;
- умение моделировать ситуации;
- умение выделять главную мысль и выстраивать текст вокруг нее, не удаляясь от основной темы своего сочинения-размышления;
- умение проводить рефлексию, оценку собственной деятельности [19].
Критерии выполнения эссе могут выглядеть более
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
179
Колдина Маргарита Игоревна, Костылева Елена Анатольевна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
ЭССЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОЦЕНИВАНИЯ ... sciences
расширенно:
- зафиксированы все используемые тезисы ясно и внятно;
- четко и кратко сформулированные тезисы в начале эссе, в основной части аргументированы, а в заключении кратко сформулированы выводы, которые соотносятся к заявленными тезисами в самом начале эссе;
- четкая структурированность и логичность изложения;
- хорошее понимание выбранной теории;
- соблюден баланс между теоретической и практической частями (интерпретацией, применением теории к проблеме, обсуждаемой в эссе;
- умение в практической части эссе устанавливать следствия, делать выводы, определять перспективные пути;
- используется основная и дополнительная литературы по дисциплине;
- знание как эффективно использовать источники, чтобы подтвердить свою идею;
- работа не является плагиатом [20].
Как мы уже определили, эссе играет немаловажную роль в становлении компетентного специалиста.
Умение аргументированно и в письменном виде высказывать свою точку зрения будет необходимо не только в профессиональной деятельности, но и в социальной жизни общества. Так эссе формирует не только профессиональные, но и общекультурные компетенции. Овладение умением написания эссе может сыграть решающую роль для выпускника на рынке труда среди большой конкуренции.
Компетентность - это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста. И только сформировав в каждом обучающемся ключевые компетенции, мы сможем достичь поставленной перед нами обществом и государством цели: воспитать нравственного, ответственного, инициативного, конкурентоспособного и компетентного специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
2. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по направлению подготовки «технология продукции и организация общественного питания»/Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2015. № 1. С. 160-163.
3. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
4. Психологические аспекты применения технологий дистанционного обучения/Костылев Д.С., Костылева Е.А.//Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 66-69.
5. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
6. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., Костылева Е.А. Установка современной молодежи на успех: перспективы, риски и возможности // European Social Science Journal. 180
2016. № 1. С. 367-371.
7. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
8. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
9. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
10. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.
11. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
12. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.
13. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
14. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
15. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2017. № 6-2. С. 183-187.
16. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.
17. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
18. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
19. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
20. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
Статья поступила в редакцию 02.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)