педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ...
УДК 378.147
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
© 2017
Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье дано определение понятия «самостоятельная работа». Преподаватель может организовать самостоятельную деятельность студентов на электронном курсе посредством следующих инструментов: тест, форум, чат, глоссарий, ссылки на дополнительные ресурсы, вики, вебинар. Посредством этих элементов преподаватель налаживает работу как внутри коллектива, так и индивидуально. Выполнение целого проекта в самостоятельном режиме становится возможным при использовании электронных платформ. В качестве наиболее часто используемой вузами мы рассмотрели Moodle. Ее возможности достаточно широки: сокращает время на выдачу и проверку заданий, появляется возможность варьировать задания в соответствии с уровнем подготовки студентов, платформа освобождает большое количество аудиторного времени, достигается максимум объективности и оперативности оценивания результатов учебного процесса, представляются новые возможности для формирования компетенций студентов, как результата продуктивного сочетания в электронном курсе контекстных, междисципли-нарнарных и предметно-информационных подходов. На Обучающей платформе Moodle для преподавателей и студентов имеется возможность неограниченно и свободно пользоваться различными образовательными ресурсами, необходимыми для осуществления самостоятельной деятельности. В статье указаны принципы определения целей образования. К ним относятся: смысл образования заключается в том, что студенты должны уметь самостоятельно решать проблемы в различных сферах; содержание образования должен составлять в адаптированный социальный опыт решения проблем, вуз должен сформировать у студентов собственный опыт самостоятельного решения проблем. Определено, что до введения компетентностного подхода результат обучения выражался в сумме усвоенных знаний и умений, а теперь - это способность действовать в различных ситуациях.
Ключевые слова: самостоятельная работа, студент, выпускник, специалист, электронная платформа,Moodle, LMS, компетенция, компетентностный подход, обучающая среда, тест, вебинар, чат, форум, вики, глоссарий, ком-петентностный подход, компетенции, электронная платформа.
FORMS OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE ELECTRONIC ENVIRONMENT
© 2017
Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])
Abstract. The article defines the concept of "independent work". The teacher can organize students' independent activity in the electronic course through the following tools: test, forum, chat, glossary, links to additional resources, wiki, webinar. Through these elements, the teacher organizes work both within the team and individually. Implementation of the whole project in an independent mode becomes possible when using electronic platforms. As the most frequently used by high schools we examined Moodle. Its capabilities are quite wide: it reduces the time for issuing and checking assignments, it becomes possible to vary assignments in accordance with the level of students' preparation, the classroom time that can be used for organizing other forms of educational activity is freed, maximum objectivity and efficiency of evaluating the results of the learning process is achieved, Additional opportunities for forming students' competencies as a result of a productive combination in the electronic contextual course, interdisci And informational approaches. The training platform Moodle provides teachers and students with the possibility of unlimited free access to various educational resources necessary for self-employment. The article specifies the principles for determining the goals of education. These include: the meaning of education is that students must be able to independently solve problems in various fields; The content of education should be an adapted social experience of solving problems, the institution should form its own experience of students in solving problems independently. It is determined that before the introduction of the competence approach, the result of training was expressed in the sum of the acquired knowledge and skills, and now it is the ability to act in different situations.
Keywords: independent work, student, graduate, specialist, electronic platform, Moodle, LMS, competence, competence approach, teaching environment, test, webinar, chat, forum, wiki, glossary, competence approach, competences, electronic platform.
В сфере высшего образования достаточно давно закрепилась тенденция к массовому использованию электронных ресурсов, поскольку это упрощает и оптимизирует процесс обучения. Как показывает практика, электронная среда с каждым годом предоставляет все больше вариантов для организации самостоятельной работы, следовательно, за нововведениями необходимо следить. Актуальность рассмотрения темы вызвана возможностью снижения конкурентоспособности вуза без совершенствования форм самостоятельной работы студентов в электронной среде.
Условия современной жизни таковы, что выпускник высшей школы должен быть готов к самостоятельной
профессиональной деятельности. Работодателям нужен практически универсальный человек, обладающий не только отличными теоретическими профессиональными знаниями, готовый применить их на практике в любой момент времени, но и культурная личность с развитыми навыками использования Интернет-ресурсов, навыками работы с информацией [1].
Для того, чтобы студент был востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, вуз должен приблизить его навыки к вышеперечисленным.
Самостоятельность в обучении - тенденция, широко распространившаяся в высшем образовании России и мира [2]. Умение добывать информацию самостоятельно
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна pedagogical
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ... sciences
и использовать ее - залог успеха, как в профессиональной, так и социальной жизни. Благодаря этой позиции появлялся компетентностный подход, который пересмотрел роль преподавателя и обучающихся. Это попытка подвести образование под нужды рынка труда. И если до введения компетентностного подхода результат обучения выражался в сумме усвоенных знаний и умений, то теперь - это способность действовать в различных ситуациях, что вполне отвечает тем требованиям работодателей, которые были нами указаны выше [3].
Исследователь О.Е. Лебедев считает компетентност-ный подход совокупностью общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [4].
К таким принципам относятся положения о:
- смысле образования, заключенного в том, что студенты должны уметь самостоятельно решать вопросы в различных сфер жизни и деятельности, используя социальный опыт, куда входит и их собственный;
- содержании образования как об адаптированном социальном опыте решения проблем;
- формировании у студентов собственного опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, которые составляют содержание образования [5].
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о ценности самостоятельного обучения. Под эти рамки подстраиваются и формы работы студентов. Наиболее часто используемый вид обучения при самостоятельной работе - это электронный [6].
Электронные платформы используются в высших учебных заведениях повсеместно, поскольку делают учебный процесс более продуктивным. Студент в данном случае выбирает свой темп и ритм обучения, выбирает время и место для выполнения заданий. И при этих условиях всегда имеет возможность связаться с преподавателем по тому или иному вопросу [7].
Здесь самостоятельная работа может быть организована в форме делового взаимодействия, когда преподаватель дает задание на курсе, студент читает указанные рекомендации к выполнению.
Управление самостоятельной работой на электронном курсе преподаватель осуществляет ведя учет, контроль и коррекцию ошибок обучающихся [8].
Педагог осуществляет эту деятельность посредством использования следующих инструментов, имеющихся на электроннной платформе:
- тест;
- форум;
- чат;
- глоссарий;
- ссылки на дополнительные ресурсы;
- вики;
- вебинар [9].
Выполнение студентами какого-либо проекта можно полностью перенести на электронную платформу. Посредством наполненного преподавателем необходимой информацией курса с лекциями и ссылками на дополнительные источники, студенты могут воспользоваться им в любое удобное время.
В рамках дистанционного курса обеспечение связи осуществляется с помощью интерактивных элементов «Чат», «Форум». При этом становятся возможным проведение индивидуальных консультаций, общение в чат-режиме и режиме форума, когда каждый участник курса может высказаться по любому вопросу предложенной темы [10].
Отметим, что использование электронной обучающей среды по сравнению с традиционной системой обучения дает ряд преимуществ:
- сокращает время на выдачу и проверку заданий, система автоматически показывает студенту правильность процесса его решения задачи;
- появляется возможность варьировать задания в со-
ответствии с уровнем подготовки студентов, что позволяет ему работать над учебным материалом индивидуально, выбирать темп и глубину проработки;
- освобождается аудиторное время, которое может быть использовано для организации других форм учебной деятельности;
- достигается максимальная объективность и оперативность оценки результатов учебного процесса;
- появляются дополнительные возможности формирования компетенций студентов, как результата продуктивного сочетания в электронном курсе контекстного, междисциплинарного и предметно-информационного подходов [11].
Роль самостоятельной работы заключена не только в том, чтобы овладеть какой-либо дисциплиной на более качественном уровне, но и в формировании навыка действовать самостоятельно в любых условиях, профессиональных или же обыденных, встречающихся каждодневно [12-20]. Это может быть учебная, научная, профессиональная деятельность, где необходимо проявить умение брать на себя ответственность, способность конструктивно мыслить и рассуждать, находить выходы из кризисных ситуаций [21].
Как мы уже выяснили, значимость самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета. Поэтому вузам так необходимо разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом в самом начале требуется определить уровень самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников, для того, чтобы за пройденный период обучения был достигнут необходимый уровень [22].
На наш взгляд, в качестве электронной платформы, которая поможет в развитии самостоятельности следует рассмотреть Moodle, так как именно она чаще всего используется вузами.
Стоит отметить, что вся учебная деятельность, которая находится в Moodle ориентируется не на передачу и усвоение знаний, а на обмен идеями и создание нового знания [23].
Таким образом, электронная платформа Moodle обладает рядом преимуществ:
- открытостью,
- собственной образовательной философией;
- международным сообществом последователей, указанной выше идеи [24].
Обучающая платформа Moodle предоставляет преподавателям и студентам возможность неограниченного свободного доступа к различным образовательным ресурсам [25]. На платформе можно выкладывать справочные материалы, необходимые для выполнения самостоятельной работы, тестовые задания с автоматической проверкой, что поможет существенно сократить время преподавателя и студента, который может сразу увидеть результат своей работы, проанализировать ошибки [26]. Также преимуществом является и то, что электронный курс на платформе Moodle позволяет выполнять такие виды работ, которые невозможно выполнять во время обычного аудиторного занятия, но которые идеально подходят для самостоятельной работы [27].
На наш взгляд, использование электронной обучающей платформы Moodle для организации самостоятельной работы студентов в вузе обладает огромным потенциалом в плане индивидуализации обучения. Материалы и задания, размещенные на платформе Moodle, обладают большой степенью вариативности и максимально соответствуют индивидуальным способностям и талантам студентов [28-31].
Обучающая среда Moodle является гибким и эффективным инструментом для организации учебного процесса [32]. Динамичное управление платформы и структура модульного обучения позволяют обеспечить учебный процесс, учитывая индивидуальные требования обучающихся, улучшить результаты обучения студентов Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ...
даже во внеаудиторное время. Главные преимущества на платформе - взаимодействие обучающихся и преподавателей на форуме и в блогах, а также мониторинг уровня сформированности знаний, навыков и умений.
Успех организации самостоятельной работы в электронной системе будет зависеть от качества управления этим процессом и от качества наполнения преподавателем своего курса. Поскольку инструменты для работы каждый раз модифицируются, преподаватель должен быть готов к этим изменениям. Moodle дает возможность работать как индивидуально, так и коллективно Студенты могут самостоятельно, без помощи преподавателя образаться к нужным им ресурсам и тем самым формировать необходимые компетенции. Однако, преподаватель должен осуществлять контроль и направлять процесс в нужное русло, тем самым способствовать формированию студента как самостоятельной личности .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования//Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
2. Ваганова О.И., Ермакова O.E. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального об-учения//Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 14.
3. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
4. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
5. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
6. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
7. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.
8. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
9. Ваганова О.И., Прохорова М.П., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Проектирование оценочных средств в условиях деятельностно-компетентност-ного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 87-90.
10. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу// Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
11. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения//Вестник Мининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 23.
12. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111-
113.
13. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.
2014. № 4 (5). С. 62-64.
14. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
15. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.
16. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 3 (12). С. 41-44.
17. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 228-232.
18. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
19. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.
20. Джусоева К.Г. Организация самостоятельной работы студентов по осетинскому языку на неязыковых факультетах // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 155-157.
21. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 31.
22. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71.
23. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 158-162.
24. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.
25. Шкунова А.А., Прохорова М.П. Силлабус: методическая основа организации самостоятельной работы студентов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-1. С. 163-167.
26. Ваганова О.И., Царева О.С. Рефлексивный дневник как средство оценивания личностных и учебных достижений студентов педагогического вуза//Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 128130.
27. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.
28. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.
29. Букушева А.В. Организация самостоятельной ра-
Кутепова Любовь Ивановна, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ...
pedagogical sciences
боты студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34.
30. Зайцева О.Ю. Опыт использования веб-ориентированной среды Moodle в формировании профессиональной компетентности бакалавров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 57-60.
31. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293
32. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании//Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.
Статья поступила в редакцию 27.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.
46
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)